Мир переворачивается вверх тормашками в пользу России
Нефть, тающий лед и сдвиги в военной и экономической мощи внесут изменения в военно-морскую стратегию России

Когда нефть подскочила выше $140 за баррель в 2007-2008 гг., российский адмирал Владимир Высоцкий прогнозировал, что Военно-морской флот РФ получит дополнительно три авианосные ударные группы на Северном флоте и три – на Тихоокеанском.

Дэниэл Т. МЕРФИ

Профессор Военно-морского колледжа Милан Вего считает, что это наращивание возможно, и уверен, что ключевым препятствием будут не деньги, а судостроительные мощности. Прогнозы изменились, когда цены на нефть упали в 2008-2009 гг., и некоторые аналитики смело стали предсказывать, что российский флот со временем прекратит свое существование. Но даже если военно-морские амбиции российского флота не будут (здесь и далее курсив автора – ред.) включать шесть авианосных ударных групп, Москва обязательно будет продолжать строить внушительный военно-морской флот. Этого требует от нее глобализация.

ЗАБОТЫ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

В течение нескольких лет после распада Советского Союза в 1991 г. половина российского Военно-морского флота была сдана в утиль или поставлена на консервацию. Черноморский флот был разделен между Россией и Украиной. Каспийскую флотилию поделили между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Военно-морские базы за пределами России, за исключением Севастополя, были эвакуированы, а судостроительные заводы в Одессе (очевидно, автор имеет в виду украинские предприятия в Николаеве, Феодосии и Херсоне – прим. переводчика) и в балтийских государствах были потеряны. Военно-морской флот достиг своей нижней точки в 2002 г., когда его строительство было фактически остановлено. Ситуация значительно улучшилась в середине 2000-х, когда экономика страны, основанная на газе и нефти, значительно укрепилась.

Северный Ледовитый океан.

В марте 2012 г. цена на нефть превысила $100 за баррель, хотя это значительно меньше, чем в 2007-2008 гг. Краткосрочные колебания цен могут прыгать от $60 до 150 за баррель. В долгосрочной перспективе спрос на энергоресурсы в мировом масштабе будет опережать предложение. Следовательно, экономика России, основанная на энергетике, в ближайшее время не рухнет. Но Москва теперь знает, что она не может рассчитывать на дорогую нефть, чтобы построить и содержать (впервые в своей истории) шесть авианосных ударных групп. Слишком много экономических переменных факторов могут обрушить цены или, по меньшей мере, делать их неустойчивыми.

Многие страны обладают транспортными и энергетическими инфраструктурами, которые могут в возрастающей степени нуждаться в защите. Россия не уникальна в этом отношении. Что отличает ее, так это то, что она пытается застолбить участок с природными ресурсами в новом регионе – в Арктике. Рассматривая Китай как наиболее значительную новую угрозу, а также имея деньги, которые она может потратить, Россия сейчас в состоянии приобрести на коммерческом рынке любые военные корабли, которые ей нужны. И, наконец, ускоренное таяние арктической ледовой шапки превратит Россию из одной из самых сухопутных стран в страну, береговая линия которой сравнима с береговой линией Соединенных Штатов.

ЕСТЬ ЧТО ЗАЩИЩАТЬ

В сентябре 2011 г., когда ледяной арктический покров сократился до своего годового минимума, он достиг второго наименьшего значения с начала спутниковых наблюдений в 1979 г. и вплотную приблизился к рекордно низкому значению 2007 г., которое можно считать статистическим ориентиром. Отступающие льды обнажили около миллиона квадратных миль (свыше 2,5 млн. квадратных километров) нового океана. Большая часть из них находится в исключительной экономической зоне Канады, России и Соединенных Штатов Америки. Недавнее исследование Геологической службы США показало, что 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов газа могут находиться под арктическими льдами. Исследователи считают, что в этом регионе может находиться 83 млрд. баррелей нетронутых запасов нефти, что составляет 4% оставшейся на планете природной нефти. Этого достаточно, чтобы удовлетворять мировой спрос в течение почти трех лет. В Арктике, по их оценкам, хранится приблизительно 1550 трлн. куб. футов природного газа, что достаточно для удовлетворения мирового спроса примерно на 14 лет. Большинство из этих месторождений находится в море, менее чем в 500 м от береговой черты, что делает их доступными для бурения. Следовательно, России есть что защищать.

В 2001 г. эта страна убеждала Организацию Объединенных Наций, что воды у ее северного побережья являются продолжением ее северных территорий. В 2007 г. она установила титановый флаг на дне Северного полюса. Это демонстрация основывается на том аргументе, что подводный рельеф, в данном случае – хребет Ломоносова, является продолжением суши. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предоставляет странам исключительную экономическую зону шириной в 200 морских миль от их береговой линии, которая может быть увеличена, если будет доказано, что строение континентального шельфа является подобным геологическому строению в границах ее территории. Претензия России до сих пор не удовлетворена.

В 2009 г. первый вице-премьер РФ Сергей Иванов подтвердил, что новая морская стратегия будет сосредоточена на Арктике. Стратегические приоритеты будут включать улучшение взаимодействия между Военно-морским флотом и коммерческими судоходными компаниями, а также развитие арктических территорий. В том же году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев огласил новую национальную стратегию безопасности, заявив, что «внимание международной политики в долгосрочной перспективе будет сосредоточено на обладании доступа к источникам энергоресурсов, в том числе на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики». С тех пор Россия приступила к планированию эксплуатации ресурсов этого региона, особенно Штокмановского месторождения природного газа, в котором содержится 3,8 трлн. куб. м природного газа. Это месторождение разрабатывается консорциумом компаний, в том числе российским «Газпромом», французской Total и норвежской Statoil.

Поскольку Россия четко заявила о своих стратегических намерениях в Арктике, разведывательное сообщество США должно достичь большего понимания того, что это означает с оперативной и инфраструктурной точкек зрения. Мы должны изучить, каким образом Россия будет проводить будущие операции в Арктике, где она, скорее всего, будет строить энергетическую инфраструктуру и какими темпами, а также какие программы и средства она, вероятно, введет в действие для своих операций и обороны. Какова вероятность того, что Россия будет пытаться не допустить другие страны в регион, и как она, скорее всего, будет пытаться это сделать?

УГРОЗЫ СТАРЫЕ И НОВЫЕ

Русские лидеры сегодня рассматривают конфликт с НАТО как крайне маловероятный, а также осведомлены об относительном уменьшении американского военного и экономического превосходства. Вместо этого Москва повернулась на Восток и затрачивает значительные усилия на улучшение дипломатических и экономических связей с Китаем, который она, в конечном итоге, рассматривает как наиболее значительную угрозу в долгосрочной перспективе.

Москва видит, что Пекин в течение последнего десятилетия увеличивал военные расходы в среднем на 12% в год, более чем треть из них выделяется для нужд Военно-морских сил Народно-освободительной армии (ВМС НОАК). По данным Международного энергетического агентства, в течение следующих 25 лет Китай удвоит спрос на нефть и в четыре раза увеличит спрос на природный газ. Располагая 1% мировых запасов энергетических ресурсов, Китай потребляет 20%. Китайские адмиралы недавно сообщили прессе, что им нужны «военные корабли для сопровождения торговых судов, которые крайне важны для экономики страны». Заметим, что на начало 2011 г., ВМС НОАК 18 раз совершили развертывание кораблей в Аденском заливе.

Богатства Арктики осваиваются с помощью циклопических буровых платформ.

Поскольку экономическая мощь КНР продолжает нарастать, некоторые считают, что она может принять колониальную форму, подобно той, какую имели Британия, Германия, Франция и США, и действовать, «как и следовало ожидать от растущей мировой силы». Как выразился доктор Хэрш Пант: «Есть только один вид великой силы и только один вид традиции великой силы. Китай ничем не будет отличаться: сила обязательно является экспансионистской». Если это так, Китай будет защищать свой доступ к энергоресурсам в такой же мере, в какой Россия будет защищать свое право собственности на них.

Российская Государственная программа вооружений на 2011-2020 гг. показывает, что оперативные акценты Военно-морского флота будут смещаться от противодействия военно-морским силам США и НАТО к защите экономической деятельности (например, пресечению контрабанды и браконьерства в территориальных водах), а географические акценты сместятся на юг до Каспийского и Азовского морей, на восток – до Тихого океана (что, конечно, будет пересекаться со сферой влияния Китая) и на север – на нерешенные территориальные претензии в Арктике.

Государственная программа вооружений показывает, что стратегический подводный флот будет оставаться приоритетной задачей. К 2017 г. будет сдано в эксплуатацию от 5 до 7 и более подводных лодок с баллистическими ракетами на борту класса «Борей» и от 2 до 7 и более ударных подводных лодок класса «Ясень». От 2 до 7 и более дизельных подводных лодок «Лада» будут введены в эксплуатацию к 2020 г. К этому времени надводный флот получит 2 десантных корабля класса Mistral из Франции и от 3 до 5 десантных кораблей класса «Иван Грен». В течение следующих 20 лет Россия намерена ввести в эксплуатацию 10-12 новых эсминцев водоизмещением 10000 т, 20 фрегатов класса «Адмирал Горшков» и 20 корветов класса «Стерегущий». Хотя 6 авианосцев, прогнозируемых адмиралом Высоцким, не включены в план, имело место упоминание о возможном восстановлении и модернизации нескольких законсервированных крейсеров времен «холодной войны» классов «Киров» и «Слава».

В ближайшие годы американские политики должны изучить и понять устремления российского и китайского правительств. Где может состояться потенциальное столкновение между ними, и как волновой эффект может привести к эскалации регионального или глобального конфликта? Разведывательное сообщество США должно быть начеку для прогнозирования и предупреждения столкновений. Наши аналитики должны разрабатывать конкурирующие гипотезы и осуществлять сравнительный анализ того, как отношения могут исчерпать себя в ближайшие годы, каков вероятный образ действий каждой страны и каков наилучший образ действий Соединенных Штатов.

ДЕНЬГИ НА РАСХОДЫ

В сентябре 2010 г. министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что суммарные расходы России на оборону в ближайшие десять лет достигнут $600 млрд. Это означает увеличение до 3,5-4% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны, по сравнению с 2,9% в настоящее время. ВВП России сейчас составляет $2,2 трлн. Для сравнения: ВВП США составляет $14,6 трлн., Китая – $10,1 трлн., Индии – $4,1 трлн. и Соединенного Королевства – $2,2 трлн. Увеличение Россией расходов на оборону до 3,8% от ВВП означает, что ежегодный военный бюджет страны составит более $80 млрд. в год, что значительно меньше, чем в Соединенных Штатах или в Китае, но наравне с Индией, и значительно больше, чем в Соединенном Королевстве. Это немаленькая статья расходов.

Доставка грузов по полярному маршруту постепенно становится рутиной.

Аналитики полагают, что увеличение финансирования, обещанное для Государственной программы вооружений 2011-2020 гг., не может быть устойчивым, потому что оно зависит от стабильности и роста цен на нефть и природный газ в ближайшие годы. В сентябре 2011 г. Всемирный банк пересмотрел прогноз экономического роста в России на 2011 г. с 4,4 до 4% и понизил свой прогноз ВВП России на 2012 г. с 4,0 до 3,8%. Понижение стало результатом падения цен на нефть. Тем не менее, банк подчеркнул, что Россия будет по-прежнему опережать другие развитые страны по темпам роста ВВП. Всемирный банк считает, что, несмотря на падение глобального спроса на сырьевые товары и драгоценные металлы, относительно высокие цены на нефть (которые мы, конечно же, наблюдали в первом квартале 2012 г.) и низкий уровень безработицы будут способствовать здоровому экономическому росту в России в 2012 г. и далее. Таким образом, появятся доходы для поддержки достаточно мощного оборонного бюджета.

Некоторые аналитики указывают на потерю судостроительной отрасли России в доказательство того, что страна не сможет восстановить и поддерживать жизнеспособный военно-морской флот. «Au contraire!» («Наоборот!» с французского – прим. переводчика), – говорят европейцы. Поскольку глобализм преобразил оборонную промышленность, то в отличие от времен «холодной войны», когда оборонное производство было поляризовано между НАТО и советским блоком, Россия сегодня может приобрести на коммерческом рынке любую военно-морскую технику. Ранее страна поддерживала стареющую инфраструктуру, которая никогда не производила высококачественную продукцию. Теперь Москва может сосредоточиться на покупке десантных кораблей класса Mistral и других современных судов и технологий на французских, других европейских и азиатских верфях. Хотя Россия и не может рассчитывать на относительно устойчивые высокие цены на нефть, которые необходимы, чтобы построить шесть авианосных групп, она останется богатой энергоресурсами страной в будущем, когда спрос будет превышать предложение. Если ее флот сможет удовлетворять хотя бы значительную часть растущих задач и если европейские страны продолжат продавать ей свою продукцию, Россия будет оставаться грозным потенциальным противником.

Американские политики все еще, кажется, блуждают в каком-то тумане, оставшемся после «холодной войны», когда пытаются понять устремления российской национальной безопасности. Это в значительной степени происходит из-за эволюции стратегических акцентов в самой России. Туман начнет рассеиваться, когда мы смоделируем более прочно опирающуюся на факты оценку, сколько денег Москва будет иметь в своем распоряжении, чтобы потратить в будущем. Нашим аналитикам надлежит построить перспективную модель, которая поможет прояснить взаимосвязь в России между прогнозируемой ценой на нефть, военными расходами и постройкой и приобретением военных кораблей. Разведывательное сообщество США не должно менять (на десятки кораблей) свои прогнозы будущего размера российского флота всякий раз, когда цена барреля нефти меняется на $20.

НОВЫЙ МИР

Наряду с высвобождением почти миллиона квадратных миль Арктики для эксплуатации энергоресурсов таяние льдов открывает новый океан для судоходства и морских операций. В 2007 г. арктический морской лед растаял настолько, что впервые в истории Северо-Западный проход над Канадой стал проходимым для судов без ледокола. С 1906-го по 2006 г. только 69 судов, в основном с исследователями и учеными, прошли Северо-Западным проходом. Но только в одном 2010 г. правительство Канады провело 24 таких судна. Северный морской путь России в настоящее время называют «Трансарктическим Панамским каналом». По словам контр-адмирала Дэвида Титли, директора рабочей группы ВМС США в области изменения климата, «впервые за 500 лет мы сталкиваемся с новым океаном».

Как пояснил представитель норвежской судоходной компании Tschudi Shipping Company, «доставка по полярному маршруту постепенно становится рутиной». Это приближает Азию к Европе. Например, маршрут коммерческого судна Nordic Barents из норвежского порта Киркенес в Китай стал короче примерно на 50%. Это сократило пребывание в море на 15 суток. Лондонский аналитик Кристиан Ле Миэйр добавляет: «С точки зрения стратегии значение открытой Арктики заключается в развитии торговых путей, и кто их контролирует – это ключевой вопрос».

Если таяние льдов будет продолжаться нынешними темпами, в ближайшие десятилетия Россия перестанет быть преимущественно сухопутной державой. Как и США, она будет иметь доступ к протяженной береговой черте и круглогодичный выход к двум океанам. Торговые и военные корабли смогут перейти из одного океана в другой, не покидая прибрежных вод. Следующее поколение россиян будет смотреть на Арктику во многом так же, как и европейцы и американцы смотрят на Атлантику. По мере того как Арктика будет высвобождаться ото льда, судоходство начнет смещаться на вершину мира, потому что это будет самый короткий и дешевый путь. Это важная перемена. Исторически российских политиков всегда больше беспокоил Запад, где у них ограниченный выход к морю и откуда к ним вторгались два раза. Им также приходилось беспокоиться о юге: Балканы, Украина, Афганистан и так далее. Теперь они будут смотреть на север.

Глобализация требует, чтобы страны поддерживали настолько мощный флот, насколько они могут себе это позволить. У Москвы есть мотив, чтобы строить флот – защита нефтяных и газовых месторождений Арктики, а также крепнущий китайский сосед. У нее есть средства в виде доходов от энергетики, а также соответствующий образ мышления: Владимир Путин и Дмитрий Медведев доказывают каждый день, что они – последовательные реалисты.

Для русских политиков защита страны по-прежнему стоит на первом месте. Но сегодня экономика изменила идеологию. Страна расширяется на север – в Арктику. Наиболее важным является новая карта Кремля. На протяжении всей мировой истории открытие новых океанов приводило к преобразованию цивилизаций. В ближайшие десятилетия мир перевернется вверх тормашками в пользу России. Российские прибрежные города будут обращены на север – к потеплевшему океану, который станет оживленным местом. И в школах на уроках географии, вероятно, будут висеть совсем другие карты мира.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS