Последняя служба «Очакова»
Почему на фарватере входа в бухту Донузлава был затопилен корпус бывшего большого противолодочного корабля «Очаков»

После переворота в Киеве подавляющее большинство населения Крыма выразило желание, чтобы автономная республика вошла в состав России. Когда начался процесс «возвращения на Родину», как называли его жители полуострова, возникла угроза провокаций со стороны приверженцев Майдана. Ситуация усугублялась наличием в Крыму большого числа украинских воинских частей и кораблей ВМСУ.

Федор ДИАНОВ

18 марта такая провокация случилась, когда в Симферополе снайпер открыл огонь по военнослужащим одной из украинских воинских частей и бойцам сил самообороны Крыма. Два человека погибли. Дабы не допустить возможности подобных инцидентов, украинским военнослужащим было предложено перейти на сторону Российской армии, в противном случае сдать оружие, демобилизоваться или отправиться на Украину. Представители Вооруженных Сил Украины в массовом порядке стали оставлять свои части и корабли и переходить под руку России. В Севастополе почти все корабли ВМСУ подняли Андреевские флаги.

Иная ситуация сложилась на озере Донузлав под Евпаторией, где базировались корабли 5-й бригады надводных кораблей ВМСУ. Они отказались принимать условия нового руководства Крыма. В состав бригады входили большой десантный корабль «Константин Ольшанский», средний десантный корабль «Кировоград», корвет (малый противолодочный корабль) «Винница», морские тральщики «Черкассы» и «Чернигов», рейдовый тральщик «Геническ» и противодиверсионный катер «Феодосия». Все они несут легкое артиллерийское и пулеметное вооружение. И получив какой-нибудь авантюрный приказ от безбашенных киевских властей, вполне могли обстрелять приморские города и поселки. Вероятность подобного развития событий требовалось категорически исключить.

Так «Очаков» перекрыл вход в бухту Донузлав.

Вот почему было принято решение затопить на фарватере входа в бухту Донузлава корпус бывшего большого противолодочного корабля «Очаков», который давно ожидает разделки на металл. А для того чтобы не оставалось даже щели для выхода из озера, сначала по носу «Очакова», а потом и по корме дополнительно затопили выведенные из состава Черноморского флота небольшие вспомогательные суда.

Большой противолодочный корабль «Очаков» относится к семерке БПК проекта 1134Б «Беркут» разработки Северного ПКБ. Эти корабли строились на судостроительном заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. «Очаков», названный в честь крепости у Ачи-Кале, взятой у турок российскими моряками в 1788 г., был заложен 19 декабря 1969 года. Закладную доску на будущем корабле лично установил главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. 28 июля 1973 г. БПК вошел в строй ВМФ.

Полное водоизмещение «Очакова» – 8533 т, длина – 173,4 м, ширина – 18,54 м. Корабль развивал максимальную 32-узловую скорость и мог пройти на 18 узлах 7100 миль. Его мореходность была неограниченной. Экипаж состоял из 380-425 человек. Вооружение включало универсальный зенитно-ракетный комплекс «Шторм» (боезапас – 80 штук), которым поражались не только воздушные, но и морские цели. Кстати, на базе ракеты В-611 комплекса «Шторм» позже был создан тактический ракетный комплекс Сухопутных войск «Точка»/«Точка-У», который, в свою очередь, послужил прототипом знаменитого оперативно-тактического «Искандера».

Ракетный арсенал «Очакова» не ограничивался только «Штормом». Его дополняли две пусковые установки ЗРК малой дальности «Оса-М» и универсальный ракетный комплекс «Раструб-Б», способный уничтожать подводные лодки и надводные корабли. Для противолодочной обороны предназначались также торпедные аппараты, РБУ и вертолет Ка-25ПЛ. Артиллерия была представлена двумя спаренными 76-мм и четырьмя шестиствольными 30-мм автоматическими установками.

Стремительный низкий силуэт, высокая скорость и большая дальность плавания позволяли отнести корабль к лучшим БПК. А в НАТО его, как и все другие «беркуты», причисляли к крейсерам класса Kara («Стальной браслет»).

На счету «Очакова» – девять боевых служб в Средиземном море и Атлантике, не считая испытательных плаваний, многочисленных учебных походов, стрельб в полигонах и визитов вежливости. В 1977, 1979 и 1986 годах корабль объявлялся лучшим в ВМФ СССР.

Момент затопления водолазного судна ВМ-232.

В 1990 г., то есть незадолго до крушения СССР, «Очаков» стал в ремонт на севастопольском «Севморзаводе». Сначала предполагалось его перевооружить новыми образцами ракетной и артиллерийской техники, но те еще не были готовы. Потом возникла идея превратить БПК в опытовый корабль по испытанию новых образцов военно-морской техники. Но и она развития не получила. Между тем на корабле медленно, но продвигались работы по корпусу – заменялись проржавевшие элементы набора и обшивки. В июле 2006 г. высокие московские начальники поставили задачу завершить модернизацию корабля в кратчайшие сроки, однако денег для этого не дали. В итоге 20 августа 2011 г., когда бывшему БПК уже исполнилось 40 лет, его исключили из состава ВМФ РФ. С тех пор он ржавел в одной из севастопольских бухт.

И вот он снова понадобился, если не для боевой, то для, безусловно, важной службы, загородив выход из озера Донузлав. Эта операция имела несомненный успех. Корабли 5-й бригады ВМСУ один за другим стали переходить под юрисдикцию России. Но были и исключения. Самым ярким из них стало многодневное метание тральщика «Черкассы» по озеру Донузлав и его попытки прорваться в море. Он отошел от пирса 1 марта, а вернулся к нему только 25-го.

Корпус «Очакова» многие годы стоял у причала.

Надо заметить, что у этого МТЩ проекта 266М «Аквамарин», построенного в 1976 г. Средне-Невским судостроительным заводом и получившего название «Разведчик», богатая биография. Он выходил на боевую службу в Индийский океан и Атлантику, участвовал в тралениях в Персидском заливе и Красном море. Корабль осуществил 29 проводок за тралами, конвоировал гражданские суда. Благодаря «Разведчику» не пострадали 52 судна. В 1990 г. бушевал конфликт между Сомали, Эритреей и Эфиопией. С занятых эритрейцами островов велся обстрел конвоев реактивными снарядами. Смелые и решительные действия экипажа тральщика не допустили потерь. 14 мая 1990 г., когда советский МТЩ сопровождал в Красном море танкер «Интернационал», четыре катера предприняли атаку с целью захвата судна. «Разведчик» открыл заградительный огонь. Меткой стрельбой старшины 1-ой статьи Александра Невзрачного был взорван один из атаковавших катеров. По итогам этой боевой службы 17 членов экипажа корабля были награждены орденами и медалями, а сам тральщик удостоился вымпела Министерства обороны СССР «За мужество».

Морской тральщик «Черкассы».

После раздела Черноморского флота СССР в 1997 г. МТЩ отошел ВМСУ Украины, где получил название «Черкассы». К началу марта этого года 60% членов его экипажа составляли выходцы из Западной Украины. После установления блокады Донузлава на шлюпке сошли на берег два офицера, один мичман и 9 матросов.

Первую попытку прорыва в море «Черкассы» предприняли 21 марта. Тральщик зацепил швартовыми тросами одно из затопленных судов и стал его оттаскивать, чтобы освободить проход. Но мощности движков для такой операции не хватило. К тому же лопнул трос. 24 марта была вторая отчаянная попытка. Обнаружив узкий «просвет» между одним из затопленных корпусов и берегом, украинский тральщик попытался через него проскочить. Но тут в дело вмешался российский ракетный катер, который носом толкнул МТЩ в сторону мели. Пришлось отойти. А вечером следующего дня на «Черкассы» с вертолетов и скоростных катеров высадился десант спецназа.

Экипаж тральщика заперся в кубрике, который спецназовцы без напряжения открыли. Команда договорилась об условиях передачи корабля. Их было всего два: дать возможность забрать с собой личные вещи и сойти на берег при поднятом флаге ВМС Украины. Спецназовцы удовлетворили просьбу украинских моряков. Те сели в автобусы и отправились на родину.

Стоит обратить внимание на то, что за все время блокады Донузлава не было пролито ни капли ничьей крови. Президент РФ Владимир Путин, обращаясь к командному составу Вооруженных Сил России, подчеркнул: «Мы с уважением относимся к выбору тех украинских военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств, которые возвращаются на Украину. Отношение к ним, к их семьям должно быть предельно корректным, как того требуют традиции воинской чести». Российские моряки в Крыму остались верны этим традициям.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS