Попытка «цветной революции» в Беларуси: текущая обстановка, причинно-следственные связи и работа над ошибками
Белорусскому руководству необходимо в оперативном порядке купировать внутренние социально-политические риски

Попытка государственного переворота в Минске завершилась провалом.

Президентская кампания 2020 года в Беларуси, завершившаяся очередной победой Александра Лукашенко по итогам выборов 9 августа, вылилась в массовые протесты части общества против результатов голосования, которые продолжаются с разной интенсивностью уже два месяца. Эксперты характеризуют ситуацию в стране как затяжной внутриполитический кризис, а власти заявляют о попытке «цветной революции», то есть антиконституционного переворота, активно поддерживаемого из-за рубежа.

Александр ШПАКОВСКИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ ОБСТАНОВКИ

При этом за прошедший период времени применялись различные варианты организации действий протестующих – от попыток физического насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов, сооружения баррикад, захвата административных зданий до т.н. «мирных протестов», «женских маршей», организации стачек и забастовок на предприятиях, создания параллельно действующих «народных» органов власти.

Протестная активность граждан в августе-сентябре 2020 г. была зафиксирована не только в столице г. Минске, но также в более чем 40 населенных пунктах во всех 6 областях Беларуси, включая областные центры и крупные города. На пике противостояния в середине августа 2020 г. общее количество участников акций гражданского неповиновения оценивалось МВД Беларуси на уровне около 100 тысяч человек, в то время как оппозиция называла цифру до 1 миллиона.

Начиная с 9 августа за участие в несанкционированных акциях и массовых беспорядках, иные незаконные действия было задержано около 10 тысяч человек, в столкновениях пострадали более 130 сотрудников правоохранительных органов, при разных обстоятельствах погибли 3 человека из числа участников акций протеста.

Взяв в руки автомат, президент Александр Лукашенко показал, что не намерен капитулировать перед инспирированной извне «цветной революцией» и готов до конца защищать Конституцию Республики Беларусь.

Кроме того, по состоянию на 14 сентября МВД принято к производству 143 доследственных проверки по фактам посягательств, совершенных в отношении сотрудников ОВД и их близких, из них по 67 случаям известны причастные лица. Возбуждено 43 уголовных дела, по которым установлен 21 подозреваемый, еще 36 человек привлечены к административной ответственности. Также возбуждены уголовные дела по 12 фактам умышленных наездов на милиционеров и военнослужащих внутренних войск, совершенных в период с 9 по 13 августа 2020 г.

При этом МВД Беларуси располагает сведениями по имевшим место в августе – сентябре 2020 г. 210 фактам различного рода угроз, оскорблений, а также совершения умышленного уничтожения или повреждения имущества, распространения клеветнических сведений в отношении депутатов, судей, государственных служащих и иных должностных лиц. Подозреваемые в совершении указанных противоправных деяний устанавливаются, в том числе с использованием каналов взаимодействия с правоохранительными органами Российской Федерации.

На настоящем этапе протесты в регионах Беларуси, за исключением городов Гродно и Брест, расположенных в западной части страны непосредственно на границе с Республикой Польша, находятся в состоянии затухания либо полностью прекращены. В то же время в г. Минске еженедельно проводятся т.н. «воскресные марши» с относительно высокой численностью участников в 20-40 тысяч человек.

Также необходимо отметить, что начиная с 16 августа 2020 г. по всей территории Беларуси проходят массовые акции в поддержку Александра Лукашенко, «мира и законности», участие в которых, по официальным данным, приняли до 3 миллионов граждан.

Обстановка также характеризуется ухудшением позиций Республики Беларусь на международной арене, где страны Запада отказываются признавать итоги белорусских выборов, причем со стороны ЕС, США и их союзников в отношении Минска приняты меры санкционного давления. При этом ряд соседних государств НАТО, особенно Польша и Литва, открыто вмешиваются в ситуацию в Беларуси, на территории этих стран действуют координирующие центры протестного движения, концентрируются лидеры оппозиции, включая экс-кандидата Светлану Тихановскую, которую в Варшаве и Вильнюсе позиционируют как «белорусского президента» или «национального лидера».

Помощник президента Беларуси по национальной безопасности Виктор Лукашенко.

Cогласно заявлению директора Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина, «ключевую роль в белорусских протестах играют США», которые только «в 2019 г. и начале 2020 г. по линии различных НПО направили на организацию антиправительственных выступлений порядка $20 млн. По данным российской разведки, на эти деньги осуществлялось формирование сети независимых блогеров и информационных аккаунтов в соцсетях, а также подготовка активистов к проведению уличных акций. «Наиболее перспективные из них проходили обучение за рубежом, в частности, в Польше, Литве и на Украине, где с ними занимались опытные американские инструкторы по ненасильственным протестам», – отмечает руководитель СВР.

В свою очередь, Александр Лукашенко во время встречи с политическим активом республики 16 сентября 2020 г. заявил «о семи этапах сценария по уничтожению Беларуси», разработанного внешними оппонентами, которых белорусский лидер назвал «агрессорами». По словам президента Беларуси, зарубежные игроки скрупулезно готовили государственный переворот в Минске «в течение последних десяти лет». «Чтобы сразу снять все маски, назовем этих игроков поименно. На уровне глобальных центров – это, прежде всего, Соединенные Штаты Америки, конкретнее – их сеть фондов по поддержке так называемой демократии. На европейском континенте активно действовали американские сателлиты: Польша, Литва, Чехия и, к сожалению, наша Украина», – констатировал Лукашенко.

Вместе с тем необходимо отметить, что Россия, Китай, Турция, многие другие государства мира изначально поздравили Александра Лукашенко с победой на выборах, а белорусский президент еще до инаугурации совершил визит в РФ, где 14 сентября 2020 г. провел в Сочи переговоры со своим российским коллегой Владимиром Путиным. По нашему мнению, военно-политическая, экономическая и информационная поддержка со стороны Российской Федерации, оказанная в соответствии с обязательствами ОДКБ и Союзного государства, стала одним из важнейших факторов устойчивости конституционного строя Республики Беларусь в поствыборный период.

В частности, начальник Департамента международного военного сотрудничества Министерства обороны Республики Беларусь генерал-майор Олег Воинов отмечает, что «в сложившихся непростых обстоятельствах крайне важно для нас то, что мы не остались одни. Поддержка, оказываемая нашей стране ближайшими партнерами, а особенно нашим стратегическим союзником Российской Федерацией и «железным братом» Китайской Народной Республикой, говорит о том, что путь, избранный нашей страной, нашим народом, – правильный».

Государственный секретарь Совета безопасности Республики Беларусь Валерий Вакульчик (до 3 сентября 2020 года – председатель КГБ).

Таким образом, блицкриг «цветной революции» в Беларуси провалился. Основными факторами устойчивости белорусского государства оказались поддержка действующей власти значительной частью общества, высокий уровень подготовки силовых структур и относительная монолитность государственного аппарата, а также внешняя поддержка со стороны основного союзника Российской Федерации, а также КНР, государств СНГ и ОДКБ.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Вместе с тем в белорусских экспертных и политико-формирующих кругах принято считать, что попытки дестабилизации политической обстановки, информационно-психологические операции и иные формы гибридных атак на Беларусь продолжатся, что обусловлено общим ухудшением международной обстановки, обострением геополитического противоборства в мире. В данных обстоятельствах Республика Беларусь выступает объектом агрессии не только потому, что на протяжении всей своей новейшей истории стремится к суверенному развитию, отвергает диктат коллективного Запада и универсальные лекала «демократии», но также потому, что Минск является единственным военно-политическим союзником Москвы к западу от государственных границ РФ. Военно-стратегическое значение «белорусского балкона» таково, что не позволяет США и их союзникам создать полноценный «санитарный кордон», связать Россию цепью недружественных государств и застегнуть вокруг Москвы т.н. «американский ошейник».

На сегодняшний день прогноз дальнейшего развития международной обстановки негативный, предполагается дальнейшее усиление давления Запада на Россию и соответственно на Беларусь, которая в определенном смысле на настоящем этапе выступает своего рода «полигоном» для отработки технологий гибридного воздействия. В этих условиях фундаментальным фактором национальной безопасности является оперативное решение экономических проблем белорусско-российской интеграции, интенсификация союзного строительства, максимальная синхронизация внешней и оборонной политики, усиление взаимодействия по линии специальных служб.

Министр внутренних дел Беларуси Юрий Караев.

Кроме того, крайне важной для руководства Беларуси видится необходимость разобраться во внутренних причинах политического кризиса, ставших точками входа в сознание белорусского общества для деструктивного внешнего воздействия. Разбор совершенных ошибок и их исправление, купирование внутренних угроз позволит серьезным образом повысить устойчивость государства в предстоящий сложный период, выработать общественный иммунитет к внешним информационным атакам, обеспечить мобилизацию масс вокруг задачи защиты Родины. В то же время отсутствие анализа и решений такого рода однозначно негативно скажется на обороноспособности Беларуси, уязвимости сохранятся, а эффективность мер белорусских властей по защите законности и конституционного строя существенно снизится.

По нашему мнению, основными внутренними причинами политического кризиса в Беларуси стали следующие факторы:

1. Наличие электоральной усталости части общества при отсутствии динамичного политического процесса в стране.

Основным актором политической жизни являлся президент Александр Лукашенко, который находится у власти с 1994 г. При этом 15 зарегистрированных политических партий существуют в зачаточном состоянии, их рейтинги оцениваются социологами в пределах статистической погрешности, представленность в местных и республиканских органах законодательной власти незначительная. В таких условиях именно глава государства является основным объектом критики, когда любые негативные проявления действительности, и даже бытовые неурядицы, связываются обществом с президентом страны. Данный аспект в полной мере учитывался оппонентами белорусского государства, на протяжении длительного периода времени осуществлялась информационная «демонизация» Лукашенко путем создания искаженного образа и вбросов фейковой информации.

Министр обороны Беларуси Виктор Хренин.

2. Отсутствие ясной государственной идеологии и образа будущего.

Президент Беларуси неоднократно с горечью констатировал, что «не удалось выработать национальную идею». В такой ситуации ценности мира, правопорядка, стабильности, четкое выполнение государством социальных обязательств перед населением перестали восприниматься частью граждан как достижение, вакуум идей нередко заполняли антиправительственные настроения и откровенно экстремистские смыслы.

3. Слабая информационная политика.

На протяжении долгого времени государство не уделяло внимания созданию крепких позиций в сети Интернет, хотя при этом активно способствовало цифровизации всех сфер жизни общества, продвигало образ Беларуси как IT-страны. В этих условиях начиная с 2010 г. при поддержке западных фондов в Беларуси возникла сеть популярных электронных ресурсов, предназначенных для стимулирования протестных настроений путем воздействия на различные целевые группы. На протяжении 2017-2020 гг. данная сеть была дополнена т.н. «новыми медиа» (каналами в YouTube и Telegram), которые впоследствии стали основными операторами протестного движения, выполняя роль «коллективного агитатора и организатора». К моменту избирательной кампании в августе 2020 г. «независимые ресурсы» достигли доминирования над государственными изданиями в сети Интернет, а в секторе «новых медиа» патриотическая позиция вообще была фактически не представлена.

4. Формирование социального неравенства.

В последние 10 лет в Беларуси, отличительной чертой которой традиционно является социальная направленность государства, появились предпосылки к возникновению неравенства в обществе, на настоящем этапе заметна явная диспропорция в развитии между Минском и регионами страны, образовался существенный разрыв в доходах между представителями различных профессий. Например, в 2019 г. средняя заработная плата в «самом бедном» регионе республики – Шарковщинском районе Витебской области была практически в 3 раза ниже, чем в Минске, а в большинстве районов эта разница составляла 30-50%. Доля малообеспеченного населения составляет по Минску 0,9% от общей численности, в то время как в целом по Республике Беларусь этот показатель равен 5%. Причем в Гродненской области – 3,9%, Минской – 4,3%, Могилевской – 6,5%, Витебской – 6,6%, Гомельской – 7,0%, в Брестской – 7,2%.

Данные факторы не оставались без внимания «независимых СМИ» и особенно «новых медиа», которые всячески дискредитировали государственную политику как «несправедливую», стремясь вбить клин между Александром Лукашенко и его традиционным электоратом из рабоче-крестьянской среды. Определенному успеху деструктивных ресурсов также способствовали управленческие ошибки белорусской власти, выразившиеся в неудачной реализации положений декрета «О социальном иждивенчестве» (т.н. «декрет о тунеядстве»), а также реформы в области введения новой системы оплаты труда бюджетников, вследствие чего в начале 2020 г., то есть в преддверии выборов, произошло падение доходов работников сферы образования, здравоохранения, культуры.

Покинувшую Минск Светлану Тихановскую приютили в Вильнюсе, где она делает заявления, подготовленные МИД Литвы.

5. Излишняя доверчивость в международных отношениях.

Поддержка странами Запада идеи Минской переговорной площадки по мирному урегулированию вооруженного конфликта в Украине, отсутствие явного вмешательства западных стран в президентские выборы 2015 г., а также парламентские кампании 2016 и 2019 гг. сформировали в политико-дипломатических кругах Беларуси иллюзию поддержки Западом позиционирования Минска как «точки сборки», геополитического «моста» между Россией и Китаем, с одной стороны, ЕС и США, с другой стороны.

Кроме того, по различным каналам западные эмиссары всячески поддерживали данную иллюзию, белорусского лидера А.Г. Лукашенко сравнивали с правителем Югославии Иосипом Броз Тито, санкции ЕС и США против Беларуси были отменены либо приостановлены, произошла разморозка контактов на высшем уровне, Минск и Вашингтон договорились о восстановлении полноценного дипломатического присутствия.

В свете произошедших событий очевидно, что все это время Запад планомерно готовился к свержению власти в Беларуси, а «диалог» с официальным Минском представлял собой операцию прикрытия. При этом обязательства Беларуси в рамках диалога и переговорной площадки создавали противоречия в отношениях с основным союзником Российской Федерацией. В частности, Беларусь уклонилась от однозначного признания российской юрисдикции над Крымом, ограничившись признанием «де-факто», не поддержала суверенитет Южной Осетии и Абхазии. Данные действия были критично восприняты в Москве, особенно в экспертных кругах, где появилось устойчивое мнение о том, что «Беларусь уходит на Запад».

Оппозиционерки Мария Колесникова и Светлана Тихановская стали инструментом в руках стран Запада, с помощью которого пытались раскачать политическую ситуацию в Беларуси и обрушить существующую вертикаль власти.

При этом американские аналитические центры, например, корпорация RAND, призывали всячески стимулировать это заблуждение в российском информационном пространстве как фактор, ослабляющий союз Москвы и Минска. Одновременно осуществлялось пла­­номерное запугивание белорус­ского руководства «российской угро­зой», «крымским сценарием», под патронажем британских и американских специальных служб из числа прозападных общественных активистов создавались различные «аналитические сообщества», которые на протяжении последних лет выступали с различными «секретными докладами» о подрывной деятельности «агентов Кремля» в Беларуси.

Также иллюзия диалога с Западом способствовала ослаблению нажима белорусских органов безопасности на различные НПО, было санкционировано участие государственных служащих, профессорско-преподавательского состава, студентов в многочисленных зарубежных образовательных проектах, программах обмена, активно осваивались иностранные гранты, которые выделялись на внешне аполитичные цели.

6. Отказ от активной борьбы с национализмом. 

Одновременно с политикой многовекторности и в отсутствие явно выраженной национальной идеи базовой ценностью белорусского общества по умолчанию был признан государственный суверенитет. Соответственно считалось, что все силы, разделяющие идеи суверенного развития, имеют право на существование в рамках бесконфликтного белорусского социума. В последние годы государство существенно снизило давление на носителей альтернативной символики (бело-красно-белый флаг и герб «Погоня»), позволило организовать празднование 100-летней годовщины БНР в 2018 г.

В столице и областных городах открывались коммерческие торговые точки, где открыто продавалась националистическая атрибутика (символика, одежда, литература и пр.), соответствующие идеи активно продвигались в интернет-пространстве через созданную Западом сеть «неправительственных ресурсов». На фоне слабой государственной идеологической политики в отдельных субкультурах (футбольные фанаты) и социальных группах (работники IT-сектора, преподаватели исторических дисциплин и студенты соответствующих факультетов) националистические идеи и символика, искаженная версия истории стали доминирующим мейнстримом. К моменту избирательной кампании 2020 г. определенная часть молодежи, особенно в городе Минске, оказалась заражена идеями национализма, ложно понимая под этими взглядами белорусский патриотизм.

В таких условиях в республике сформировалось разветвленное националистическое подполье, мимикрировавшее под спортивные сообщества, страйкбольные и рыцарские клубы. Белорусские националисты приняли активное участие в боевых действиях на юго-востоке Украины, где под патронажем депутата Верховной Рады И. Гузя сформировали самостоятельную воинскую единицу – отряд «Погоня». Также были установлены тесные связи белорусских националистических группировок с экстремистскими организациями «Азов», «Национальный корпус», «Правый сектор» (запрещены на территории РФ как террористические организации) и пр.

Примечательно, что еще в 2017 г. КГБ Республики Беларусь были задержаны участники радикального политизированного группирования «Белый легион», которым удалось проникнуть в ряды Вооруженных Сил, Государственного пограничного комитета, МЧС. Однако под давлением «гражданского общества», политико-формирующих кругов стран Запада данное уголовное дело было прекращено, лишь один из фигурантов был осужден за хранение боеприпасов.

При этом, несмотря на отсутствие организующего центра по образцу «Правого сектора» на Украине, именно националистически настроенные лица, а также активисты анархистских группирований стали основной «боевой силой» оппозиции в ходе массовых беспорядков 9-12 августа 2020 г. Националистическая символика постепенно стала главенствующей на протестных акциях, вытеснив белые ленты и иную атрибутику, использовавшуюся оппозицией в ходе электоральной кампании.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ: АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА К РЕАЛИЯМ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Таким образом, помимо мер в области внешней политики и обороны, направленных на укрепление союза с Россией, белорусскому руководству необходимо в оперативном порядке купировать внутренние социально-политические риски, которые в полной мере обнажились в ходе прошедшей избирательной кампании и во время активной фазы попытки государственного переворота в августе-сентябре 2020 г.

В частности, представляется целесообразным продолжить движение по пути конституционной реформы с целью управляемой трансформации системы управления страной, «разморозки» сектора политических партий, конкуренция которых внутри конституционной рамки позволит запустить социальные лифты, перераспределить ответственность и полномочия от президента к парламенту и другим субъектам политического процесса.

Также необходимо скорректировать государственную информационную политику, особенно в сети Интернет, которая должна перейти от нынешней позиции информационного нейтралитета к наступательным действиям, характеризоваться непримиримым отношением к проявлениям национализма, исторического ревизионизма, всячески продвигать интересы Беларуси не только во внутреннем сегменте, но и на внешнем контуре. В основу белорусской национальной идеи, по нашему мнению, должны быть заложены принципы социальной справедливости, традиционные христианские ценности, идеи славянского братства и позиционирования Беларуси как одного из центров восстановления политэкономического и гуманитарного единства постсоветского пространства.

С учетом того, что миролюбивый курс руководства страны на бесконфликтное сосуществование со странами Запада был цинично использован зарубежными политико-формирующими кругами для подготовки государственного переворота в Беларуси, Минску необходимо серьезным образом пересмотреть подходы во внешней и внутренней политике с учетом вызовов настоящего момента и негативных прогнозов о развитии геополитического противоборства в оперативной и среднесрочной перспективах. Фактически речь идет об адаптации Беларуси к реалиям «холодной войны», где республика, в силу своего географического положения, будет выполнять роль форпоста для России и иных союзников.

Александр ШПАКОВСКИЙ - Директор неправительственного аналитического центра «Актуальная концепция», член Научно-экспертной группы при Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS