В 2017 г. издательством «Кучково поле» выпущена книга «Военно-доктринальный базис внешней политики США», авторами которой являются генерал-полковник Федор Ладыгин, бывший начальник Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС РФ, и генерал-майор Сергей Афанасьев, эксперт-профессионал в области внешней и военной политики иностранных государств. |
Авторы в течение длительного времени занимаются непосредственным изучением стратегии национальной безопасности, стратегических концепций, программ строительства и развития военного потенциала США. На основании анализа военно-доктринальных установок американской правящей элиты за семидесятилетний период после Второй мировой войны, и особенно в последние тридцать лет, в книге убедительно показано, что главной в достижении внешнеполитических устремлений Вашингтона была и остается ставка на военную силу.
Генерал-полковник Федор Иванович Ладыгин, начальник ГРУ Генерального штаба ВС РФ в 1992-1997 гг. |
В книге последовательно и достаточно полно изложены основные военно-стратегические положения, существующие в международных отношениях, военно-стратегические концепции Соединенных Штатов, виды и типы текущих и предстоящих войн, которые США могут вести в различных регионах планеты. В частности отмечается, что в США в соответствии с нормативно-правовой базой и сложившейся практикой понятие «военная доктрина» не используется. Однако как система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной борьбе для обеспечения национальных интересов она определяется рядом специфических документов доктринального характера, разрабатываемых и утверждаемых на уровне высшего военно-политического руководства страны. Вместе с тем базовым документом, определяющим цели, задачи, основные направления деятельности администрации США, всех федеральных структур, привлекаемые ресурсы, силы и средства для достижения поставленных целей, является документ, именуемый с 1987 г. «Стратегия национальной безопасности». Документ готовится Советом национальной безопасности (СНБ), утверждается президентом и вместе с проектом федерального бюджета представляется в Конгресс в секретном и несекретном вариантах.
Авторы, анализируя американские «Стратегии национальной безопасности» в различных редакциях нескольких последних администраций, подчеркивают, что Вашингтон внимательно учитывает происходящие в мире изменения, вносит в свои планы во внешней и военной политике необходимые коррективы. Неизменным во всех редакциях всех последних администраций независимо от партийной принадлежности текущего хозяина Белого дома является принцип отстаивания во внешней и военной политике жизненных интересов США.
B книге отмечается, что сразу же после окончания Второй мировой войны Вашингтон объявил весь мир зоной так называемых жизненно важных интересов США. Для защиты этих интересов вот уже боле 70 лет постоянно используется весь набор средств воздействия на другие страны – субъекты международного права, в каком бы уголке Земного шара они ни находились: политические, дипломатические, экономические, пропагандистские (в том числе и в форме информационной войны) инструменты. Они дополняются не афишируемым шантажом, подрывными акциями, подкупом высокопоставленных должностных лиц, инициированием и организацией «цветных» революций, вплоть до иезуитских методов по типу запрещения спортсменам отдельных стран участвовать в Олимпийских играх под предлогом антидопинговой борьбы и т.п.
|
Анализ деятельности администраций США за последние 70 лет позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на изменения названий военных стратегий (от стратегии «массированного возмездия» до стратегий «гибкого реагирования» или «прямого противоборства») и внесение в них определенных изменений, стержень во всех стратегиях остается постоянным: подготовить страну концептуально, организационно, идеологически, материально, научно-технологически к ведению реальных боевых действий. Главным при этом считается заблаговременное содержание в постоянной боевой готовности всей военной машины США. Все это предусматривает обеспечение непревзойденной никем боевой мощи Сухопутных войск, ВМС и ВВС, способных к многовариантному боевому использованию в любой момент и в любом регионе мира для «защиты жизненно важных» интересов Соединенных Штатов Америки.
Сообразно изменениям в военных стратегиях как следствие изменений в международной, военно-политической и военно-стратегической обстановке, изменялись и взгляды руководства США на вероятные в ближайшем и недалеком будущем варианты возможных войн и военных конфликтов. Многолетний анализ официальных взглядов, реальных действий и планов правящей верхушки США, независимо от партийной принадлежности президента и его команды, намерений и планов участия в возможной войне выявляет исключительно постоянный наступательный со стороны США, а не оборонительный, как преподносится западной пропагандой, характер военных действий.
Подтверждением этому являются официальные документы президента США, Конгресса, Министерства обороны, председателя ОКНШ, в которых фигурируют такие понятия, как «две с половиной войны» (две большие и одна малая), «полторы войны» (одна большая и одна малая), «две малые войны». Из одного только прочтения этих американских понятий безоговорочно следует вывод о том, что только наивные и мало просвещенные политики могут считать, что все эти войны американские Вооруженные Силы будут вести с целью обороны собственной территории.
Руководящими документами Пентагона война рассматривается как вооруженная борьба или конфронтация между организованными группами внутри государства или между государствами для достижения определенных политических или военных целей. Война по масштабу может быть всеобщей или ограниченной рамками театра войны и театра военных действий. Всеобщая (глобальная) война может быть между крупными державами, от исхода которой зависит их существование. Всеобщая война предполагает использование всех имеющихся ресурсов и средств государств-участников. Ограниченная война (война на ТВ, ТВД) – это война меньшего масштаба, как правило, между двумя странами. К этому виду войн относится широкий спектр кампаний и операций, проводимых США в различных регионах для защиты и продвижения своих национальных интересов.
Авторы отмечают, что в настоящее время Соединенные Штаты особый акцент делают на начальный этап войны – срыв наступления, рассматривая его в качестве решающий фазы конфликта, в ходе которой должен быть обеспечен немедленный перелом в войне, своего рода «блицкриг». Противник, даже совершив нападение, получает решительный отпор, что не позволяет ему полностью реализовать свои боевые возможности. Это достигается за счет своевременного, непрерывного и массированного применения воздушных и космических сил. В США исходят из того, что все свои Вооруженные Силы им придется применять в первую очередь в различных локальных войнах. Действия американских ВС, как считают авторы, будут носить карательный, демонстративный характер, при этом отличительной чертой конфликтов станет ограниченность применяемых сил и средств, а также отсутствие прямого физического контакта.
Министр обороны США Джеймс Мэттис проводит оперативное совещание с членами ОКНШ. |
Военно-политическое руководство США, отмечают авторы, в ходе ведения боевых действий планирует применение и ядерного оружия, если под угрозу будут поставлены жизненно важные интересы государства. Весьма серьезным выводом авторов в данной книге являются их замечания о том, что, по оценкам американских экспертов, в ближайшем будущем следует ожидать сохранения тенденции к повышению ядерного порога в возможных крупномасштабных войнах и снижение его в конфликтах меньшего масштаба. Ограниченно, «профилактически», ядерное оружие может применяться даже в отдельных военных операциях по предотвращению распространения ОМП и средств его доставки, а также для ударов по объектам международных террористических организаций. Развертывание американской стратегической системы ПРО, по мнению авторов, неминуемо приведет к общему снижению ядерного порога.
В нескольких последующих разделах книги даются достаточно полные характеристики американских подходов к определению и классификации современных военных конфликтов, а также описание основных концепций боевого применения американских Вооруженных Сил, видов и родов войск (сил). В частности, в соответствии с подходами руководства страны все или большинство военных конфликтов могут быть сведены в три группы: межгосударственные конфликты, гибридные военные конфликты, конфликты с участием негосударственных вооруженных формирований.
Соединенные Штаты ведут боевые операции по всему миру, не считаясь с нормами международного права. |
К первой группе американцы относят конфликты, в которых задействуются крупные группировки вооруженных сил, а боевые действия ведутся с применением современных средств вооруженной борьбы в целях нанесения гарантированного поражения противнику. Допускается использование противоборствующими сторонами ОМП, запрещенных видов оружия и боеприпасов, систем глобальных ударов, подводных платформ, кибернетических атак, противокосмических средств. В зависимости от масштаба межгосударственные конфликты подразделяются на глобальные и региональные.
Авторы отмечают, что в документах, разрабатываемых в Объединенном комитете начальников штабов (ОКНШ), в штабах Армии, ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты, объединенных командований, центральное место занимает система стратегических, оперативно-стратегических, оперативных, оперативно-тактических и тактических концепций применения Вооруженных Сил, видов ВС, объединенных командований, оперативно-стратегических, оперативных и тактических объединений и отдельных оперативных групп.
|
Американская морская пехота на полигоне Адажи в Латвии. |
Основополагающая концепция совместных операций, действующая в настоящее время, была впервые разработана ОКНШ и утверждена министром обороны США в ноябре 2003 г. Данный документ отражал взгляды военно-политического руководства США на возможный характер и содержание военных действий до 2025 г., обеспечивал оперативное обоснование реформирования американских Вооруженных Сил, служил основой для разработки объединенных оперативных концепций применения ВС США, создавал концептуальную базу проведения объединенных экспериментов и учений, а также определял перспективные возможности войск и сил. Последняя редакция базовой концепции с наименованием «Единые силы-2020» была утверждена в 2012 г.
Объединенные оперативные концепции раскрывают основные принципы ведения боевых действий, определяют возможности, которыми должны обладать объединенные группировки войск (сил), обеспечивают оперативный контекст для разработки узконаправленных и поддерживающих (функциональных) концепций. В концепциях рассматриваются способы применения ВС в различных по масштабам и целям операциях: основных боевых, по стабилизации обстановки, по сдерживанию потенциальных противников, по обеспечению внутренней безопасности и т.п.
Указаниями министра обороны предписывается центральным планирующим органам Пентагона, командованиям в зонах и командованиям в регионах разработать конкретные планы использования вооруженных формирований для локализации или военного подавления выступлений вооруженных групп, враждебных стран или группы стран против США и их ближайших союзников. Также предписывается выполнение ряда мероприятий при возникновении кризисных ситуаций и различных событий, которые, по американской оценке, требуют экстренного военного вмешательства для разрешения конфликта или локализации распространения этого конфликта за рамки региона или зоны.
Американские ВВС несут «демократию» на крыльях своих самолетов. |
В соответствии с требованиями министра обороны до настоящего времени в ВС США разрабатывалось и имелось для возможного боевого использования около 70 различных планов ведения войны и боевых действий. Каждый из этих планов имеет много форм. Некоторые из них представляют планы ведения глобальной или большой войны на том или ином театре военных действий, другие – обобщенные планы, предназначенные для определения степени участия американских войск для обеспечения так называемой стабильности на театре войны или конкретном регионе.
Из указанных выше 70 военных планов 48 рассматривают и предполагают ведение реальных боевых действий против тех или иных стран в различных регионах мира. И только в десяти военных планах рассматриваются действия американских Вооруженных Сил для отражения нападения военно-воздушных и воздушно-космических группировок войск недружественных государств на территорию США, непосредственную защиту территории страны от вторжения войск противника, осуществляемую с различных направлений и различными силами.
Петр Порошенко – желанный гость в Пентагоне. На снимке: встреча президента Украины с министром обороны США. |
Одиннадцать «генетически» существующих военных планов (планы FUNCPLAN) рассматривают вопросы, приемы и методы оказания гуманитарной помощи дружественным государствам, планы борьбы с наркотрафиком, планы по поддержанию мира в отдельных регионах.
Из 48 «наступательных» военных планов пять являются реальными оперативными планами или настоящими оперативными планами с детальной проработкой отдельных операций, с составлением реальных перечней целей для нанесения по ним ядерных ударов, планов тылового и боевого обеспечения и планов взаимодействия соединений и частей ВС США в течение всего периода ведения военного конфликта.
Объединенные поддерживающие (функциональные) концепции излагают требования к осуществлению объединенными оперативными формированиями ВС США основных функций в перспективе 8-20 лет. В настоящее время в ВС США имеется 12 функциональных концепций, большинство из которых подготовлены в 2004-2005 гг. и с тех пор не пересматривались.
За 70 с лишним лет обладания США первоначально атомным, а затем и ядерным оружием произошли серьезные изменения в планах Пентагона по его применению. Первоначально, в условиях единоличного обладания ядерным оружием и при относительно ограниченных его количествах, американское руководство планировало проведение исключительно массированных бомбардировок крупных городов Советского Союза. В настоящее время основной декларируемой задачей стратегических наступательных сил (СНС) США является сдерживание вероятных противников от использования ядерного оружия и других видов оружия массового поражения и, если сдерживание оказалось неэффективным, – применение своих сил для скорейшего разрешения конфликта на выгодных для Вашингтона условиях. Однако в войне с Россией основной формой применения своих СНС Пентагон рассматривает упреждающий массированный удар, а также – в случае необходимости – нанесение внезапного массированного ядерного удара составом дежурных сил. Возможность ответного ядерного удара (ЯУ) не рассматривается в принципе, а ответно-встречный ЯУ считается крайне нежелательным.
Американские инструкторы обучают украинских военнослужащих на полигоне под Житомиром. |
Авторы подчеркивают, что планы Соединенных Штатов о создании системы ПРО, впервые изложенные в 1983 г. в программе Рональда Рейгана «Стратегическая оборонная инициатива», были активизированы после достижения в 1992 г. договоренности о смене Договора СНВ-1 Договором СНВ-2. Этим договором предусматривалась ликвидация сторонами всех МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, которые в СССР составляли основу стратегического ядерного потенциала, и последующий полный запрет на создание, производство и развертывание таких ракет.
В книге отмечается, что Вашингтон вскоре после слома Договора по ПРО (июнь 2002 г.) и заключения Пражского Договора по СНВ (СНВ-3) в 2010 г., вступившего в силу в феврале 2011 г. сроком на 10 лет (договором суммарное количество ядерных боеприпасов каждой стороны ограничивается уровнем 1550 единиц), с согласия союзников по НАТО заявил о планах развертывания европейской противоракетной обороны.
В возможной войне с Россией основной формой применения СНС США станет упреждающий массированный удар. |
Все это свидетельствует о том, что США хотят достичь неуязвимости, поэтому вопрос о противоракетной обороне находится в ряду первостепенных проблем мировой политики и международной безопасности. Непосредственная причина такого внимания к системам ПРО – ввод в строй в Румынии 12 мая 2016 г. комплекса американской стратегической ПРО и планы строительства аналогичного комплекса в Польше. Все это, в дополнение к уже имеющимся у США комплексам стратегической ПРО на Алеутских островах и боевых кораблях ВМС, создает у Вашингтона иллюзию о возможности уничтожения боевого потенциала России. Главное здесь – снижение порога развязывания войны различной интенсивности с использованием обычных средств поражения против ядерных держав в расчете добиться от них капитуляции еще до перехода к применению ядерного оружия. Естественным следствием снижения порога обычной войны является и снижение порога перерастания обычной войны в ядерную войну с нулевым результатом для самой жизни на нашей планете.
Шахтная пусковая установка МБР Minuteman III. |
Авторы книги подчеркивают, что главенствующую роль в обеспечении жизненных интересов США, распространяющихся на весь мир, вашингтонская администрация отводит военной мощи. Для этого Вооруженные Силы США должны обладать непревзойденным превосходством. И эта принципиальная линия Вашингтона, без сомнения, сохранится и в будущем, независимо от того, какую бы партию ни представлял президент США.
По состоянию на начало 2017 г. общая численность американских ВС составляет более 2 млн. 167 тыс. человек, из них 1 млн. 347 тыс. – регулярные войска, 820 тыс. человек – резервные компоненты. Все объединения, соединения и части видов ВС (Сухопутные войска, ВВС, ВМС, включая морскую пехоту) в оперативном отношении сведены в шесть зональных объединенных командований:
– Объединенное командование ВС США в Европейской зоне;
– Объединенное центральное командование ВС США;
– Объединенное командование ВС США в зоне Северной Америки;
– Объединенное командование ВС США в зоне Центральной и Южной Америки;
– Объединенное командование ВС США в Африканской зоне;
– Объединенное командование ВС США в зоне Тихого океана.
И четыре функциональных объединенных командований:
– Объединенное командование сил специальных операций ВС США;
– Объединенное стратегическое командование ВС США;
– Объединенное командование стратегических перебросок ВС США;
– Объединенное командование НОРАД.
Проведенным анализом авторы книги показывают, что доктринальные установки, современная военная машина США, административное и оперативное построение Вооруженных Сил применительно к потенциальным театрам войны, заранее разработанные и отработанные планы многовариантного боевого применения объединенных группировок войск/сил в сочетании с определенной свободой действий президента – Верховного главнокомандующего ВС США (предоставлена Конгрессом в 1973 г.) позволяют ему оперативно реагировать на внезапные изменения обстановки в мире или отдельных регионах и принимать решения, которые, по мнению авторов, могут иметь весьма негативные последствия для международной безопасности в целом.
Подводя итог следует отметить, что книга «Военно-доктринальный базис внешней политики США» Федора Ладыгина и Сергея Афанасьева является уникальной работой, в которой даются реальные оценки Вооруженным Силам США и рассматривается подготовка Вашингтона к возможной войне с Россией с применением всех современных средств, включая стратегическое ядерное оружие.
Книга может представить интерес для федеральных органов, исследовательских и общественных организаций, специалистов, занимающихся вопросами международной безопасности, внешней и оборонной политики, военного строительства.
Григорий Дмитриевич ЯКОВЛЕВ – генерал-майор, в 1989-1992 гг. – атташе по вопросам обороны при посольстве СССР и РФ в США, профессор Академии военных наук