«Единый Трезубец», или путь к Вальхалле
В учениях НАТО приняли участие части и подразделения, авиационные эскадрильи и военные корабли всех 29 стран альянса, а также так называемых государств-партнеров в лице Швеции и Финляндии.

Американский атомный авианосец Harry S. Truman – флагман учений Trident Juncture 2018.

На территории Норвегии, в прилегающих к ней водах, в воздушном пространстве этой страны, в небе над Швецией и Финляндией с 25 октября по 7 ноября текущего года состоялась активная фаза учений НАТО Trident Juncture 2018 («Единый трезубец-2018»). Они стали крупнейшими маневрами Североатлантического союза за последние 30 лет.

Александр МОЗГОВОЙ

В них были задействованы 50000 личного состава, около 10000 единиц техники, 250 самолетов и вертолетов, 65 кораблей, в том числе американский атомный авианосец Harry S. Truman (CVN 75), названный так в честь одного из вдохновителей «холодной войны» – 33-го президента Соединенных Штатов Гарри Трумэна. Стоит заметить, что плавающий аэродром ВМС США впервые с сентября 1991 г. пересек Северный полярный круг (27 лет назад это сделал авианосец America (CV 66) во время учений НАТО North Star, то есть «Северная звезда»).

Эмблема учений Trident Juncture 2018.

НОВЫЕ БЕРСЕРКИ

Викинги (в переводе со старонорвежского – «люди из бухты») – предшественники современных жителей Скандинавии – прославились как искусные мореходы, удачливые купцы и не знающие пощады воины. В VIII-XI веках они, где мечом и огнем, а где дипломатией и установлением выгодных торговых отношений, распространили свое влияние практически на всю Европу, где их именовали по-разному. Быстроходные дракары – суда викингов-норманов-варягов – вызывали панику, когда появлялись на горизонте.

У храбрых викингов был свой спецназ, который именовался берсерками, то есть «медвежьи шкуры», или «неистовые». Как правило, эти викинги действительно облачались в медвежьи и волчьи шкуры, как бы перенимая у хищных животных ярость. Впрочем, вести бой берсерки предпочитали практически обнаженными, сражаясь без кольчуги, щита и шлема, в одних изодранных холщовых рубахах.

Перед боем берсерки приводили себя в состояние крайнего возбуждения, выпивая настой из мухоморов и алкоголя. Отсюда и бесшабашная смелость, и безумная жестокость. Они посвящали свою жизнь служению Одину – верховному божеству викингов, владыке чудесного чертога Вальхаллы, куда после смерти на бесконечное пиршество прибывали души воинов, героически павших на поле брани.

Берсерк – спецназовец викингов.

В сражении при Стамфорд-Бридже в восточном Йоркшире 25 сентября 1066 г. один берсерк, чье имя, увы, история до нас не донесла, в течение долгого времени отражал атаки англичан через переправу на реке Дервент. Однако и этот подвиг не помог норвежскому королю Харальду Суровому одержать победу.

Современные высокопоставленные деятели НАТО, многие американские и западноевропейские средства массовой информации уподобляются берсеркам, когда речь заходит о России. При ее упоминании они сразу же впадают в неистовство. Конечно же, североатлантические лидеры и колумнисты СМИ не жуют мухоморы, но всякий раз создается впечатление, будто они регулярно балуются наркотиками. Так, в канун учений Trident Juncture 2018 возглавляющий Европейское командование Вооруженных Сил США генерал Кертис Скапаротти заявил, что эти маневры станут «демонстрацией возможностей альянса по сдерживанию России».

Впрочем, в официальных документах учений Россия не упоминается. В них идет речь о некоем государстве Murinus (Муринус), то есть «Паук» в переводе с латинского. Оно-то и вторгается в Норвегию, где захватывает ряд северо-западных районов. На помощь спешит многонациональная команда НАТО на современных дракарах. Недаром на эмблеме маневров изображен челн викингов.

«Помощь» должна была осуществляться по формуле «четыре по 30». Это означает, что союзники за 30 суток должны были перебросить к месту «боевых действий» 30 батальонов сухопутных войск и морской пехоты, 30 кораблей и 30 эскадрилий боевой авиации. То есть за месяц на линии соприкосновения с противником нужно было сосредоточить около 60000 военнослужащих, а также 540-720 самолетов. Если сравнить эти цифры с теми, что были оглашены на маневрах, то становится очевидным, что задача «четыре по 30» оказалась невыполненной. Только по кораблям североатлантисты добились заметного превышения.

Но дело даже не в цифрах и натовских формулах. 30 суток в условиях современной войны – большой временной период. Пока войска НАТО сосредотачивались и совершали бы переходы на транспортных судах к месту назначения, то война успела бы завершиться, а от Европы, включая Норвегию, остались бы одни развалины. Такая же участь, скорее всего, постигла бы и Соединенные Штаты. То есть подобные учения, по сути дела, являются дорогой в Вальхаллу, то есть в мир иной. Но там, судя по всему, брагу, вино и пиво не подают. В этой связи нельзя не привести слова лидера норвежской партии Красных Бьернара Мокснеса, который сказал по поводу учений «Единый трезубец»: «Норвегия – маленькая страна. Нам на руку мир, где конфликты решаются путем диалога и при помощи международных органов наподобие ООН, а не гонкой вооружений. Если Норвегия станет полем боя сверхдержав, то простых норвежцев не смогут защитить ни русские, ни американцы».

Командир 8-й авианосной группы ВМС США контр-адмирал Джин Блэк (на фото справа) встречает на борту авианосца Harry S. Truman генерала Кертиса Скапаротти, возглавляющего Европейское командование Вооруженных Сил США.

Командир 8-й авианосной группы ВМС США контр-адмирал Джин Блэк (на фото справа) встречает на борту авианосца Harry S. Truman

ШТОРМОВОЕ МОРЕ И ПЕННОЕ ПИВО

Соединенным Штатам показалось мало вовлечения Норвегии и других скандинавских государств в опасные игрища у границ России. Объектом их внимания стала и миролюбивая островная Исландия. Именно там Пентагон решил провести репетицию высадки на берег морской пехоты перед учениями Trident Juncture 2018.

Руководивший маневрами «Единый трезубец» командующий Военно-морскими силами США в Европе и Африке, а также командующий Объединенными силами Североатлантического альянса американский адмирал Джеймс Фогго III выступил с речью на борту исландского судна Береговой охраны Thor, стоявшего в бухте Факса-бей, по случаю 75-летия завершения второй битвы за Атлантику. «Это была победа над злом, – заявил адмирал, цитируя английскую книгу «Битва за Атлантику», – спокойная решимость мужчин и женщин – представителей разных рас, языков и вероисповеданий». И не забыл добавить, что Исландия и граждане этой страны сыграли заметную роль в борьбе с германскими субмаринами, недвусмысленно намекая на то, что они теперь должны впрягаться в борьбу с русской подводной угрозой.

Американский адмирал Джеймс Фогго III, командовавший учениями «Единый трезубец», выступает на борту исландского патрульного судна Thor.

Думается, не случайно в качестве трибуны для своей речи Фогго выбрал судно береговой охраны Thor – самое крупное из трех исландских сторожевиков. При водоизмещении 3920 т и длине 93,8 м оно развивает максимальную 20-узловую скорость хода и предназначено для охраны исландской исключительной экономической зоны и защиты рыболовства, борьбы с разливами нефтепродуктов в море, а также спасательных операций. Из вооружения на Thor имеются 40-мм автоматическая пушка и два 12,7-мм пулемета. Есть площадка для приема вертолета. Но оно никак не годится для противолодочной борьбы. И, выступая на нем, американский адмирал давал понять, что Рейкьявику необходимо приобретать более серьезное оружие.

А для того чтобы потомкам викингов совсем все было понятно, на островное государство должен был высадиться двухтысячный десант американской морской пехоты. С одной стороны, он исполнял роль коварных русских, пытающихся захватить стратегически важную Исландию, а с другой – добрых дружественных американцев, вернувших свободу островитянам.

Французский десантно-вертолетный корабль-док Dixmude доставил западноевропейских морпехов к берегам Норвегии.

Исландия, равно как и Норвегия, – страна с суровым климатом. И хотя днем стояли положительные температуры, ночью уже подмораживало. Дабы морпехи не промокли и не замерзли, им выдали специальную обувь – белые резиновые боты на теплой подкладке с гамашами защитного цвета. Пентагоновские модельеры, очевидно, хотели убить сразу двух зайцев. По их разумению, на снегу белые сапоги должны быть незаметными, а гамаши не давали возможность заметить солдат при плюсовой температуре. Интересно, ходили ли они по снегу в резиновых сапогах? И явно не пробовали передвигаться в такой обуви по обмерзшим скалам.

Однако высадка морских пехотинцев в Исландии оказалась непростым делом. Разыгрался шторм. На десантном корабле-доке (ДКД) Gunston Hall (LSD-44) 22 октября случилась авария. Подробности ее командование ВМС США и Корпуса морской пехоты умалчивает. Однако известно, что повреждения получили доковая камера ДКД и один из находившихся в ней десантных катеров типа LCU. Как сообщается, от удара волны по корпусу Gunston Hall сорвало с кильблоков катер LCU. Собственно слово «катер» – неточно классифицирует это десантно-высадочное средство. LCU – самоходная баржа, или точнее паром полным водоизмещением, то есть с грузом более 350 т, длиной свыше 40 м и шириной 9 м. Катер на борту Gunston Hall наверняка был гружен техникой и снаряжением, поскольку готовился к высадке. «Освободившись», он начал ломать все вокруг в док-камере. ДКД вынужден был срочно уйти в порт Рейкьявика. Следом за ним туда пришел американский десантный транспортный корабль-док (ДТКД) New York (LPD-21).

Вот в такую обувь облачили американских морских пехотинцев для действий в полярных условиях.

Позже командование учений объяснило этот маневр тем, что не было нужды рисковать этими «небольшими кораблями». Позволим не согласиться с этим утверждением. Gunston Hall – второй в серии ДКД типа Whidbey Island – имеет полное водоизмещение 16580 т, длину – 190 м, ширину – 26 м и осадку – 6,4 м. Он развивает 20-узловую скорость. Экипаж состоит из 413 человек. Корабль транспортирует от 402 до 504 морских пехотинцев, которые высаживаются на берег четырьмя десантными катерами на воздушной подушке типа LCAC и двумя водоизмещающими типа LCU. У ДКД развитое вооружение самообороны: две пусковые установки ЗРК малой дальности RAM, две шестиствольные 20-мм артустановки Phalanx, два 25-мм автомата Mk 38 и шесть 12,7-мм пулеметов. Имеется площадка для приема вертолетов, предназначенных для переброски морпехов на берег.

Десантный корабль-док Gunston Hall.

Но если Gunston Hall, получивший, кстати, свое название в честь имения в штате Вирджиния, где рождался знаменитый «Билль о правах», которым гордятся американцы, уже «отпахал» на ВМС США 29 лет, то новейший ДТКД New York полным водоизмещением 24900 т и длиной 208 м и подавно никак нельзя отнести к «малышам». Да, действительно, в высоких широтах, особенно в осенне-зимний период, случаются жестокие шторма. Однако тот, в который попали Gunston Hall и New York, к таковым отнести нельзя. По признанию представителя ВМС США в Европе кэптена Джона Перкинса, два десантных корабля были отправлены в Рейкьявик «на всякий случай», дескать, «не война все-таки». Задачу по высадке десанта в Исландию выполнил только 40000-тонный универсальный десантный корабль (УДК) Iwo Jima (LHD-7) (некоторые наши средства массовой информации называют его японским, хотя американский УДК назван в честь победной для США битвы за этот остров между вооруженными силами Соединенных Штатов и Японии в феврале-марте 1945 года).

Американское воинство, оказавшись в Исландии, не стало печалиться о погоде. Оно оккупировало местные бары. Пиво полилось рекой. «Более шести тысяч находящихся в Исландии американских солдат выпили почти весь запас пива в столице этой страны», – констатировала корреспондент журнала Newsweek Дженис Уильямс. Местные пивоварни были вынуждены срочно отправить дополнительные бочки с пивом в питейные заведения. Особой популярностью пользовались местные сорта пенного напитка. Среди них лидировало пиво марки Gull, которого хронически не хватало в барах.

Увы, праздник продолжался недолго. Труба звала в поход в норвежские фьорды. У морпехов с Gunston Hall теплилась надежда, что их отправят домой вместе с поврежденным ДКД. Но командование оказалось непреклонным. Морских пехотинцев перебросили в Норвегию на других кораблях и военно-транспортных самолетах С-130.

«ШВЕЙЦАРСКИЙ НОЖ» И ПРИЗРАК 2-го ФЛОТА

Сценарий учений Trident Juncture 2018 предусматривал два этапа. На первом – «северные», то есть коварные агрессоры, под которыми подразумеваются российские Вооруженные Силы, вторгаются в Норвегию и с моря высаживают десант. Роль «пауков» играли норвежская, канадская и шведская бригады, а также части морской пехоты США с амфибийной боевой группой. Им противодействовали силы «южных» – немецко-голландский корпус, итальянская и британская бригады. На втором этапе инициатива перешла на сторону «южных», к которым присоединился ряд воинских частей «северных». В итоге «южные» одержали победу и изгнали оккупантов. Естественно, «боевые действия» поддерживались авиацией.

Морские пехотинцы садятся в конвертопланы MV-22B Osprey на борту УДК Iwo Jima.

Особенно широкий размах натовские сражения приобрели на море. Они распространились от Датских проливов и берегов Шотландии до Вест-Фьорда на севере Норвегии. С кораблей высаживались десанты, велся огонь и наносились авиаудары по противнику, отрабатывались действия по противовоздушной обороне соединений на переходе морем. Особое внимание уделялось противолодочной и противоминной обороне.

Такой акцент на военно-морскую деятельность не случаен. Вот что заявил норвежскому ресурсу AldriMer.no, специализирующемуся на вопросах обороны, доктор Себастьян Брунс из Центра военно-морской стратегии и безопасности при Кильском университете: «НАТО – по умолчанию военно-морская организация, это следует из самого названия Североатлантического альянса. Долгие годы внимание НАТО было сосредоточено сперва на Афганистане и конфликтах на Ближнем Востоке, а затем на противодействии России на восточной периферии. Между тем ключевую роль с точки зрения учений, дипломатии и интеграции играет именно военно-морское сотрудничество. ВМС для международных отношений – своего рода швейцарский армейский нож, универсальный инструмент. НАТО правильно сделало, что напомнило об этом своим членам. Россия ни в коей мере не угрожает отнять у НАТО положение ведущей морской силы. Однако для альянса настало время снова сделать упор на военно-морской флот». По его мнению, «Россия пытается вдохнуть в свой Военно-морской флот новую жизнь, особенно эффективны ее подводные лодки – с ними НАТО поневоле приходится считаться».

Конвертопланы MV-22B Osprey с десантом летят к берегу.

По словам Себастьяна Брунса, учения «Единый трезубец» позволят активизировать процесс воссоздания 2-го флота ВМС США (подробнее о нем см. журнал «Национальная оборона» №6/2018). Напомним, что это объединение призвано действовать в Северной Атлантике, преимущественно в тех акваториях, где разворачивались «баталии» Trident Juncture 2018. Фактически оно должно включать не только корабли ВМС США, но и других государств НАТО под американским командованием. Нечто похожее можно было наблюдать на маневрах «Единый трезубец».

Ну и, конечно, здесь нельзя обойтись без «российской угрозы». «Действия России служат постоянным напоминанием Западу, что предстоит заново изучать политические возможности военно-морских сил, – утверждает Себастьян Брунс. – Определенно, Россия – главный виновник восстановления 2-го флота. Россия осознала, что в состоянии бросить вызов НАТО на море даже при том, что мощь ее флота и близко не сравнится с советским».

Между тем маневрами «Единый трезубец» антироссийские военные провокации в период осеннего обострения в НАТО не ограничились. Когда учения Trident Juncture 2018 достигли своего апогея, 5 ноября к берегам Крыма приблизился самолет электронной разведки ВМС США EP-3E Aries II. Российские дежурные средства контроля воздушного пространства своевременно обнаружили неопознанную цель над нейтральными водами Черного моря, движущуюся в сторону территории Российской Федерации. Поднятый в воздух истребитель Су-27 приблизился на безопасное расстояние к американскому самолету, идентифицировал его и сопровождал, не допуская нарушения российских границ.

Плавающая бронетехника, вышедшая из док-камеры ДТКД New York, устремляется к берегу.

Сразу после того как EP-3E изменил курс и удалился, Су-27 вернулся на аэродром базирования. Однако командование ВМС США заявило, что российский Су-27 якобы «небезопасно перехватил» американский самолет-разведчик над Черным морем. Мол, истребитель пролетел на высокой скорости в непосредственной близости от EP-3E, что «поставило под угрозу жизнь американских пилотов».

Похоже, командование ВМС США запамятовало, какими бывают «небезопасные перехваты». Поэтому напомним. 1 апреля 2001 г. в воздушном пространстве к югу от китайского острова Хайнань произошел серьезный инцидент. Самолет-разведчик ВМС США EP-3E Aries II был встречен двумя истребителями ВВС НОАК, которые пытались принудить его к посадке. Пилот разведчика развернул самолет и попытался уйти от преследования. При совершении этого маневра он задел китайский истребитель, который упал в море. Его летчик погиб. Поврежденному EP-3E пришлось все-таки сесть на один из военных аэродромов Хайнаня. 24 члена экипажа Aries II оказались в плену. После долгих переговоров их вернули на родину. Позже американским властям был возвращен и самолет-разведчик, правда, с почти полностью выпотрошенной секретной электронной начинкой. Вот что такое «небезопасный перехват»!

А незадолго до начала маневров Trident Juncture 2018 к берегам Калининградской области подошел корабль-разведчик шведских ВМС Orion, напичканный электронными средствами наблюдения. Его, как и американский самолет EP-3E, очевидно, интересовала обстановка в районе российской военно-морской базы.

Американский эсминец Farragut готовится принимать топливо с Harry S. Truman, укрывшись от волн за высоким бортом авианосца.

Разведывательными вылазками «партнеры» России не ограничились. 31 октября – 8 ноября на севере Японии и в прилегающих водах вооруженные силы США и Японии провели крупномасштабные учения Keen Sword («Острый меч»). К ним были привлечены 57000 моряков, морских пехотинцев и пилотов США и Страны восходящего солнца. В маневрах были задействованы 25 кораблей и 260 самолетов, в том числе флагман 7-го флота США атомный авианосец Ronald Reagan. А 7 ноября, то есть в день завершения Trident Juncture 2018, в Польше стартовали маневры Североатлантического блока Anakonda 2018. В них задействованы около 100000 военнослужащих Североатлантического альянса, 45 кораблей и 150 самолетов и вертолетов. Как Москве все это понимать и как на это реагировать?

ГРЯЗНАЯ РАБОТА

Высокие широты – весьма суровые, и, несмотря на бравурные отчеты североатлантических отцов-командиров, учения проходили отнюдь не гладко. Мы уже упоминали о повреждении ДКД Gunston Hall. Были и другие неприятные инциденты, связанные с поломкой техники в штормовых условиях.

Короткий привал норвежских и американских пехотинцев.

Танк M1A1 Abrams 2-го батальона 2-й дивизии морской пехоты США карабкается по склону горы.

Командующий американской ударной авианосной группой контр-адмирал Джин Блэк признал, что в штормовом море возникали проблемы даже у крейсеров и эсминцев, сопровождавших Harry S. Truman. Особенно трудными оказались операции по заправке кораблей с танкеров. Поэтому чаще приходилось перекачивать топливо на корабли эскорта прямо с авианосца, закрывавшего своим корпусом собственную «стражу» от высоких волн. В конце концов американцы не выдержали. Когда поступил прогноз о дальнейшем ухудшении погоды, авианосная ударная группа под звездно-полосатыми флагами на сутки раньше плановых сроков покинула район учений и ушла на юг.

26 октября в 5.30 утра в носовом машинном отделении канадского фрегата Halifax, находившегося у берегов Норвегии, загорелась газовая турбина правого борта. С огнем удалось справиться. К счастью, обошлось без жертв. Корабль продолжил участие в маневрах на одной турбине, что, разумеется, не могло не сказаться на его ходовых возможностях.

Самолет-разведчик ВМС США EP-3E Aries II 5 ноября этого года приблизился к берегам Крыма.

Другой более серьезный инцидент через три дня случился с еще одним канадским фрегатом Toronto. Когда корабль находился в Гебридском море у берегов Соединенного Королевства и готовился к отражению «ракетной атаки», у него вышла из строя система энергообеспечения. Экипажу отчасти удалось устранить причину аварии, и фрегат отправился в Белфаст для ремонта. Там 30 октября в носовом машинном отделении правого борта так же, как и на Halifax, случился пожар. После того как его ликвидировали, командование Королевского канадского флота отозвало фрегат Toronto с учений на ремонт в Галифакс.

Из-за холодов и при преодолении сильно пересеченной местности случались многочисленные поломки техники и на суше. Но надо отдать должное натовским умельцам. Они смогли наладить производство некоторых запчастей с помощью 3D-принтеров прямо на месте и тем самым отчасти решили проблему.

Разведывательный корабль Orion ВМС Швеции неподалеку от Балтийска.

В результате ДТП в норвежской губернии Тренделаг семь американских армейских автомобилей столкнулись и съехали с дороги в кювет. Четверо заокеанских бойцов получили травмы. Двоих из них пришлось эвакуировать в госпиталь на вертолете. Аналогичный случай произошел и со шведскими военнослужащими, когда три бронеавтомобиля соскользнули с дороги и при этом зацепили легковую автомашину. Пострадали три человека, одного из которых отправили в госпиталь на вертолете.

Далеко не благополучно сложились отношения у участников маневров с местным населением. Как сообщила Норвежская телевещательная корпорация (NRK), норвежские Вооруженные Силы получили более 400 жалоб от фермеров, по чьим землям прошла натовская техника. Жалобы касались и неэтичного поведения чужестранного воинства. Особенно норвежцев возмутили американские и шведские солдаты, которые не стесняясь справляли нужду у школ, детских садов и спортивных площадок. «Это отвратительно! – возмущается майор Марианне Бе, ответственная за ликвидацию ущерба и защиту окружающей среды во время учений. – Речь идет об элементарном приличии. Солдаты справляли нужду где попало, а нам приходится убирать. Это грязная работа в самом прямом смысле слова».

Норвежский фрегат Helge Ingstad после столкновения с танкером Sola TS.

Но самым неприятным сюрпризом для норвежцев оказалась гибель их новейшего фрегата Helge Ingstad (F313) при возвращении с учений Trident Juncture 2018 и попавшего под таранный удар танкера Sola TS. Но это тема уже другого разговора.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS