Танковый биатлон-2014: новая страница международного сотрудничества
На чемпионат этого года съехались экипажи бронированных машин с четырех континентов из 12 государств

Танки, на старт!

В течение двух недель – с 4 по 16 августа – в подмосковном Алабино на полигоне 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии проходил первый Международный танковый биатлон.

Елена ЕЛКИНА

Александр ФЕДОРОВ

В отличие от соревнований прошлого года, в которых приняли участие танкисты четырех стран СНГ, на чемпионат этого года съехались экипажи бронированных машин с четырех континентов из 12 государств: Анголы, Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Монголии, Сербии и России. Это и позволяет говорить о подлинно международном характере мероприятия. Приглашения рассылались и государствам НАТО. Но, оказавшись в шорах неохолодной войны, спровоцированной украинским кризисом, те решили воздержаться. «Сегодня здесь, на полигоне Алабино, стартует первый чемпионат мира по танковому биатлону, – заявил на церемонии открытия министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. – Это событие без преувеличения можно назвать новой страницей в международном военном сотрудничестве. В условиях непростой международной обстановки эти состязания будут содействовать укреплению доверия между вооруженными силами разных стран».

Министр обороны РФ Сергей Шойгу открывает чемпионат.

Подготовка к чемпионату велась долго и тщательно. Поскольку все команды, за исключением китайской, выступали на российских танках Т-72Б1 производства Уралвагонзавода, то многие основные и запасные экипажи прибыли в Подмосковье заранее. А для некоторых из них на подмосковном полигоне 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии был организован специальный курс подготовки. Танковый биатлон обеспечивали около 800 специалистов системы материально-технического обеспечения Министерства обороны РФ, а также многочисленные представители Уралвагонзавода. Российская сторона подготовила для участников более 60 танков.

Танковый биатлон 2014 года предусматривал четыре вида гонок: индивидуальную, спринт из двух заездов, преследования и командную эстафету. Участники состязаний выполняли несколько упражнений: змейку (слалом), преодолевали брод и эскарп (противотанковое земляное заграждение), брали курган (крутой подъем), двигались по колейному мосту. Экипажи боевых машин поражали из пушек и пулеметов мишени, имитирующие танки и низколетящие вертолеты, на дистанциях от 800 до 2200 метров. В соревнованиях от каждой страны выступали по четыре экипажа – три основных и один запасной.

Каждый соревновательный день был насыщен драматическими событиями. В индивидуальной гонке первенство поначалу захватил китайский экипаж на танке типа 96А. Следует заметить, что танкисты из Поднебесной еще до начала чемпионата произвели очень благоприятное впечатление, когда во время предварительного «разминочного» заезда с первых выстрелов поразили все цели. И вот они на старте. Без штрафов прошли змейку, но на огневом рубеже допустили промах и «заработали» штрафные очки. Тем временем их догнал российский танк. Наш экипаж поразил цель с первого выстрела. Крутой подъем – и очередную стрельбу лидеры выполнили на «отлично». А вот после преодоления колейного моста при стрельбе по «низколетящему вертолету» российский экипаж промахнулся и получил штрафные очки. Китайцы же прошли этот рубеж без потерь. Но брод оказался для них коварным препятствием. На повороте у Т-96А слетела гусеница. Как позже выяснилось, крупные камни попали между траками и опорными катками, которые стали сыпаться как гнилые зубы. Пришлось поменять боевую машину, что предусматривалось правилами соревнований. Но это потребовало времени, и китайцы потеряли шанс на победу. В этом заезде они заняли третье место, пропустив на второе место экипаж из Армении.

Перед началом соревнований состоялся парад бронетанковой техники периода Великой Отечественной войны.

Танк Т-34.

Танк Т-26.

Спринт тоже выиграли российские танкисты. Несмотря на один промах из трех выстрелов из 125-мм пушки по мишени «танк» и один штрафной 500-метровый круг, экипаж под командованием младшего сержанта Булата Цыренова показал лучшее время – 26 минут 27 секунд. Второе место занял Казахстан (30 минут 14 секунд), третье – Индия (31 минута 26 секунд). На четвертом месте – экипаж из Белоруссии, на пятом – танкисты из Армении. Шестое место – у Киргизии. А вот Китай откатился на седьмое место. Ожидавшегося острого соперничества между российскими и китайскими танкистами снова не получилось. Сначала на огневом рубеже танк

Т-96А по каким-то причинам не мог произвести ни одного выстрела. Ему вызвали машину техпомощи, но и она оказалась бессильной. Пришлось снова заменять танк. Техническая неудача в индивидуальной гонке и сбой во время стрельбы на спринте, похоже, морально надломили китайский экипаж. Поэтому и на резервной машине они при стрельбе поразили только две мишени из трех.

Строгий судья из Монголии.

В гонке преследования, во время которой бронированным коням нужно было пробежать три круга общей протяженностью 4 км, а также поразить мишень «танк» на первом и на втором круге, а на третьем огнем из спаренного с пушкой пулемета нейтрализовать условный противотанковый расчет противника, два российских экипажа заняли первые места, набрав по 71 баллу. Третье и четвертое место разделили казахстанские танкисты (по 63 балла). Еще один российский экипаж с 60 баллами занял пятое место.

Пик напряжения был достигнут в последний день соревнований во время эстафеты. Правила ее такие: три экипажа от каждой сборной на одном танке, но с заменой экипажей, должны пройти три круга по 4 км. Первый круг пробегается без стрельбы, на втором машины должны с дистанции 800 м поразить из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета мишень «ручной противотанковый гранатомет». При попадании в цель экипаж допускается на следующую дистанцию, в случае промаха – на 500-метровый штрафной круг. На третьем круге требуется на ходу тремя выстрелами из пушки уничтожить три мишени «танк». Промах – штрафной круг 500 метров. Расстояние до мишеней – 1600, 1700 и 1800 метров.

Финальную четверку составили танкисты России, Казахстана, Китая и Армении. С первых минут лидерство захватили экипажи Казахстана и России. На огневом рубеже при стрельбе из пулемета российский танк промазал и ушел на штрафной круг. Гонку возглавил Казахстан, за ним танкисты из Армении, россияне только третьи. Заметно отстали китайцы. От лидеров перед третьим кругом их отделяли более пяти минут. И вот уже казахи начали стрельбу из пушки и поразили цель. Но второй снаряд уходит в «молоко». Третий – снова точно в цель. Российский экипаж тоже стреляет не слишком метко. Одно попадание из трех. А второй казахстанский экипаж – уже на треке. Тем временем у китайцев три промаха.

11 из 12 команд выступали на российских танках Т-72Б, которые продемонстрировали свои выдающиеся качества.

Китайский танк типа 96А на трассе биатлона.

Второй армянский экипаж вышел на следующий этап в то время, когда россияне и китайцы продолжали кататься на штрафных кругах.

Российский танк с обновленным экипажем вышел на второй этап, а команда Казахстана уже прошла первый круг второго заезда. Но казахи «спотыкаются» при стрельбе из пулемета, то есть промахиваются. Россияне их почти уже достигли, но что-то случилось с танком. Его приходится заменять. Китайцы тоже меняют свою машину, уже третий раз за чемпионат. Потом техническая неполадка случается и с казахстанским танком.

На третий этап практически одновременно вышли Армения и Россия. И российский экипаж под командованием младшего сержанта Марата Халикова наконец обходит соперника. Затем и казахстанскому танку настает очередь уступить дорогу. И вот уже россияне лидируют. Наш танк приходит к финишу первым. Но впереди еще вердикт судей, которые должны проанализировать данные средств объективного контроля.

Опорные катки танка типа 96А разрушились после того, как между ними и траками попали камни.

В итоге места распределились следующим образом. Первое место заняла сборная России с результатом 1 час 15 минут 13 секунд. На втором – сборная Армении, прошедшая все этапы за 1 час 20 минут 03 секунды. А на третьем месте оказались китайцы – 1 час 30 минут 56 секунд. К сожалению, сборная Казахстана, которая была первой на протяжении большей части гонки, не вошла в число призеров, оказавшись на четвертом месте. В личном первенстве экипажей российские танкисты заняли первое и второе места пьедестала, а на третьем месте – экипаж из Казахстана.

При прохождении трассы доставалось и танкам Т-72.

Награды победителям и призерам вручил министр обороны Сергей Шойгу. Глава военного ведомства России обратился с приветственным словом к участникам и гостям чемпионата мира по танковому биатлону. «В течение двух недель все мы с большим интересом следили за напряженной борьбой лучших танковых экипажей из двенадцати государств, которые состязались в искусстве управления многотонными машинами и выполнении сложнейших учебно-боевых задач, – подчеркнул он. – Танкисты показали высочайшее профессиональное мастерство, проявили сплоченность и несгибаемую волю к победе». Сергей Шойгу поблагодарил представителей зарубежных стран, которые приехали на соревнования, невзирая на политическую обстановку в мире: «Особую признательность выражаю представителям зарубежных государств, которые в условиях обострения международных отношений нашли возможность приехать на чемпионат мира по танковому биатлону».

Министр обороны РФ Сергей Шойгу поздравляет победителей чемпионата.

Сергей Шойгу награждает китайскую команду.

Поздравил победителей и участников чемпионата и генеральный директор Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) Олег Сиенко. Это предприятие выступало генеральным спонсором первенства. Олег Сиенко вручил победителям специальные призы от УВЗ – автомобили повышенной проходимости УАЗ «Patriot» в топовой комплектации.

Особый приз достался танкистам из Армении. Их команда, занявшая второе место на чемпионате, получила новенький танк Т-90 производства Уралвагонзавода.

И победа, и «Patriot»!

Младший сержант Марат Халиков поблагодарил уральских танкостроителей. «Танк Т-72Б3 Уралвагонзавода – отличная машина, – заявил он. – У нее прекрасная проходимость и хороший обзор, который осуществляется благодаря современным приборам наблюдения. Рад, что в России и Российской армии есть такие машины».

Высокий уровень технического сопровождения УВЗ отметили все участники биатлона. Так, начальник 2-го управления Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Республики Беларусь Алексей Трегуб сказал: «Хочу отметить хороший уровень подготовки специалистов Уралвагонзавода. Все возникающие вопросы ими решались положительно».

Чемпионат мира по танковому биатлону посетили в общей сложности более 70 тысяч человек, сообщил оргкомитет соревнований. В заключительный день соревнований – 16 августа – на полигон в Алабино прибыли около 20 тысяч человек. Для них была организована бесплатная доставка автобусами Минобороны от железнодорожных станций прямо на полигон. Стоимость одного билета составляла 250 руб., а дети пропускались бесплатно. На территории полигона для зрителей были выставлены новейшие образцы боевой техники и музейные экспонаты бронетехники.

Призы победителям от УВЗ.

Сейчас уже началась подготовка к международному танковому чемпионату следующего года, в котором выразили желание принять участие ряд государств, чьи представители в августе этого года присутствовали в Алабино лишь в качестве наблюдателей. Уже зарегистрирована международная общественная организация «Федерация танкового биатлона». Представитель китайской команды полковник Тан Хэюань заявил, что китайские танкисты были счастливы участвовать в турнире и планируют дальнейшее сотрудничество с организаторами соревнований. И, как отметил заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков, «даже если на следующий год приедут команды из 120 и более стран мира, Вооруженные Силы Российской Федерации способны обеспечить достойный уровень соревнований». Впрочем, такого рода чемпионаты могут проводиться и на территории других государств. По словам заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками  генерал-лейтенанта Александра Ленцова, «якобы, Казахстан подумывает проводить танковый биатлон на своей территории». А почему нет? Дело полезное!

Генеральный директор НПО «Уралвагонзавод» Олег Сиенко поздравил победителей соревнований и вручил ключи от новеньких автомобилей.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS