«Булава» – главный калибр «Борея»
Путь от защиты эскизного проекта «Булавы» до обеспечения готовности к началу летных испытаний составил четыре года – срок рекордный

Главная ударная сила РПКСН «Александр Невский» – 16 стратегических ракет «Булава». Ракета вместе с головной лодкой проекта 955 «Юрий Долгорукий» была принята на вооружение ВМФ год назад – 10 января 2013 г.

Иван КАРЕВ

Этому предшествовала серия из шести полностью успешных испытаний, в ходе последнего из которых, проведенного 23 декабря 2011 г., была осуществлена залповая стрельба – «Юрий Долгорукий» из подводного положения отстрелялся двумя БРПЛ, боевые блоки которых успешно достигли полигона Кура.

После неудачного пуска в сентябре 2013 г. было принято решение провести пять дополнительных испытаний ракеты, а все оставшиеся серийные БРПЛ, изготовленные на Воткинском заводе, подвергнуть проверке на предмет выявления неполадок. Новая серия пусков начнется весной 2014 г.

Напомним, что разработка «Булавы» началась в 1998 г. – в трудный период сокращения, оптимизации и недофинансирования российских Вооруженных Сил, когда по результатам кризисных 1990-х гг. ОПК балансировал на грани развала. Решение Совета безопасности РФ о наделении Московского института теплотехники полномочиями по разработке морской МБР, по-возможности унифицированной по материалам, технологиям, узлам и элементам с сухопутным комплексом РВСН «Тополь-М», кому-то до сих пор кажется спорным, но на тот момент являлось единственно рациональным. В непростых экономических условиях оно позволило оптимизировать финансовый и творческий потенциалы государства и ОПК при создании БРПЛ «Булава». Важно отметить и тот факт, что перепроектирование лодок проекта 955 под БРПЛ «Булава» позволило увеличить число пусковых установок до 16.

Путь от защиты эскизного проекта «Булавы», который состоялся в первой половине 2000 г., до обеспечения готовности к началу летных испытаний составил четыре года – срок рекордный. Полетела «Булава» через пять лет после начала работ над нею. Важно отметить, что конструкторы решили отказаться от некоторых стендовых испытаний, что и позволило сократить срок создания комплекса на 2-3 года.

Первые два и последующие пуски ракеты полностью подтвердили правильность основных проектно-конструкторских решений. Как показали результаты расследования причин ряда неудачных пусков, они были вызваны производственно-технологическими причинами. Как правило, при отработке серийного изготовления той или иной техники с наращиванием объемов выпуска и анализом неисправностей, выявленных у первых образцов, происходит «излечение» так называемых «детских болезней». В ходе освоения производства нового изделия, связанного с внедрением новых технологий, рабочие и инженерно-технический персонал предприятий приобретали необходимые навыки. По мере их накапливания те или иные несовершенства, связанные с реализацией технологических процессов, исчезают, то есть уменьшается количество отступлений от требований конструкторской документации.

Очевидно, что такой же процесс идет на Воткинском заводе и предприятиях кооперации при изготовлении БРПЛ «Булава».

При этом другие новые изделия разработки Московского института теплотехники не имеют проблем с надежностью. Это, например, относится к ракете «Ярс», а также к новой МБР, создаваемой по теме «Рубеж». По информации российских СМИ, три из четырех пусков новой ракеты прошли успешно. В 2012 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев говорил, что новая ракета «создается с максимальным использованием и развитием уже имеющихся заделов и технологических решений, полученных при разработке ракетных комплексов пятого поколения, что существенно сокращает сроки и затраты на ее создание».

В том виде, в котором БРПЛ «Булава» принята на вооружение ВМФ в составе РПЛСН проекта 955, она, по оценке генерального конструктора Корпорации «МИТ» Юрия Соломонова, будет оставаться главной ударной силой российских морских стратегических ядерных сил не менее 40 лет. В эту ракету заложен весьма значительный модернизационный потенциал, который позволит, практически не меняя ее конструкцию и схему функционирования, сохранять высокий боевой потенциал многие десятилетия. Это обусловлено, во-первых, стартовой массой «Булавы», которая позволяет совершенствовать средства преодоления ПРО вероятного противника с учетом возможностей по будущим модернизациям противоракетных средств. Во-вторых, в схеме функционирования ракеты заложен ряд конструкторских решений, формирующих логику ее функционирования на активном участке траектории с возможностью прорыва системы ПРО без изменения энергетических возможностей. В-третьих, сами средства преодоления ПРО разработаны с учетом того, что через 15-20 лет средства поражения зарубежных противоракетных систем могут принципиально измениться. При этом поменяются конструкция и схема функционирования средств преодоления ПРО «Булавы». Надо отметить, что предвидеть уже сегодня ответ на еще не созданные меры противодействия противника – весьма непростая проектно-конструкторская задача. Но, к чести разработчиков «Булавы», а также ракет «Тополь-М» и «Ярс», она может быть успешно решена.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS