|
В Старом городе Иерусалима расположены святые места иудеев, христиан и мусульман – не зря резолюцией ООН 181/11 Иерусалим с окрестностями был выделен в интернациональную зону. |
Вот уже семь десятилетий в обширном регионе нашей планеты существует очаг, который, подобно некогда разожженному и брошенному костру, то под воздействием неких сил природы разгорается, то переходит в тлеющее состояние. При этом искры, им постоянно порождаемые, порой разлетаются достаточно далеко и тревожат другие части света. |
Речь идет о Ближнем Востоке. Противостояние Израиля и арабских стран привело к целому ряду вооруженных конфликтов, в которые в той или иной мере были вовлечены другие государства.
Османскую империю некогда называли «Больным человеком Европы». Сегодня от хронической тяжелой болезни страдает ее бывшая часть – Ближний Восток.
Поиском путей решения проблемы этого региона были заняты несколько поколений политиков, политологов, дипломатов, военных, журналистов и так называемое международное сообщество. Однако укрепившаяся взаимная неприязнь и подозрительность, подогреваемая экстремистами с обеих сторон, не оставляют шансов достигнуть ее взаимоприемлемого урегулирования. Да и вовлеченность (прямая или косвенная) в это противостояние внешних сил, преследующих свои собственные интересы, отнюдь не способствует урегулированию.
В центре многолетнего арабо-израильского противостояния находится палестинский вопрос, то есть проблема существования и сосуществования еврейского и арабского государств на территории Палестины. Для обоих народов палестинская земля имеет не только геополитическую, но и религиозную ценность, так как на ней располагаются важнейшие святыни иудеев и мусульман. Как евреи, так и арабы обладают историческими правами на Палестину. Существовавшее там с 1250 г. до н.э. еврейское государство, первоначально единое, впоследствии распалось на Иудею и Израиль. Евреи были изгнаны римлянами из Палестины во II в. до н.э., после чего арабы, исторически соседствовавшие с евреями, остались на этой территории крупнейшим этносом. После распада Римской империи Палестина последовательно была частью Византии, государства крестоносцев (XI-XII вв.), Арабского халифата (с VII в.), Османской империи (XVI-ХХ вв.).
На территории Палестины оставались только немногочисленные еврейские общины, в то время как за ее пределами образовалась обширная еврейская диаспора, среди представителей которой в конце XIX века получила распространение идея возвращения на родину предков – Эрец Исраэль.
Нерешенность палестинской проблемы впервые проявилась в 1947 г., когда Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181/11, в соответствии с которой на территории Палестины должны были возникнуть два государства – арабское и еврейское. Вскоре на карте мира появился Израиль, а арабское государство Палестина по существу не образовано по сей день.
Однако начало полной драматизма истории ближневосточного конфликта было заложено гораздо раньше.
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Трудно сказать, когда в среде разбросанной по миру еврейской диаспоры впервые возникла мысль о возвращении на «историческую родину». Но можно точно сказать, когда и кто предпринял удачную попытку объединить евреев под лозунгом возвращения в Палестину.
Вопрос о создании еврейского государства на Ближнем Востоке впервые был поставлен на Первом сионистском конгрессе, который состоялся 29-31 августа 1897 г. По первоначальному плану он должен был собраться в Мюнхене. Однако ввиду противодействия руководства местной еврейской общины решено было перенести конгресс в швейцарский Базель.
Организовал его Теодор Герцль, доктор юриспруденции, журналист и писатель, опубликовавший годом ранее брошюру «Еврейское государство». Теодор Герцль был горячим сторонником идеи возвращения евреев на «Землю обетованную».
Как отмечает российский ученый-востоковед Александр Локшин в статье, посвященной 120-летию Первого сионистского конгресса, евреи в Европе в это время стали чувствовать себя весьма некомфортно. Так, выступивший на конгрессе писатель и философ из Германии Макс Нордау в своем докладе нарисовал общую картину положения евреев в мире. Он заметил, что эмансипация, на которую так уповали еврейские деятели, не решила еврейскую проблему. «Народы мира продолжают говорить еврею, что он якобы лишен представления о морали, чести и патриотизме. На евреев взваливают вину за всевозможные преступления и грехи, дабы оправдать свою ненависть к ним». Положение эмансипированного еврея в Западной Европе характеризовалось тем, что он «от своих соплеменников отдалился, а его попытки приобщиться к согражданам-неевреям отвергнуты ими».
Не лучше была ситуация и в России, по южным регионам которой в начале 1880-х гг. прокатились еврейские погромы. Еврейская интеллигенция была поражена тем, что российское общественное мнение не защищало жертв погромов. После погромов евреи решили, что им необходимо обзавестись собственной отчизной и ею могла бы стать Палестина.
Теодор Герцль. |
Да и сам Теодор Герцль испытал на себе последствия двойственного отношения к евреям в Европе. Он родился в Австро-Венгрии в ассимилированной еврейской семье, однако не смог занять должность судьи у себя на родине из-за своего происхождения. И вынужден был переехать в Швейцарию.
Созвать первый за многотысячелетнюю историю народа съезд евреев из самых разных стран оказалось делом непростым. Идею Герцля поддержала еврейская община Базеля. Встал вопрос с помещением. В итоге Первый еврейский конгресс прошел в местном казино. Расходы взял на себя Герцль.
Всего в конгрессе участвовало 70 делегатов, причем 44 из них приехали из России.
Кроме них присутствовало немало корреспондентов и гостей. Один из участников вспоминал: «На конгрессе собралось несколько десятков человек, никто их сюда не посылал, так как еще не было сионистских организаций. Эти люди, половина из которых составляли студенты, собрались в базельском казино и основали сионистскую организацию». Герцль в своем выступлении высоко оценил деятельность первых поселенцев, которые «утвердительно решили спорный вопрос о пригодности евреев к земледелию». Но колонизация еще не есть решение еврейского вопроса. Поскольку это проблема интернациональная, необходимо ее решать на международном уровне. Конгресс утвердил основные цели сионистского движения, известные как Базельская программа. Свою главную задачу участники конгресса видели в «создании обеспеченного публичным правом убежища для еврейского народа в Палестине». Названы и средства для достижения этой цели: колонизация Палестины еврейскими земледельцами, ремесленниками и промышленниками и укрепление самосознания еврейского народа.
Текст декларации Бальфура. |
На конгрессе был утвержден национальный символ еврейского народа – бело-голубой флаг с Маген-Давидом (шестиконечной звездой), ставший впоследствии флагом Государства Израиль, основана Всемирная сионистская организация, президентом которой избрали Герцля. Позднее для руководства деятельностью организации был образован Исполнительный комитет.
Поскольку Герцль считал еврейскую проблему международной политической проблемой, он придал Сионистскому конгрессу форму еврейского парламента, соответственно его пост как президента Сионистской организации воспринимался как аналогичный главе государства.
Герцль считал, что еврейская проблема будет решена только масштабной еврейской эмиграцией и освоением Палестины. Этого можно достичь при поддержке великих держав. Только в этом случае и будет гарантировано решение еврейского вопроса на международном уровне особым документом – хартией.
Герцля воспринимали представителем еврейского народа монархи, премьер-министры, Римский папа Лев XIII, с которыми он встречался. Всем им Герцль заявлял: вернувшийся в Палестину еврейский народ, опираясь на поддержку той или иной великой страны, станет проводником ее политики на Святой земле. Не сумев получить аудиенцию у российского императора Николая II, Герцль в 1903 г. встречался в Петербурге с министром внутренних дел Плеве и председателем Комитета министров Витте. С ними он договорился о поддержке сионистского проекта и получил обещание, что Россия окажет давление на Османскую империю, чтобы она не противодействовала поселению в Палестине российских евреев.
После закрытия Первого сионистского конгресса Герцль записал в дневнике: «В Базеле я основал еврейское государство. Через пять и, уж во всяком случае, через пятьдесят лет это признают все».
Так уж случилось, что создание Государства Израиль было провозглашено 14 мая 1948 г. в Тель-Авиве, то есть спустя чуть более полувека после завершения Первого сионистского конгресса.
А ЧТО ПОТОМ?
Так почему же арабское государство в Палестине так и не было создано?
Попробуем поискать ответ на этот вопрос в политической истории Ближнего Востока и событиях вокруг него за последнее полтора столетия.
Евреи из диаспоры потянулись в Палестину еще до официального оформления Сионистской организации на Первом конгрессе. По данным из израильских источников, за время до принятия резолюции ООН 181/11 насчитывалось пять потоков еврейских переселенцев (алия) в Палестину.
Де-факто эмиграция началась в 1872 г., когда близ города Яффы на деньги парижского банкира барона Эдмона Ротшильда выходцы из России основали первую еврейскую сельскохозяйственную колонию.
Ключевым же тезисом программы сионистского движения было возвращение на «землю обетованную» и создание там независимого еврейского государства. Предполагалось, что первым этапом реализации данной программы должно явиться создание еврейского «национального очага», то есть достаточно многочисленной общины, которая постепенно превратится в самостоятельный территориальный локализованный этнос. После завершения его формирования будет решен вопрос о государственности.
Турецкие власти видели в новых переселенцах потенциальную угрозу. В июне 1882 г. был издан закон, запрещавший поселение в стране евреев-выходцев из Восточной Европы. Попытки оказать давление на турецкое правительство по дипломатическим и другим каналам не увенчались успехом. Создание постоянных поселений, приобретение земли, строительство новых зданий и т.п. осуществлялось лишь с помощью взяток или юридических уловок.
Меры, предпринимавшиеся турецким правительством, не прекратили миграцию, но затруднили ее. В 1904 г. началась новая волна репатриации (вторая алия), которая питалась одновременно идеями национального возрождения и социальной справедливости.
Британские войска вошли в Иерусалим 11 декабря 1917 г. При этом Англия вела двойную игру, обещая территорию Палестины и евреям, и арабам. |
Большинство представителей второй алии были выходцами из Восточной Европы, очевидцами погромов 1903-1905 гг. в России, и многие из них были участниками еврейской самообороны. В их мировоззрении социалистические идеи, широко распространенные в то время в России, слились с идеями сионизма. Они рассматривали труд как главное средство возрождения родины и стремились к созданию в Палестине свободного общества равноправных тружеников. Использование еврейскими поселенцами дешевого труда арабских рабочих противоречило одной из главных целей, провозглашенных сионистским движением, – переходу евреев к производительному труду, и таило в себе угрозу политическому положению и безопасности еврейского населения Палестины.
С этой задачей была тесно связана другая – защита жизни и имущества еврейских поселенцев от нападения грабителей собственными силами, а не при помощи наемников из числа местных арабов и черкесов. Созданная в 1909 г. для охраны поселений организация Ха-Шомер фактически стала зародышем вооруженных сил еврейского государства.
Особое значение имело также создание первого коллективного поселения Дгания (1909 г.) – опыт передачи всей ответственности за сельскохозяйственное производство в руки рабочих-поселенцев, послуживший прообразом будущих коллективных сельскохозяйственных поселений (киббуцов и мошавов).
За годы первой и второй алии еврейское население Палестины значительно увеличилось. Если в 1882 г. оно составляло 24 тыс. человек и целиком сосредоточивалось в городах, то в 1914 г. оно достигло 85 тыс. при 700-тысячном населении региона. В 1909 г. близ Яффы был основан квартал Ахуззат-Баит, который быстро развивался и превратился в первый в мире всецело еврейский город Тель-Авив.
Первая мировая война обострила соперничество великих держав за господство на Ближнем Востоке.
Сложный договорной процесс между Германией, Россией, Турцией, Англией и Францией вокруг строительства Багдадской железной дороги, завершившийся буквально накануне войны в июне 1914 г., фактически свидетельствовал о разделе азиатской части Османской империи на сферы экономических интересов великих держав и превратил Палестину в предмет соперничества Англии и Франции. Свои требования две крупнейшие колониальные державы сформулировали уже в первые месяцы войны.
Притязания на территорию Палестины выражали и руководители поддержанного англичанами арабского восстания против турецкой власти.
В 1916 г. между Великобританией и Францией было заключено соглашение о разделе азиатских владений Османской империи, так называемое соглашение Сайкс-Пико. По этому соглашению все части Палестины, в которых находились святые места, между городом Хевроном (Аль-Халиль) и Тивериадским озером и между Средиземным морем и рекой Иордан, должны были перейти под совместное англо-франко-русское управление, обеспечивающее интересы этих держав и права всех религий.
Заиорданье (Трансиордания) и пустыня Негев должны были войти в состав арабского государства под британским протекторатом.
В Сирии планировалось образовать арабское государство под французским протекторатом.
Строительство еврейского «национального очага». |
Чтобы в условиях такого совместного управления создать противовес влиянию Франции – традиционной покровительницы католиков и России – покровительницы православных, британское правительство в 1916 г. рекомендовало союзникам разрешить сионистскую поселенческую деятельность в Палестине (под покровительством Англии).
Когда в апреле 1917 г. представители британского правительства начали переговоры с лидером пробританской группировки в сионистском движении Хаимом Вейцманом, то достаточно быстро удалось договориться о создании еврейского «национального очага», но дальше британские правящие круги не пошли, и вопрос о еврейском государстве оставался открытым. Более того, как писал в своих мемуарах премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж, считалось, что для создания крупного «национального очага» в Палестине нет ни природных, ни социальных условий. Принципиально иную позицию заняли США – президент Вудро Вильсон не только одобрил идею создания «национального очага», но сразу же подчеркнул, что рассматривает его как «фундамент еврейского государства».
Результатом соглашения между Великобританией и сионистским движением явилось опубликование 2 ноября 1917 г. так называемой декларации Бальфура, которая представляла собой письмо министра иностранных дел Великобритании Артура Джеймса Бальфура барону Уолтеру Ротшильду, представителю британской еврейской общины. Содержание письма сводилось к тому, что Великобритания гарантировала создание еврейского «национального очага» в Палестине. Однако британцы в свойственной им манере вели двойную игру – в переписке 1915-1916 гг. между английским Верховным комиссаром в Египте сэром Генри Мак-Магоном и эмиром Мекки шерифом Хусейном, где поднимался вопрос будущего Палестины, англичане обещали предоставить эту территорию арабам.
11 декабря 1917 г. в Иерусалим вошли британские войска. Он официально стал центром британской гражданской администрации, сменившей военную администрацию Палестины. 24 июля 1922 г. на международной конференции в Сан-Ремо Великобритания получает мандат Лиги Наций на управление Палестиной. Согласно мандату Великобритания обязалась способствовать иммиграции евреев и создать такие политические, административные и хозяйственные условия, которые обеспечили бы создание еврейского национального дома в Палестине. Британские гражданские власти создали в Иерусалиме административные и судебные учреждения, в 1924 г. был впервые избран городской совет, в состав которого вошли по четыре представителя от каждой из трех религиозных общин.
Тем временем еврейские организации занимались покупкой земель в Палестине. Крупные землевладения принадлежали не только палестинским кланам, но и феодалам Сирии и Ливана, которые охотно продавали участки представителям сионистских организаций – евреи платили хорошие деньги за палестинскую землю. Для арабских землевладельцев продавать эти земли евреям также было выгоднее, чем отдавать их в аренду своим соплеменникам. Свыше трети этих земель было продано евреям еще до опубликования декларации Бальфура.
Считаю уместным привести здесь некоторые личные наблюдения. Проезжая по шоссе от Тель-Авива до Иерусалима, я с удивлением и восхищением наблюдал сплошные зеленые поля, расстилающиеся с левой стороны от дороги. Невольно напрашивалось сравнения с тем, что я неоднократно видел в Заиорданье – от порта Акаба до иорданской столицы Аммана, где сотни километров вдоль шоссе тянутся бесконечные пустынные пейзажи. «Сколько же трудов и средств было потрачено, чтобы превратить пустыню в сельскохозяйственные угодья», – думалось мне. Действительно, евреи стали умелыми земледельцами.
Тель-Авив стал первым в мире всецело еврейским городом. |
При этом следует обратить внимание на подход сионистов к коренному населению Палестины – арабам. Вопрос взаимоотношений с ними неоднократно поднимался лидерами сионистского движения. Сионисты игнорировали наличие арабского населения, выдвигая лозунг «землю без народа – народу без земли». С самого начала сионисты отстаивали создание в Палестине именно еврейского национального государства, идея арабо-еврейской солидарности была чужда большинству переселенцев. Евреи-сионисты являлись носителями европейской культуры и считали себя оплотом цивилизованного прогрессивного Запада на отсталом варварском Востоке. Арабские крестьяне были для них примитивными дикарями, помехой на пути национальной еврейской государственности. Так, сионизм оказался одновременно и национально-освободительной идеей и колонизаторским проектом.
В 1919-1923 гг. на территорию Палестины прибыла новая группа переселенцев (третья алия) – около 35 тыс. человек из Восточной Европы (России, Польши, Литвы, Румынии и др.) и около 800 человек из Западной и Центральной Европы (Германии, Австрии, Чехословакии, Венгрии и др.). Еврейское население не только выросло количественно, но и претерпело серьезные качественные изменения. Четвертая и пятая волны переселенцев прошли в 1924-1928 гг. и 1929-1939 гг.
Особенно возросло число приезжающих в Палестину евреев после прихода в Германии к власти Гитлера в 1933 г. В 1933-1936 гг. в страну легальным путем прибыло 164267 человек, еще тысячи прибыли нелегально. К весне 1936 г. численность еврейского населения Палестины приблизилась к 400 тыс. (около 30% всего населения страны).
Переселение на историческую родину в слабо обжитую местность со скверным климатом и агрессивным окружением могло прельстить лишь две категории потенциальных иммигрантов: немногочисленных фанатичных приверженцев иудаизма и сионизма и, главным образом, неустроенных обитателей городов Европы, надеявшихся начать в Палестине новую жизнь. По мере возрастания их численности реакция арабов на незваных соседей становилась все острее. Однако, как мы отмечали ранее, иммигранты уже второй алии, приехавшие в основном из Российской империи, были отнюдь не столь беззащитны, как их предшественники. Многие из них прошли школу революционной борьбы и отрядов еврейской самообороны против черносотенных погромов, не менее опасных, чем арабская враждебность. Палестину они воспринимали как свою новую родину, где им предстояло обеспечить безопасность жизни и для себя, и для своих далеких потомков.
Между тем усиление сионистской активности в Палестине после провозглашения декларации Бальфура и английской оккупации не просто беспокоило палестинских арабов, но становилось одним из главных консолидирующих факторов национального движения. Сбывались предсказания наиболее прозорливых сионистских лидеров о том, что рано или поздно столкновение евреев с арабами неизбежно. Но в 1918-1919 гг. сионисты и англичане, устраивая еврейский «национальный очаг», еще полагали, что арабов можно не принимать в расчет.
В конце 1938 г. в британской политике произошли серьезные изменения. Мюнхенское соглашение между Великобританией, Францией, Италией и нацистской Германией, подписанное 30 сентября, явилось кульминацией политики «умиротворения» агрессора. Британское правительство, опасаясь присоединения арабов к врагам Англии в случае мировой войны, попыталось «умиротворить» и арабский мир. 9 ноября 1938 г. Лондон объявил об отказе от плана раздела Палестины и пригласил еврейских и арабских лидеров, включая представителей арабских государств, на конференцию за круглым столом. Из-за отказа арабов встретиться с евреями англичане в феврале-марте 1939 г. вели переговоры с арабами и евреями в отдельности. Эти переговоры ни к чему не привели.
Коренные палестинские евреи и переселенцы очень высоко ценили вклад Сталина в создание государства Израиль. |
17 мая 1939 г. была опубликована Белая книга министра колоний Великобритании Малькольма Макдональда, предлагавшая серьезные уступки требованиям арабов. Въезд евреев в Палестину в течение пяти лет не должен был превышать 10 тыс. человек в год, еврейским беженцам из Европы было обещано 25 тыс. дополнительных иммиграционных сертификатов, в результате чего численность евреев должна была бы достигнуть 1/3 всего населения страны. Дальнейший въезд евреев в страну допускался бы только с согласия арабов.
Еврейское население активизировало деятельность по созданию новых поселений. Руководители еврейской общины, в частности, Давид Бен-Гурион, решили перейти к наступательной тактике борьбы за ликвидацию британского мандата на Палестину. С конца 1944 г. они развернули широкую кампанию гражданского неповиновения, не брезгуя и терактами против британцев.
Одновременно на Лондон стали оказывать давление международные сионистские организации, а также США, стремившиеся усилить на Ближнем Востоке собственное влияние.
13 августа 1945 г. Всемирный сионистский конгресс (ВСК) выдвинул лозунг переселения в Палестину 1 млн. евреев, а 31 августа 1945 г. президент США Гарри Трумэн под давлением мощных американских еврейских организаций и Конгресса предложил британскому кабинету разрешить эмиграцию в Палестину 100 тыс. евреев из Европы. По данным ВСК, именно столько евреев, пострадавших от нацизма, стремилось уехать в Палестину. Предвидя политический взрыв в арабских странах, Лондон отклонил этот план. В октябре представители Египта, Ливана, Сирии и Ирака выступили с заявлением в адрес США, указав, что попытки превратить Палестину в еврейское государство приведут к войне на Ближнем Востоке.
Отель «Царь Давид» в 1939 г. и после подрыва сионистскими террористами в июле 1946 г., в результате которого погибло около 100 граждан Великобритании. |
Теракты еврейских боевиков против британских военнослужащих в Палестине продолжались. В июле 1946 г. сионистские террористы взорвали штаб британской военной администрации в Иерусалиме в отеле «Царь Давид», в результате погибло около 100 граждан Великобритании.
|
Экономически завися от США, Британия не желала ссориться с сионистами. Но она не хотела и осложнять отношения с арабами. Лондон решил снять с себя ответственность за происходящее и 14 февраля 1947 г. заявил о намерении отказаться от мандата на Палестину. В апреле британское правительство передало палестинский вопрос на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН, хотя и с оговоркой, что будет рассматривать любое ее решение лишь как рекомендательное.
Был назначен специальный комитет ООН по Палестине, который пришел к единодушному решению о необходимости прекращения действия британского мандата.
Большинство членов комитета высказалось за раздел Палестины на два независимых государства – еврейского и арабского – и особую интернациональную зону, включающую Иерусалим с окрестностями. Оба государства должны были образовать экономический союз.
Меньшинство высказалось за создание федеративного двунационального государства.
Британское правительство отказалось сотрудничать в осуществлении плана раздела и заявило о намерении вывести из Палестины свои вооруженные силы и гражданский персонал к 15 мая 1948 г. Евреи, число которых к концу 1947 г. составило 630 тыс. человек, то есть около 1/3 всего ее населения, горячо приветствовали известие о предстоящем уходе англичан.
В мае 1947 г. палестинский вопрос рассматривался на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Советский представитель Андрей Громыко выразил от имени своего правительства поддержку стремлению евреев к созданию собственного государства в Палестине.
По мнению журналиста Леонида Млечина, еврейское государство не появилось бы на карте мира, если бы не Сталин.
В вопросе создания государства Израиль пересеклись интересы политического руководства СССР и лидеров сионизма. Сталин полагал, что создание еврейского государства с участием евреев-выходцев из СССР будет способствовать усилению роли Советского Союза в ближневосточных делах и вытеснению из региона Британии. В свое время евреи активно способствовали торжеству в России идей большевизма, и теперь Сталин ожидал от палестинской общины «русских выходцев» лояльности. Это сыграло свою решающую роль в появлении на политической карте нового государства.
Бронеавтомобили организации «Хагана», 1938 г. В середине 1930 гг. разрозненные отряды самообороны превратились в военизированные формирования с единым командованием. |
Несмотря на то что американское общественное мнение было на стороне евреев, лишь немногие из сионистов полагались на Рузвельта. И то, что Рузвельт обещал королю Саудовской Аравии Ибн Сауду держать нейтралитет в пользу арабов в Палестине, не было для них сюрпризом. Как признавали ведущие сионистские лидеры, если бы Рузвельт был жив, вряд ли возникло бы государство Израиль.
Значимость личного участия Иосифа Сталина в создании Израиля была оценена коренными палестинскими евреями и переселенцами, о чем свидетельствует тот факт, что многие израильтяне вешали у себя в домах на стене портреты «вождя народов», а в отдельных домах они висят и по настоящее время. Ни в одной стране культ личности Сталина не держался так долго, за исключением, может быть, только Албании. Известно, что Ицхак Саде, в 1945-1947 гг. начальник Генштаба «Хаганы», на базе которой после провозглашения Государства Израиль в 1948 г. была создана регулярная армия, держал портрет Сталина в своей полевой палатке. По мнению известного журналиста и публициста Шломо Громана, в 1947 г. Сталин обеспечил в ООН серьезную поддержку созданию независимого Государства Израиль. Несмотря на идеологические разногласия и возникшие в последующем до крайности накаленные отношения между Израилем и Советским Союзом, к чести государственных деятелей Израиля, это не помешало им в своих воспоминаниях высоко оценить поддержку СССР.
Хотелось бы добавить некоторые личные замечания в связи с советской позицией относительно образования Израиля. Арабские собеседники в прежние годы в беседах с советскими журналистами и дипломатами нередко упрекали нас, что именно Советский Союз способствовал созданию еврейского государства в Палестине. Хорошо запомнилось, как один мой старший коллега на такие упреки обычно отвечал следующим образом: «А что собой представляли арабские страны в конце 1940-х годов? Полуколонии или же целиком зависимые от колониальных государств реакционные монархии. А Израиль вполне мог стать независимым социалистическим государством. И мы не могли не поддерживать его создания, то есть появления единственного нашего союзника на Ближнем Востоке».
Тренировка бойцов «Хаганы», ставшей базой для формирования ВС Израиля. |
29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся приняла решение о разделе Палестины. Согласно резолюции в Палестине предполагалось создать еврейское государство площадью 14,1 тысяч кв. км. (56% территории) с населением 509780 арабов, включая кочевавшие здесь бедуинские племена, и 499020 евреев. И арабское государство площадью 11,1 тысяч кв. км. (43% территории Палестины) с населением 749000 арабов и 9520 евреев. А также интернациональную зону – Иерусалим с окрестностями (1% территории) с населением 105540 арабов и 99690 евреев. Резолюция 181/11 предусматривала также экономический и таможенный союз двух будущих государств, общность валют, единство транспортной сети и коммуникаций, совместное пользование ирригационной системой. Провозглашение независимости обоих государств предполагалось осуществить не позже 1 октября 1948 г.
Лидеры арабского населения и арабские государства отвергли решение ООН.
Они указывали, что территориальная пропорция раздела (56% и 43%) не соответствует долям численности арабского и еврейского населения в Палестине. Первое составляло здесь две трети, а второе – одну треть, и еврейские собственники владели лишь 7% земель. Большая часть отдаваемой арабам территории была непригодна для земледелия. В намеченных границах еврейского государства оказывалось 497 тыс. палестинских арабов против 498 тыс. евреев, а в арабском государстве жило бы 807 тыс. неевреев и 10 тыс. евреев (еще 105 тыс. неевреев и 100 тыс. евреев – в Иерусалиме и Вифлееме). Между тем отношения между иудеями и мусульманами к тому моменту дошли уже до крайнего накала, то и дело вспыхивали кровавые стычки.
На начальном этапе своего существования Армия обороны Израиля испытывала значительные проблемы с получением оружия, частично восполняя свои арсеналы самодельными образцами, в частности, минометами. Сегодня боевики в Сирии используют очень похожие конструкции против правительственных сил. |
Арабы продолжали настаивать на создании в Палестине единого арабского государства, обещая дать в нем еврейскому меньшинству полные гражданские права. Однако действия хорошо обученных и вооруженных еврейских боевых дружин в Палестине по размаху и организованности стали приобретать характер настоящих военных операций. Началось массовое бегство арабского населения из Палестины. Не желая ввязываться в надвигавшуюся войну, Великобритания приступила к эвакуации своих войск и 14 мая 1948 г. официально заявила о прекращении своего мандата. На следующий день, 15 мая 1948 г., временное еврейское правительство Палестины во главе с Давидом Бен-Гурионом провозгласило образование Государства Израиль со столицей в Тель-Авиве. Его президентом стал Хаим Вейцман. 17 мая Израиль признали СССР и США.
Арабские государства заявили о своем намерении прибегнуть к силе. И вскоре выполнили это намерение.
(Окончание – в следующем номере).