Семь вопросов Вашингтону
США начали неблаговидную игру вокруг ДРСМД и ДСНВ-3, которая приведет к плачевным последствиям

Судя по заявлениям американских официальных лиц, Соединенные Штаты запутались не только в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г. (ДРСМД), но и в другом важном документе, относящемуся к проблематике контроля над вооружениями, – Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 2010 г. (ДСНВ-3). Запутались сами по незнанию или путают своих потенциальных противников и своих союзников с определенными целями? Наиболее вероятен второй вариант.

Владимир КОЗИН

ДВА ПОДХОДА ВАШИНГТОНА

Свидетельством двух различных подходов Вашингтона к названным двусторонним договорным актам, оказывающим прямое воздействие на уровень глобальной стратегической стабильности и международной безопасности, являются явно противоречивые заявления, которые делают высокопоставленные американские представители.

Если до 2012 г. ДРСМД в принципе отвечал национальным интересам Соединенных Штатов, то в периоды президентства Барака Обамы и Дональда Трампа в отношении него постепенно стали озвучиваться критические замечания в том плане, что он, мол, «нарушается российской стороной», а также не охватывает другие государства, имеющие в своем арсенале ракеты средней и меньшей дальности.

За последние несколько лет американская сторона около 30 раз обсуждала эту проблематику на встречах с российскими дипломатическими представителями. Сначала Вашингтон пытался необоснованно добиться от Москвы снятия с вооружения оперативно-тактической ракеты Р-500 и двух типов МБР: «Тополь-М» и «Рубеж», которые никак не подпадали под пространственные ограничения ДРСМД, зафиксировавшего минимальную и максимальную дальность полета ракет меньшей и средней дальности от 500 до 5500 км.

В наступившем году мир распрощается с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.

В последнее время в Вашингтоне стали выдвигать аналогичные требования и к новейшим российским разработкам – ракетному комплексу «Авангард» с ракетой, оснащенной планирующим крылатым блоком, а также к крылатой ракете под индексом 9М729, которые не могут быть ограничены указанным договором. Затем Государственный департамент США в специальном заявлении призвал Россию отказаться от ракеты 9М729 или ограничить дальность ее полета таким образом, чтобы она не нарушала ДРСМД. Но эта ракета не подпадает под ограничения ДРСМД, о чем американская сторона уже была обстоятельно проинформирована.

Странное впечатление производит и оглашенный в декабре 2018 г. ультиматум государственного секретаря США Майка Помпео, который пригрозил, что если в течение двух месяцев Москва не станет выполнять договор 1987 г., то Вашингтон прекратит придерживаться его обязательств. Подобный ультиматум-уведомление является странным, так как статья XV договора предписывает, что любой участник, решивший выйти из него, должен уведомить другую договаривающуюся сторону «за шесть месяцев» до такого фактического выхода, но никак не за два. Явно превысил свои полномочия и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который заявил, что России, мол, дается «последний шанс» вернуться к соблюдению ДРСМД. Вероятно, он просто забыл или не знает, что трансатлантический альянс не является участником этой договоренности.

Следует особо отметить, что начиная с июня 2012 г., когда американские законодатели впервые стали напирать на тематику «несоблюдения» ДРСМД российской стороной, Вашингтон до сих пор так и не представил Москве и своим союзникам по трансатлантическому альянсу никаких убедительных доказательств ее «нарушений» названного договора.

ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БЫЛО НАРУШЕНИЙ ДРСМД?

В то же самое время у российской стороны имеется гораздо больше оснований для предъявления Вашингтону обоснованных претензий по поводу его реального нарушения. В изданной на английском языке в начале 2018 г. в России Белой книге «Перспективы Договора о ликвидации РСМД 1987 г.» впервые была названа цифра таких нарушений американской стороной: 92. До этого в официальных заявлениях российской стороны говорилось только о нарушениях Соединенными Штатами ДРСМД в общем виде, то есть без указаний на их количество, а также на возможность загрузки крылатых ракет морского и наземного базирования в пусковые установки операционных баз ПРО США в Румынии и в Польше.

К 26 октября 2018 г. количество подобных нарушений американской стороной за последние 17 лет уже достигло 95. С сожалением можно заметить, что не все российские СМИ поначалу соглашались сообщить об этом показателе. Но отныне он признан и в Совете Федерации РФ.

Церемония закладки второго позиционного района ПРО США в Польше.

Это предпоследнее, 95-ое испытание из этой серии было проведено в Тихом океане 26 октября 2018 г., когда средствами ПРО ВМС США с использованием ракеты-перехватчика SM-3 Block 2A (RIM-161D) была успешно перехвачена учебная баллистическая ракета средней дальности. Все подобные данные приведены в открытых для всеобщего обозрения пресс-релизах Управления по ПРО Пентагона, которое с 2001 г. регулярно проводит испытания ударных ракет-перехватчиков стратегической системы ПРО, в ходе которых в качестве ракет-мишеней используются по меньшей мере пять типов баллистических и крылатых ракет средней и меньшей дальности, запрещенных ДРСМД.

По сообщению Управления по ПРО Министерства обороны США, 11 декабря 2018 г. оно совместно с ВМС страны провело очередное успешное испытание ракеты-перехватчика SM-3 Block 2A (подробнее – см. стр 36). В ходе этого испытания была перехвачена и уничтожена другая ракета-мишень – на сей раз «промежуточной дальности» с дальностью полета от 3000 до 5500 километров. Как видно из названного показателя, такая учебная ракетная цель полностью подпадает под терминологические определения ракет средней и меньшей дальности, запрещенных Договором об их ликвидации 1987 г., который отнес к ним баллистические и крылатые ракеты с дальностью полета в суммарном виде от 500 до 5500 километров.

Складывается впечатление, что в процессе подобных экспериментов Пентагон испытывает одновременно две ракетные системы: как оборонительную в виде ударно-боевых средств ПРО, так и наступательную в виде новых баллистических и крылатых ракет средней и меньшей дальности, которые были созданы в США взамен 846 единиц, уничтоженных ими к маю 1991 г. по условиям ДРСМД, как они об этом официально объявили.

Таким образом, проведенное испытание стало с 2001 г. 96-м нарушением Вашингтоном этого договора, являющегося бессрочным и обязательным для его полного и скрупулезного соблюдения в равной степени и Соединенными Штатами, и Российской Федерацией.

Столь внушительное количество нарушений Вашингтоном ДРСМД за последние 17 лет является весьма тревожным показателем, свидетельствующим, что США фактически уже давно вышли из этой договоренности, сохраняющей свою актуальность и перспективное значение. На 2019 г., по заявлению начальника Управления по ПРО генерал-лейтенанта Сэма Гривса, запланированы 12 новых испытаний ракет-перехватчиков.

Важно уточнить: здесь не учитываются испытания, проводимые с целью проверки точности перехвата американских ЗРК Patriot. Но принимаются во внимание испытания по перехвату ракет-мишеней средней и меньшей дальности, которые производились с применением ракет-перехватчиков различных классов стратегического назначения: наземных ракет-перехватчиков континентального базирования на территории США (GBI), ракет-перехватчиков типа Standard, используемых боевой информационно-управляющей системой Aegis морского базирования (SM-2, SM-3 и SM-6 различных модификаций), а также ракет-перехватчиков мобильной наземной системы ПРО ТВД THAAD, которые применяются для заатмосферного перехвата баллистических ракет на заключительной фазе их полета.

При таких подсчетах учитывалось не только количество проведенных испытаний американской стороной, но и количество перехватываемых ракет-мишеней, а также неуспешные испытания, когда перехват уже запущенной ракетной цели осуществить не удалось.

Обнародование этой цифры – «96 нарушений ДРСМД американской стороной» – пока никак не комментируется ни на официальном уровне, ни на экспертном. А что можно комментировать, если данные об использовании американских ракет-мишеней средней и меньшей дальности сообщает сам Пентагон. Единственное, что они смогли сделать – запретить посещение интернет-сайта Управления по ПРО Министерства обороны США с территории России после того, как заметили, что российские эксперты ведут подсчеты описанных выше экспериментов с применением ракет-мишеней средней и меньшей дальности.

Но, имея в собственном списке нарушений этого договора их столь значительное количество, американская сторона тем временем продолжает упорно вводить в заблуждение своих союзников по Североатлантическому союзу, да и все мировое сообщество в целом.

И параллельно ведет дело к уничтожению ДРСМД, но всю вину за это пытается свалить на Россию.

Предполагаемый внешний вид комплекса Aegis Ashore в районе польского Редзиково.

ПРЯМЫЕ ВОПРОСЫ К ВАШИНГТОНУ

В конце 2018 г. американская сторона передала по официальным каналам своим российским визави список из 25 вопросов, касающихся реализации ДРСМД. Готовя ответы на них, Москва рассчитывает, что Вашингтон даст прямой и честный ответ как России, так и своим партнерам по НАТО, по меньшей мере на следующие вопросы:

1) Уничтожила ли американская сторона все 846 баллистических и крылатых ракет средней и меньшей дальности по условиям ДРСМД к 28 маю 1991 г., как об этом было объявлено?

2) Если она действительно ликвидировала их в полном объеме, то не создала ли она новые ракеты этих двух классов как с целью отработки техники перехвата системы ПРО, так и для проверки тактико-технических характеристик новых ракет средней и меньшей дальности под видом ракет-мишеней?

3) Не собирается ли Пентагон оснастить существующие и перспективные ракеты-мишени средней и меньшей дальности ядерными боезарядами?

4) Планирует ли нынешняя администрация развернуть в ряде стран Европы новую мобильную грунтовую крылатую ракету средней дальности с ядерным боезарядом или без него и в какое время?

5) Почему некоторые американские эксперты, близкие к государственным структурам США, предлагают Москве неравноценный инспекционный обмен: пусть Россия продемонстрирует американским инспекторам некие «новые» российские ракеты средней дальности, а американская сторона покажет российским инспекторам только две операционные базы ПРО США в Румынии и Польше?

6) Почему Вашингтон настаивал на ликвидации целого ряда российских баллистических и крылатых ракет, не подпадающих под терминологические определения ДРСМД, в обмен на его соблюдение американской стороной, а затем снимал свои предложения?

7) Почему Пентагон и его Управление по ПРО ввели новую трактовку термина «ракеты промежуточной дальности» (intermediate missiles)? Применительно к ДРСМД он традиционно обозначал «ракеты средней и меньшей дальности», то есть от 500 до 5500 км, а теперь подразумевает иной пространственный параметр дальности полета для таких ракет: 3000-5500 км. В частности, об этом свидетельствует целый ряд заявлений начальника Управления по ПРО Министерства обороны США на слушаниях в Конгрессе по противоракетной проблематике. Не сделано ли это специально, чтобы скрыть факт использования ракет-мишеней «средней и меньшей дальности»? Разумеется, Вашингтону могут быть адресованы и другие практические вопросы, касающиеся перспектив реализации ДРСМД.

ВСЛЕД ЗА ДРСМД ЛИКВИДАЦИЯ ДСНВ-3?

Представляется, что Вашингтон хочет разорвать с Москвой не только договор 1987 г., но и другой важнейший двусторонний документ – договор СНВ-3, срок действия которого заканчивается в феврале 2021 г.

Администрация президента Дональда Трампа демонстрирует к нему различные подходы. Сам Трамп считает, что этот договор мешает Соединенным Штатам модернизировать свои стратегические наступательные ядерные вооружения и создавать новую стратегическую ядерную триаду. Трамп также говорит, что этот договор обеспечил больше преимуществ России, чем Соединенным Штатам. Поддерживая президента, сенатор-республиканец Том Коттон и конгрессмен от Республиканской партии Лиз Чейни внесли законопроект, который ограничивает продление этого договора после 2021 г. еще на пять лет, как это предлагалось в период президентства Барака Обамы.

Для выхода на установленные Договором СНВ-3 количественные параметры США переоборудовали 41 бомбардировщик В-52Н…

В декабре 2018 г. глава Объединенного комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд сказал: «Мне трудно представить, что может быть достигнут прогресс в вопросе продления договора по СНВ-3, если в его основе будет лежать несоблюдение Россией ДРСМД». Комментируя это заявление, министр иностранных дел России Сергей Лавров высказал мнение, что тем самым Вашингтон может готовить почву для развала ДСНВ-3.

Но с другой стороны, дифирамбы в адрес ДСНВ-3 в конце 2018 г. пропела официальный представитель Государственного департамента Хизер Науэрт, отметившая, что этот договор делает отношения с Россией более стабильными, а также улучшает безопасность США и их союзников.

…и часть ПЛАРБ типа Ohio, которые теперь несут крылатые ракеты Tomahawk. 

Итак, налицо явный разнобой в американской официальной оценке СНВ-3: в подходах американской стороны видны явные противоречия и к этому договорному акту, определившему потолки по 1550 ядерных боезарядов и по 800 оперативно развернутых и оперативно неразвернутых носителей стратегического назначения для каждой стороны.

К сожалению, Вашингтон не ответил на соответствующие предложения России, касающиеся урегулирования вопросов, связанных с договорами РСМД и СНВ-3, которые были переданы его высокопоставленным представителям на двусторонних встречах различного формата, состоявшихся в 2018 г.

Тем временем, как сообщил 5 декабря 2018 г. на брифинге для иностранных военных атташе начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель министра обороны генерал армии Валерий Герасимов, с целью выхода на установленные ДСНВ-3 количественные параметры США на протяжении двух лет осуществляли переоборудование части своих стратегических наступательных ядерных средств (по четыре пусковые установки на каждой из 14 ПЛАРБ типа Ohio и 41 тяжелого стратегического бомбардировщика В52Н), а также в одностороннем порядке исключили их из учета по названному договору. «Это дает им возможность в кратчайшие сроки нарастить потенциал своих стратегических наступательных сил и увеличить количество боезарядов более чем на 1200 единиц», – заявил он.

Иными словами, в отношении ДРСМД и ДСНВ-3 Соединенные Штаты стабильно ведут неблаговидную игру с весьма негативными последствиями.

Российское руководство уже не раз заявляло, что на выход Вашингтона из ДРСМД даст быстрый и адекватный ответ. В частности, Москва будет считать себя свободной от взятых по нему обязательств и имеющей право производить такие же ракетные средства, которые вознамерились создавать американские контрагенты.

Что касается вопроса продления ДСНВ-3 еще на пять лет, то есть до 2026 г., то Москва не исключает возможности обсуждения условий для такого решения. Но именно «условий для продления», а не возможность автоматического продления этого договора, да еще любой ценой и в ущерб своей национальной безопасности.

Представляется, что принятие такого решения Россией будет зависеть не только от полного и скрупулезного выполнения Вашингтоном ДРСМД.

С учетом признаваемой Соединенными Штатами органической взаимосвязи между стратегическими наступательными ядерными вооружениями и стратегическими оборонительными системами, а также принимая во внимание ряд иных видов вооружений, оказывающих непосредственное воздействие на глобальную стратегическую стабильность и международную безопасность, при решении вопроса о пролонгации ДСНВ-3 вряд ли будет правильным игнорировать еще четыре объективных фактора, а именно:

• размещение средств передового базирования США и их союзников по НАТО у рубежей Российской Федерации в виде американских баз ПРО и складов с тактическим ядерным оружием;

• появление новых авиационных средств его доставки, в том числе для усиления операции ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование» в небе трех стран Балтии;

• наращивание сил общего назначения с тяжелыми видами вооружений практически по всей Европе;

• неуклонное движение Пентагона к размещению ударных вооружений в космическом пространстве.

Немаловажно заметить, что все это нанизывается на действующую ядерную стратегию США, предусматривающую нанесение первого ядерного удара в целом ряде случаев.

Наконец, важно учитывать и то обстоятельство, что продление ДСНВ-3 до 2026 г. будет означать сохранение Россией обязательства придерживаться двух его ключевых параметров по ядерным боезарядам и носителям, о которых шла речь выше, еще в течение пяти лет после пролонгации этого договора. А как будут вписываться в названные количественные «потолки» существующие новые и перспективные виды российских СНВ, которые должны будут противостоять и новой американской стратегической ядерной триаде, и глобальной американо-натовской противоракетной инфраструктуре, и другим существующим военным угрозам? Это далеко не праздный вопрос.

Представляется вообще иррациональным и далее сокращать российские стратегические наступательные ядерные вооружения при бесконтрольном и ничем не ограниченном наращивании Соединенными Штатами и их ближайшими союзниками по НАТО ударных противоракетных средств по всему Земному шару, даже несмотря на то, что в последнее время Российская Федерация осуществила резкий прорыв в создании ракетных систем, способных преодолевать любую противоракетную инфраструктуру. Здесь также будет иметь большое значение соотношение количественных показателей между стратегическими наступательными ядерными вооружениями США и стратегическими оборонительными вооружениями России. При соотношении между ними в пропорции 3:1 может возникнуть опасная дестабилизирующая ситуация, которая повысит возможность возникновения глобального вооруженного конфликта.

К сожалению, Вашингтон не ответил на соответствующие предложения России по урегулированию различных аспектов, связанных с ДРСМД и ДСНВ-3, которые были переданы в ходе нескольких официальных встреч в 2017-2018 гг.

Проигнорировали в Пентагоне и сделанное в декабре 2018 г. Министерством обороны России предложение еще раз обсудить эту важную тему. Причем проигнорировали весьма своеобразно: даже не удосужились ответить, признав, что послание, мол, получили.

Самолеты НАТО постоянно присутствуют в небе прибалтийских стран.

США должны полностью выполнять оба важнейших договора в сфере контроля над вооружениями, а именно ДРСМД и ДСНВ-3. Причем выполнять безо всяких предварительных условий и ультиматумов. На основе основополагающего принципа, существующего с незапамятных времен: pacta sunt servanda, что в переводе с латыни означает «договоры должны соблюдаться». А не выползать из них под надуманными предлогами и не назначать вместо себя виновных в их «несоблюдении».

Соединенные Штаты должны также позитивно реагировать на остальные десять двусторонних и многосторонних договоров в названной области, которые они либо разорвали (Договор по ПРО и «иранская ядерная сделка»), либо отказались от ратификации (Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний), либо отказались обсуждать их по существу (проекты договоров о европейской безопасности и о предотвращении размещения оружия в космосе).

НАТО наращивает силы общего назначения с тяжелыми видами вооружений практически по всей западной границе России.

Пока же видно, что в Вашингтоне ведут линию на слом всей договорноправовой системы в области контроля над вооружениями.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS