«Тополю» – четверть века
В 1988 году завершилось создание нового мобильного ракетного комплекса

В 1988 г. на вооружение Ракетных войск стратегического назначения ВС СССР был принят принципиально новый подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь». Он соответствовал высочайшему для своего времени уровню требований по маневренности, устойчивости, времени развертывания и целому ряду других тактико-технических характеристик.

Игорь КОШУКОВ

Разработка нового стратегического ракетного комплекса была начата в Московском институте теплотехники в 1975 г. под руководством главного конструктора Александра Надирадзе, позднее ее возглавил Борис Лагутин. В августе 1983 г. был осуществлен первый пуск ракеты с самоходной пусковой установки. В 1985 г. первое подразделение РВСН, вооруженное комплексами «Тополь», заступило на боевое дежурство, хотя официально ПГРК был принят на вооружение 1 декабря 1988 г.

«Тополь» стал самым массовым отечественным стратегическим ракетным комплексом мобильного базирования – максимальное количество ракет этого типа, находившихся на боевом дежурстве, достигало 386. Несмотря на постепенный вывод ракет этого комплекса из боевого состава по истечении их эксплуатационного ресурса, «Тополь» все еще составляет основу всей ударной группировки РВСН.

25-летию принятия на вооружение «Тополя» была посвящена научно-техническая конференция, проведенная в Военной академии РВСН им. Петра Великого.

По случаю 25-летию принятия на вооружение ПГРК «Тополь» была проведена научно-техническая конференция в Военной академии РВСН им. Петра Великого.

Выступая на конференции, заместитель командующего РВСН генерал-майор Валерий Мазуров отметил, что высокие технические характеристики ПГРК «Тополь» позволяют применять его не только в ответных действиях, но и в ответно-встречных ударах, тем самым усиливая группировку стационарных ракетных комплексов. «Крайняя стратегическая командно-штабная тренировка с проведением учебно-боевого пуска именно этого комплекса с нашего северного космодрома совместно с боевым расчетом 14-й ракетной дивизии подтвердила все характеристики «Тополя», – отметил Валерий Мазуров. По его словам, в ходе эксплуатации «Тополя» личный состав РВСН отрабатывает формы и способы боевого применения новых подвижных грунтовых ракетных комплексов, что позволяет оптимизировать их освоение в войсках.

Начиная свое выступление на конференции, генеральный конструктор Корпорации МИТ, академик РАН Юрий Соломонов напомнил, в каких условиях создавался комплекс «Тополь».

В 1983 г. США провозгласили Стратегическую оборонную инициативу. СОИ предполагала существенное для тех лет расширение боевого потенциала, перенос акцентов боевой эффективности своих средств в космос, выделение огромных по тем временам финансовых ресурсов и подключение довольно мощного интеллектуального потенциала.

Заместитель командующего РВСН генерал-майор Валерий Мазуров.

В 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, что существенно разрядило обстановку в мире. Впервые в истории человеческой цивилизации был сделан шаг в направлении уменьшения возможности уничтожения человечества путем физической ликвидации целого арсенала ядерного оружия, который составлял класс ракет оперативно-тактического назначения и ракет средней дальности.

А двумя годами ранее, в 1985 г., к власти в СССР пришел Михаил Горбачев. Он выдвинул ряд всем известных тезисов, получивших название «свежего апрельского ветра», которые заполнили все средства массовой информации. «Апрельский ветер» стал предтечей тех драматических событий, итогом которых стало разрушение великого Советского Союза.

«Вот в этих условиях создавался ракетный комплекс, аналогов которому в мире не было и нет по настоящее время», – подытожил Юрий Соломонов. Он пояснил, что речь идет именно о передовых направлениях, выбранных при создании нового мобильного стратегического комплекса, а не о последующих его модернизациях.

Успешному решению этой сложнейшей научно-технической и производственно-технологической задачи, позволившему с новых позиций смотреть на вопросы стратегической стабильности, способствовала, по словам Юрия Соломонова, уникальная интеллектуальная закваска, созданная в Московском институте теплотехники в 1960-1970-х гг. Она впервые в практике отечественного и мирового ракетостроения обеспечила комплексный подход к решению задач. «Именно такой подход позволил этой замечательной фирме не только выжить в сложнейшие времена становления нового уклада современной России, пережить тот беспредел, который был в 1990-е годы, но и занять свое достойной место уже в 2000-е годы, занимаясь разработкой и созданием перспективных средств ядерного сдерживания наземного и морского базирования, – отметил Юрий Соломонов. – Этот комплексный подход предполагал не просто создание технических средств передового уровня, а впервые позволил посмотреть на проблему создания технически сложных систем как на единую процедуру проектирования для всех стадий реализации проекта – начиная с научно-исследовательской работы, которая своими корнями уходила в начало 1970-х годов, вплоть до эксплуатации и утилизации этого типа вооружения, с которыми мы имеем дело сегодня».

«Тополь» стал самым массовым отечественным стратегическим ракетным комплексом мобильного базирования.

Второй составляющей, ставшей залогом успеха при создании ракетного комплекса «Тополь» – это, по оценке Юрия Соломонова, создание уникальной кооперации, которая смогла реализовать столь сложную программу. На ее формирование, по словам генерального конструктора МИТ, «были потрачены огромные усилия и головной организации, и Министерства обороны в лице Ракетных войск стратегического назначения, конкретно – присутствующего здесь Владимира Ивановича Болысова, а со стороны промышленности – Льва Семеновича Соломонова». Структура кооперационных связей между предприятиями сложна сама по себе. Еще более сложная задача, как сказал Юрий Соломонов, – «обеспечить взаимодействие, взаимодоверие, взаимоподдержку всех тех, кто являлся составными частями, кирпичиками этого сложного здания – новейшей стратегической системы». Это общая заслуга как тех, кто находится на верху этой огромной иерархической пирамиды предприятий, так и тех, кто внизу нее. Каждый участник кооперации, напомнил генеральный конструктор Корпорации МИТ, «обладал своей важностью, главностью, потому что без любого звена эта кооперация не могла бы создать конечного изделия».

Генеральный конструктор Корпорации МИТ Юрий Соломонов.

Третьей составляющей того научно-технического и технологического прорыва, который Московский институт теплотехники совершил четверть века назад, стал значительный модернизационный потенциал, заложенный в конструкцию комплекса «Тополь». Он реализуется МИТ до сих пор. «Действительно, – отметил Юрий Соломонов, – 1988 год, юридически оформляющий принятие этого комплекса на вооружение, одновременно был стартовым годом начала разработки комплекса «Тополь-М» с унифицированной ракетой для двух типов базирования, который вобрал в себя все то положительное, что было сделано до этого, и заглянул на 25-30 лет вперед – имею в виду адаптацию этого комплекса к динамично изменяющимся внешним условиям. Это очень важно. И сегодня, оглядываясь на пройденный путь, а, как известно, история – это ступени прошлого, которые ведут в будущее, мы можем с уверенностью сказать, что мы абсолютно правильно спланировали стратегию наших действий».

Юрий Соломонов особо отметил: то, что сегодня на вооружении Ракетных войск стратегического назначения стоит целое семейство принципиально новых комплексов, уровень тактико-технических характеристик которых отвечает лучшим образцам мирового уровня, это общая заслуга «и ученых, и инженеров промышленности, и военных инженеров, и управленцев, которые закладывали фундамент этого здания 25 лет назад, и тружеников промышленности с «золотыми» руками, чей труд воплотил замечательные идеи в замечательные конструкции».

Завершая свое выступление, генеральный конструктор Корпорации МИТ поздравил всех участников научно-техническая конференция и сказал: «Я абсолютно уверен, что тот задел, который создается сегодня и который создан на 10-15 лет вперед и будет, безусловно, реализован, решает основную, главную задачу – обеспечение безопасности нашего государства».

Сразу после принятия ПГРК «Тополь» на вооружение в 1988 г. началась разработка комплекса «Тополь-М».

В конференции принял участие и генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «ЦКБ «Титан» Виктор Шурыгин. В ходе работы над ПГРК «Тополь», продолжавшейся с 1976 по 1986 гг., волгоградское ЦКБ «Титан» спроектировало такие составные части комплекса, как автономные пусковые установки, машины обеспечения боевого дежурства, боевая машина сопровождения, транспортная машина, комплект средств обслуживания и некоторые другие.

В процессе работы над «Тополем» конструкторы «Титана» использовали научно-технический задел, полученный при создании его предшественников: подвижного оперативно-тактического ракетного комплекса «Темп-2С» и комплекса средней дальности «Пионер». Но в соответствии с тактико-техническим заданием Московского института теплотехники волгоградцам предстояло найти и реализовать значительный объем новых принципиальных решений, что и было сделано. В частности, за счет внедрения в конструкцию пусковой установки автономного источника питания она стала полностью автономной.

«В общей сложности на пусковой установке РК «Тополь» волгоградскими специалистами были внедрены десятки новейших технических решений, защищенных авторскими свидетельствами на изобретения», – сказал Виктор Шурыгин.

Продолжая мысль Юрия Соломонова об определяющем значении кооперации при создании столь технически сложных систем оружия, как стратегические ракетные комплексы, Виктор Шурыгин вспомнил тех людей, которые внесли наиболее существенный вклад в общую работу: «Борис Николаевич Лагутин, Геннадий Алексеевич Ясинский, Александр Константинович Виноградов, Лев Семенович Соломонов, Валерий Павлович Ефимов – руководители Московского института теплотехники того времени, которых волгоградцы по праву считают своими соавторами по созданию наземной техники. Константин Петрович Есин, Алевтин Викторович Макаров, Вадим Евгеньевич Сабанаев, Геннадий Иванович Онуфриенко, Валерий Иванович Жуненков – лишь некоторые из руководителей и специалистов ЦКБ «Титан», чьи имена достойны представлять этот почетный список. Активно и плодотворно шла работа с минчанами: вначале с главным конструктором шасси Минского автозавода Борисом Львовичем Шапошником, а затем с главным конструктором шасси Минского завода  колесных тягачей Владимиром Ефимовичем Чвялевым. Уникален вклад в создание наземных агрегатов комплекса «Тополь» киевлян: система прицеливания коллектива под руководством Виктора Ивановича Бузанова, безотказно работающая, – один из ярких примеров творческого, эффективного подхода к делу. По вопросам качества и надежности новых машин волгоградцы тесно взаимодействовали с военными, в числе которых – руководители Главного управления ракетного вооружения Александр Александрович Ряжских, Владимир Иванович Болысов, Иван Иванович Смолык; начальники управлений и отделов ГУРВО Виктор Андреевич Лукь-янов, Борис Анатольевич Пономаренко, Александр Иванович Балашов. Активная работа шла на полигонах: руководители Николай Васильевич Мазяркин, Владимир Леонтьевич Иванов, Геннадий Алексеевич Колесников, Иван Иванович Олейник».

На трибуне генеральный директор – генеральный конструктор ЦКБ «Титан» Виктор Шурыгин.

Работа над ПГРК «Тополь» дала мощный импульс для создания ракетных комплексов нового поколения. Многие решения, которые были впервые применены на «Тополе», получили дальнейшее развитие в комплексах «Тополь-М» и «Ярс». Как не раз говорил Юрий Соломонов, есть три «кита», на которых базируется модернизационный потенциал межконтинентальной баллистической ракеты.

Во-первых, это наличие определенного резерва массы ракеты, который позволял бы решать задачи преодоления противоракетной обороны модернизированного характера. Во-вторых, в схеме функционирования ракеты изначально должны быть предусмотрены решения, не связанные с ее энергетическими возможностями, но формирующие логику функционирования ракеты на активном участке траектории. В-третьих, с позиции разработки и создания собственно средств преодоления ПРО нужно закладывать как существующие конструкторские решения, уже сейчас использующиеся в противоракетных системах, так и ориентироваться на то, что может быть предметом средств поражения через 15-20 лет. При этом вне зависимости от изменения схем функционирования средств преодоления ПРО и их конструктивного исполнения, их интерфейс с ракетой-носителем должен оставаться неизменным. При соблюдении этих условий конструкция ракеты в целом и схема ее функционирования практически не меняются на протяжении десятилетий.

Эти проектно-конструкторские задачи были сформированы при создании ПГРК «Тополь», позже они полностью реализованы в ракетах «Тополь-М», «Ярс», «Булава». Сегодня Московский институт теплотехники и дальше продолжает работу по созданию твердотопливных стратегических комплексов, предназначенных для укрепления ракетно-ядерного щита России. Уже в следующем году планируется начать развертывание первого ракетного полка, вооруженного новым типом МБР, испытания которой должны завершиться в ближайшее время.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS