Военно-морская мощь Китая
В этой картине даже было что-то мистическое. Корабли появлялись из плотной пелены тумана и тут же скрывались в ее сумрачных клочьях

Атомная подводная лодка стратегического назначения типа 094 Jin открыла парад в Циндао.

Да, погода не благоприятствовала зрелищности Международного парада по случаю 70-летия Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая, который состоялся 23 апреля в районе Циндао. Густой туман в буквальном смысле слова смазал впечатление. Однако стихия подтвердила высокую выучку китайских моряков. В сложных навигационных условиях 32 корабля, подводные лодки и вспомогательных судна ВМС НОАК прошли ровным строем, не совершив ни одного неверного маневра, не говоря уже о навалах.

Александр ФЕДОРОВ

Справедливости ради стоит заметить, что столь же четко сработали моряки международной эскадры из 18 единиц, представлявших на параде флоты 13 зарубежных государств. А флагманом ее колонны был новейший российский фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Вместе с ним нашу страну на параде представляли многофункциональное судно материально-технического обеспечения «Эльбрус» и спасательный буксир «Николай Чикер», которые вышли 26 февраля текущего года из Североморска, преодолев до Циндао 14000 миль.

НАЧИНАЛИ С НУЛЯ, И МОСКВА ПОМОГЛА

ВМС НОАК ведут свой отчет с 23 апреля 1949 г. потому, что в этот день на сторону Народно-освободительной армии Китая, у которой вообще не было своего флота, перешли несколько кораблей и катеров гоминьдановских ВМС. Тогда же в 1949 г. Мао Цзэдун заявил, что «для противодействия империалистической агрессии мы должны создать мощный флот».

Экипаж канонерской лодки Nanchang на политзанятиях.

НОАК в то время располагала ограниченным количеством потрепанных Второй мировой войной трофейных боевых единиц японского Императорского флота. В их числе оказалась канонерская лодка Chang Zhi (бывшая японская Uji). Корабль вслед за головной канонеркой этого типа – Hashidate – вступил в строй в 1941 г. и предназначался для борьбы с китайцами в районе Шанхая. Его полное водоизмещение – 1110 т, длина – 78,5 м, ширина – 9,7 м, осадка – 2,45 м, то есть он спокойно мог действовать не только на море, но и в нижнем течении реки Янцзы. Оснащенный паротурбинной энергетической установкой корабль развивал максимальную скорость в 19,5 узла и мог пройти 3460 миль (6410 км) на 14 узлах. Экипаж состоял из 170 человек. Вооружение включало три 120-мм артиллерийские установки и два 25-мм автомата. В 1955 г. Chang Zhi был перевооружен на советские артсистемы (две 130-мм АУ, три спаренных и один одноствольный 37-мм автоматы) и переименован в Nanchang – в честь столицы провинции Цзянси – Наньчан, где в 1939 г. произошла ожесточенная битва китайской армии с японскими агрессорами. Корабль прослужил долго. Лишь в начале 80-х годов прошлого века канонерку списали.

Мы так подробно остановились на истории этого корабля, потому что главным «гвоздем» парада по случаю 70-летия ВМС НОАК стал новейший эсминец Nanchang типа 055, унаследовавший имя канонерской лодки. Но о нем мы расскажем позже. А сейчас еще несколько слов об истории ВМС НОАК.

Бывшая советская «семерка» – эсминец Anshan – теперь музей в Циндао.

Слабость Военно-морских сил НОАК стала очевидной после битвы весной 1950 г. за остров Хайнань в Южно-Китайском море, который находится на расстоянии 18,5 км от материкового полуострова Лэйчжоу. Из-за отсутствия специализированных десантных кораблей и катеров для переброски войск пришлось мобилизовать 2135 транспортных и рыболовных джонок. Эти суда, правда, умудрились успешно бороться с гоминьдановскими боевыми кораблями. В итоге НОАК завладела Хайнанем. Но о штурме Тайваня, которого от материка отделяют 150 км, пришлось забыть.

Огромную помощь в становлении ВМС НОАК предоставил Советский Союз. В середине 1950-х годов в Китае насчитывалось около 2,5 тысяч советских военных специалистов, оказывавших КНР содействие в строительстве флота. В Китай поставлялись эсминцы 7-го проекта («Рекордный», «Решительный», «Ретивый» и «Резкий»), которые в начале 70-х годов прошли модернизацию и были довооружены двумя двухконтейнерными пусковыми установками противокорабельных ракет HY-2 – китайской версией советских ПКР П-15. Один из этих эсминцев – Anshan, бывший «Рекордный», – можно увидеть сегодня в Циндао, где он превращен в военно-морской музей. С использованием советских ДЭПЛ серий IX-бис («эсок») и XV («эмок») создавался подводный флот. В больших количествах Китай получал из СССР торпедные катера, морские охотники, тральщики, самолеты и вертолеты морской авиации.

А военное кораблестроение в КНР началось со сборки 14 «бобиков» – «больших охотников» проекта 122бис, которые поставлялись из Советского Союза «россыпью», то есть в виде отдельных корпусных элементов, вооружения, энергетических установок и других механизмов. Во второй половине 50-х годов СССР направил КНР техническую документацию по сторожевым кораблям проекта 50, а также комплекты механизмов, конструкций и вооружения. Из них на верфях в Шанхае и Гуанчжоу были собраны четыре фрегата, получившие в китайском флоте обозначение «тип 01». В 70-е годы они прошли модернизацию. На месте двухтрубного торпедного аппарата в центральной части корабля на СКР смонтировали двухконтейнерную пусковую установку противокорабельных ракет HY-2. Затем Пекину передали документацию по эсминцу проекта 41. На ее основе был разработан проект ракетных эсминцев типа 051 Luda, по которому построили 17 кораблей. Несколько из них и сейчас несут службу.

Еще один музейный экспонат – десантно-штурмовой катер, принимавший участие в высадке войск НОАК на острова Ицзяншань в 1955 году.

С использованием советской документации, комплектов механизмов и конструкций в КНР наладили сборку подлодок 613 проекта. По лицензии там же строились субмарины 633 проекта (84 единицы!). Китай также получил комплекты конструкций на две ракетные дизель-электрические подводные лодки проекта 629.

Потом наступил период охлаждения между двумя странами. Однако в начале 90-х годов, когда западные страны в связи событиями на площади Тяньаньмынь в 1989 г. ввели эмбарго на поставки Пекину военных и двойных технологий, военно-техническое сотрудничество между Российской Федерацией и КНР возобновилось. По заказу Министерства обороны КНР на российских верфях строились ракетные эсминцы проекта 956Э/956ЭМ (четыре единицы), подводные лодки семейства 877ЭКМ/636/636M (12 единиц), поставлялись морские вооружения и электронная техника. При российском участии в КНР строились ракетные эсминцы типов 052В Luyang I (2 единицы) и 051С Luzhou (2 единицы).

УЧЕНИК ОБОГНАЛ УЧИТЕЛЯ

Но с наступлением XXI века Китай практически полностью отказался от приобретения российской военно-морской техники. К этому моменту Поднебесная вышла на первое место в мире по объемам судостроения. Фактически была завершена программа импортозамещения на основе серийного выпуска образцов вооружения, корабельных агрегатов и систем, ранее закупавшихся за рубежом. Встала на ноги китайская судостроительная наука, появились отлично подготовленные конструкторские кадры.

Председатель Си выступает перед зарубежными гостями на торжественном вечере по случаю 70-летия ВМС НОАК.

Опираясь на свою растущую экономическую мощь, Пекин бросил перчатку Вашингтону в создании кораблей океанской зоны (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №№12/2013 и 4/2018). Началось серийное строительство фрегатов типа 054А (30 единиц), ракетных эсминцев типов 052C (6 единиц) и 052D (11 в строю, еще 13 строятся), оснащенных автоматическими системами боевого управления, аналогичными американским АСБУ Aegis. Корабли этих трех проектов можно увидеть в разных акваториях Мирового океана. Они приняли участие и в параде у Циндао.

Этот город был основан в 1891 г., то есть он сравнительно молодой. В 1897 г. китайские власти передали Циндао в аренду Германии, которая устроила там крепость и военно-морскую базу для своей ВосточноАзиатской эскадры. С началом Первой мировой войны адмирал фон Шпее увел эскадру к берегам Южной Америки, чтобы избежать ее блокирования силами Антанты. В порту остались лишь несколько устаревших кораблей и миноносцев. Гарнизон крепости располагал 4750 солдатами и офицерами. У них имелось 120 пулеметов и 123 орудия. Город блокировала японская эскадра вице-адмирала Като Садакичи. Для штурма крепости Токио направил экспедиционный корпус численностью свыше 30 000 человек, 39 военных кораблей и более пятидесяти транспортов. Англичане для содействия им выделили несколько кораблей и отряд в 1500 человек. Потребовалось более двух месяцев для того, чтобы сломить сопротивление подданных кайзера. При этом японцы и англичане потеряли около 3000 человек убитыми и ранеными против приблизительно 700 у немцев. Взятие Циндао стало крупнейшей операцией Первой мировой войны на тихоокеанском театре военных действий.

Сейчас Циндао – город с девятимиллионным населением, один из пятнадцати «главных» городов КНР. Он известен как «китайский Голливуд», где снимаются самые кассовые фильмы Поднебесной. В Циндао находится главная военноморская база Северного флота ВМС НОАК.

Многоцелевая АПЛ типа 093G на параде в Циндао.

Торжества по случаю 70-летия ВМС НОАК начались 22 апреля. Председатель КНР, генеральный секретарь ЦК Компартии Китая и председатель Центральной военной комиссии Си Цзиньпин выступил перед членами зарубежных делегаций из более чем 60 стран, прибывших на юбилейные мероприятия. «ВМС, являясь основной морской мощью государства, несут особую ответственность за обеспечение мира и стабильности на море, – подчеркнул китайский руководитель. – Все должны проявлять взаимное уважение, относиться на равных друг к другу, углублять диалог и практическое сотрудничество между ВМС разных государств». По его словам, «люди, обитающие на голубой планете, не разделены океанами, а соединены ими, чтобы сформировать сообщество с общим будущим». Председатель Си призвал к совместным усилиям по устранению общих угроз и вызовов на море, обеспечению «морского мира и спокойствия».

На следующий день Си Цзиньпин в 12.40 прибыл на военно-морскую базу и поднялся на борт эсминца Xining типа 052D, с мостика которого принимал парад. Его открыла атомная подводная лодка стратегического назначения типа 094 Jin. Атомоходы этого проекта подводным водоизмещением 11 000 т несут по 12 межконтинентальных БРПЛ JL-2 («Гигантская волна-2»), способных наносить удары на дальность до 8000 км. Затем из тумана появилась многоцелевая АПЛ типа 093G Shang. Ее подводное водоизмещение – более 7000 т, максимальная скорость подводного хода – 30 узлов. Субмарина несет мощное вооружение. Помимо 533- и 650-мм торпед лодка оснащается противокорабельными ракетами YJ-18. За ограждением выдвижных устройств имеется небольшой «горб». Под ним размещаются пусковые установки крылатых ракет CJ-10 класса «подводная лодка-земля» дальностью поражения целей более 1500 км. Замыкали колонну субмарин неатомные подлодки, которые составляют большинство в ВМС НОАК.

Эсминец Nanchang – головной типа 055.

За АПЛ и НАПЛ пошли эсминцы. Были представлены корабли пяти проектов. Как уже отмечалось, «гвоздем программы» стал эсминец Nanchang – головной типа 055. Полное его водоизмещение – 12 000 т, длина – 180 м, ширина – 20 м, осадка – 6,6 м. Газотурбинная установка по схеме COGAG, состоящая из четырех газовых турбин QC280 способна обеспечивать 30-узловую скорость хода. «Изюминкой» корабля является двухдиапазонный многофункциональный радиолокационный комплекс типа 346B, который входит в состав усовершенствованной боевой информационно-управляющей системы H/ZBJ-1. Этот аналог Aegis по возможностям значительно превосходит АСБУ перспективных американских эсминцев типа Arleigh Burke Flight III с РЛС AN/SPY-6 (V) AMDR. 12 фазированных решеток китайского радара, работающих в разных режимах не пропустят не единую цель.

Китайский суперэсминец буквально напичкан вооружением. В 112 вертикальных пусковых установках размещаются в разных сочетаниях крылатые ракеты CJ-10 для поражения береговых целей, ПКР YJ-12, YJ-18 и YJ-83, ЗУР большой и средней дальности HHQ-9 и HHQ-16, противолодочные ракеты. На крыше вертолетного ангара – установка ЗУР малой дальности HQ-10 на 24 ракеты, а в носовой части надстройки – одиннадцатиствольная 30-мм артустановка обороны ближнего рубежа типа 1130. На баке – 130-мм универсальная автоматическая артиллерийская установка H/PJ-38. Вертолетный ангар вмещает два вертолета Harbin Z-9C или Changhe Z-18F.

Наш «Адмирал Горшков» смотрелся весьма достойно на фоне китайского суперэсминца.

В США и НАТО корабли семейства Nanchang классифицируются как крейсера типа Renhai. Действительно, по своим тактикотехническим характеристикам они превосходят не только американские эсминцы типа Arleigh Burke, но и крейсера типа Ticonderoga, уступая, правда, последним по количеству вертикальных пусковых установок, которых на американских ракетоносцах насчитывается 122. Но крейсера Ticonderoga по возрасту готовятся к списанию, а ЭМ типа 055 только вступают в строй. И вовсе не случайно ВМС США объявили о намерении строить большие надводные корабли (Large Surface Combatant – LSC). Ясно, что работы по LSC «спровоцированы» появлением Nanchang, однако проектирование «американского ответа» начнется лишь после 2020 года. Раньше было все наоборот: китайцы «догоняли» американцев, сейчас они меняются ролями.

Сегодня на китайских верфях строятся еще пять суперэсминцев. Данные о количестве кораблей в серии разнятся: от 8 единиц до 16. Но это не принципиально. Главное, что судостроительная отрасль КНР освоила создание подобных кораблей. За эсминцами типа 055, несомненно, появятся другие, еще более совершенные проекты.

Эсминец Kolkata представлял ВМС Индии на параде.

На параде за эсминцами проследовали фрегаты типа 054А и корветы типа 056/056А – самые массовые надводные корабли китайского флота. В строю ВМС НОАК уже насчитывается 49 корветов этого проекта, строительство которых началось в 2012 году. Всего же, как сообщают зарубежные источники, китайский флот будет иметь 60 корветов типа 056. Они, равно как и фрегаты типа 054А, поставляются на экспорт. У фрегатно-корветной группы эстафету на параде приняли десантные корабли разных проектов, а затем вспомогательные суда, строительству которых в Китае тоже уделяется большое внимание. Они занимаются обеспечением всем необходимым флота в отдаленных районах Мирового океана, ведут разведку, готовят кадры офицеров и младших специалистов, изучают океанские глубины.

Китайскую часть парада замыкал авианосец Liaoning с кораблями эскорта. Но тут туман еще более сгустился и во влажной пелене лишь угадывался силуэт флагмана ВМС НОАК.

ПОД РАЗНЫМИ ФЛАГАМИ

Нельзя не рассказать о кораблях и судах зарубежных флотов, принявших участие в международном параде. Часть из них можно отнести к партнерским Пекину государствам, другие, мягко говоря, – к не очень.

Весьма достойно смотрелся наш «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Даже на фоне суперэсминца Nanchang с его стремительнохищным силуэтом он выглядел очень внушительно и современно. Конечно, по оснащенности российский фрегат сейчас уступает кораблю типа 055, но после поступления на его вооружение гиперзвуковых ракет «Циркон» он, несомненно, будет способен дать ему фору.

Японский эсминец Suzutsuki – один из новейших кораблей в своем классе.

Командование ВМС НОАК направило ВМС США приглашение принять участие в юбилейных мероприятиях. Но американцы отклонили жест доброй воли, хотя десять лет назад присылали на 60-летие китайского флота эсминец Fitzgerald – тот самый, который уже почти полтора года ремонтируется после столкновения 17 июня 2017 г. с филиппинским контейнеровозом ACX Crystal. В результате той аварии погибли десять американских моряков. Но, само собой, не это трагическое обстоятельство повлияло на решение Пентагона. Как отмечает американское издание Washington Free Beacon, «приглашение Китая имело под собой цель использовать присутствие кораблей ВМС США в Циндао в качестве информационного повода для укрепления своего флота. Теперь отказ США может привести к тому, что от участия в параде откажутся и многие союзники». Действительно, сателлиты Вашингтона по НАТО не прислали свои корабли. Но в Циндао присутствовали боевые единицы даже тех государств, у которых с Пекином сейчас наблюдаются не самые безоблачные отношения. В их числе Япония, Австралия, Индия, Филиппины и Вьетнам. Поэтому дело все-таки не в «информационном поводе», который-де разыгрывает Пекин, а в ущемленности, которую испытывают Соединенные Штаты, наблюдая, как Китай обходит Америку со всех флангов, в том числе и в военноморской сфере.

Вьетнамский фрегат Tien Hoang типа «Гепард-3.9» следует в кильватере таиландского фрегата Bangpakong.

Корвет «Совершенный» впервые принял участие в крупных учениях.

Поэтому нельзя не согласиться с заместителем директора Института американских исследований Китайской академии социальных наук Ни Фэном, заявившем в интервью ресурсу China Military следующее: «Возможности Китая и наших ВМС за десятилетие существенным образом выросли. Теперь США считают Китай стратегическим конкурентом, поэтому и решили продемонстрировать, что поддержку ВМС НОАК оказывать не стоит». Большинство зарубежных флотов направили на парад свои лучшие корабли. Только Австралию представлял устаревший фрегат Melbourne, который в скором времени будет списан.

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» – флагман Тихоокеанского флота.

Индия была представлена на параде ракетным эсминцем Kolkata и танкером-заправщиком Shakti. Эсминец Kolkata проекта 15А, вошедший в строй в 2014 г., имеет полное водоизмещение 7400 т, длину – 163 м и ширину – 17,4 м. Корабль, оснащенный по схеме COGAG четырьмя украинскими газовыми турбинами DT-59, развивает максимальный 30-узловый ход. Его дальность плавания составляет 8000 миль. Вооружение включает 16 пусковых установок сверхзвуковых ПКР BrahMos, вертикальные пусковые установки на 32 ЗУР средней дальности Barak 8, 76-мм универсальную артиллерийскую установку OTO Melara, четыре 30-мм шестиствольных автоматов АК-630, четыре противолодочных торпедных аппарата и два РБУ-6000. Имеется ангар на два вертолета Sea King или Dhruv. Танкер-заправщик Shakti полным водоизмещением 27 550 т и максимальной 20-узловой скоростью, построенный в 2011 г. итальянской фирмой Fincantieri, полностью отвечает требованиям, предъявляемым судам этого класса. Он берет на борт до 17900 т топлива, которое может передавать на ходу другим кораблям.

Ракетный эскадренный миноносец Suzutsuki Морских сил самообороны Японии тоже является новейшим кораблем. Он относится к эсминцам типа Akizuki. При полном водоизмещении 6800 т, длине 150,5 м и снабженный четырьмя газовыми турбинами Rolls Royce Spey по схеме COGAG Suzutsuki развивает максимальный 30-узловый ход. На интегрированной фок-мачте размещены фазированные антенные решетки РЛС FCS-3A, выполняющие те же функции, что и AN/SPY-1 американской системы Aegis. Корабль несет две счетверенные пусковые установки ПКР типа 90, 32 вертикальные пусковые установки для стрельбы ЗУР средней дальности ESSM и противолодочными ракетами типа 07 VL-ASROC. На баке имеется 127-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка. Есть два шестиствольных 20-мм автомата обороны ближнего рубежа, а также два трехтрубных 324-мм противолодочных торпедных аппарата. Ангар предназначен для размещения одного вертолета SH-60K.

Два легких вьетнамских фрегата Dinh Tien Hoang и Tran Hung Dao, имеющих полное водоизмещение 1930 т, понятное дело, уступают по возможностям китайским, индийским и японским эсминцам. Но это новейшие грозные корабли, с которыми любому противнику придется считаться. Они построены Зеленодольским заводом им. А.М. Горького по проекту «Гепард-3.9» (11661Э) разработки Зеленодольского ПКБ. Dinh Tien Hoang – головной в серии из четырех единиц. Tran Hung Dao – головной второй подсерии с усиленным противолодочным вооружением (добавлены два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата). Корабли несут по две счетверенные пусковые установки ПКР «Уран-Э», зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Пальма», автоматическую универсальную 76-мм артиллерийскую установку АК-176М, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М и противолодочный вертолет Ка-27П. Вьетнамские фрегаты типа «Гепард-3.9» во время дальних плаваний подтвердили свои высокие мореходные и ходовые качества.

Спасательное судно подводных лодок «Игорь Белоусов».

СГА АС-40 готовится к погружению.

ВСЕ БОЛЬШЕ ПОХОЖЕ НА НАСТОЯЩУЮ ВОЙНУ

Вскоре после того, как фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и сопровождающие его российские суда взяли из Циндао курс на Владивосток, из главной базы Тихоокеанского флота в Приморье в Циндао направились ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164, корвет «Совершенный» проекта 20380, дизель-электрическая подводная лодка «Комсомольск-на-Амуре» проекта 877, большой десантный корабль «Ослябя» проекта 775, спасательное судно подводных лодок «Игорь Белоусов» проекта 21300С. Позже к ним присоединились большие противолодочные корабли «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Трибуц» проекта 1155, а также средний морской танкер «Иркут», которые находились в дальнем плавании в Тихом океане. Все они прибыли в главную базу Северного флота ВМС НОАК для участия в российскокитайских военно-морских учениях «Морское взаимодействие-2019». Они ежегодно проводятся с 2012 г. в тихоокеанских и европейских водах. На них отрабатываются действия по координации совместных оборонительных действий на море и по противодействию угрозам безопасности.

Спасательное судно подводных лодок Changdao ВМС НОАК спускает на воду СГА LR-7.

В маневрах «Морское взаимодействие-2019», которые проводились в полигоне боевой подготовки ВМС НОАК в Желтом море, примыкающему к Циндао, приняли участие 15 боевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов, 10 самолетов и вертолетов, 80 морских пехотинцев. Китайскую сторону представляли эсминцы Changchun типа 052С и Harbin типа 052, фрегаты Wuhu и Handan типа 054А, спасательное судно подводных лодок Changdao типа 926, а также дизель-электрическая подводная лодка и самолеты базовой авиации. Руководство учениями осуществляли заместитель главкома ВМФ РФ адмирал Александр Витко и заместитель командующего ВМС НОАК вицеадмирал Цю Яньпэн.

Фрегат Wuhu ведет огонь по цели.

29-30 апреля проходил штабной этап учений – на берегу. Морская часть манеров состоялась 1-4 мая. Сначала были отработаны эпизоды по оказанию помощи «аварийным» подводным лодкам, лежащим на грунте. Самолеты и вертолеты произвели поиск требующих помощи субмарин. После их обнаружения «Игорь Белоусов» спустил спасательный глубоководный аппарат (СГА) АС-40 «Бестер-1». Этот новейший СГА Российского ВМФ подводным водоизмещением 39,5 т имеет длину 12 м, ширину 3,2 м, развивает скорость до 3-х узлов и способен погружаться на глубину 750 м. Он может эвакуировать с аварийной подводной лодки 22 человека. Тут следует заметить, что российскому экипажу «Бестера-1» из трех человек пришлось действовать в непривычных условиях. Вода, как следует из его названия, в Желтом море очень мутная, поэтому видимость на глубине оставляет желать лучшего. Однако российские моряки справились с поставленной задачей. Они на глубине 70 м состыковались с комингс-площадкой китайской субмарины и подняли на поверхность подводников, где на борту «Игоря Белоусова» им была оказана необходимая помощь.

Китайские спасатели с Changdao тоже не подкачали. И хотя их СГА LR-7, созданный британской фирмой Perry Slingsby Systems, уступает АС-40 (его длина – 7,3 м, а рабочая глубина погружения – 300 м), он достаточно вместительный – принимает 18 человек. LR-7 снял с ДЭПЛ «Комсомольск-на-Амуре» терпящих бедствие подводников.

Нельзя не вспомнить, что в 2016 г. спасательное судно Changdao вместе с LR-7 в рамках международных учений RIMPAC успешно участвовало в «спасении» экипажа американской подводной лодки в районе ПерлХарбор. Но США «за плохое поведение» сначала отлучили от RIMPAC Россию, а потом и Китай.

Эсминец ВМС НОАК Changchun типа 052C

Помимо участия в спасательной операции подводные лодки двух стран были задействованы в противолодочных учениях, к которым привлекалась авиация, в том числе два российских самолета Ту-142М3, прилетевших на учения с авиабазы Кневичи под Владивостоком. «По ряду макроэкономических причин в последние годы Российский флот значительно отстал от китайского, – пишет авторитетное китайское издание Fenghuang wang («Феникс»). – Однако в области проведения противолодочных операций опыта у России не занимать. В сфере противолодочной обороны Китай все еще чувствует себя неопытным новичком рядом с бывалой Россией. Поэтому учения «Морское взаимодействие-2019» стали отличным способом поучиться у России мастерству».

На другом этапе учений уже спасательное судно Changdao водоизмещением 9500 т нуждалось в помощи, когда отряд боевых кораблей ВМС НОАК и ВМФ РФ отрабатывал «элементы поиска и спасения условно терпящего бедствие корабля», в роли которого как раз выступил китайский спасатель. С российских и китайских кораблей поднимались палубные вертолеты Ка-27ПС и Ка-27, а также Z-9C и Z-9D, которые занимались поиском и спасением людей. На Changdao были направлены аварийно-спасательные группы для оказания помощи его экипажу.

В акватории Желтого моря моряки ВМФ России и ВМС НОАК также отработали эпизод совместной операции по задержанию судна-нарушителя. Согласно сценарию этого этапа учений, большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» и эсминец Changchun обнаружили неопознанное судно. В роли нарушителя выступил средний морской танкер «Иркут». Две группы морских пехотинцев по 12 человек каждая были переброшены на судно-нарушитель корабельными вертолетами и быстроходными катерами. С вертолетов им поддержку оказывали снайперские пары. Морские пехотинцы осуществили досмотровую операцию. Затем было отработано конвоирование «Иркута».

Самыми напряженными выдались два последних дня маневров «Морское взаимодействие-2019». Сначала боевые корабли отработали задачи по совместной противовоздушной обороне. Расчеты РЛС своевременно обнаружили и взяли на сопровождение воздушного «противника», в роли которого выступили два бомбардировщика H-6L ВМС Китая, а затем зенитными средствами условно были уничтожены воздушные цели.

Под занавес учений экипажи крейсера «Варяг», больших противолодочных кораблей «Адмирал Виноградов», «Адмирал Трибуц», корвета «Совершенный» ВМФ РФ, эсминцев Changchun и Harbin, фрегатов Wuhu и Handan ВМС НОАК провели комплексные стрельбы по морским и воздушным целям. «Корабли успешно выполнили артиллерийские стрельбы по морскому щиту, а после – по воздушной цели, – говорится в сообщении пресс-службы Тихоокеанского флота. – Экипажи поразили надводные мишени, имитирующие корабли и летательные аппараты условного противника». Командование совместными маневрами оценило результаты стрельб на «отлично».

Учения «Морское взаимодействие-2019» отличались от всех предыдущих и количеством привлекаемых единиц, и разнообразием выполняемых задач. Впервые в них были задействованы подводные лодки. Впервые же в международных маневрах принял участие корвет «Совершенный», введенный в строй ТОФ в июле 2017 года. То есть командование Российского флота стремится как можно скорее привить навыки боевой службы экипажам новых кораблей.

«Военные эксперты считают, что китайско-российские учения «Морское взаимодействие» отражают высокий уровень доверия между странами, демонстрируют сплоченность и непрерывное укрепление отношений, – отмечает китайская газета «Хуаньцю шибао», специализирующаяся на вопросах международной жизни. – Маневры не нацелены на третьи страны и помогают Китаю и России совместно поддерживать мир и стабильность в регионе». Однако это издание подчеркивает, что учения «все больше становятся похожими на настоящую войну». Усложнение сценариев военных действий России и Китая на море – увы, неизбежность.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS