В конце 2018 г. стало известно, что Саиф аль-Ислам Каддафи, сын Муаммара Каддафи, обратился к президенту России Владимиру Путину с письмом, в котором просил о поддержке. Как заявил в интервью агентству Sputnik представитель Саиф аль-Ислама, привезший его послание в Москву, сын Каддафи не затрагивал вопрос своего выдвижения на пост президента Ливии, речь шла лишь о нормализации ситуации в стране и привлечении к этому всех ливийцев. |
Комментируя это послание, заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов заявил РИА «Новости», что Саиф аль-Ислам и его сторонники должны быть частью политического процесса в Ливии, как и представители других племенных групп. «Мы поддерживаем контакты со всеми группами, которые находятся территориально и на западе, востоке, юге», – сказал Михаил Богданов. Москва придерживается позиции, что никого нельзя лишать права участвовать в президентских выборах, добавил он.
Международные встречи по Ливии, состоявшиеся в 2018 г. в Париже и Палермо, продемонстрировали сохраняющиеся глубокие противоречия между сформировавшимися за период кризиса в этой стране центрами политической и военной силы, а также международными и региональными игроками, стремящимися повлиять на ход урегулирования ливийского кризиса.
Саиф аль-Ислам Каддафи. |
Положительным моментом является то, что стороны при поддержке спецпредставителя Генерального секретаря ООН по Ливии Гассана Саляме в целом утвердили «дорожную карту» политических преобразований, итогом которой должны стать намеченные на июнь 2019 г. выборы президента и парламента страны. Первоначально планировалось, что выборы состоятся в декабре 2018 г., но в итоге они были перенесены в связи с невозможностью создания необходимых для их проведения условий.
На этом фоне продолжаются переговоры между основными силами, действующим сегодня на политическом поле Ливии. Их три. Во-первых, это Правительство национального согласия (ПНС) во главе с Фаизом Сарраджем, созданое в соответствии со Схиратским соглашением. Действие Схиратского соглашения истекло в декабре 2017 г. после достижения предельного срока его продления. Правительство национального согласия не получило подтверждения своих полномочий со стороны Палаты представителей, то есть не стало полностью легитимным. Стороны политического противостояния не договорились о коррективах в Схиратское соглашение и начали подготовку к проведению всеобщих выборов. Правительство национального согласия поддержано ООН.
Во-вторых, Ливийская народная армия (ЛНА) под командованием Халифы Хафтара.
В-третьих, Палата представителей (ПП). Это избранный в 2014 г. и признанный ООН парламент, во главе которого стоит Агила Салех.
Основная тема ведущихся между этими центрами силы переговоров – реформирование системы государственных органов для создания единого правительства, принятия закона о выборах и проведения референдума об утверждении новой конституции. Объединение сформированных на западе и востоке страны правительств является ключевой задачей политического процесса. Распределение властных полномочий и сфер ответственности уже на данном этапе консультаций вызывает серьезные разногласия между их участниками. На повестке дня вопрос создания единых Вооруженных Сил, которому была посвящена состоявшаяся в ноябре 2018 г. встреча в Каире. Правительство национального согласия и Ливийская народная армия не могут условно поделить пост Верховного главнокомандующего, коим для ЛНА является Халифа Хафтар, а в соответствии со Схиратским соглашением – глава ПНС, то есть Фаиз Саррадж. Положение двоевластия распространяется также на законодательные органы страны, функции которых выполняет Государственный совет ПНС и Палата представителей, вынужденные согласовывать законопроекты и кандидатов на министерские посты друг с другом.
Кроме того, продвигаемый ПП проект конституции содержит запрет на участие в президентской гонке неграждан Ливии и лиц с двойным гражданством. Это положение лишает фельдмаршала Хафтара, имеющего кроме ливийского, гражданство США, возможности участвовать в борьбе за политическое лидерство.
Фаиз Саррадж, глава Правительства национального согласия. |
Политические разногласия ключевых участников процесса урегулирования кризиса в Ливии сопровождаются регулярным обострением вооруженного противостояния с действующими в стране международными и региональными террористическими организациями и другими незаконными вооруженными формированиями, контролирующими важные c экономической и геополитической точек зрения районы страны.
Ярким примером стал очередной этап эскалации ситуации в Триполи, где несколько группировок начали борьбу за контроль над ливийской столицей. При этом ЛНА и ПНС анонсировали поддержку различных враждующих между собой формирований. В определенный степени независимое положение сохраняют боевые отряды Мисураты, имеющие значительный военный потенциал и охраняющие государственные объекты ПНС, а также подразделения из города Зинтана, расположенного недалеко от ливийской столицы.
Необходимо отметить, что каждый из центров силы тесно связан с различными региональными и международными игроками, имеющими различные интересы в Ливии. Халифа Хафтар пользуется поддержкой ОАЭ, а также Египта, обеспечивая безопасность весьма протяженной границы между двумя странами. Кроме того, командующий ЛНА имеет тесные связи с Парижем, обусловленные во многом экономическим сотрудничеством, и, как представляется, с США, где он провел без малого 11 лет. ПНС опирается на Италию, имея тесные связи с Римом в нефтегазовой сфере и в вопросах контроля миграционных потоков. Не исключается тесное сотрудничество с Алжиром и Катаром, а также с Великобританией и США, которые используют Фаиза Сарраджа для укрепления своего военного и экономического присутствия в стране. Саудовская Аравия опирается в Ливии на салафитов, которые представлены как в ПНС, так и в ЛНА, и пытается конкурировать с влиянием Анкары и Дохи на отдельные вооруженные формирования, в том числе из Мисураты.
Российская Федерация в настоящее время заняла позицию, согласно которой Москва развивает равновекторный диалог со всеми центрами силы и выступает в защиту интересов ливийского народа, который должен демократическим путем при поддержке со стороны международного сообщества сформировать институты государственной власти. Важным для нас в этом вопросе является сохранение целостности Ливии и ее суверенитета. При этом можно констатировать, что ПНС, ЛНА и ПП демонстрируют заинтересованность в контактах с российской стороной, возможно видя в нашей стране своего рода гаранта баланса интересов между США, ЕС и государствами Ближнего Востока.
Как представляется, Россия заинтересована в развитии сотрудничества с Ливией, в том числе в военнотехнической сфере, в реализации крупных инфраструктурных проектов, как это было при Муаммаре Каддафи. Кроме того, Триполи играет важную роль в снабжении углеводородами государств Европы и в вопросах регулирования мировых цен на это сырье.
Командующий Ливийской национальной армией маршал Халифа Хафтар на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». |
Безусловно, на политической и военной аренах Ливии присутствуют силы, не входящие в состав вышеназванных группировок, но играющие важную роль в процессе урегулирования кризиса. К таковым можно отнести сторонников Саифа аль-Ислама Каддафи, или так называемых каддафистов, а также шейхов ливийских племен, среди которых есть как сторонники сына покойного лидера Джамахирии, так и совершенно нейтральные лица, представляющие интересы весьма многочисленных социальных групп.
Эти силы не принимали участия в разработке Схиратского соглашения, не привлекались к диалогу в ходе парижской и палермской встреч, однако от их позиции во многом будет зависеть расклад политических сил в случае проведения избирательных кампаний.
Можно заключить, что противостояние внешних сил в Ливии происходит за контроль экономически важных районов (нефть, газ, полезные ископаемые), транзитных маршрутов (фактически – дверь в Африку), нелегальной миграции и контрабанды, а также за военное присутствие. Нестабильная обстановка в этой стране создает благоприятные условия для наращивания военного и политического потенциала террористическими организациями.
Попытки урегулирования кризиса в Ливии сопровождаются регулярным обострением вооруженного противостояния с незаконными вооруженными формированиями, контролирующими важные районы страны. |
В сложившейся ситуации есть целый ряд возможностей, которые в дальнейшем позволят защитить и расширить российское политическое и экономическое присутствие в Ливии. Сохраняя неизменное следование вышеназванным принципам, в частности, равновекторному диалогу, Москва может активизировать межпарламентские связи с ПП и Государственным советом ПНС для оказания практической и методической помощи в разработке проекта конституции и отвечающей современным требованиям законодательной базы, которая позволит сформировать эффективно действующие органы государственной власти. Кроме того, курс на объединение ливийской армии видится также соответствующим интересам нашей страны, так как позволит повысить эффективность контртеррористических мероприятий. В этом вопросе целесообразно поддерживать инициативы Каира. Перспективным видится установление прямых контактов с шейхами племен как входящих в Совет племен и городов Ливии (возглавляет аль-Аджили аль-Брини), так и самостоятельных. Племенная карта Ливии традиционно оказывает значительное влияние на политические процессы, а подобного рода коммуникация, учитывая доброжелательное отношение к России населения Ливии, позволит дополнительно продемонстрировать поддержку Москвы и сформировать каналы получения сведений об активности западных стран и незаконных вооруженных формирований с «земли». Это становится все более актуальным в условиях нарастающей антироссийской кампании, связанной с активностью нашей страны в Африке в целом и в Ливии в частности.
Нестабильная обстановка в Ливии создает благоприятные условия для наращивания террористическими организациями военного и политического потенциала. |
До настоящего времени существуют различные оценки военного и политического потенциала каддафистов. По некоторым данным, Саиф аль-Ислам Каддафи пользуется поддержкой значительной части племен и населения Ливии, и в случае проведения честных выборов сможет их выиграть. Другие источники пытаются опровергнуть подобные сведения. В любом случае Саиф аль-Ислам Каддафи и объединившиеся вокруг него силы играют свою роль в политическом досье, а в случае присоединения к одному из признанных центров политической силы значительно увеличат его потенциал, а возможно – станут самостоятельным игроком в процессе урегулирования. Имевшееся до 2011 г. взаимодействие с властями Джамахирии, а также начавшиеся перемены в обществе, обусловленные затянувшимся кризисом, привели к разочарованию в целях революции и, возможно, сформировали предпосылки к возвращению семьи Каддафи на политическую арену Ливии. По многим причинам сложно говорить о самостоятельной роли группы сына Каддафи, однако можно смело утверждать, что сохранение целостности страны и укрепление централизованной власти требуют ее участия в политической жизни современной Ливии.
Таким образом, учитывая нарастающую информационную кампанию против России, в том числе в контексте нашей активности в Ливии (обвинения в незаконной экономической активности, деятельности частных военных компаний и прочее), было бы целесообразно продолжить поддерживать усилия ООН по мирному урегулированию кризиса в стране. При этом, придерживаясь равновекторного подхода при безусловном участии всех заинтересованных сторон в политическом процессе, устанавливать и развивать контакты с лидерами всех противоборствующих сил и нейтральными игроками. Возможно, было бы оправданным предоставить площадку в Сочи для очередной межливийской встречи либо содействовать усилиям Африканского союза и Совета племен и городов Ливии по ее организации внутри страны. Наша активность на переговорном треке должна сопровождаться заходом бизнеса в согласованных с ПНС, ПП и ЛНА сферах, что должно придать легальный статус сделкам и защитить российских инвесторов. Кроме того, реализуемые экономические проекты могут предоставить свободные ресурсы для гуманитарных акций, которые необходимы простым ливийцам. Подобная деятельность будет способствовать сохранению положительного имиджа нашей страны и создаст предпосылки к закреплению российского присутствия в постконфликтный период.
Евгений Львович СОСОНКИН – спецпредставитель Консультативно-делового совета по Ливии