Стратегия прорыва
Сенсации и инновации нижнетагильской выставки RAE 2013

«Гвоздь» Russia Arms EXPO 2013 – боевая машина огневой поддержки БМПТ-72 «Терминатор-2».

Нижнетагильская Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов всегда пользовалась особой репутацией у специалистов. Оно и понятно. На каком еще оружейном салоне можно увидеть боевые машины не только в движении, но и выполняющие сложные маневры и задачи, включая стрельбовые.

Елена ЕЛКИНА

Александр МОЗГОВОЙ

НИЖНИЙ ТАГИЛ – МОСКВА

В этом смысле полигон «Старатель» Нижнетагильского института испытания металлов, где проводятся выставки, не имеет себе равных. Однако подобного рода мероприятия должны отличаться не только внешней эффектностью, но и содержанием, прежде всего демонстрацией новых и перспективных образцов военной техники. В последние годы это содержание постепенно увядало. Во многом происходящее объяснялось прохладным отношением Министерства обороны РФ к разработкам отечественных предприятий и «мягкой» переориентацией на зарубежные образцы, увы, нередко неудачные.

Генеральный директор НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко знакомит председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с «городским» вариантом танка Т-72.

На сей раз на IХ Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2013 (RAE 2013) была представлена целая галерея новых боевых машин. Только генеральный устроитель выставки – Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) продемонстрировала десять образцов новой и перспективной техники. К сожалению, самое крутое изделие – базовую платформу «Армата», предназначенную для будущего российского танка и целой серии других боевых машин, увидел лишь узкий круг высокопоставленных должностных лиц. Правда, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, посетивший выставку, выразил уверенность, что уже в 2015 г. новый танк и боевые машины его семейства пройдут по Красной площади на параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Уже в этом году опытные образцы танков «Армата» приступят к испытаниям.

«Городской» Т-72 на марше.

Ну а пока наиболее раскрученной на выставке оказалась боевая машина огневой поддержки БМПТ-72 «Терминатор-2». Ее всемирная премьера состоялась 26 сентября в павильоне, специально предназначенном для презентации новой техники. Красочное мультимедийное шоу дало исчерпывающее представление об устройстве, вооружении и использовании БМПТ-72 в различных климатических зонах, в условиях пересеченной и горной местности, а также в городах.

Не успела состояться эта премьера, как в адрес «Терминатора-2» посыпались скептические замечания. Дескать, машина по огневой мощи уступает «Терминатору-1». Отчасти это соответствует действительности, поскольку у БМПТ-72 отсутствуют курсовые гранатометы АГ-30 на надгусеничных полках. Однако новый вариант боевой машины огневой поддержки значительно дешевле прототипа, поскольку создан на базе самого массового основного боевого танка современности Т-72. Ее экипаж уменьшен с пяти до трех человек, что тоже, согласитесь, немаловажно. Другими словами, «Терминатор-2» – экономичная версия «Терминатора-1». При этом защищенность, маневренность и скоростные характеристики БМПТ не пострадали. Машина несет мощное вооружение: две 30-мм автоматические пушки, спаренные с 7,62-мм пулеметом, способные вести настильный огонь, четыре сверхзвуковые противотанковые ракеты в защищенных бронированными кожухами пусковых установках.

Т-72 с комплексом активной защиты «Арена-Э».

Поскольку армии нескольких десятков государств располагают значительным парком Т-72, то теперь они получают возможность за относительно скромные деньги придать своим бронетанковым войскам новое качество, соответствующее требованиям современного боя, за счет переоборудования части своих Т-72 в БМПТ-72. То есть речь идет об экспортном варианте «Терминатора»? Это не совсем так.

– Министерство обороны России выдвигает перед промышленностью совершенно справедливые требования по повышению характеристик новых образцов вооружения, – разъяснил нам ситуацию один из участников выставки. – Требования эти, безусловно, обоснованные. Однако для их реализации требуется значительный объем НИОКР, внедрение передовых технологий и т.д. То есть перспективные изделия по определению не могут быть дешевыми. Приходится искать компромиссы. «Терминатор-2» – один из таких компромиссов. Ведь танки Т-72Б сейчас и в обозримом будущем останутся самыми массовыми в войсках.

Появление концепт-модели колесной боевой машины пехоты АТОМ стало сенсацией выставки.

В дни работы выставки заместитель председателя правительства РФ и председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рагозин сообщил, что БМПТ будет создана и на базе «Арматы». Зазвучали недоуменные голоса, зачем, мол, нужен «Терминатор-2», когда в будущем появится «Терминатор-Армата»? Ответ прост: они не будут конкурировать, а дополнят друг друга. Дело в том, что «изюминкой» всех машин этого класса является боевой модуль с вынесенным за пределы башни вооружением. Внутри башни – высокоавтоматизированная система управления огнем, обеспечивающая всесуточное обнаружение, распознавание и уничтожение целей с использованием многоспектральных прицелов наводчика и командира. Конфигурация модулей – гибкая, то есть состав их вооружения может меняться в зависимости от конкретных условий боевой обстановки и требований заказчика. Например, вместо пусковых установок ПТУР предусмотрено размещение ЗРК ближнего действия «Стрелец». Те же модули могут устанавливаться на разные типы танковых шасси, а также на корабли и катера. Так, Уралвагонзавод уже предложил Вооруженным Силам Перу модернизировать 250 состоящих на вооружении армии этой страны танков Т-55 советского производства в БМПТ-55. Переделка будет заключаться в замене башни Т-55 боевым модулем БМПТ, усилении защищенности машины и в форсировании мощности ее двигателя.

Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ30П1 «Витязь».

На RAE 2013 Уралвагонзавод показал также два новых варианта модернизации танков Т-72. Первый – это машина для ведения боя в городских условиях. В ней прежде всего усилена защита танка за счет установки дополнительных модульных экранов динамической защиты, монтируемых на бортах башни и на надгусеничных полках, решетчатых экранов в районе моторного отделения. На башне, где расположен зенитный пулемет, появилось бронированное «гнездо» для командира. Благодаря этому нехитрому «гаджету» командир машины может без ущерба для себя вести огонь и по наземным целям. На танке может устанавливаться аппаратура подавления радиоуправляемых фугасов, а также бульдозерный отвал для расчистки преград.

Вторая машина модернизирована за счет внедрения комплекса активной защиты (КАЗ) «Арена-Э». Стоит напомнить, что в 2004 г. в Нижнем Тагиле уже демонстрировался Т-72М1 с КАЗ «Арена». Однако новая версия заметно отличается от прежней. Усовершенствованная «Арена» имеет уменьшенные габариты антенных устройств и круговой сектор защиты от гранат РПГ, ПТУР и артиллерийских снарядов.

Не ослаб интерес гостей и участников выставки и к танку Т-90МС, который впервые был показан в Нижнем Тагиле на прошлом салоне – в 2011 г. Как сообщил нам заместитель генерального директора УВЗ по спецтехнике Вячеслав Халитов, с того времени в конструкцию машины был внесен ряд улучшений, в том числе по линии защищенности и управления оружием. Сам танк получил собственное имя – «Прорыв», так как, безусловно, стал прорывной разработкой Уралвагонзавода. Опыт его создания используется и при конструировании «Арматы».

Сенсацию вызвало появление на RAE 2013 концепт-модели колесной боевой машины пехоты АТОМ – совместной разработки нижегородского подразделения УВЗ ЦНИИ «Буревестник» и французской компании Renault Trucks Defense. Машина с колесной формулой 8х8 предназначена для транспортирования 11 бойцов и огневой поддержки спешившихся стрелков. Их вход и выход осуществляется через заднюю аппарель и через четыре люка на крыше. Экипаж состоит из трех человек (командир, водитель и наводчик). В боевом модуле БМП – 57-мм автоматическая пушка со стелсовским кожухом на стволе – вариант корабельного орудия А122М, созданного «Буревестником» для флота. Пушка способна поражать легкобронированные и небронированные цели, танкоопасную живую силу противника, летательные аппараты на дальности до 6 км. Шасси и трансмиссия – с независимой подвеской. Коробка передач – автоматическая. Двигатель мощностью 600 л.с. позволяет развивать максимальную скорость 100 км/ч. Запас хода – 750 км. Модульная конструкция, высокая грузоподъемность (до 7 т) и большой полезный объем (10,7 м3) дают возможность создавать на базе БМП целую гамму бронированных машин: тяжелый БТР с дистанционно управляемым модулем, 57-мм зенитный артиллерийский комплекс, 120-мм самоходное артиллерийское орудие, командно-штабную, бронированно-эвакуационную, инженерную и санитарную машины.

Одна из новинок RAE 2013 – модернизированный многоцелевой десантный бронетранспортер БТР-МДМ.

«Крокодил» – плавающий гусеничный транспортер ПТС-4.

ТОС-1А обрушивает шквал огня.

Единственно, что смущает в АТОМ – высокий силуэт машины. На выставочной площадке БМП возвышалась над своими бронированными собратьями, в том числе основными боевыми танками, как египетская пирамида. Но не стоит забывать, что это всего лишь концепт, причем созданный в рекордно короткие сроки – всего за четыре месяца.

– Перед нами машина, – заявил генеральный директор НПО «Уралвагонзавод» Олег Сиенко, – которая в будущем будет конкурировать с теми образцами, которые широко представлены на международных рынках. Но в отличие от других машин подобного класса, оснащенных 30-мм пушками, на нашей машине гораздо более мощное и более дальнобойное 57-мм орудие. Мы считаем, что при высокой подвижности и огневой мощи этот продукт будет востребован на рынках.

АТОМ – не единственный пример плодотворной международной кооперации. На выставке можно было увидеть известные броневики «Тигр» Военно-промышленной компании с боевыми модулями фирм OTO Melara (Италия) и Nexter (Франция). УВЗ плодотворно развивает связи с французской компанией Sagem Safran group.

Интересную гусеничную технику продемонстрировало на RAE 2013 Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) – омское подразделение УВЗ. На трассе демонстрации техники всеобщее внимание привлекла машина, издали похожая на огромного крокодила. И сравнение с земноводным не случайно. Это – плавающий гусеничный транспортер ПТС-4. Мы уже писали об этой машине (см. журнал «Национальная оборона» №9/2013), остро необходимой Вооруженным Силам и народному хозяйству. К RAE 2013 омичи подготовили новый вариант этой огромной машины, двигающейся по сильно пересеченной местности с высокой скоростью и изяществом и способной перебрасывать по воде 18 т грузов.

На семинаре по инновационным технологиям в танкостроении.

Ну и, конечно, незабываемое впечатление оставила стрельба тяжелой огнеметной системы ТОС-1А разработки КБТМ. В обиходе эту грозную систему называют «Буратино». Смерч огня после старта, а через несколько секунд у намеченной цели сплошная стена пламени. Кстати, сейчас в войсках проходит испытания новый термобарический снаряд для «Буратино», созданный специалистами НПО «Сплав». Он отличается повышенной дальностью стрельбы и точностью поражения. Также увеличена масса боевой части. В результате общая мощность огневого поражения комплекса возросла на 15-20%.

Тем временем танкостроители заглядывают в будущее. Теме инновационных технологий был посвящен один из семинаров, проводившихся в рамках выставки. В нем приняли участие заместитель генерального директора УВЗ по спецтехнике Вячеслав Халитов, научный руководитель ВНИИТрансмаша Виктор Степанов, ведущий конструктор УКБТМ Дмитрий Колмаков, заместитель генерального конструктора СКБ «Трансмаштехника» Александр Валов и другие специалисты. Так случилось, что разговор сосредоточился на внедрении средств автоматизации в боевые машины. Стоит ли ожидать появление танков-роботов? По мнению специалистов, говорить о том, что они поступят в войска завтра, преждевременно. Хотя безэкипажные машины уже на подходе. Они уже есть.

На трассе демонстрации техники лихо гоняло похожее на танкетку безэкипажное гусеничное шасси – мобильный робототехнический комплекс (МРК), оснащенный 12,7-мм пулеметом «Корд». Он создан специалистами УВЗ и Ижевского радиозавода. Это – дистанционно управляемая безэкипажная боевая единица повышенной проходимости, предназначенная для обнаружения и уничтожения стационарных и подвижных целей, огневой поддержки и войсковой разведки, маневровых задач.

Мобильный робототехнический комплекс (МРК).

МРК управляется по радиоканалу, который защищен от средств радиоэлектронной борьбы противника, на расстоянии до 5 км. Помимо станкового пулемета «Корд» мобильный робототехнический комплекс может комплектоваться также 7,62-мм танковым пулеметом Калашникова (ПКТ) или 30-мм станковым автоматическим гранатометом АГ-17А или АГ-30/29. Комплекс комплектуется гиростабилизатором оружейной платформы, лазерным дальномером, тепловизором и баллистическим вычислителем, которые обеспечивают высокую точность стрельбы. Имеется функция автоматического захвата и возможности ведения до десяти целей в движении. Цель удерживается при перемещении поворотной платформы на 360°. МРК способен действовать в сложных топографических и метеорологических условиях в любое время суток. Резервное питание позволяет комплексу работать автономно до 10 часов в движении (в «спящем режиме» – до семи суток). Запас хода – 250 км. Диапазон рабочих температур – от -40 до +40°С.

Еще один, если так можно выразиться, полуробот продемонстрировало КБТМ. Честно говоря, огромная специальная пожарная машина (СПМ) поначалу показалась неуклюжей. Но вот она подошла к рубежу работы. Из нее выпрыгнули члены экипажа, и она бойко побежала к месту пожара и обрушила на него мощную струю воды.

Специальная пожарная машина (СПМ) за работой.

СПМ создана по заказу Министерства обороны на базе танка Т-80. Как известно, в последние годы произошло несколько крупных пожаров на складах боеприпасов военного ведомства, которые сопровождались взрывами и разлетами снарядов. Как вести борьбу с пламенем в этом аду? Только с помощью роботизированной бронированной техники.

СПМ, бегающая со скоростью 20 км/ч, возит с особой целый пруд – 25 кубометров воды или гасящей жидкости. Бронирование защищает экипаж и оборудование в отделении управления при подрыве 152-мм фугасных снарядов на удалении 5 м от СПМ. Имеется специальная теплозащита. Дальность дистанционного управления машиной – до 5 км и не менее 3 км, а дальность струи тушения – до 100 м.

– Мы часто употребляем слова «уникальная», «не имеющая аналогов в мире» в отношении военной техники, – сказал нам Вячеслав Халитов, – хотя на самом деле эти эпитеты не всегда оправданы. Но вот СПМ действительно уникальная и не имеющая аналогов в мире машина.

Песнь об «Урале»

На IХ Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2013 состоялась презентация книги «Т-72/Т-90. Опыт создания отечественных боевых танков». Ее авторы историк и научный редактор отдела по связям с общественностью УВЗ Сергей Устьянцев и ведущий конструктор УКБТМ Дмитрий Колмаков. Как явствует из названия книги, она посвящена самому массовому современному танку Т-72 «Урал» и его младшему брату Т-90. В монографии приводятся только недавно рассекреченные данные по Т-72. Так, с 1974 г. Уралвагонзавод выпустил 20544 машины этого типа. Пик производства пришелся на 1985 г., когда с конвейера сошли 1559 танков (для сравнения – в США в самые лучшие времена производилось не более 840 танков «Абрамс» в год).

Но не только этими цифрами привлекает книга. Кроме достаточно подробных аспектов создания основных боевых танков особый упор делается на логику руководящих решений в советском и постсоветском танкостроении. Ведь, как подчеркивают авторы, «семьдесятдвойка» – не только символ военного могущества: «В известном смысле Т-72 – это овеществленный в металле символ российской индустриальной культуры».

Несмотря на обилие материала об этапах создания «Урала», его модификаций, о зарубежных аналогах и их сравнительных характеристиках, объемная книга читается на удивление легко – почти как захватывающий детектив. Другими словами, Т-72 нашел достойных авторов, которые смогли рассказать об этой машине живыми красками.

Конечно, наработки, примененные в МРК и СПМ, можно использовать при создании перспективных боевых машин. Говорил же начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко, что «электронный борт, который будет применен на танках «Армата» и «Курганец», – и есть создание технической платформы роботизированных машин». В свою очередь, корпорация УВЗ уже образовала специальное робототехническое подразделение.

И все-таки инновации пока с трудом пробивают себе дорогу в оборонной индустрии. По мнению научного руководителя ВНИИТрансмаша Виктора Степанова, отставание нашей страны в области научно-технических разработок и роботизации вызвано тем, что Министерство обороны мало внимания уделяет созданию научно-технического задела для перспективных образцов военной техники. Это направление практически не развивается.

Впрочем, выставка RAE 2013 продемонстрировала целый ряд отечественных разработок, которые не только не уступают, но и превосходят зарубежные аналоги. Но чаще всего этот прорыв – заслуга самих предприятий, которые осуществляют разработки в инициативном порядке, на свой страх и риск, а также на собственные средства. Настало время упорядочить этот процесс и сделать его еще более результативным.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS