Танковый биатлон: шоу и важная составляющая боевой подготовки
Состязания в Алабино завершились, но боевая подготовка не знает перерывов

В то время как в Лужниках за награды чемпионата мира по легкой атлетике сражались спортсмены, в подмосковном Алабино, на полигоне 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии, разворачивались совсем другие соревнования. Там состоялись финальные заезды танкового биатлона, который впервые проводился в нашей стране по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу.

Александр ФЕДОРОВ

Несколько лет назад гвардейская Таманская дивизия, которая в Вооруженных силах всегда считалась элитной и чьи броневые колонны неизменно открывали техническую часть парадов на Красной площади, была расформирована. Но 4 мая этого года приказом министра обороны Сергея Шойгу это соединение воссоздали, и оно участвовало в параде Победы 9 мая снова под своими знаменами, овеянными неувядаемой славой.

Да, приказами можно организационно воссоздать ту или иную воинскую часть, но для возрождения ее боевой мощи и, если угодно, школы – этого мало. Нужно учиться и учиться воевать, причем воевать по-современному. Это, конечно, относится не только к Таманской дивизии, но и ко всем Вооруженным силам России.

Состязания открыл легендарный Т-34.

Одним из элементов такой боевой учебы стал биатлон на танках Т-72Б в Алабино. Это соревнование приобрело поистине всероссийский размах. Первый этап состоялся в июне в строевых частях. 250 экипажей (из них 50% – контрактников и 50% – военнослужащих по призыву) боролись за право называться лучшими. Второй этап проходил на полигонах всех четырех округов, где показывали свое мастерство по 12 «продвинутых» экипажей объединений.

А уж из них были выбрано по три самых-самых для участия в отборочном этапе в Алабино. Готовились серьезно. Техническую поддержку танкистам оказывали не только специалисты воинских частей, но и предприятия-изготовителя грозных машин – знаменитого Уралвагонзавода. Все машины выполнили заезды по три круга протяженностью 6100 м каждый, то есть общая дистанция составила 18300 м. Т-72Б преодолевали естественные и искусственные препятствия – холм, стенку, колейный мост, минное поле и водные преграды. Показывали класс на участках скоростного прохождения и обгона. Стреляли с трех огневых позиций: управляемым боеприпасом, штатным снарядом и из пулемета НСВТ по воздушной цели на дистанциях от 900 до 2200 м. За каждый промах – дополнительный штрафной 500-метровый круг, а за ошибку при вождении – штрафные очки.

Биатлон – захватывающее зрелище.

14 августа состоялись финальные заезды российской части соревнований. Для того чтобы лучше различать соревнующиеся машины, их раскрасили в разные цвета. По жеребьевке машина красного цвета досталась танкистам Центрального военного округа (ЦВО), синего – Западного военного округа (ЗВО), желтого – Южного военного округа (ЮВО), а зеленая – Восточного военного округа (ВВО). Дал старт состязанию легендарный Т-34. С первых минут лидерство взял синий танк ЗВО. Он удачно выполнял упражнения и отстрелялся, допустив лишь одну оплошность при борьбе с воздушной целью. 

Лидера неотступно преследовал Т-72Б желтого цвета. «Южане» явно не хотели упускать победу. А вот у красных и зеленых явно что-то не заладилось. Из-за промахов они выписывали штрафные круги и теряли драгоценное время. В результате в соперничестве с желтой машиной верх взяла все-таки синяя – экипаж 138-й отдельной мотострелковой бригады Западного военного округа, дислоцированной в Ленинградской области, в составе командира танка младшего сержанта Николая Морокова, наводчика-оператора старшего сержанта Ивана Ревенялы и механика-водителя рядового Игоря Артемьева. Все они контрактники. Они преодолели дистанцию за 2 часа 10 минут и 37 секунд. Второе место заслужено досталось команде ЮВО со временем 2 часа 24 минуты 56 секунд. На третьем месте – танкисты ЦВО с результатом 2 часа 29 минут 46 секунд, а на четвертом – ВВО (2 часа 46 минут и 11 секунд).

И вот настал финальный день танкового биатлона. 17 августа состоялись международные состязания, в которых приняли участие российские, белорусские, казахстанские и армянские экипажи. На сей раз наши выступали на красной машине. Синей управляла команда Казахстана, зеленой – армянские воины, а желтой – белорусские. Условия прохождения трассы были несколько усложнены. Добавился «элемент с риском», когда танкам требуется пробираться через макеты горящих домов. Им также предстояло стрелять в движении из положения «в бок с борта», то есть пушке надлежало вести огонь, повернутой на 90 градусов относительно направления движения. Это эффектное упражнение, но весьма непростое для исполнения.

И в этих соревнованиях верх одержал экипаж младшего сержанта Николая Морокова. Вторыми оказались казахстанцы, на третьем – белорусы, а на четвертом армянские танкисты.

Победителям вручили переходящий приз – золотую модель танка Т-34. Все члены экипажа танка Т-72Б Николая Морокова получили от Уралвагонзавода ключи от новеньких автомобилей «Нива». Были удостоены наград и ценных подарков экипажи российских танков, занявших призовые места, а также зарубежные танкисты, участвовавшие в биатлоне.

«На протяжении нескольких дней практически все участники соревнований демонстрировали высокое мастерство, профессиональную выучку и слаженность, – заявил на церемонии награждения Сергей Шойгу. – Но беспристрастные судьи выбрали лучших. Особые слова благодарности хочу сказать нашим гостям и Вооруженным силам Армении, Белоруссии и Казахстана, участие которых позволило придать турниру международный статус».

Министр обороны РФ выразил надежду, что подобные состязания станут традиционными и будут служить мощным фактором укрепления дружественных связей и доверия между государствами. «Надеемся, на следующий год команд будет больше, – сказал он. – Во всяком случае, откликнулись живо на наше приглашение коллеги из США и Италии, ждем ответа из Германии». Тогда, подчеркнул глава оборонного ведомства, это будут «уже совсем другие соревнования». По его словам, «это будут соревнования технологий, конструкторов, тех, кто создает технику, которая должна защищать наши государства. Я очень надеюсь на наших конструкторов, заводы, предприятия. Очень хочу, чтобы они вооружили нас на следующий год так, чтобы, как и в этом году, мы были первыми и ни в коем случае это место не отдавали».

Участники международной части соревнований перед награждением.

Уралвагонзавод незамедлительно ответил на пожелание руководителя Министерства обороны. Как заявил специальный представитель УВЗ на соревнованиях Алексей Маслов, «мы готовы обеспечить наших танкистов самой современной техникой, которая достойно будет конкурировать с зарубежными машинами». Вряд ли речь идет о перспективном основном танке на базе «Армата». Но и модернизированный танк

Т-90МС, который впервые был продемонстрирован Уралвагонзаводом в 2011 г., на равных способен противостоять новейшим модификациям американских танков «Абрамс» и немецким «леопардам».

Танковый биатлон оказался не просто соревнованием и красочным развлечением, но и оселком, с помощью которого можно оттачивать и совершенствовать боевое мастерство. Как сообщил начальник главного управления боевой подготовки Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Иван Бувальцев, опыт состязаний танкистов будет учтен при разработке новых учебных программ. Будут также внесены изменения в Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков. Действующие стрельбовые упражнения, заметил генерал, «несколько устарели». Современный бой будет протекать иначе: «это бой в городе, в условиях ограниченной видимости, при взаимодействии артиллерии, мотострелков, армейской и штурмовой авиации». С момента разработки некоторых учебных пособий, уточнил Бувальцев, изменились танки, комплексы вооружения и дальности поражения целей. Вот почему опыт Алабинского полигона послужит импульсом к дополнению и изменению к курсу стрельб.

Сергей Шойгу: «Беспристрастные судьи выбрали лучших».

Министр обороны РФ награждает экипаж ЗВО.

Если государства НАТО подтвердят свое намерение принять участие в танковой «Формуле-1», очевидно, потребуется пересмотреть программу в сторону ее усложнения. Например, предусмотреть вождение машин и стрельбы в темное время суток.

Танковый биатлон повысил интерес молодых людей к армейской службе. Мобильный пункт ЗВО отбора граждан на военную службу по контракту, развернутый в Алабино, посетило более пятисот гостей и участников соревнований, из которых восемьдесят пять заполнили анкеты кандидатов на военную службу. Пятьдесят из них имеют дипломы о высшем или профессиональном образовании, две трети обратившихся не достигли двадцатипятилетнего возраста.

Николай Мороков в кабине новенькой «Нивы», подаренной Уралвагонзаводом.

Состязания в Алабино завершились, но боевая подготовка не знает перерывов. Танкисты ЮВО явно хотят взять реванш на соревнованиях следующего года. На полигоне «Дальний» в Дагестане они на танках Т-90А отрабатывают артиллерийские стрельбы по мишеням, «выскакивающим» на линию огня на короткое время. Средняя дальность до мишеней составляет около двух километров, дистанция ведения огня в движении – 700 м. «Мишени появляются в зоне огневого поражения на короткое время, что требует от танкистов мгновенной реакции и точности при стрельбе», – говорится в сообщении пресс-службы ЮВО.

Другими словами, нас ждут еще более захватывающие танковые баталии.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS