Праздник «под елочку» и после елочки
ОСК строит и сдает стратегические атомоходы

РПЛСН «Юрий Долгорукий».

В Северодвинске в последнее воскресенье прошлого года – 30 декабря – произошел ряд знаковых и радостных событий. В канун Нового года, словно по старой советской традиции, что называется «под елочку», на Севмаше была выведена из цеха атомная ракетная подводная лодка стратегического назначения «Владимир Мономах» – третья проекта 955 «Борей» и подписан акт о приемке флотом головной РПЛСН этого типа – К-535 «Юрий Долгорукий».

Александр ФЕДОРОВ

Корабль зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базирующейся в Гаджиево. Вместе с лодкой принята на вооружение баллистическая ракета морского базирования Р-30 «Булава», создание которой заняло 14 лет. А на другом предприятии города – в Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония передачи ВМФ РФ после двухгодичной модернизации РПЛСН К-51 «Верхотурье» проекта 667БДРМ «Дельфин». Согласитесь, это, действительно, праздник судостроителей, разработчиков оружия и подводников! Да, и, пожалуй, всей страны. После почти двух десятилетий неуклонного сокращения морских сил ядерного сдерживания России, наконец, начался процесс их восстановления.

Целых 16 лет продолжались строительство и испытания «Юрия Долгорукого». На долю этого корабля выпала трудная судьба. Его проектирование началось ЦМКБ МТ «Рубин» в конце 80-х годов. В середине «лихих» 90-х состоялась закладка лодки на Севмаше. Но тогда не было денег не только на строительство субмарин, но и на зарплаты рабочим предприятия. Рушились отлаженные кооперационные связи. Заказчик в лице Министерства обороны поменял тактико-техническое задание. Произошла замена главного оружия РПЛСН – ракетного комплекса. Новый тогда существовал только на бумаге. Все эти, казалось бы, непреодолимые препятствия не остановили севмашевцев. Они, хотя и с перерывами, но продолжали строить ракетоносец четвертого поколения. Второе дыхание пришло после образования мощного судостроительного холдинга – Объединенной судостроительной корпорации, в состав которой вошли и ЦМКБ МТ «Рубин», и Севмаш.

РПЛСН «Владимир Мономах» выводят из цеха.

В минувшем году не раз объявлялось о скором вступлении в строй ВМФ «Юрия Долгорукого», который успешно прошел весь цикл заводских и государственных испытаний, включая стрельбы ракетами комплекса «Булава». Однако раз за разом сроки отодвигались. В конце сентября тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков поведал, что есть проблемы с программным обеспечением автоматизированной системы управления пусками межконтинентальных баллистических ракет «Булава» с АПЛ типа «Борей», и пока они не будут устранены, лодки флотом приниматься не будут. Хотя программное обеспечение старта БРПЛ не имеет непосредственного отношения к атомоходам, действительно, без его идеального функционирования корабли нельзя признать готовыми.

В конце концов, все проблемы, судя по всему, удалось преодолеть. Но 30 декабря прошлого года Андреевский флаг не поднялся над «Юрием Долгоруким». Эту церемонию отложили на 11 дней, чтобы приурочить ее к посещению президентом Владимиром Путиным Северного флота. Собственно Верховный главнокомандующий и глава государства в Северодвинске не появился. Он прибыл в Североморск, чтобы вручить орден Нахимова экипажу тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», который удостоен награды «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования в районах Северной Атлантики и Арктики и успешной антипиратской деятельности в Аденском заливе Аравийского моря». С главного командного пункта флагмана Северного флота он по закрытому видеоканалу связался с экипажем «Юрия Долгорукого», министром обороны РФ генералом армии Сергеем Шойгу и главкомом ВМФ адмиралом Виктором Чирковым.

Президент ОСК Андрей Дьячков выступает на церемонии вывода из цеха РПЛСН «Владимир Мономах».

«В соответствии с кораблестроительной программой атомный подводный крейсер проекта 955 «Юрий Долгорукий» завершил государственные испытания, – доложил Владимиру Путину глава российского военного ведомства, находившийся на борту ракетоносца. – По результатам государственных испытаний подтверждены все заложенные тактико-технические характеристики. Приемный акт утвержден. 10 января 2013 года в 14.10 на крейсере поднят Андреевский флаг. Корабль передан Военно-морскому флоту Российской Федерации. Начат ввод корабля в состав боевых сил».

«Благодарю всех, кто принимал участие в проектировании, строительстве, испытаниях этого грозного корабля, – в свою очередь сказал президент Российской Федерации. – Самые добрые слова коллективу петербургского «Рубина» и коллективу Севмаша, которые выполнили основную часть работы. «Юрий Долгорукий» – атомный ракетоносец нового поколения. Лодки такого класса станут важнейшим элементом морской составляющей российских стратегических сил, гарантом глобального баланса, безопасности России и ее союзников». Обращаясь к главкому ВМФ, Владимир Путин попросил доложить о подготовке головного «Борея» и других атомоходов этого проекта к боевой службе.

Виктор Чирков сообщил, что «Юрий Долгорукий» приступает к отработке курсовых задач Л-1(«организация подводной лодки и приготовление ее к бою и походу») и после этого – к Л-2 («организация плавания подводной лодки»). На выполнение каждой задачи отводится по 60 суток. После этого К-535 отправится на глубоководные испытания с погружением до 600 м (это интересная деталь, поскольку ранее сообщалось, что максимальная глубина погружения АПЛ проекта 955 составляет 450 м) с выполнением торпедных стрельб с большой глубины. Далее личный состав подводной лодки отработает курсовую задачу Л-3 («ведение боевых действий»), а затем корабль войдет в состав сил постоянной готовности. «Мы рассчитываем, – подчеркнул адмирал, – что к концу года полностью будет отработано два экипажа атомного подводного крейсера «Юрий Долгорукий». В январе следующего года приступим к его погрузке (то есть снабжению РПЛСН полным комплектом оружия – прим. редакции) и после этого – постановке на боевое дежурство».

Следующий «Борей» (К-50 «Александр Невский»), как отметил главком ВМФ, уже проходит испытания и на следующий год будет принят Военно-морским флотом. А всего до конца 2020 г. планируется ввести в состав ВМФ восемь крейсеров проекта 955.

Сергей Шойгу вручает флаг корабля командиру «Юрия Долгорукого» капитану 1-го ранга Владимиру Ширину.

Президент поинтересовался мнением Виктора Чиркова относительно вооружения корабля. И тут мы тоже услышали нечто новое. «Вооружение – 16 баллистических ракет, способных поражать цели на больших дальностях в соответствии с заложенными характеристиками, – сказал главком. – Также мы уделили большое внимание торпедному вооружению и способности нести крылатые ракеты большой дальности». Прежде никогда не говорилось о вооружении «бореев» крылатыми ракетами большой дальности. Но они, оказывается, могут быть их носителями и поражать надводные и береговые цели высокоточными обычными зарядами. Благодаря этому повышается гибкость боевого использования субмарин этого проекта. Фактически лодки станут многоцелевыми. А это не только отвечает современным мировым «трендам» развития подводных лодок, но и просто практично. Неясно, правда, будут ли крылатые ракеты выстреливаться из торпедных аппаратов или, как на АПЛ проекта 885, из многозарядных «стаканов», размещаемых в пусковых установках баллистических ракет. Не исключено, что предусмотрены тот и другой варианты.

Заслушав пояснения главкома ВМФ, Владимир Путин еще раз поздравил моряков с вступлением в строй головного «Борея». «Событие для флота очень значимое, – подчеркнул он, – серьезное, подтверждает серьезность наших намерений по обновлению армии и флота. Это большое событие в жизни страны: такой крейсер, как «Юрий Долгорукий», – это серьезное, очень мощное оружие, которое повышает нашу обороноспособность и будет гарантировать безопасность нашей страны».

«Прыжок кита» – «Юрий Долгорукий» отрабатывает аварийное всплытие.

Как мы убедились, создание стратегических подводных ракетоносцев – чрезвычайно непростой процесс. Не менее сложный и долгий – подготовка их к боевой службе. Тем паче, что речь идет о формировании не одного, а двух экипажей на каждую подводную лодку.

Поэтому актуальным стало событие, которое состоялось в Центре судоремонта «Звездочка» – тоже из состава ОСК. Там флоту была передана РПЛСН «Верхотурье» проекта 667БДРМ. Нельзя не напомнить, что именно шесть подводных лодок этого типа являются главной ударной силой российских МСЯС и будут оставаться таковыми до их замены РПЛСН проектов 955 и 955А. АПЛ «Верхотурье», которая вошла в строй ВМФ 30 декабря 1984 г., первой из «дельфинов» проходила плановую модернизацию на «Звездочке» в 1993-1998 гг. В 2010 г. было принято решение о продлении срока ее эксплуатации. Лодка снова пришла в завод. В рамках работ по восстановлению ее технической готовности верфь отремонтировала корпус, забортную арматуру, балластные цистерны, механизмы и агрегаты винторулевой группы, другие корабельные системы. Теперь корабль послужит еще три с половиной года.

ЦС «Звездочка». Во время подписания акта о передаче РПЛСН «Верхотурье» флоту.

К началу прошлого года в составе МСЯС находилось три РПЛСН проекта 667БДРМ. Благодаря корабелам «Звездочки» теперь их пять. 27 июля прошлого года после модернизации в строй вернулась АПЛ К-407 «Новомосковск», а 30 декабря – К-51 «Верхотурье». Еще одна лодка – К-84 «Екатеринбург», на которой случился пожар в декабре прошлого года, прибыла на «Звездочку» в июне прошлого года, но контракт на восстановительные работы до сих пор не подписан. Заводчане осуществляют ремонт за счет средств предприятия, что, конечно, нельзя признать нормальным.

В Североморске президент РФ еще раз подтвердил параметры кораблестроительной программы до 2020 г., которая им уже публично была озвучена во время посещения Севмаша 30 июля 2012 г., когда на этом предприятии состоялась закладка РПЛСН «Князь Владимир» – головной стратегической лодки улучшенного проекта 955А с 20 пусковыми установками ракет Р-30 «Булава». «Обновление флота – один из важнейших приоритетов всей нашей работы по укреплению Вооруженных Сил, – заявил он на борту крейсера «Петр Великий». – В рамках Госпрограммы вооружений до 2020 г. на создание современных сбалансированных подводных и надводных группировок выделяется более 4 трлн. рублей». По словам Владимира Путина, в предстоящие годы флот должны пополнить более 100 новых надводных и подводных кораблей различных классов. Верховный главнокомандующий выразил уверенность, что эта программа будет обязательно выполнена.

РПЛСН «Верхотурье» возвращается в строй.

Не все разделяют оптимизм президента. И вот почему. В минувшем году помимо «Юрия Долгорукого» предполагалось ввести в строй первый серийный ракетоносец проекта 955 «Александр Невский». Теперь, как мы знаем со слов Виктора Чиркова, он будет принят флотом лишь в следующем году. Правда, президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков оспаривает это утверждение. По его мнению, К-550 уже к середине лета нынешнего года передадут ВМФ. Но суть не в этом. Кроме второй РПЛСН Северный флот в минувшем году должна была пополнить многоцелевая АПЛ «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». Но на ней тоже что-то не заладилось с программным обеспечением управления ракетной стрельбой. Теперь поступление лодки ожидается в текущем году. Не лучше обстоят дела и с надводным кораблестроением. Из кораблей основных классов в 2012 г. введен только ракетный корабль 2-го ранга «Дагестан» проекта 11661К. И больше ничего.

Да, сейчас немало кораблей строится и спускается на воду. Но их достройка затягивается, а испытания выявляют немало проблем, которые наскоком не решить. Не хватает квалифицированных специалистов, оружия и вооружения, комплектующих требуемых кондиций. Значительные трудовые и финансовые ресурсы отвлекает выполнение экспортных контрактов, которые тормозят реализацию заказов Министерства обороны. На том же Севмаше проблемы с непрофильным для предприятия авианосцем Vikramaditya явно негативным образом сказались на выполнении Госпрограммы вооружений. Конечно, нельзя отказываться от зарубежных заказов, которые в буквальном смысле слова спасли отрасль в трудные годы. Но надо осуществлять военно-техническое сотрудничество так, чтобы оно не наносило ущерба развитию российского флота.

РПЛСН «Александр Невский» на испытаниях.

Времени для выполнения кораблестроительной программы до 2020 г. остается крайне мало. Из ста кораблей, обещанных к этому сроку флоту, с 2010 г., то есть за три года, сданы пока только шесть единиц (две подводные лодки и четыре надводных боевых корабля, из которых два – малые артиллерийские). Но и некоторые из них требуют доводки. Поэтому остается уповать лишь на принцип, сформулированный пословицей «Русский долго запрягает, но быстро скачет!» Однако в случае с кораблестроением он может не сработать. Поэтому требуется четкий и, может быть, жесткий межведомственный и межотраслевой механизм контроля выполнения программы.

P.S. 18 января РПЛСН «Владимир Мономах» спустили на воду, после чего начались швартовные испытания корабля.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS