Набирающий обороты все минувшие два года конфликт внутри политического руководства Польши только что завершился отставкой министра обороны. И хотя полного развала системы управления армией удалось избежать, риск возобновления аппаратной борьбы между Администрацией президента и Министерством обороны остается высоким. Он угрожает процессу модернизации и может привести к параличу взаимодействия Войска польского с союзниками по НАТО. |
Правовые рамки, в которых функционирует высший, гражданский эшелон управления польской армией, создавались в 1990-е гг. как некий «гнилой» компромисс между тогдашними политическими партиями. В результате полномочия по организации и управлению военными не только разделены между президентом, парламентом и правительством, но к тому же соответствующие законы составлены юридически крайне неточным языком, что допускает различные интерпретации и ставит всю систему в слишком большую зависимость от «человеческого фактора». Фактически качество управления Войском польским определяют обусловленный психологическими факторами личности «стиль» того или иного министра и его приватные отношения с Наместническим дворцом (традиционное в народе название места работы президента – с начала XIX века в этом здании находилась штаб-квартира наместника русского царя в Царстве Польском).
В силу естественных ограничений, обусловленных возрастом и состоянием здоровья нынешнего лидера правящей партии Закон и справедливость (PiS) Ярослава Качиньского, который после двойной победы в 2015 г. сосредоточил в своих руках беспрецедентную власть и фактически перевел основные институты государства в режим ручного управления, в настоящий момент внутри польской правящей элиты начинается «борьба бульдогов под ковром», то есть превращение основных постов государства в редуты сражения за наследие. Естественным для политики (хотя неестественным для армии) образом в этой борьбе участвуют столь важные фигуры, как президент Анджей Дуда и потерявший пост министра обороны (но не вес внутри партийного аппарата) Антоний Мацеревич – и тот и другой видят себя в качестве преемника Качиньского. Это уже вылилось в ряд громких скандалов, и обещает и впредь сгущать атмосферу вокруг армии, превращая ее в предмет политических игр. Сторонники Мацеревича уже обвинили в заговоре против него неких «леваков» и спецслужбы и собирают подписи в поддержку экс-министра.
Необходимость квазипартизанских Войск территориальной обороны, инициатором создания которых стал Антоний Мацеревич, у многих в Польше вызывает вопросы. |
Недопонимание между президентским и министерским центрами управления Вооруженными Силами Польши тлело с осени 2016 г., и в силу системных факторов приход нового министра не гарантирует нейтрализации старых проблем. Тогда, во время заседания коллегии Минобороны с участием Верховного главнокомандующего, президент Дуда обратился к высшим военным чинам с просьбой «говорить прямо и честно» об актуальной ситуации в армии, после чего в присутствии министра три генерала критически высказались о происходящем. Это оказалось очень кстати, так как у президента накопились серьезные вопросы к военному ведомству. Они касались реформы управления армией – ликвидации Операционного командования и Генерального командования и возвращения к прежней системе с центральной ролью Генштаба; организации Войск территориальной обороны – нового полуконтрактного квазипартизанского рода ВС, состоящего из «патриотической молодежи» и подчиненного напрямую министру обороны; модернизации Вооруженных Сил, которая, с учетом доведения военного бюджета до натовских 2% ВВП и планов дальнейшего увеличения, означает контроль над огромными денежными потоками; сбоев в закупках вооружений и в первую очередь – скандального срыва контракта на многофункциональные вертолеты Caracal производства Airbus Helicopters, из-за которого президент Франции Эмманюэль Макрон отменил визит в Варшаву, а затем существенно заострил риторику в отношении Польши внутри ЕС, усугубляя политическое положение страны. Немедленно после произошедшего Мацеревич уволил нелояльных офицеров из армии и переслал президенту новые кандидатуры, которые тот визировал с опозданием, после негласных попыток примирения, проведенных то ли тогдашней премьер-министром Беатой Шидло, то ли лично Ярославом Качиньским.
Перетягивание каната полномочий между Администрацией президента и Министерством обороны продолжилось в начале 2017 г., когда по итогам нескольких месяцев игнорирования президент Дуда направил министру Мацеревичу письмо с просьбой объяснить причины массового ухода из армии опытных офицеров (предположительно, по итогам проведенной министром зачистки), а также компрометирующей Польшу перед союзниками по НАТО задержки укомплектования руководящим составом многонациональной дивизии в Эльблонге (город вблизи границы с Калининградской областью, фирменный проект новой стратегии НАТО в регионе и «витрина» решений Варшавского саммита альянса) – назначенный министром начальник штаба полковник Роберт Орловский был арестован из-за обвинений в педофилии и в итоге уволен со своего поста.
Конфликт перерос в публичную фазу в июне 2017 г., когда подчиненная министру обороны Служба военной контрразведки лишила сертификата доступа к секретной информации (по закону наличие сертификата – необходимая мера для работы с документами государственного значения) ближайшего советника президента, директора департамента надзора над Вооруженными Силами Бюро национальной безопасности (аналог ФСБ РФ) бригадного генерала Ярослава Крашевского, фактически отстранив его от работы. При этом на протяжении года военная контрразведка дважды проводила в отношении генерала проверку, но вдруг возникли «новые обстоятельства», к тому же процедуру инициировал тот же офицер, который вел ее и прежде, и сделал он это в субботу, что может означать только прямой приказ с самого верха военного ведомства. Президент был разгневан, упрекнул Мацеревича в нарушении авторитета армии и обратился к премьер-министру с просьбой заставить подчиненного обнародовать все касающиеся Ярослава Крашевского факты, либо окончательно закрыть процедуру. Беата Шидло приняла к сведению мнение главы государства, но не смогла, либо не захотела, принимать меры в отношении министра обороны.
Должность президента в Польше во многом номинальная, но именно Анджей Дуда сегодня является Верховным главнокомандующим Войска польского. |
Борьба достигла невиданного в современной истории Польши накала, когда к 15 августа 2017 г. (День Войска польского) президент отказался подписать указы о присвоении генеральских и адмиральских званий офицерам по представлению министра обороны. А ведь они должны были стать кадровым костяком «новой гвардии» Мацеревича в Министерстве обороны и Генштабе, где за последние два года проводились постоянные структурные трансформации и кадровые рокировки, в результате которых многие генеральские должности до сих пор временно занимают полковники – с момента прихода на пост Мацеревич уволил 36 генералов и ожидал от президента назначения 46 новых.
«Показывая зубы», Анджей Дуда во время праздничного парада произнес гневную речь о том, что «Войско польское не является ничьей частной армией», демонстративно держа генерала Крашевского при себе, в первом ряду, рядом с начальником Генштаба и командующими родами войск (что оскорбительно для министра, так как ранее только что получивший первую генеральскую звезду Крашевский считался мелким клерком, бюрократом в погонах).
Тот же кадровый вакуум был создан в корпусе военных атташе (а это ключевые офицеры, обеспечивающие связь с руководством государств-союзников по НАТО), в том числе в критически важных с точки зрения безопасности Польши союзнических столицах, включая Вашингтон, что вызвало беспрецедентную перепалку в форме публичного обмена нотами между Администрацией президента и Министерством обороны с требованием объяснить причины и принять меры и ответами в духе «все нормально». В другой системе, такой сбой в управлении вызвал бы немедленную отставку министра, но, в силу особенности польской Конституции, президент мог только убеждать Мацеревича изменить свое поведение. Его позиция зависит от удельного веса в правительстве и отношений с премьер-министром, которые в свою очередь зависят от парламентского большинства, контролируемого Ярославом Качиньским. А у Качиньского с Мацеревичем давняя дружба, скрепленная многими годами борьбы, сначала подпольной – в рядах «Солидарности», а затем открытой – за власть в новой Польше. К тому же в период длительного пребывания Качиньского в глубокой оппозиции Мацеревич остался одним из немногих, кто не ушел от председателя PiS, как тогда казалось, проигравшего все.
И пока Ярослав Качиньский не был готов прекратить этот спор (сутью которого является вовсе не контроль над армией, а получение «ярлыка» на правление партией и страной после его ухода на пенсию), Анджей Дуда и Антоний Мацеревич продолжали доказывать друг другу, кто в стране главный «силовик» – сначала тихо, а затем публично, в том числе во время патриотических церемоний. К примеру, 1 сентября в Гданьске, во время торжеств в честь погибших в начале Второй Мировой войны при защите Вестерплатте, представители Минобороны физически отстранили от участия в чтении так называемого «обращения к павшим в бою» представителей ассоциации скаутов, находящейся под патронажем президента.
В то же время в СМИ появились обвинения в адрес нескольких приближенных к министру обороны чинов с четким намеком на их связи с Россией – в Польше это является традиционно эффективным методом пресечения любой политической карьеры. Указывалось, что бывший замминистра обороны (за которого поручился Мацеревич будучи тогда начальником военной контрразведки), а ныне – председатель сотрудничающего с Минобороны фонда «Национальный центр стратегических исследований» занимал руководящие должности в консорциуме «Группа Радиус», который, как считается, контролирует криминальный авторитет Семен Могилевич. А вот автор недавно вышедшей книги «Мацеревич и его тайны» Томаш Пионтек и вовсе утверждает, что министр напрямую связан как с ГРУ, так и с российской мафией.
Очередной виток противостояния между администрацией президента и Министерством обороны произошел 11 ноября 2017 г., когда Анджей Дуда традиционно должен был провести церемонию присвоения высших воинских званий. Мероприятие не только не состоялось, но стало известно, что в контексте планируемой Качиньским смены премьер-министра и переформатирования правительства президент окончательно сформулировал свою позицию: либо Мацеревич уйдет в отставку, либо он не подпишет документы о присвоении генеральских званий.
|
Поскольку ситуация грозила полным параличом управления страной и по сути означала новые выборы, у лидера PiS не было другого выхода, кроме как обуздать национал-консервативное крыло партии и во имя избежания конфликта между ветвями власти пожертвовать скандальным министром обороны. Именно из-за Мацеревича (который, как сообщает источник в администрации Качиньского, до последнего момента не знал о своей отставке) переформатирование правительства растянулось более чем на два месяца – сначала поменяли премьера, потом «технических» министров и только после одобрения парламентом (фракция Мацеревича проголосовала «за») был смещен со своего поста глава Минобороны.
И хотя этот волевой идеалист утратил прямое влияние на процесс управления Войском польским, ничто не гарантирует его наследнику сладкой жизни. В контексте проведенной Мацеревичем за два года кадровой чистки (лояльные ему офицеры и чиновники остаются на своих постах сверху до низу и военного ведомства и армии) лидер оппозиции Гжегож Схетына предостерег об опасности начала гражданской войны, так как, по его мнению, Мацеревич никогда не смирится с потерей влияния и готов использовать все доступные силы и средства для возвращения на позицию «первого после Качиньского».
Возможно, именно в силу необходимости быстрого проведения кадровой «уборки» новым министром обороны стал Мариуш Блащак, который ранее никогда не высказывался на военные темы (что ставит под сомнение его компетентность), зато известен своей верностью Ярославу Качиньскому (что гарантирует лояльность и исполнительность).
Несмотря на все сомнения, решение об отставке скандального министра обороны означает настоящий сдвиг в польской политике, так как Мацеревич уже почти три десятилетия остается «непотопляемым авианосцем» – единственным, который есть у Польши.
И хотя Войско польское по-прежнему остается заложником и жертвой политических игр, кажется, что с помощью многоходовой интриги Верховный главнокомандующий действительно сумел предотвратить его превращение в «частную армию» и создать перспективу возвращения на путь размеренной модернизации. По крайней мере призывов к войне с Россией мы больше не услышим, что в нынешних условиях уже прогресс.
Якуб Войцехович КОРЕЙБА – кандидат политических наук, политолог