Через тернии к «Всемогущему»
[an error occurred while processing this directive]

На северодвинском Севмаше состоялась передача ВМС Индии авианосца Vikramaditya («Всемогущий»). Так звали легендарного индийского царя. Он, кстати, прославился преимущественно не воинскими подвигами, а своей мудростью.

Александр ФЕДОРОВ

С индийской стороны акт приема-передачи подписал командир авианосца коммодор Сурадж Бери, а с российской – заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов.

В церемонии приняли участие министр обороны Индии Араккапарамбил Куриен Энтони, начальник штаба индийских ВМС адмирал Девендра Джоши, другие официальные лица. Российскую сторону представляли заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, президент ОСК Владимир Шмаков, генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко, другие руководители предприятий судостроительной отрасли. «Мы видим, что проделана огромная работа, – подчеркнул в своем выступлении министр обороны Индии А.К. Энтони. – Севмаш справился с задачей на высоком профессиональном уровне, и мы можем только поздравить весь коллектив завода с успешным завершением проекта!».

Судьба корабля, который российские судостроители в обиходе для простоты именуют «Викра», складывалась непросто, порой драматично. Но благодаря мудрым решениям индийского и российского руководства все-таки удалось завершить превращение тяжелого авианосного крейсера (ТАКР) в полноценный легкий авианосец. Напомним о некоторых этапах этой метаморфозы.

Командир авианосца коммодор Сурадж Бери и заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов подписывают акт приема-передачи.

Заложенный на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в декабре 1978 года по проекту 11434 разработки Невского проектно-конструкторского бюро ТАКР полным водоизмещением 44500 т вошел в состав ВМФ СССР в декабре 1987 года под названием «Баку». Его строительство заняло девять лет, то есть достаточно продолжительный период. И не потому, что это был какой-то принципиально новый проект (строительство велось лишь по откорректированному проекту ранее поставленных флоту ТАКР). Проблемы были вызваны переменами, связанными с процессами, происходившими в нашей стране в годы перестройки. Исполнительская дисциплина падала, поставщики оборудования и вооружения срывали сроки.

Как и положено кораблям этого класса, существовавшего только в Советском ВМФ, «Баку» нес разнообразное авиационное, ударное и оборонительное вооружение. Предполагалось, что корабль получит многоцелевые сверхзвуковые палубные истребители вертикального взлета и посадки Як-41М (Як-141) и вертолеты радиолокационного дозора Ка-252РЛД (Ка-31). Но их доводка запаздывала. Вот почему вместо Як-141 ТАКР временно оснастили морально устаревшими штурмовиками ВВП Як-38М.

Основу ударного вооружения составляли 12 противокорабельных ракет хорошо освоенного промышленностью комплекса П-500 «Базальт» с дальностью поражения целей до 500 км. Его дополняли два универсальных 100-мм орудия АК-100, тоже зарекомендовавших себя на флоте с лучшей стороны. Средства ПВО-ПРО представляли четыре блока зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» (боезапас – 192 ракеты), а также 30-мм зенитно-артиллерийские установки обороны ближнего рубежа АК-630М.

На корабле поднимается флаг Военно-морских сил Индии.

Более заметные перемены по сравнению с ранее построенными кораблями этого типа произошли в электронном оснащении. «Баку» получил РЛС «Марс-Пассат» с фазированными антенными решетками, боевую информационно-управляющую систему «Лесоруб» и другие продвинутые для того времени электронные средства. Правда, не все из них надежно работали.

«Баку» совершил только один дальний поход – в 1988 году из Черного моря до пункта постоянного базирования в Североморске. В октябре 1990 года его переименовали в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова».

К тому времени стало очевидным, что концепция ТАКР не оправдала себя. Наличие ударного ракетного оружия влекло ограничение количества базировавшихся на них самолетов и мешало более интенсивному их использованию. Последующие корабли этого класса – «Тбилиси» (позже – «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») и «Рига» (позже – «Варяг», а затем Liaoning ВМС НОАК) – уже представляли собой если не полноценные авианосцы, то, во всяком случае, заметно приближались по возможностям к ним. А заложенный в июне 1986 года, но недостроенный атомный ТАКР «Ульяновск» проекта 11437 уже фактически был авианосцем. Кроме сплошной полетной палубы и трамплина для облегчения взлета самолетов его предполагалось оснастить двумя паровыми катапультами. Авиапарк составлял 52 самолета и 18 вертолетов.

Другими словами, к моменту ввода в строй ВМФ «Баку» уже морально устарел. Неудача при испытаниях Як-141 5 октября 1991 года, когда один из двух таких самолетов разбился при посадке на палубу «Горшкова» и загорелся, оставила ТАКР без ударного авиационного вооружения (тему Як-141 неоправданно закрыли), поскольку штурмовики Як-38М к тому времени были сняты с вооружения.

Дмитрий Рогозин, Араккапарамбил Куриен Энтони и другие официальные лица на церемонии передачи авианосца Vikramaditya.

С тех пор корабль не отрывался от берега. В 1994 году начались переговоры о переоборудовании ТАКР в легкий авианосец и продаже его Индии. Дели был заинтересован в сделке, так как срок службы индийского авианосца Viraat (бывший британский Hermes), находящегося в строю с 1959 года, неумолимо приближается к концу. А «Горшков» сравнительно новый корабль с крепким корпусом и значительными модернизационными возможностями. Контракт казался выгодным и Москве. Ведь удалось бы загрузить коллектив Севмаша, на котором строительство атомных подводных лодок фактически прекратилось. Российская сторона первоначально настаивала на цене чуть более $2 млрд. – вполне реальные по тем временам деньги за требуемую работу. Но индийцы умеют торговаться. К тому же они знали о бедственном положении Севмаша. Переговоры продолжались почти девять лет. Наконец, 29 января 2004 года соглашение было подписано.

Сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки Як-141.

Индия получала корабль бесплатно, а Россия должна была переоборудовать ТАКР в легкий авианосец проекта 11430 разработки Невского ПКБ за $974 млн. К нему Индия на $530 млн. закупала еще 16 палубных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ, а также несколько противолодочных вертолетов Ка-28 и вертолетов дальнего радиолокационного дозора Ка-31. Срок исполнения сделки – до конца 2008 года.

Уже скоро стало очевидным, что уложиться в назначенные сроки и отпущенные деньги не удастся. Слишком уж большой объем работ предстояло выполнить. От прежнего «Горшкова» оставался только корпус. Все остальное подлежало замене. На корабле устраивалась сплошная полетная палуба длиной 198 м с носовым трамплином и аэрофинишерами, монтировались два самолетоподъемника, полностью перекомпоновывалась ангарная палуба, заменялись главная энергетическая установка и все электронное вооружение. Это, так сказать, в общих чертах. На самом же деле, корабль переоборудовался от киля до клотика.

Справедливости ради надо сказать, что севмашевцам не хватало опыта строительства таких кораблей. Часто приходилось действовать методом проб и ошибок. А это время и деньги. Когда начались модернизационные работы на Vikramaditya, на Севмаш снова пошел гособоронзаказ. Предприятие вновь взялось за привычное дело – за создание подводных атомоходов. Но строительство АПЛ для ВМФ РФ не привело к оттоку кадров от экспортного заказа. Наоборот, это «Всемогущий» требовал все новых и новых «подданных» к своему двору в ущерб сборке субмарин.

Дели настаивал на строгом выполнении контракта, а незадолго до срока его истечения прекратил финансирование. Снова начались трудные, даже мучительные переговоры. 12 марта 2010 года было подписано дополнительное соглашение. Стоимость модернизации корабля повысилась до $2,35 млрд., а передача Vikramaditya сдвинулась на конец 2012 года. Это был справедливый компромисс.

Тяжелый авианесущий крейсер «Баку» ВМФ СССР.

И северодвинский завод вывел в начале лета прошлого года индийский авианосец на испытания в Белое и Баренцево моря. Сначала все шло хорошо. Уже МиГ-29КУБ отработали взлет и посадку на палубу корабля. Тестирование прошли и другие системы и агрегаты. Однако 17 сентября во время испытаний на полную скорость хода у авианосца вышла из строя энергетическая установка: из-за разрушения теплоизоляции «полетели» несколько паровых котлов. Это, главным образом, произошло из-за того, что по требованию заказчика асбестовую изоляцию заменили на кирпичную. И она не выдержала высокой температуры. Так корабль на «полном скаку» спотыкнулся.

Севмашевцы обещали исправить поломку за год. И сдержали слово. В июле этого года после завершения ремонтных работ, которые по некоторым данным обошлись в миллиард рублей, на ходовых испытаниях Vikramaditya в Белом море энергетическая установка корабля была выведена на максимальную мощность, и авианосец развил скорость 29,3 узла. Как заявил в этой связи Дмитрий Рогозин, переоборудование авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец Vikramaditya «помогло восстановить необходимую компетенцию российских судостроителей и научила дисциплинированности».

Коллектив Севмаша, несомненно, совершил подвиг, создавая этот корабль. Ведь никогда прежде северодвинцы не делали ничего подобного. И, к сожалению, очень часто им приходилось исправлять ошибки и брак поставщиков комплектующего оборудования. Впрочем, нельзя забывать и о том, что этот проект оказался убыточным для России.

Схема бокового вида легкого авианосца проекта 11430.

16 октября ВМС Индии получили авианосец, на который будут базироваться 16 палубных истребителей МиГ-29К, два учебно-боевых самолета МиГ-29КУБ, а также до 10 вертолетов: ПЛО Ка-28, РЛД Ка-31, а также многоцелевые Dhruv («Полярная звезда»). Кстати, первая эскадрилья этих легких вертолетов ВМС Индии была сформирована буквально за несколько дней до передачи Vikramaditya заказчику. В перспективе авианосец сможет принимать истребители Tejas («Бриллиант»), которые сейчас создаются Индией.

На корабле отсутствует ударное ракетное и универсальное артиллерийское вооружение. Основу средств его самообороны от воздушного противника составят 30-мм артустановки АК-630М и ЗРК Barak-8 израильского производства, чьи ракеты должны сбивать воздушные цели, в том числе сверхзвуковые крылатые и тактические баллистические ракеты на дальности до 70 км в сложных погодных условиях в любое время суток. Однако этот комплекс еще совсем еще сырой, и когда он попадет на борт индийского авианосца, пока неясно. А лицензионное производство АК-630М только налаживается в Индии, поэтому артустановки смонтируют на «Всемогущем» во время планового ремонта. Другими словами, корабль пока остается без средств самообороны. Вот почему до места базирования – военно-морской базы Карвар на Аравийском море Vikramaditya будут сопровождать пять эскортных кораблей ВМС Индии. А прибудут они туда, по словам главы индийского военного ведомства, в январе 2014 года.

Авианосец Vikramaditya на испытаниях.

На борту авианосца будут находиться 183 специалиста из российской гарантийной команды. Пробудут они в дружественной стране год – до истечения срока гарантийных обязательств. А сейчас Москва и Дели ведут переговоры о техническом обслуживании «Всемогущего» в будущем. «Россия стремится обеспечить модернизацию авианосца в течение всего 40-летнего цикла эксплуатации», – так изложил параметры двустороннего сотрудничества в этой области генеральный директор Невского ПКБ Сергей Власов.

Россия продолжает поставки Индии многоцелевых палубных истребителей МиГ-29К и учебно-боевых МиГ-29КУБ. 21 из них уже состоит на вооружении эскадрильи «Черные пантеры» индийских ВМС: 16 по контракту 2004 г. и пять машин из партии в 29 «мигов» по дополнительному соглашению 2010 г. на сумму $1,5 млрд.

В России проходят подготовку и индийские летчики, которые будут служить на Vikramaditya. Они практикуются на тренажерах, а потом совершат посадки и взлеты с авианосца. К моменту прибытия корабля в Индию пилоты будут готовы к эксплуатации грозной боевой техники.

Старт истребителя МиГ-29КУБ с палубы авианосца.

Во время пребывания индийской делегации в России по случаю передачи авианосца Vikramaditya состоялось также 13-е заседание российско-индийской межправительственной комиссии по ВТС, на котором обсуждались вопросы дальнейшего развития военно-технического сотрудничества двух стран, в том числе и в военно-морской сфере. Эта встреча проходила в Москве под председательством министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу и индийского министра обороны Араккапарамбила Куриана Энтони.

Диалог проходил в конфиденциальной обстановке, и большинство затрагивавшихся тем не оглашалось. Однако по данным ряда источников, в их числе обсуждался вопрос о достройке и аренде второй российской атомной подводной лодки проекта 971. Такие АПЛ на порядок повышают боевой потенциал подводных сил Индии. Речь, вероятно, шла и о возможном вооружении этой АПЛ ракетами BRAHMOS российско-индийской разработки. Они предназначены для поражения надводных и береговых целей. Не исключается, что ВМС Индии захотят закупить совершенно новую субмарину – очевидно, экспортную версию многоцелевой АПЛ проекта 885 «Ясень». Индия будет финансировать ее сборку в России, а Москва возьмет на себя техническое обслуживание и ремонт атомохода.

Многоцелевая атомная подводная лодка Chakra проекта 971И ВМС Индии.

Насколько достоверна эта информация, судить сложно. Во всяком случае, глава госкорпорации «Ростех», в состав которой входит «Рособоронэкспорт», Сергей Чемезов на аэрокосмическом салоне в Дубае заявил, что «пока этот вопрос официально нигде не обсуждался, то есть никаких заявок мы от Индии не получали». Обратим внимание на слова «официально нигде не обсуждался». Официальные переговоры, на которых решаются ценовые вопросы и обсуждаются технические детали, обычно предваряют неформальные встречи, где ведется диалог о возможной реализации предстоящей сделки и общих ее параметрах. Ведь еще в прошлом году А.К. Энтони говорил, что правительство страны рассматривает предложение о поставке второй АПЛ и что «Индия может себе это позволить и это целесообразно».

Несомненно одно – передача заказчику авианосца Vikramaditya и очередное заседание российско-индийской межправительственной комиссии по ВТС дадут импульс дальнейшему плодотворному военно-техническому сотрудничеству двух государств.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS