«Александр Невский» – в строю ВМФ
На кормовом флагштоке корабля взвился Андреевский флаг

На северодвинском Севмаше 23 декабря прошлого года состоялась передача ВМФ России атомного подводного крейсера стратегического назначения К-550 «Александр Невский» – второго проекта 955 «Борей» и первого серийного корабля этого типа. Субмарина стала 130 атомоходом, построенным Севмашем для отечественного флота. В церемонии принял участие министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Он вручил военно-морской флаг командиру РПКСН капитану 1-го ранга Василию Танковиду.

Александр ФЕДОРОВ

После подписания акта о приемке подводной лодки министр обороны заявил: «Ракетные подводные крейсеры данного класса станут основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия». Глава военного ведомства отметил роль кораблестроителей из ЦКБ МТ «Рубин» и Севмаша, которые входят в состав Объединенной судостроительной корпорации. По его словам, «конструкторы, инженеры, рабочие предприятия – все, кто принимал участие в его создании, блестяще справились с поставленной задачей». Он пожелал подводникам безаварийного плавания и семь футов под килем.

Главком ВМФ Виктор Чирков зачитал приказ о зачислении нового ракетоносца К-550 в состав 25-й дивизии подводных сил Тихоокеанского флота с дислокацией в Вилючинске. К месту постоянного базирования «Александр Невский» отправится уже во второй половине этого года.

Затем состоялся сеанс видеосвязи с президентом РФ и Верховным главнокомандующим Владимиром Путиным. «Государственные испытания первого серийного атомного подводного крейсера «Александр Невский» проекта 955 завершены, – доложил Сергей Шойгу. – В ходе испытаний были подтверждены все заложенные тактико-технические характеристики. Приемный акт утвержден. На крейсере поднят Андреевский флаг. Корабль передан Военно-морскому флоту, начат его ввод в состав сил постоянной готовности».

Глава государства поздравил военных моряков и судостроителей с пополнением ВМФ новым атомным ракетоносцем. «Это серьезное событие, очень важное не только для Военно-морского флота, для Вооруженных Сил, – подчеркнул он. – Это событие важно и для страны в целом». Президент отметил «большой вклад судостроителей в дело обороноспособности страны, инженеров, всех работников предприятия «Севмаш». «Хочу их всех за эту работу поблагодарить», – сказал Владимир Путин.

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу вручает флаг корабля командиру «Александра Невского» капитану 1-го ранга Василию Танковиду.

Верховный главнокомандующий попросил Василия Танковида изложить свои впечатления от нового подводного крейсера. «Отличный корабль, показал хорошие тактико-технические характеристики на выходах в море, – ответил командир «Александра Невского». – Применяли практически все оружие, использовали по прямому назначению, то есть в практическом варианте. Корабль с поставленной задачей полностью справился, показал очень хорошие маневренные характеристики. Отличается и по оснащению электронной техникой. Хороший корабль».

РПКСН К-550 «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 г. под заводским №202. Для ускорения строительства использовали задел по недостроенной АПЛ проекта 971 «Рысь» (при сборке РПКСН «Юрий Долгорукий» – головной лодки этого проекта – в дело пошли элементы конструкции АПЛ «Кугуар», тоже проекта 971).

Ракетоносец унаследовал имя легкого крейсера ВМФ СССР «Александр Невский» проекта 68бис, который нес службу с 1955-го по 1989 год. Кстати, полное водоизмещение крейсера составляло 16340 т, а его подводного потомка – 24000 т. В дореволюционное время название «Александр Невский» носили 74-пушечный парусный линейный корабль и винтовой фрегат. То есть, как это ни удивительно, учитывая военные заслуги популярного в народе новгородского князя, название «Александр Невский» присваивалось нечасто.

Андреевский флаг поднят на флагштоке «Александра Невского».

Подводную лодку спустили на воду 6 декабря 2010 г., а вскоре начались ее испытания. Их государственный этап завершился 8 декабря прошлого года. За это время РПКСН совершил 14 выходов в море и прошел 16000 миль.

Длина субмарины – 170 м, наибольшая ширина корпуса – 13,5 м. Экипаж – 107 человек. Ядерная энергетическая установка КТМ-6 разгоняет атомоход под водой до 29-узловой скорости. Предельная глубина погружения К-550 – 480 м. Как и все АПЛ этого типа, «Александр Невский» оснащен водометным движителем, который позволяет снизить шумность при движении. Для улучшения маневренных качеств имеются два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Вооружение РПКСН состоит из 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава» и шести носовых торпедных аппаратов, предназначенных для стрельбы не только торпедами, но и ракето-торпедами и крылатыми ракетами. Особенно стоит остановиться на гидроакустическом комплексе МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Этот цифровой ГАК способен осуществлять шумопеленгование, эхопеленгование, классификацию целей, гидроакустическую связь, обнаружение гидроакустических сигналов, измерять толщину льда и скорость звука, вести миноискание, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед. По дальности действия комплекс «Иртыш-Амфора-Б-055» отвечает самым высоким международным стандартам и по ряду характеристик превосходит зарубежные аналоги.

Крейсер «Александр Невский» проекта 68бис. Его имя унаследовал современный подводный ракетоносец.

Лодка оснащена системой спасения. Ее всплывающая камера рассчитана на всех членов экипажа.

Другими словами, «Александр Невский» в полной мере отвечает требованиям, которые предъявляются к АПЛ четвертого поколения.

Так получилось, что в то время, когда «Александр Невский» передавался ВМФ, на Севмаше завершались плановые ремонтные работы на РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий» – головной лодке серии. А 28 декабря оба подводных ракетоносца отправились в Гаджиево – базу Северного флота, куда и прибыли под самый Новый год – 30 декабря.

В тот же день Севмаш передал флоту в опытную эксплуатацию многоцелевую атомную подводную лодку нового поколения К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» разработки СПМБМ «Малахит». У этой субмарины непростая судьба. Она была заложена 21 декабря 1993 г., а спущена на воду 15 июня 2010 г., то есть стапельный период строительства составил 17 лет. Правда, из этого очень немалого срока стоит вычесть лет десять, когда программа этой АПЛ практически не финансировалась.

«Александр Невский» покидает Севмаш.

«Северодвинск» стал своеобразной партой по поддержанию навыков атомного подводного кораблестроения в нашей стране, которые были бы утрачены, не будь этой подлодки на стапеле. В проект субмарины постоянно вносились изменения, дабы она отвечала самым строгим требованиям времени. И корабль получился исключительным. При длине 119 м и подводном водоизмещении 13800 т лодка способна бежать на глубине 600 м со скоростью 31 узел. Это все благодаря идеальной форме корпуса и новому мощному ядерному реактору ОК-650В, который способен работать без перезарядки активной зоны 25-30 лет. Экипаж АПЛ из-за широкого внедрения средств автоматизации невелик – всего 90 человек.

Носовую оконечность лодки занимает сферическая антенна высокоэффективного гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора-Ясень», поэтому оружие атомохода размещается в центральной части корпуса корабля. Оно включает восемь вертикальных пусковых установок за фирменным малахитовским лимузинным ограждением выдвижных устройств. В каждой ПУ – четыре транспортно-пусковых контейнера СМ-324 с крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ» (противокорабельными 3М-54 с дальностью стрельбы 220 км, стратегическими 3М-14 с осколочно-фугасной или кассетной боевой частью массой 450 кг и дальностью стрельбы до 3000 км, а также противолодочными 91Р) или ПКР «Оникс», то есть общий боезапас составляет 32 ракеты. Появились сообщения о разработке для «ясеней» оморяченного варианта стратегической КР авиационного базирования Х-101. Ракета создана МКБ «Радуга» Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». С прошлого года она начала поступать в авиационные части. Ее круговое вероятное отклонение при поражении цели, находящейся на дистанции 5600 км, составляет всего 5-6 м, а на меньшем расстоянии уничтожать подвижные цели можно с точностью до 2 метров.

РПКСН «Юрий Долгорукий» ушел в Гаджиево вместе с «Александром Невским».

Также в средней части корпуса, но ближе к носу, находятся десять 533-мм торпедных аппаратов, расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. Из них можно стрелять дальноходными противокорабельными и противолодочными торпедами, ракето-торпедами, а также ставить мины. Другими словами, состав вооружения АПЛ позволяет выполнять любые оборонительные и ударные задачи, включая стратегические.

За время испытаний, которые начались 12 сентября 2011 года, К-560 совершила 14 выходов в море продолжительностью более 222 суток, преодолела десятки тысяч миль, выполнила более сотни погружений и всплытий. Вот что пишет об этой подлодке лондонская Sunday Times в номере за 12 января этого года: «Завершающиеся испытания субмарины «Северодвинск», по мнению ряда экспертов, означают, что Россия вырвалась вперед в подводных технологиях. Технические показатели новой подводной лодки таковы, что ее почти невозможно обнаружить в Мировом океане, что делает «Северодвинск» практически неуязвимой перед лицом новейших систем противолодочной обороны». Как отмечает газета, ссылаясь на источники в разведке, «в первую очередь появлением новой российской подлодки обеспокоены США, где не знают и половины того, что находится на ее борту».

Многоцелевая атомная подводная лодка четвертого поколения «Северодвинск» проекта 885 «Ясень».

«Северодвинск» так же, как и «Александра Невского», планировалось ввести в строй ВМФ еще в 2012 г., однако из-за сбоев в работе ряда систем и оружия, сдачу перенесли на 2013 год. Однако, судя по всему, справиться со всеми проблемами так и не удалось. Вот почему лодку передали ВМФ в опытную эксплуатацию. Субмарина продолжит испытания и устранение недостатков, но уже в составе Военно-морского флота.

Головные корабли вообще долго отрабатываются. В США нет режима «опытной эксплуатации». При этом лучшая американская многоцелевая АПЛ Seawolf вступила в состав ВМС в 1997 г., а на первое боевое патрулирование она вышла в 2001 году. Все это время компания Electric Boat, ее построившая, совместно с флотскими специалистами устраняла многочисленные «шероховатости» корабля.

Кстати, первый отечественный атомоход – построенная заводом №402, как тогда именовался Севмаш, АПЛ К-3 проекта 627, которая позже получила название «Ленинский комсомол», – тоже был первоначально сдан в опытную эксплуатацию. Произошло это 55 лет назад – в январе 1959 года. Эта субмарина вписала яркую страницу в историю мирового подводного плавания. Так, в июле 1962 г. она дважды пересекала под водой точку Северного полюса (всплыть лодка не смогла, так как «макушку» Земли покрывал паковый лед толщиной 12 метров). К сожалению, до сих пор судьба этого корабля не решена. «Ленинский комсомол» с вырезанным реакторным отсеком хранится на заводе «Нерпа», однако не хватает денег для переоборудования корабля в музей.

Но вернемся к «Северодвинску». В адрес лодок этого проекта в последнее время звучит критика. Мол, 47 млрд. руб. за такие субмарины – слишком дорого. Да, это очень немало. Но не будем забывать, что К-560 провела в цехе 17 лет. Даже когда строительство останавливалось, требовалось подавать тепло в эллинг, обеспечивать его электрическим освещением и т.д. Между тем, по данным профессора Кейта Хартли, возглавляющего центр военной экономики Йоркского университета Северной Англии, ежегодно стоимость строительства боевых кораблей возрастает на 10% и удваивается каждые семь с четвертью лет. Правда, другие специалисты нередко называют другую цифру ежегодного ценового галопа – 7%, но она тоже впечатляет. Вот и считайте, насколько подорожал «Северодвинск».

АПЛ К-3 проекта 627 была первой атомной подводной лодкой отечественного флота.

«Эксперты», выступающие с критикой АПЛ проекта 885, обычно ссылаются на опыт Соединенных Штатов, где дешевые атомоходы типа Virginia, дескать, сменили на стапелях слишком дорогие субмарины типа Seawolf. Так вот для сведения: строительство головной АПЛ типа Seawolf обошлось в $2,5 млрд., а типа Virginia – в $2,7 млрд. Учитывая, что между этими событиями минуло 7 лет, надо сделать поправку на инфляцию, и тогда станет ясно, что эти лодки стоили практически одинаково. Общую ценовую картину по АПЛ типа Seawolf подпортила лодка Jimmy Karter – третья и последняя в серии. Стоимость ее строительства перевалила за $4,3 млрд. Но эта АПЛ фактически относится к самостоятельному типу. Она предназначена для ведения разведывательных и специальных операций у берегов других государств. Ее напичкали уникальной электронной техникой, позволяющей «снимать» разнообразную информацию, телеуправляемыми безэкипажными подводными аппаратами (БПА) и средствами доставки боевых пловцов. Для этого корпус удлинили на 30 метров. Внутри этой вставки находится так называемая «осиная талия» – переход, соединяющий носовую и кормовую части корабля, а в пространстве между «талией» и легким корпусом размещаются БПА, транспортировщики спецназа, доковые камеры и другая техника, необходимая для выполнения самых деликатных миссий.

Переход ВМС США к строительству более простых по конструкции и, как казалось, более дешевых АПЛ типа Virginia не в последнюю очередь был обусловлен необходимостью быстрого ввода в строй новых лодок, которые должны заменить субмарины типа Los Angeles. Для этого требовалось подключить к сборке АПЛ верфь Newport News Shipbuilding, которая в отличие от фирмы Electric Boat, где велась работа по лодкам типа Seawolf, десять лет атомоходы не строила и поэтому не смогла бы справиться с освоением сложного проекта.

Достичь экономии собирались даже не за счет упрощения конструкции, а применяя так называемые COTS-технологии, когда в военном деле используются готовые аппаратные и программные компьютерные технологии открытого типа, ранее апробированные на гражданском промышленном рынке. Но, как показал опыт Virginia, использование таких технологий отнюдь не удешевил создание подлодок. В нашей же стране COTS-технологий практически нет, то есть и внедрять нечего.

АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» на заводе «Нерпа».

Дабы сбить цену на серийные АПЛ типа Virginia, Министерство обороны США совместно с компаниями Electric Boat и Newport News Shipbuilding провело исследование под названием Tango Bravo стоимостью $97 млн. Оно определило два направления сокращения издержек. Одно предусматривало организационные и финансовые меры по повышению заинтересованности предприятий-субподрядчиков, производящих комплектующие с длительным сроком изготовления. Второе требовало от верфей совершенствования технологий судостроения и повышения производственной дисциплины. Эти меры на практике дали отличный результат. Цены упали до $2-1,8 млрд. за единицу. Как считают некоторые американские специалисты, будь такие же меры в свое время применены в отношении АПЛ типа Seawolf, они тоже привели бы к аналогичному результату.

Сейчас между двумя верфями Соединенных Штатов развернулось нечто вроде «стахановского движения» по перевыполнению плана сдачи флоту многоцелевых атомных подводных лодок. Так, в прошлом году компания Newport News Shipbuilding передала ВМС США АПЛ Minnesota – десятую АПЛ типа Virginia с опережением графика на 11 месяцев. При этом проект этих субмарин постоянно совершенствуется. Если первые четыре лодки этого типа уступали по характеристикам АПЛ типа Seawolf, то шесть атомоходов модификации Block II практически «подтянулись» до их уровня. А строящиеся сейчас атомоходы версии Block III (8 единиц) превзойдут «морских волков».

РПКСН «Владимир Мономах» проходит государственные испытания.

Из опыта американского подводного кораблестроения можно почерпнуть много полезного. Но, даже при непростом положении в российском судостроении, АПЛ «Северодвинск», как нетрудно подсчитать, обошлась дешевле и Seawolf, и Virginia, включая значительно «удешевленные» серийные лодки. Поэтому сейчас говорить о замене «ясеней» другими АПЛ, значит тормозить атомное подводное кораблестроение в России.

Недавно все-таки прозвучало, что вместо восьми «ясеней» для ВМФ России будет построено только семь таких лодок. Сдвинуты сроки сдачи первой серийной АПЛ этого типа – «Казани» улучшенного проекта 885М – с 2015 г. на 2017-й, что неизбежно приведет к ее удорожанию. Правда, во время сеанса видеосвязи с РПКСН «Александр Невский» Владимир Путин сказал, что «до 2020 года в состав флота должны войти восемь многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень». Кораблестроители обещают сократить издержки на серийных заказах. Так, по расчетам, третья лодка К-573 «Новосибирск» обойдется уже приблизительно в 30 млрд. рублей.

Ну а пока Севмаш передал на государственные испытания РПКСН «Владимир Мономах» проекта 955. Его планируется ввести в строй в этом году.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS