Арктику освоит «Айсберг»
Полярные окраины Евразии и Северной Америки, а также почти весь Северный Ледовитый океан с островами – все это Арктика. Регион практически безлюдный и малоосвоенный.

Потрясают размеры Арктики – ее площадь составляет около 27 млн. кв. км. Специалисты уверены, что здесь сосредоточено более 30% мировых запасов природного газа и около 13% запасов нефти, а также много других полезных ископаемых. К примеру, в российской арктической зоне – наиболее освоенной части Арктики – сосредоточены богатые месторождения никеля, меди, угля, золота, урана, вольфрама и алмазов. А на принадлежащей США территории обнаружены запасы урана, меди, никеля, железа, природного газа и нефти.

Ольга ШИЛОВА

Не случайно, что за право обладать богатыми арктическими угодьями активно борются страны Северной Европы, США, Канада, Россия и даже Китай. Наша страна находится в наиболее выгодных условиях: ведь Российской Федерации принадлежит почти половина арктической территории. Однако на многих разведанных месторождениях добыча не ведется из-за труднодоступности и высокой стоимости разработок.

Не менее богаты и биологические ресурсы Арктики: здесь находится пятая часть мировых запасов пресной воды, обитают уникальные представители сотен видов флоры и фауны, которых нет больше нигде в мире.

В настоящее время в России начинается новый этап освоения Арктики и ее богатств. Долгое время после открытия морей и шельфов, после океанографических изысканий этот огромный регион рассматривался исключительно как транспортный центр и место для промысловой добычи рыбы и морских животных. Его дальнейшему развитию препятствовали суровый климат и отсутствие способного работать в сложных условиях оборудования.

Помимо прочих к решению последней из обозначенных проблем подключился и Фонд перспективных исследований – созданный в 2012 г. отечественный аналог Агентства передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA). Основная цель деятельности Фонда – содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.

Осуществление комплекса разработок, нацеленных на освоение Арктики (объединенных под общим названием проект «Айсберг»), является отдельным направлением исследовательской деятельности Фонда. Такие разработки рассматриваются не только как жизненно важный приоритет для государства, но и как серьезный технологический вызов. «Профильный научно-технический проект Фонда перспективных исследований «Разработка подводных (подледных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей» реализуется с января 2015 г., головным исполнителем проекта является ЦКБ МТ «Рубин», – отмечает руководитель проектной группы ФПИ Виктор Литвиненко.

Основной целью России в Арктике является обеспечение доступа к полезным ископаемым, прежде всего углеводородам. Для этого необходимо решить целый комплекс задач по разведке, добыче, транспортировке ископаемых, обеспечению работ подо льдами, обеспечению безопасности инфраструктуры. На это и направлены исследования Фонда.

Актуальность проводимых работ вытекает из понимания того, что освоение месторождений полезных ископаемых является стратегической задачей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации для многолетней перспективы. Добыча нефти и газа в Арктике, особенно в районах с постоянным ледовым покровом, с использованием имеющихся надводных технологий крайне затруднительна. Для отечественных компаний наличие в перспективе именно российских технологий и технических средств для разработки месторождений углеводородов в Арктике представляется крайне важным.

Атомная подводная газоперекачивающая станция.

Следует отметить, что в мире фактически отсутствует опыт автономного бурения эксплуатационных или разведочных скважин в глубоководной зоне Арктики. Существующие технологии и технические средства, использующие специализированные надводные суда (сейсморазведки, буровые, транспортно-монтажные, снабжения и т.д.) и морские платформы, могут лишь частично применяться в тяжелых ледовых условиях арктических морей в течение непродолжительного летнего периода. При этом все равно необходимо соответствующее ледокольное обеспечение.

Имеющееся в настоящее время на международном рынке подводное оборудование полностью не покрывает весь технологический процесс освоения месторождений. Например, отсутствует автономное подводное буровое оборудование, автономные подводные источники электрической энергии, автономные подводные технические средства для проведения сейсморазведочных работ и другие. А имеющиеся санкционные ограничения ведут к дополнительным рискам, связанным с использованием импортного оборудования.

Научный, инженерный и промышленный потенциал Российской Федерации и особенно предприятий промышленности, связанных с разработкой и производством техники оборонного назначения, позволит решить задачу создания отечественного подводного оборудования как отсутствующего на международном рынке, так и в рамках импортозамещения.

Разрабатываемые в рамках проекта «Айсберг» комплексы позволят обеспечить полностью автономное подводное (подледное) функционирование промысла. Для этого им необходимо придать уникальные качества.

Так, подводный буровой комплекс должен обеспечивать выполнение буровых работ в роботизированным режиме с передачей телеметрической информации на удаленный пункт управления. Создание оборудования подводного бурового комплекса позволит решить задачу импортонезависимости и импортоопережения, поскольку в настоящее время зарубежные аналоги элементов подводного бурового оборудования или отсутствуют, или находятся в различной стадии разработки.

Подводный комплекс сейсморазведки позволит не только обеспечить выполнение сейсморазведочных работ в зоне постоянных льдов, но также может быть использован и во внеледовой зоне, обеспечивая выполнение работ при любом морском волнении.

Подводный транспортно-монтажный и сервисный комплексы обеспечат доставку и установку широкой номенклатуры подводного оборудования как для обустройства морских месторождений на акваториях замерзающих морей, так и в любых других районах Мирового океана, где использование надводных технических средств затруднительно по гидрометеорологическим условиям. Кроме того, комплекс позволит обеспечить доставку и работу подводных роботизированных средств для выполнения сервисных и ремонтных работ на подводных объектах нефте- и газодобычи, других технических средств, располагаемых на дне моря или в толще воды, а также может быть использован для подъема с морского дна затонувших объектов.

Для решения проблемы энергообеспечения удаленных потребителей как оборонного, так и народно-хозяйственного назначения необходим подводный энергетический комплекс.

В целом проект ориентирован на использование самых современных и перспективных технических средств, а их разработка и создание станут мощным импульсом в развитии различных отраслей отечественной промышленности от навигационных комплексов и ядерных энергетических установок до подводной робототехники и движительных комплексов нового поколения.

«По итогам реализации проекта будут созданы не имеющие аналогов роботизированные подводные технологии освоения арктических месторождений, не зависящие от средств обеспечения на поверхности. Их основу составят автономные безлюдные многомодульные комплексы с полным производственным циклом, фактически – целые подводные города со своим транспортом, энергоснабжением, линиями связи», – уверен заместитель генерального директора – руководитель направления физико-технических исследований ФПИ Игорь Денисов. По его словам, основными элементами этих комплексов станут подводные суда разведки и суда-носители, средства бурения, добычи и энергообеспечения, эксплуатации и ремонта, комплексной безопасности.

Эти новые технологии в перспективе можно будет применять и для разработки подводных месторождений твердых полезных ископаемых, которыми так богата Арктика. Сегодня подобных технологий нет ни у нас в стране, ни в мире, так что в этом смысле Фонд и его партнеры выступают на самых передовых позициях. Об открывающихся новых возможностях стало известно по результатам выполнения первого этапа проекта «Айсберг». В настоящее время прорабатывается возможность проведения дополнительных исследований по созданию автономных технических средств освоения трудноизвлекаемых и глубоководных залежей твердых полезных ископаемых, находящихся на морском дне за пределами континентального шельфа.

Речь идет о создании многофункционального глубоководного исследовательского комплекса, способного обеспечить перемещение по дну и определение качества грунтов в заданных точках путем выемки грунтов и проведение бурения, осуществляющего сбор и отмыв железомарганцевых конкреций и выполнение многих других функций на глубинах до 6000 м в районах, входящих в юрисдикцию Российской Федерации. Предполагается также изучить возможности создания глубоководных ядерных источников энергии с выходной электрической мощностью 50 и 500 кВт, а также разработать проект глубоководного опытного комплекса.

«Уже одно только появление ядерного источника питания малой мощности и с малыми габаритно-массовыми характеристиками способно кардинально изменить существующий и единственно имеющийся в мире облик глубоководного добычного комплекса и, соответственно, стать тем технологическим прорывом, при котором в России возникнет уникальная национальная морская горнодобывающая (ресурсообеспечивающая) отрасль», – отмечает Виктор Литвиненко.

По мнению Игоря Денисова, новые технологии заметно расширят возможности участия России в освоении месторождений твердых полезных ископаемых в Международном районе Мирового океана, в том числе на выделенном нам решением международного органа по морскому дну участке месторождения в Мировом океане (район Кларион-Клиппертон).

«С учетом новых возможностей будет намного проще решать наши геополитические задачи, а также задачи по обеспечению в будущем независимости Российской Федерации от внешних рынков при добыче таких стратегических металлов, как марганец, никель, кобальт и других на месторождениях Мирового океана», – подчеркивает заместитель генерального директора ФПИ.

Сегодня Фондом совместно с рядом министерств и ведомств прорабатываются вопросы дальнейшей реализации проекта «Айсберг», создания пилотных образцов будущих подводных комплексов.

В целом реализация программы создания подводных технических средств позволит создать или сохранить имеющиеся рабочие места на многих предприятиях ОПК, выполняющих в настоящее время гособоронзаказ, загрузка которых может быть со временем сокращена.

Но, пожалуй, самое главное, что в случае успешного осуществления проекта ФПИ Россия получит автономный подводно-подледный комплекс, которого в настоящее время нет ни у кого в мире. Это будет наш мощный технологический рывок.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS