Саудовская Аравия и Россия: параметры ВТС
Перед Российской Федерацией стоит задача получить тот сегмент «диверсификации», который объективно должен принадлежать нам как второму мировому экспортеру оружия

Состоявшийся в октябре 2017 г. первый в истории двусторонних отношений визит в Москву короля Саудовской Аравии способствовал переводу затяжных контактов в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) в плоскость «стартовых» сделок.

Андрей БАКЛАНОВ

Был подписан меморандум между АО «Рособоронэкспорт» и саудовской военно-промышленной компанией о покупке и локализации производства продукции военного назначения, заключен контракт, определяющий условия организации лицензионного производства автоматов Калашникова. В повестке дня – поставка Королевству Саудовская Аравия (КСА) зенитных ракетных систем С-400.

В целом общий объем потенциальных контрактов, по оценкам, может превысить $3 млрд., хотя практика показывает, что о стоимостных показателях можно с уверенностью говорить лишь после практической реализации сделок, а до этого еще далеко.

Надо сказать, отношения Эр-Рияда и Москвы на протяжении многих лет складывались неровно. Достаточно отметить, что нынешний визит короля Сальмана был ответным на визит президента России Владимира Путина в КСА, осуществленный более десяти лет назад – в феврале 2007 г. Многие связывают новые благоприятные для нас подвижки позиции Эр-Рияда в отношении ВТС с осложнением отношений Королевства с США. Не разделяю этот подход. «Шероховатости» в отношениях двух стран действительно имеются, но такое не раз случалось и в прошлом.

По итогам первого в истории двусторонних отношений визита короля Саудовской Аравии в Москву было достигнуто соглашение о поставках Эр-Рияду ЗРС С-400.

Между тем американцы и сегодня по-прежнему прочно удерживают лидирующие позиции в поставках оружия Саудовской Аравии. Конечно, им не нужны конкуренты на саудовском рынке вооружений (на Королевство приходится порядка 7-8% всех мировых поставок ВВТ, саудовцы стабильно входят в первую тройку импортеров оружия). Однако влияние американского фактора отнюдь не ведет автоматически к блокированию любых форм военно-технического сотрудничества Саудовской Аравии с Россией.

Эр-Рияд в сфере военно-технических связей традиционно придерживается позиции, основанной на двух основных элементах.

Первый – приоритетным партнером Саудовской Аравии в сфере обеспечения безопасности были и остаются США. Это предопределяет и то, что Вашингтон является основным партнером Королевства в сфере ВТС. Основным, но не единственным. И здесь мы подходим ко второму принципу выстраивания военно-технических связей КСА – диверсификация источников получения вооружений.

Средневзвешенное соотношение ВТС Саудовской Аравии с США и с другими государствами в течение длительного времени колеблется в диапазоне 75-80% (доля США) против 20-25%, приходящихся совокупно на Францию, Китай, Великобританию и др. Это означает, что Россия вполне может претендовать на определенную часть военных поставок, точно так же, как и другие поставщики ВВТ.

В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача получить тот сегмент «диверсификации», который объективно должен принадлежать нам как второму мировому экспортеру оружия.

На саудовском рынке может пригодиться опыт «сосуществования» поставок российских и американских вооружений Арабской Республике Египет. После восстановления нормальных отношений между Каиром и Москвой в начале 1990-х годов американцы, оставаясь безусловным единоличным лидером в сфере поставок оружия Египту, не блокировали египетско-российские связи в сфере ВТС. Более того, они фактически признавали резонность аргументов египтян в отношении необходимости поддержания в боевом состоянии техники советского производства и закупки необходимых запчастей и компонентов этого оружия в РФ.

Успешная операция ВКС РФ в Сирии подогрела интерес к российскому оружию на всем Ближнем Востоке.

Вместе с тем США внимательно следили за тем, чтобы никто, в том числе и Москва, «не покушались» на их особую, «доминантную» роль в военном и военно-техническом сотрудничестве с АРЕ. Это означает, что России нужно, прежде всего, полагаться на поиск тех сфер поставок вооружений, где мы чувствуем себя наиболее уверенно (средства ПВО, танки и БМП, истребители, стрелковое оружие).

Примечательно в этой связи, что уже появились сообщения о том, что американцы «с пониманием» могли бы отнестись к поставке в КСА российских С-400 «Триумф» при условии, что саудовцы подтвердят свою готовность оплатить в полном объеме согласованные в ходе недавнего визита президента США Трампа в Эр-Рияд многомиллиардные контракты на поставку противоракетной и других видов ВВТ американского производства.

С учетом всех этих факторов в конкретных условиях возможные ежегодные уровни поставки российских вооружений в Саудовскую Аравию на начальном этапе сотрудничества могут составить, по некоторым оценкам, до $100 млн. в год.

Перспективным выглядит наше оперативное подключение к тем направлениям развития Вооруженных Сил и военной инфраструктуры КСА, по которым только начинается «движение».

Это, прежде всего, средства фортификации границ и обороны рубежей. Самая тревожная ситуация для саудовцев складывается на протяженной (1,5 тыс. км) границе с турбулентным Йеменом.

Определенные шаги в данном направлении уже делаются. Но чувствуется, что пока отсутствует рациональная концепция поддержания безопасности границ Саудовской Аравии, соответсвующая уровню ХХI века.

В случае, если Россия сумеет разработать и предложить саудовской стороне такого рода концепцию и поставить в контексте ее реализации специальные военно-технические средства, мы сможем не только обеспечить себе многолетнюю «нишу» в сфере ВТС с Саудовской Аравией (объем поставок можно оценить на уровне $6-8 млрд. в ближайшие 10 лет), но и создадим своего рода плацдарм для оказания помощи в этом вопросе многим африканским и азиатским, да и другим странам, где, судя по развитию событий, вопрос об укреплении, оборудовании и защите границ в ближайшие годы приобретет особую актуальность.

Морской пехотинец США осматривает немецкий пулемет MG-3 ВС Саудовской Аравии. Вашингтон – основной, но далеко не единственный партнер Королевства в сфере ВТС.

Имеется еще один вопрос развития ВТС, связанный с определенной спецификой силовых структур Саудовской Аравии. Наряду с Вооруженными Силами (армией), в Королевстве имеется мощная «параллельная» силовая структура обеспечения безопасности государства в виде Национальной гвардии. Ее численность (порядка 80 тыс. человек) вполне сопоставима с численностью регулярной армии (160 тыс. человек).

Нацгвардия располагает широким арсеналом техники и вооружений, включая танки и бронетранспортеры. Она призвана выполнять важные и масштабные задачи, в первую очередь связанные с борьбой против боевиков-террористов.

Учитывая наш большой опыт осуществления антитеррористических операций, а также наличие у России новейших средств ведения борьбы с бандформированиями, можно было бы не только увеличить поставки нашего оружия и техники соответствующего профиля по линии Нацгвардии, но и организовать совместные научно-технические исследования и производства для выпуска самых совершенных и эффективных средств ведения борьбы против террористов.

Приступая к ВТС с Саудовской Аравией, следует иметь в виду, что саудовцы очень требовательные и жесткие партнеры. Об этом свидетельствует имеющийся опыт. Так, многомиллиардный контракт на строительство железных дорог в Королевстве, который с большим трудом был получен нами в начале 2000-х годов, в дальнейшем оказался расторгнут по инициативе саудовской стороны.

Успешное, резонансное применение новейшей техники в ходе российской военной операции в Сирии создает в настоящее время исключительно благоприятную конъюнктуру для продвижения нашего оружия в зарубежные страны, в том числе на Ближнем Востоке. Надо умело, оперативно и тонко использовать «окно возможностей» и закрепить первые позитивные подвижки в ВТС с самой богатой арабской страной – Саудовской Аравией.

Андрей Глебович БАКЛАНОВ – заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, посол Российской Федерации в Саудовской Аравии в 2000-2005 гг.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS