Крым: оборонно-промышленный потенциал нового федерального округа
На территории Крыма расположены 13 предприятий, входивших в состав ГК «Укроборонпром»

Здание ЦКБ «Черноморец» в центре Севастополя.

В конце марта, после того как были завершены официальные процедуры по принятию Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что на полуостров отправляется группа специалистов Рособоронзаказа и ФСВТС, которая должна сертифицировать предприятия местного ОПК.

Владимир ШВАРЕВ

Эта процедура, по словам Дмитрия Рогозина, займет две недели, после чего начнется загрузка оборонных предприятий Крыма военными и гражданскими заказами. Он отметил, что в 2015 г. стартует обширная программа модернизации кораблей ВМФ РФ, в рамках которой заказы получат и севастопольские предприятия.

Крым в массовом сознании ассоциируется в первую очередь с пляжным отдыхом, однако определенный оборонно-промышленный потенциал у нового федерального округа имеется. Всего на территории Крыма расположены 13 предприятий, входивших в состав ГК «Укроборонпром». Большая их часть в рамках Украины имела статус государственных предприятий. Крымский ОПК можно условно разделить на евпаторийско-севастопольский, феодосийский и симферопольский кусты.

ГП «Евпаторийский авиационный ремонтный завод» осуществляет капитальный ремонт самолетов Бе-12 всех модификаций, средний ремонт штурмовиков Су-25, а также воздушных винтов типа АВ-68, выполняет техническое обслуживание транспортных самолетов Ан-12, Як-42, Ан-24, Ан-26, Ан-32, переоборудование самолетов Ан-12 для полетов на международных авиалиниях.

В сферу деятельности ГП «Севастопольское авиационное предприятие» входит капитальный ремонт, переоборудование и модернизация вертолетов Ка-25, Ка-27, Ми-8, Ми-14, Ми-17 всех модификаций, их агрегатов и оборудования, а также наземных средств обеспечения полетов, связи и навигации. Все технологические процессы утверждены разработчиками – КБ им. Камова и КБ им. М.Л. Миля, которые производят техническое сопровождение капитального ремонта вертолетов. На предприятии осваивается капитальный ремонт вертолетов Ми-2, Ка-29, Ка-32, Ми-24 и Ми-35 всех модификаций. Также предприятие осуществляет капитальный ремонт наземных средств обеспечения полетов, связи и навигации.

Предприятие предоставляло услуги по ремонту и модернизации авиатехники как для Министерства обороны Украины, в т.ч. для 56-го отдельного вертолетного отряда ВС Украины, задействованного в миссии ООН в Либерии, так и инозаказчиков. Завод сотрудничает со странами СНГ, а также с государствами и частными фирмами Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии и Африки. Удачное географическое расположение на Черноморском побережье, наличие специально оборудованного морского терминала, развитая инфраструктура, близость железнодорожного узла, морского порта, аэродромов, автомагистрали позволяют производить транспортировку в ремонт и отгрузку авиационной техники после ремонта заказчику любым видом транспорта.

В настоящее время ГП «Севастопольское авиационное предприятие» осуществляет капитальный ремонт шести вертолетов Ми-8 для ВВС Хорватии в рамках подписанного в июле 2013 г. ГК «Укрспецэкспорт» и Министерством обороны Республики Хорватия контракта. Заказчику уже переданы два отремонтированных вертолета, готовится к облету третья машина.

Центральное конструкторское бюро «Черноморец» (Севастополь) занимается разработкой конструкторско-технологической документации для проведения ремонта, переоборудования, модернизации кораблей и судов, а также проектов сложных технических судов.

Конструкторское бюро радиосвязи (Севастополь) разрабатывает и изготавливает системы радиосвязи, включая военные сухопутные и морские, а также навигационное оборудование.

Специальная производственно-техническая база «Пламя» (Севастополь) специализируется в области взрывопожарной защиты на кораблях флота и выполняет ремонт систем взрывопожаробезопасности.

ГП «Феодосийский оптический завод» изготавливает прицелы и другие элементы системы управления огнем бронетанковой техники. Вскоре после законодательного оформления процедуры вхождения Крыма в состав России на заглавной странице сайта завода появилось сообщение под заголовком «Не с пустыми руками!». В сообщении сказано: «Коллектив нашего завода возвращается домой, в Россию, не с пустыми руками. Директор предприятия обратился с аргументированным обоснованием в адрес министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова о загрузке Феодосийского оптического завода работой на $15 млн. в 2014 г.

Второй КВП проекта 958 «Бизон» перед срочной отправкой в Китай.

Наш завод в 2017 году будет отмечать 50-летний юбилей. И создан он приказом министра оборонной промышленности СССР №214 от 04.04.1967 года. Коллектив славится своими достижениями всегда.

После развала СССР Феодосийский оптический завод поддерживал производственные и договорные отношения с российскими предприятиями: ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Красногорский завод имени С.А. Зверева», КБМ, г. Коломна, ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла», ОАО «Казанский оптико-механический завод» и другими. С 2012 года начались наши контакты с Арзамасским машиностроительным заводом.

За годы работы в составе украинского оборонно-промышленного комплекса Феодосийский оптический завод освоил:

–производство блоков «Д» к изделию 1Г46 «Иртыш», которые в Российской Федерации выпускает ОАО «Вологодский оптико-механический завод»;

–производство изделий ТНПО-115, РТС-27-3МС и ТВН-5, потребителем которых может быть ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», причем цены на нашу продукцию были согласованы с ОАО «АМЗ» в 2013 году и остаются неизменными на 2014;

–производство прожекторов Л4А, заказчиком которого в 2014 году является ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», г. Омск. При этом контракт на поставку Л4А производства Феодосийского оптического завода в адрес ОАО «КБТМ» Омска находится в завершающей стадии оформления;

–производство ТШУ-М – системы оптико-электронного противодействия для БМ Т-72, Т-80, Т-90;

–производство системы управления огнем «Волна» в составе квантового дальномера танкового КДТ-2 (КДТ-3) телескопического шарнирного стабилизированного прицела ТШСМ-32ПВ, ТШС-41У с электроблоком;

–производство лазерных приборов разведки «Базальт-Ф»;

–производство лазерных дальномеров «Пчела ЛВВ», ВД-2Ф, ЛД-3Ф для различных украинских боевых модулей легкобронированной техники.

Считаем, что большой научно-технический интерес для ВПК РФ, имеют наши опытно-конструкторские работы:

–в части модернизации датчиков обнаружения лазерного облучения ТШУ-I ТШУ-II в части замены их элементной базы с фотодиодной схемы на пироприемные устройства, что позволяет расширить диапазон обнаружения лазерных дальномеров и лазерных подсветчиков с 0,9 до 12 мкм (сейчас в Украине и РФ стоят на вооружении датчики с диапазоном от 0,9 до 2 мкм);

–в части модернизации системы оптико-электронного противодействия ТШУ-1С путем замены ксеноновой лампы на лазерные диоды, что не только существенно повышает ТТХ ТШУ-1М, но и существенно снижает габариты, трудоемкость, себестоимость и позволяет устанавливать их на все тяжело и легкобронированные боевые машины;

–в части модернизации БМ Т-55 путем установки СУО «Волна», на наш взгляд, интересным является наш комплекс ТШДК-32ПВ, где в телескопический шарнирный прицел ТШСМ-32ПВ (ТШС-41У) встроен малогабаритный лазерный дальномер;

–вслед за Германией и Израилем на Феодосийском оптическом заводе разработана, испытана и изготовлена первая промышленная партия наблюдательных приборов ТНПО-115, что, на наш взгляд, является прорывным достижением, так как затраты на изготовление оптических деталей при зеркальном принципе в 10 раз ниже призменного, а ремонтопригодность 100% при сохранении всех ТТХ призменных приборов наблюдения. О прорывной технологии производства зеркальных приборов наблюдения типа ТНП, ТНПО в особый мобилизационный период можно говорить только в превосходной степени.

Феодосийский оптический завод завершает освоение визира наблюдения и целеуказания ВНЦ-452Ф для малых десантных кораблей.

Феодосийские оптики делали все возможное и невозможное, чтобы сохранить индустриальный потенциал страны, у нас друзья и во Львове, и в Черновцах, и в Черкассах, и в Харькове и Киеве, и в Изюме, и в Днепропетровске.

В дикой нищете и жесточайшем безденежьи нам удалось со времени успешного украинского танкового контракта с Пакистаном (1997-2000 гг.) нарастить долю своей продукции в современном украинском танке «Оплот» в 25 раз(!) по сравнению с Т80УД.

2013 г. наш завод завершил с темпами роста более чем в 400%. У нас нет долгов по зарплате и выплатам в социальные фонды. Наше предприятие успешно выполнило контракт на поставку спецтехники в адрес ОАО «НПК «Уралвагонзавод», в марте мы завершаем контракт на поставку продукции в адрес ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», а КБ транспортного машиностроения Омска подписали с заводом контракт на $374 тыс.

Вид на корпуса судостроительного завода «Море», расположенного на восточном побережье Феодосийского залива.

Руководство и специалисты завода убеждены, что предприятия-лидеры Российской «оборонки» вложат в 2014 г. один миллион долларов США в завершение опытно-конструкторских работ Феодосийского оптического завода, настолько наши научно-технические разработки повышают тактико-технические характеристики специальной техники.

В обращении нашего директора в адрес российского министра есть предложение об инвестировании в техперевооружение завода 1,31 млн. евро для закупки западногерманской скоростной технологической линии обработки микрооптики и трех южнокорейских обрабатывающих центров с ЧПУ для изготовления высокоточных механических деталей.

Мы верим, что положительная реакция правительства РФ на наши обращения реально возместит потерю 100 миллионов гривен от расторжения договора с ГП «Завод им. Малышева» в случае недружественных шагов по отношению к нам со стороны правительства Украины».

В обращении директора завода Александра Литвиненко к Денису Мантурову сказано: «Мы просим у Вас заказов, контрактов и инвестиций не из милости, а ради творческого, вдохновенного, созидательного труда для создания сложных наукоемких комплексов специального и гражданского назначения. Мы более 8100 дней и ночей мечтали о такой стабильной, творческой, напряженной работе.

И еще мы просим Вас, по завершению процедуры возврата Крыма в состав Российской Федерации, рассмотреть возможность включения Феодосийского оптического завода в состав легендарного Уралвагонзавода».

Феодосийский судомеханический завод выполняет ремонт судов, кораблей проектов 205, 206, 266, 266М, 1824, 368Т, 1388, 233, 1236, 535, 733, 737, 771 и 376, ремонт и сервисное обслуживание главных дизельных двигателей М503, М504, М507, судовых дизельгенераторов, а также ремонт двигателей КамАЗ.

Конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит» (Феодосия) занимается созданием из полимерных композиционных материалов (ПКМ) катеров, яхт, шлюпок, лодок и других плавсредств, разработкой самих ПКМ, в том числе имеющих заданные свойства: звукопрозрачных, радиопрозрачных, радиопоглощающих, броневых, трудносгораемых. Также предприятие проектирует и изготавливает детали из ПКМ для железнодорожного и автомобильного транспорта, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей. Здесь производятся насадки воздушных винтов для судов с динамическим принципом поддержания (ДПП) типа «Зубр»; рубки и надстройки для судов с ДПП типа «Зубр», «Омар», патрульных катеров типа «Гриф», аэродинамические рули и стабилизаторы для судов с ДПП, воздушные тракты. В активе КТБ более 40 проектов малотоннажных судов, по которым на заводах отрасли построено более 7 тыс. судов.

Научно-исследовательский институт аэропружных систем (Феодосия) разрабатывает и производит парашютные систем различного назначения и воздухоплавательные аппараты.

Научно-исследовательский центр «Вертолет» (Феодосия) занимается переоборудованием и испытаниями вертолетов.

Государственное предприятие «Склопластик» (Феодосия) проектирует и изготавливает плавсредства и конструкции из стеклопластика. В числе разработок предприятия – скоростной бронекатер «Конан 750БР», скоростные катера семейства «Конан», катер служебно-разъездной «Крым 338», спасательные шлюпки, прогулочные и рабочие катера различных типов. Также здесь делают аэродинамические кольцевые насадки на воздушные винты для десантного корабля на воздушной подушке «Зубр».

Феодосийская судостроительная компания «Море» строит скоростные корабли и суда с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, на воздушной подушке, на каверне, глиссирующих), прогулочные яхты и катера с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов.

Значительную часть продукции составляют военные корабли и многоцелевые катера: противолодочные корабли на подводных крыльях (КПК) проекта «Сокол», быстроходные патрульные катера проектов «Гриф», «Кондор» и их модификации, а также корабли на воздушной подушке различного назначения, в том числе малый десантный корабль амфибийного типа «Зубр». Со стапелей предприятия сошли такие известные суда на подводных крыльях, как «Ракета», «Комета», «Восход», «Циклон» и «Олимпия». Их общее количество составляет 40% среди судов подобного типа, построенных в мире.

В 2009 г. между ГК «Укрспецэкспорт» и Министерством обороны Китая был подписан контракт стоимостью $315 млн. на строительство двух малых десантных КВП проекта 958 «Бизон» (украинская версия проекта 12322 «Зубр»). Соглашение предусматривало последующую лицензионную постройку двух кораблей в Китае на основе передаваемой документации. Первый КВП компания «Море» передала Китаю в апреле 2013 г., второй был спешно отправлен заказчику 1 марта 2014 г.

В 2012 г. Морской охране Госпогранслужбы Украины был передан первый из восьми катеров «Орлан», разработанный и изготовленный на заводе.

Сфера деятельности завода «Фиолент» (Симферополь) – проектирование и производство систем и элементов автоматизированного управления для кораблей и судов, кораблей на воздушной подушке, яхт, доков, морских буровых платформ, включающих управление главной энергетической установкой, электроэнергетической установкой и общекорабельными системами. Проектирование и производство средств корабельной автоматики имеет сертификат Bureau Veritas на соответствие требованиям менеджмента качества ISO 9001:2008. Завод проектирует и изготавливает прецизионные электрические микромашины многоотраслевого применения. Производство этих изделий аттестовано организациями Украины и России, а продукция допущена к применению в военной технике. Завод «Фиолент» изготавливает также более 45 различных моделей ручного электроинструмента профессионального и бытового назначения.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS