Военно-морской флот России – под волнами
Взгляд из Америки на перспективы ВМФ РФ

Публикация в ведущем американском военно-морском журнале Proceedings статьи Томаса Р. Федышина «Дремлющий медведь просыпается. Возрождение ВМФ России?», посвященной военно-морскому строительству в нашей стране (см. журнал «Национальная оборона» №4/2012), вызвала появление на страницах этого авторитетного зарубежного издания других интересных публикаций на ту же тему. В них рассматриваются не общие, а более частные вопросы военно-морского строительства и военно-морской стратегии Российской Федерации.

Норман ПОЛМАР

На протяжении более 45 лет «холодной войны» советские подводные силы являлись определяющим фактором в военно-политической конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Насчитывая временами свыше 400 единиц, включая новейшие ядерные субмарины, подлодки с крылатыми или баллистическими ракетами на борту, советский подводный флот занимал доминирующее место в сознании людей, определяющих стратегию США.

Сегодня, спустя чуть больше двух десятилетий после окончания «холодной войны», российские подводные лодки, из которых, возможно, считанные единицы находятся в полной боевой готовности, редко выходят за пределы прибрежных вод. И, несмотря на грандиозные планы и заявления политиков и военно-морских чиновников, российские программы, связанные с подводными лодками и ракетным вооружением для них, на много лет отстают от графика.

Норман Полмар – ведущий американский военно-морской эксперт.

ВМФ России в настоящее время «на бумаге» насчитывает чуть более 60 подводных лодок. Многие из них из-за нехватки обученного персонала, отсутствия вспомогательной инфраструктуры, а также материальных проблем пригодны к ограниченной эксплуатации, либо пребывают в затянувшемся ремонте или в ожидании ремонта. Судостроительная промышленность, которая в самый разгар «холодной войны» производила около 12 атомных подводных лодок в год, оказалась далеко не в лучшей форме в условиях скромных заказов.

К этой ситуации привел целый ряд проблем. Среди них: отсутствие реалистичной методики ценообразования на военную продукцию на различных верфях, предприятиях-субподрядчиках и в Министерстве обороны, чрезмерно высокие налоговые ставки в судостроительной отрасли, а также отсутствие в Министерстве обороны опытных специалистов по оборонным технологиям и оборудованию.

Гордостью российского флота являются подводные лодки с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ) нового поколения класса «Борей» (проект 955). Планируется обеспечить флот восемью такими подводными лодками к 2020 г. Было заявлено, что первая из этих ПЛАРБ в подводном положении будет иметь водоизмещение 19400 т, почти 560 футов (170,7 м) в длину и нести 16 новых БРПЛ «Булава». Дальность стрельбы этими ракетами составляет около 5000 морских миль (9260 км).

Головная подводная лодка – «Юрий Долгорукий» – была заложена в 1996 г. и спущена на воду в 2008 г., планировалось ввести ее в строй в 2011 г., то есть срок строительства (правда, с задержками на переработку проекта) составил свыше 15 лет! В течение этого периода работы останавливались несколько раз. В это время вносились крупные изменения в проект, следовательно, «фактическое строительство» заняло намного меньше времени.

Хотя подводная лодка была готова в прошлом году, ракета «Булава» еще не была готовой. Переделанная из межконтинентальной баллистической ракеты наземного базирования «Тополь-М» ракета «Булава» находилась на стадии испытаний с 2004 г. Протокол испытаний этой ракеты включает шесть успешных запусков в 2010-2011 гг. (перед этим было семь неудач и пять успешных испытаний). Действовавший в то время президент Дмитрий Медведев заявлял, что БРПЛ «Юрий Долгорукий» будет введена в строй в этом году.

Начиная с четвертой единицы, ПЛАРБ класса «Борей» будут оснащаться 20 ракетами. Восемь ПЛАРБ класса «Борей», каждая с 16 или 20 ракетами SS-N-30 (по классификации НАТО – прим. переводчика), несущими от шести до десяти ядерных боевых частей, будут составлять более половины запланированных Россией 1500 стратегических ядерных зарядов. Однако чрезвычайно маловероятно, что россияне смогут построить эти ПЛАРБ в соответствии с графиком.

РПЛСН «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей».

Это отставание требует по-прежнему опираться на девять более старых ПЛАРБ семейства Delta. Шесть подводных лодок Delta IV (проект 667БДРМ «Дельфин» – прим. переводчика) находятся в составе Северного флота, а три подводные лодки Delta ІІІ (проект 667БДР «Кальмар» – прим. переводчика) входят в состав Тихоокеанского флота. Последние должны были «уйти на пенсию» несколько лет назад после замены их первыми ПЛАРБ «Борей». Кроме того, одна гигантская ПЛАРБ проекта 941У «Тайфун» («Акула») эксплуатируется в качестве испытательного корабля ракет «Булава», а еще две находятся на консервации.

Ситуация с ударной подводной лодкой следующего поколения (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами – ПЛАРК) проекта 885 «Ясень» – аналогична. Строительство шести таких лодок планируется завершить к 2020 г. Постройка головной – «Северодвинск» – была начата в 1993 г., но, как и с лодкой «Юрий Долгорукий», финансовые и другие проблемы привели к продолжительным задержкам. Она также претерпела ряд переделок проекта во время строительства. Лодка была спущена на воду в 2010 г., то есть теоретически время ее строительства составило почти 17 лет! Как минимум еще одна единица уже находится в стадии сборки. Имея подводное водоизмещение 14000 т и почти 400 футов (121,9 м) в длину, лодка «Северодвинск» оснащена восемью большими вертикальными ракетными пусковыми шахтами в кормовой части корпуса, каждая из которых может вмещать три противокорабельные крылатые ракеты «Оникс» или пять ракет Club. Подводная лодка вооружена также торпедами и ракетами. Таким образом, подводные лодки класса «Ясень» будут сочетать в себе функции АПЛ и ПЛАРК в одном корпусе.

Из-за продолжительных периодов строительства конструкторские бюро, которые разрабатывали эти подводные лодки, обновили проекты. Это – конструкторские бюро «Рубин» («Борей») и «Малахит» («Ясень»), оба из Санкт-Петербурга. Обе лодки обладают несколькими современными особенностями и высоко автоматизированы. Стоит обратить внимание на форму корпуса «Борея». На первый взгляд кажется, что она противоречит концепции снижения шумности XX века. Однако если рассматривать ее с точки зрения как гидроакустической, так и гидродинамической малозаметности, выяснится, что новый дизайн корпуса – это еще один успех в разработке архитектуры подлодок с низким уровнем демаскирующих признаков. Хотя детали нам не доступны, похоже, что оба проекта как «Борей», так и «Ясень» обладают усовершенствованными движителями. На уровень автоматизации этих подводных лодок указывает тот факт, что «Юрий Долгорукий» имеет экипаж около 110 человек, а «Северодвинск» – 85 человек, что значительно меньше, чем на их американских аналогах.

С проблемами также сталкиваются и дизель-электрические подводные лодки, которые по-прежнему строятся на российских верфях. Первая подводная лодка проекта 677 класса «Лада», названная «Санкт-Петербургом», была завершена в 2010 г. Продолжительность ее строительства составила 13 лет! Тем не менее испытания подводной лодки не увенчались успехом, и она еще не эксплуатируется в составе ВМФ. Как сообщается, работы на двух других единицах проекта «Лада» практически остановились, а строительство других запланированных единиц было отменено. Имеются также признаки, что работы на двух более поздних подводных лодках замедлились, чтобы сделать возможной установку воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) на топливных элементах. (Советы экспериментировали с системами ВНЭУ с 1930-х гг. и построили в 1950-х гг. серию подводных лодок с ВНЭУ проекта 615 класса Quebec).

Правительство России пыталось продать подводные лодки класса «Лада» – как с ВНЭУ, так и без оных – военно-морским силам третьих стран. До сих пор эти усилия не увенчались успехом.

Строительство улучшенных вариантов многоцелевых подводных лодок более ранней разработки класса Kilo (проект 877/636) продолжается. При этом несколько единиц ранней постройки в России находятся в эксплуатации. Kilo оказалась очень успешно экспортируемой подводной лодкой. В настоящее время субмарины этого типа находятся на вооружении ВМС Алжира, Китая, Индии, Ирана, Польши и Румынии. Шесть единиц проекта 636 находятся в стадии строительства для ВМС Вьетнама.

Опытовая подводная лодка «Саров» проекта 20120.

Одна лодка проекта Kilo – «Алроса» – единственная в составе Черноморского флота. Она недавно участвовала в многонациональных учениях по отработке подводных спасательных операций в восточной части Атлантического океана. Это было первое участие российского подводного корабля в подобных учениях. Наиболее важным представляется то, что эта лодка оснащена инновационным водометным движителем, очевидно, выступая в качестве испытательного стенда при создании перспективных движителей.

Три подводные лодки усовершенствованного проекта 6363 класса Kilo находятся в стадии строительства для российского Черноморского флота. Серия, вероятно, будет продолжена. (Ни Советский Союз, ни Россия никогда не эксплуатировали подводные лодки с ядерными энергетическими установками ни на Черноморском, ни на Балтийском флотах).

Помимо этих боевых подводных лодок в российском Военно-морском флоте эксплуатируются несколько ядерных научно-исследовательских подводных лодок и единственная в своем роде подлодка проекта 20120 «Саров». Последняя представляет собой дизель-электрическую подводную лодку с небольшим ядерным реактором, который используется как вспомогательный электрогенератор для зарядки батарей – вид конфигурации ВНЭУ, который должен обеспечивать бесшумный ход продолжительностью до 20 суток. Эта лодка используется также для испытаний ряда новых систем.

Также представляет интерес ПЛАРБ класса Delta ІІІ, которая была переоборудована в плавучую базу для глубоководной научно-исследовательской подводной лодки проекта 1083, которая сродни недавно списанной атомной подлодке ВМС США NR-1. Седьмая ПЛАРБ Delta IV, получившая повреждения несколько лет назад, в настоящее время также находится в процессе переоборудования в лодку специального назначения.

Опираясь на опыт советских судостроительных заводов и передовые проекты подводных лодок, в том числе разработанных в свое время КБ «Малахит», представляется вполне вероятным, что Россия со временем будет располагать значительным и надежным подводным флотом.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS