Куда теперь прыгнет «Пантера»?
«Старые» страны Европейского Союза все чаще говорят о создании собственных Вооруженных Сил ЕС

Фрегат Baden-Wurttemberg на испытаниях.

В Балтийском и Северном морях завершаются испытания фрегата Baden-Wurttemberg – головного в серии из четырех единиц типа 125, строящихся консорциумом в составе концерна ThyssenKrupp Marine Systems и фирмы Lurssen. В ноябре корабль должен быть передан ВМС ФРГ.

Александр МОЗГОВОЙ

СОВСЕМ НЕ ПОХОЖИЕ НА ФРЕГАТЫ

Хотя Baden-Wurttemberg классифицируется как «фрегат», к кораблям этого класса он имеет достаточно отдаленное отношение. И не потому, что его водоизмещение составляет 7200 т, а длина 149,52 м и ширина 18,8 м, то есть по своим параметрам корабль ближе к современным эсминцам. Действительно, его прототипом являются фрегаты типа Sachsen (тип 124), но те и в самом деле относятся к многоцелевым боевым кораблям, каковыми являются фрегаты XXI века, способные выполнять в дальней морской и океанской зонах широкий круг задач: ударных, противолодочных, эскортных и т.д., а также задач по противовоздушной и противоракетной обороне.

Фрегат типа 125. Вид с правого борта.

У Baden-Wurttemberg и трех других кораблей этого типа характер деятельности будет иным. Они предназначены главным образом для операций «по поддержанию мира и принуждению к миру» в далеких от германских берегов акваториях. А поскольку для достижения этих целей требуется применять и силу, то соответствующим образом сформирован состав вооружения кораблей. На первые роли здесь выдвигается артиллерия. Главный калибр представлен 127-мм универсальной установкой Otobreda (OTO Melara) 127/64 LW с темпом стрельбы 35 выстрелов в минуту, в арсенале которой имеются активно-реактивные боеприпасы Vulcano. Снаряды этого семейства изготавливаются в трех модификациях. Первая – BER с дальностью стрельбы до 60 км – предназначена для поражения самых разных целей, в том числе и воздушных. Вторая – GLR/IR с инфракрасной головкой самонаведения – способна уничтожать надводные корабли на дальности до 80 км. Наконец, третья – GLR с комбинированной инерциальной и спутниковой системой наведения – используется для нанесения ударов по наземным целям на дальности до 120 км. Такими боеприпасами можно с больших дистанций атаковать наземные объекты, находящиеся даже на значительном удалении от береговой черты, что чрезвычайно важно при операциях по принуждению к миру.

Вид с носа на фрегат Baden-Wurttemberg.

Кроме 127-мм орудия Otobreda на надстройке кораблей побортно размещаются две дистанционно управляемые 27-мм автоматические пушки Rheinmetall MLG 27, а также пять 12,7-мм дистанционно управляемых пулеметов OTO Melara Hitrole-NT и еще два обычных крупнокалиберных пулемета. Они предназначены для отпугивания или уничтожения пиратов и террористов. Имеется на фрегатах типа Baden-Wurttemberg и нелетальное оружие – водяные пушки на крыше вертолетного ангара. Это для тех, кто вздумает протестовать против действий немецких «миротворцев».

У кораблей типа 125 есть и более серьезное оружие. В их числе две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет Harpoon. Но и они, по большому счету, рассчитаны на борьбу с не очень сильным противником. При столкновении с кораблями или катерами, располагающими дальнобойными и сверхзвуковыми ПКР, эти ракеты ничем помочь не смогут. Вот почему в перспективе американские «гарпуны» предполагается заменить на шведские ПКР RBS 15 Mk 4 с дальностью поражения береговых целей 400 км (по некоторым данным – до 1000 км) – так сказать, по основному профилю деятельности фрегатов типа Baden-Wurttemberg.

Противовоздушную оборону ближнего рубежа обеспечивают носовая и кормовая пусковые установки ЗРК RAM Block II, предназначенные для уничтожения низколетящих целей на дистанции до 9 км. В носовой части надстройки на фрегатах типа Baden-Wurttemberg зарезервировано место для размещения вертикальных пусковых установок Mk 41 Mod 10 на 24 ЗУР Standard SM-2 Block IIIA или 32 ЗУР Evolved Sea Sparrow. Но пока это оружие не устанавливается.

А вот противолодочное оружие на кораблях типа 125 отсутствует вовсе. Только одно это не позволяет относить их к полноценным фрегатам. Конечно, в противолодочных целях можно использовать два вертолета NH-90, которые несут эти корабли, но тогда их необходимо комплектовать соответствующим образом. Однако это не предусмотрено, во всяком случае, пока. Да, водоизмещение 125-х дает возможность безо всякого ущерба разместить на них по два трехтрубных 324-мм противолодочных торпедных аппарата. Но из-за отсутствия гидроакустической станции, способной обнаруживать и классифицировать подводные цели, толку от них никакого. На Baden-Wurttemberg есть только небольшая опускаемая ГАС для предупреждения о нападении подводных диверсантов и террористов во время нахождения корабля в открытых гаванях и на рейдах.

Может создаться впечатление, что заказчики 125-х поскупились на средства ПЛО в целях экономии. Ведь корабли эти и без того недешевые. Каждая единица обойдется в 650 млн. евро. Но против этого предположения два обстоятельства. Во-первых, фрегаты типа Baden-Wurttemberg весьма насыщены дорогим электронным снаряжением. На корабле размещена РЛС Cassidian TRS-4D. Антенные посты ее фазированных решеток разнесены на две пирамидальные мачты, чтобы фрегат одинаково хорошо и без помех мог «видеть» с носовых и кормовых курсовых углов. Имеются на мачтах, которые на манер надстроек авианосцев именуются «островами» (islands), также навигационные РЛС и управления оружием, станции связи и РЭБ, электрооптические датчики.

В ноябре этого года фрегат Baden-Wurttemberg войдет в состав ВМС ФРГ.

Во-вторых, использование фрегатов типа 125 в акваториях, где действуют подводные лодки противника, вообще не предусмотрено. Их задача – контроль берегов и ситуации в тех государствах, которые прежде называли развивающимися. О соответствующем этой цели оружии мы уже говорили, теперь расскажем о других элементах, призванных наиболее полно соответствовать выполнению миссий кораблей типа Baden-Wurttemberg.

У 125-х – комбинированная дизель-электрическая и газотурбинная энергетическая установка (CODLAG), состоящая из четырех дизелей мощностью по 3940 л.с. каждый, газотурбинного агрегата мощностью 27170 л.с. и двух дизель-генераторов мощностью по 6385 л.с. Максимальная скорость хода Baden-Wurttemberg вовсе не фрегатная – 26 узлов, а крейсерская скорость – 20 узлов на дизель-электрической установке. Для плавания в тех районах, где предполагается использовать корабли, этого достаточно. Сама дальность плавания не особенно впечатляет – 4000 миль (7400 км), хотя она тоже вполне приемлемая. А вот другая особенность этих фрегатов заслуживает внимания. Они могут не заходить в порт приписки для межпоходовых ремонтов до двух лет. Их годовой плавательный цикл составляет 5000 часов. Высокая надежность узлов и агрегатов должна достигаться высоким их качеством и дублированием практически всех систем.

Естественно, двухгодичное плавание очень утомляет и не способствует привлечению моряков для службы на этих кораблях. Поэтому на каждом 125-м два экипажа, которые будут менять друг друга раз в полгода. Благодаря широкому использованию средств автоматизации, численность команды небольшая – 110 человек. Еще 80 – морские пехотинцы или бойцы спецназа. Для доставки их на берег кроме вертолетов имеются четыре 10,1-метровых катера Fassmer SFB жестко-надувного типа (RHIB), развивающих 40-узловую скорость. Эти катера хранятся в ангаре в центральной части корпуса под надстройкой. Для их спуска на воду и подъема с воды через лацпорты (по два на борт) предназначены специальные механизмы. Между мачтами на надстройке – площадка для двух стандартных 20-футовых контейнеров. В них хранится снаряжение десантников, там же могут размещаться медицинские блоки и т.п. В случае надобности в кубриках персонала спецподразделений помещаются эвакуируемые из «горячих точек» гражданские лица.

Для снижения радиолокационной и инфракрасной заметности при строительстве фрегатов типа Baden-Wurttemberg широко используются stealth-технологии. Но архитектура кораблей лишена изящества. Мачты-«острова» больше напоминают неуклюжие крепостные башни эпохи Средневековья.

ИЗ ИСТОРИИ «ДИПЛОМАТИИ КАНОНЕРОК»

После окончания холодной войны в использовании ВМС ФРГ наметились радикальные перемены. Если прежде перед бундесвером и бундесмарине ставилась задача вместе с армиями и флотами других государств НАТО противостоять и в случае войны противодействовать вооруженным силам СССР и других государств Варшавского Договора, то после крушения Советского Союза и находившегося под его эгидой военно-политического блока на первый план стали выдвигаться иные приоритеты.

Вид с кормы на фрегат Baden-Wurttemberg.

Поскольку экономика Германии является самой мощной в Европе и одной из крупнейших в мире, а сама ФРГ является третьим в мире экспортером-импортером самой разнообразной продукции, которая транспортируется преимущественно морем, то, как посчитали в Берлине, не грех «Дойче Марине» (Deutsche Marine) поучаствовать в деятельности, направленной на дальнейшее укрепление позиций ФРГ в мире. Но вот беда – Конституция страны запрещает использование Вооруженных Сил за пределами сферы ответственности Североатлантического альянса. В 1994 г. это положение Основного закона было благополучно обойдено, когда конституционный суд страны позволил использовать армию и флот в операциях «по поддержанию мира и принуждению к миру». Но еще до снятия конституционного запрета ВМС ФРГ в 1992 г. были направлены к берегам Югославии для участия в операции Sharp Guard («Бдительный страж») по блокаде этого государства с моря. А в 1999 г. немецкие корабли уже оказались в числе агрессоров против этой балканской страны. Потом настал черед операций в прибрежных акваториях Восточной Африки и в Средиземном море. С 2008 г. немецкие корабли – активные участники патрулирования вод в районе Африканского Рога в рамках антипиратской операции Atalanta («Быстроногая бегунья») Европейского Союза, в котором Германия занимает лидирующие позиции.

До сих пор к подобного рода деятельности привлекались обычные фрегаты «Дойче Марине». Но расчетливые немцы сочли, что эксплуатация имеющихся в строю ВМС ФРГ кораблей в подобных операциях нерациональна и слишком дорого обходится. Вот почему и строятся 125-е. Это экспедиционные корабли, но не для научных изысканий в морях и океанах, а для утверждения интересов Федеративной Республики в отдаленных районах мира.

Такие корабли уже были у кайзеровской Германии. Сформировавшись в единое государство только во второй половине XIX века, эта страна успела в империалистическом дележе мира только к шапочному разбору. Но прилагала энергичные усилия, дабы выправить положение в свою пользу. И флот здесь играл не последнюю роль. В самом начале XX века вошли в строй шесть канонерских лодок типа Iltis полным водоизмещением около 1100 т, длиной 65 м и шириной 9 м. Паровая машина позволяла развивать 14-узловую скорость хода. Вооружение состояло из четырех 88-мм или двух 105-мм орудий главного калибра, а также шести пулеметов или шести 37-мм скорострельных пушек. Служили на кораблях 120-130 моряков.

Эти небольшие корабли несли службу и защищали германские интересы в самых разных морях и океанах, где были своего рода цепными псами империи. Особенно прославилась канонерская лодка Panther, которая сразу после вступления в строй весной 1902 г. была направлена к берегам Центральной и Южной Америки. Уже 6 сентября того же года она потопила мятежный гаитянский корабль Crete-a-Pierrot, который захватил немецкий пароход Markomannia с оружием, предназначавшемся для подавления инсургентов.

Главный калибр фрегатов типа 125 – универсальная автоматическая установка Otobreda-127-64LW. Ее управляемые активно-реактивные снаряды Vulcano способны поражать береговые цели на дистанции до 120 км.

В декабре 1902 г. «Пантера» участвовала в блокаде побережья Венесуэлы в составе германского Восточно-Американского крейсерского отряда. Поводом послужил отказ диктатора Сиприано Кастро оплачивать убытки, понесенные подданными Германии, Великобритании и Италии во время гражданской войны в Венесуэле. Поначалу Берлин и Лондон действовали совместно. Объединенная англо-немецкая эскадра захватила в порту Ла-Гайра большую часть венесуэльского флота. Казалось, все шло как по маслу. Но тут вмешались Соединенные Штаты, заявившие, что действия Великобритании и Германии противоречат доктрине Монро, гласившей, что «Америка для американцев», то есть вмешательство во внутренние дела государств континента европейских держав недопустимо. Давление Вашингтона особенно усилилось после того, как в Венесуэле были обнаружены богатые запасы нефти. Лондон счел за благо за спиной своих немецких союзников договориться с США о разделе концессий на добычу черного золота. Однако Берлин не желал выходить из игры.

17 января 1903 г. Panther предприняла попытку прорваться в озеро Маракайбо. Но мало того, что немецкому кораблю пришлось ретироваться под огнем пушек форта Сан-Карлос, он вступил и в перестрелку с американской канонеркой Machias, прибывшей в этот район для демонстрации флага. Американская канонерская лодка превосходила немецкую по защищенности (она имела бронирование) и массе залпа из восьми 100-мм орудий. К счастью, снаряды противника пролетели мимо Panther. Вовремя на помощь пришел германский бронепалубный крейсер Vineta. Он добился нескольких попаданий в Machias и заставил американский корабль выброситься на отмель.

Архитектура фрегата Baden-Wurttemberg не отличается изяществом. Его мачты напоминают неуклюжие средневековые крепостные башни. В центральной части корпуса хорошо видны лацпорты для спуска на воду быстроходных катеров.

После провала венесуэльской кампании Panther продолжила службу у берегов Америки. В декабре 1905 г. канонерская лодка оказалась в центре скандала из-за инцидента в бразильском порту Итанжаи. Один ее матрос, ступив на берег, что называется, загулял на полную катушку и опоздал на корабль из увольнения. Более того, дабы избежать наказания, он решил дезертировать. Вместо того чтобы обратиться в местную полицию с просьбой о поимке беглеца, офицеры канонерки, переодевшись в гражданское, сами решили найти нарушителя дисциплины. Но прежде обнаружили его собутыльника, немца по национальности. Тот, недолго думая, заявил газетчикам, что был похищен и избит моряками Panther, в результате чего стал инвалидом. Это была клевета, но бразильцы в нее поверили. Посол Бразилии в Берлине заявил германским властям протест, а к самой канонерке был приставлен бразильский бронепалубный крейсер Almirante Barrozo, то есть немецкую лодку, по сути дела, арестовали.

Германская канонерская лодка Panther. Она стала знаменитой после Агадирского кризиса.

Но самым ярким эпизодом в биографии Panther, безусловно, стал Агадирский кризис, который чуть не привел к мировой войне в 1911 году. А предыстория этого конфликта такова. Еще в 1880 г. между Германией, Австро-Венгрией, Великобританией, Францией, Италией, Испанией, Нидерландами и США было заключено соглашение о равных правах иностранных подданных и принадлежащим им предприятий на территории султаната Марокко. Однако в 1904 г. Франция и Великобритания подписали договор о военном союзе – так называемое «Сердечное соглашение» (Антанта). Этот документ, в частности, предусматривал распространение неограниченного влияния Англии на Египет, а Франции на Марокко. Обе североафриканские страны фактически переходили под протекторат Лондона и Парижа. Берлин, как нетрудно догадаться, выступил резко против этого соглашения, ущемляющего его интересы. В апреле 1906 г. заинтересованные стороны все-таки договорились о «полном равенстве экономических отношений всех наций» в Марокко. Но Франция под предлогом защиты от нападения берберов продолжила ползучую оккупацию страны.

17 января 1903 г. между Panther и американской канонеркой Machias (на фото) завязалась перестрелка.

С 1907 г. канонерская лодка Panther несла службу в составе Западно-Африканской станции кайзеровского флота и базировалась на Камерунштадт (ныне – Дуала) – порт немецкой колонии Германский Камерун. В 1911 г. лодке требовался капитальный ремонт, и ей приказали следовать к родным берегам, куда она, не спеша, и отправилась вдоль западного побережья Африки. Тогда же стало известно о захвате французскими войсками марокканской столицы – города Фес. Во время стоянки в Санта-Круз на Канарских островах командир Panther корветтен-капитан Макс Бениш получил приказ следовать в марокканский Агадир с целью «защиты германских подданных». 1 июля корабль бросил якорь в гавани этого порта. Эту несложную операцию, во время которой не было сделано ни единого выстрела, кайзер Вильгельм II несколько высокопарно назвал Panthersprung, то есть «Прыжок «Пантеры». Вскоре в марокканских водах появился и германский легкий крейсер Berlin.

Немецкая канонерка пробыла в Агадире недолго. 25 июля после прихода ей на смену однотипной лодки Eber она ушла на ремонт в Германию, но имя ее оказалось навечно вписанным в мировую историю.

Берлину султанат Марокко был, собственно, не особенно нужен. Однако ему требовались новые колонии. Агадир стал предметом торга. На переговорах немецкие дипломаты настаивали на уступке Французского Конго императору Германии. И хотя французы упирались, возможно, немцы взяли бы верх, но вмешалась Великобритания. Туманный Альбион не грела перспектива иметь военно-морскую базу кайзеровского флота практически напротив Гибралтара. Лондон недвусмысленно пригрозил военным вмешательством в конфликт. И Берлину пришлось дать задний ход. Но он все-таки получил отступные – 275 тыс. км2 территории Французского Конго, и таким образом, по словам французского премьер-министра Жозефа Кайо, «удовольствоваться клочком болот». Но честь империи была спасена. 4 ноября 1911 г. была заключена соответствующая сделка.

«Прыжок «Пантеры», как и вся прочая служба Panther, – типичный пример «дипломатии канонерок», к которой прибегали ведущие державы того времени. Теперь подобная практика привлечения военно-морских сил для решения внешнеполитических и экономических задач именуется иначе – «проецированием силы». Вот роль «проектора» силы и будут играть Baden-Wurttemberg и три однотипные с этим кораблем «канонерки» «Дойче Марине».

Для поддержки Panther в марокканские воды пришел легкий крейсер Berlin.

Panther в Агадире сменила однотипная канонерка Eber.

ПОД ФЛАГОМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Другие ведущие – так называемые «старые» страны Европейского Союза – все активнее поддерживают этот курс. Они вообще ведут речь о создании собственных Вооруженных Сил ЕС. «Европа больше не может позволить себе зависимость от одной державы и военных возможностей отдельных стран. Мы должны вместе взять на себя защиту наших интересов, – заявил в программной речи о приоритетах политики ЕС на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге 14 сентября этого года председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. – Лиссабонский договор позволяет членам ЕС, если они этого хотят, совмещать их оборонные возможности в постоянной структурной форме. Я считаю, что пришло время воспользоваться этой возможностью». А буквально через несколько часов в интервью, распространенном по Youtube, он высказался о главной причине, побуждающей к подобному шагу: «Американцы более не готовы осуществлять свои военные операции в Европе... Это мы должны гарантировать порядок и безопасность на нашем континенте. В будущем нам это будет необходимо». Конечно, глава исполнительной власти ЕС говорил и о «полной взаимодополняемости» будущих вооруженных сил Евросоюза и НАТО, и о нежелании милитаризировать Европу. Однако подобные декларации не способны затуманить главное – Евросоюз из экономического и политического объединения государств Западной и Центральной Европы превращается в военный блок. К такому повороту оказалось готовым и общество. Как показал социологический опрос института YouGov, проведенный по заказу фонда имени Фридриха Эберта, 54% граждан Германии поддерживают создание единой европейской армии.

ВМС Нидерландов и ФРГ теперь совместно будут эксплуатировать голландский корабль логистической поддержки Karel Doorman.

Датский многоцелевой корабль поддержки Absalon с самой лучшей стороны зарекомендовал себя во время операции Atalanta.

Действительно, США постепенно утрачивают свое экономическое и военное влияние на мировые дела. Следовательно, падает и значение Североатлантического альянса, который всегда опирался на мощь Соединенных Штатов и двигался в фарватере этой страны. Однако у западноевропейских партнеров Вашингтона появились собственные интересы, которые все чаще не совпадают с американскими.

Собственно, сколачивание Вооруженных Сил ЕС исподволь давно уже ведется. Это наиболее заметно в военно-морской сфере. Уже упоминавшаяся операция Atalanta особенно способствовала отработке взаимодействия кораблей ВМС разных западноевропейских государств под единым командованием. 4 февраля этого года министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен и глава оборонного ведомства Нидерландов Жанин Хеннис-Плассхарт достигли соглашения о совместном использовании голландского корабля логистической поддержки Karel Doorman водоизмещением около 28000 т (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №5/2014). Он призван выполнять очень разные задачи в далеких морях: снабжать боевые корабли топливом, горюче-смазочными материалами, боеприпасами и прочим снаряжением, перевозить военную технику, высаживать десант с помощью вертолетов и катеров, управлять действиями соединений и быть госпитальным судном.

Патрульный корабль открытого моря Holland очень подходит для экспедиционных миссий.

Уже сегодня страны Европейского союза могут сформировать целую экспедиционную эскадру. Помимо Karel Doorman и фрегатов типа Baden-Wurttemberg в нее могут войти четыре голландских патрульных корабля открытого моря (OPV) типа Holland, два датских чрезвычайно удачных и особенно подходящих для такого рода деятельности многоцелевых корабля поддержки (Flexible Support Ships – FSS) типа Absalon (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №5/2010), а также шведский корабль Carlskrona, переоборудованный в штабной из минного заградителя. В недалеком будущем эту армаду пополнят семь итальянских многоцелевых патрульных кораблей открытого моря типа PPA (см. журнал «Национальная оборона» №8/2016).

Как и в любом многостороннем союзе, в военном альянсе Европейского Союза есть свой лидер. Им является Германия, интересам которой все больше будут подчиняться партнеры.

Фрегат Sachsen типа 124 осуществляет пуск ЗУР Standard SM-2 Block IIIA.

Алжирский фрегат El Moudamir типа MEKO А200AN, строившийся в Германии одновременно с Baden-Wurttemberg, имеет более широкие боевые возможности.

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ «ЕРЕСЕЙ»

Но поскольку, как заявил Жан-Клод Юнкер, главной заботой объединенных Вооруженных Сил Европейского Союза является Старый свет, то и вооружение должно быть соответствующим. Фрегатам типа Baden-Wurttemberg в европейских водах делать нечего. Они по боевым возможностям уступают не только своим прототипам – кораблям типа 124 (три единицы), но и кораблям более ранней постройки – фрегатам типа 123 (четыре единицы) и даже по некоторым параметрам фрегатам типа 122 (восемь единиц, пять из которых уже списаны), формально на замену которым они строятся. Особенно это касается противолодочного потенциала 125-х, о чем уже говорилось выше. Несомненно, уступают фрегаты типа Baden-Wurttemberg и алжирским фрегатам типа MEKO А200AN, которые строились одновременно с ними на немецких верфях. У тех есть полный набор оружия, предназначенного для борьбы с надводным, подводным, воздушным и береговым противником (см. таблицу).

 

Вот почему в военно-морском строительстве ФРГ сейчас наметился отход от «ересей», обозначившихся в эпоху, наступившую после холодной войны. Фрегаты типа 125 не первые детища этого времени. В декабре 2004 г. для «Дойче Марине» был заложен корвет Braunschweig – головной типа К130 водоизмещением 1840 т и 26-узловой скоростью хода. Первоначально планировалось построить десять-пятнадцать таких кораблей для замены ракетных катеров типа 143, но в строй вошли только пять. Сокращение программы было вызвано не только проблемами с двигательными установками корветов, но и с трудностями формирования их вооружения. Управляемую по оптоволоконному кабелю ракету Polyphem, предназначенную для поражения надводных и береговых целей, так и не удалось довести до требуемых кондиций. Та же участь постигла большой беспилотный летательный аппарат вертолетного типа, который должен был не только вести разведку и заниматься целеуказанием, но и выполнять противолодочные функции. В результате корветы остались без противолодочного вооружения, что для кораблей этого класса абсурдно. У них есть вертолетная площадка и ангар, но в него не помещаются вертолеты, состоящие на вооружении ВМС ФРГ. Теперь на этих кораблях планируется размещать известные и в нашей стране БЛА Camcopter S-100, но они годятся лишь для наблюдения за обстановкой и разведки. Хорошо, что выручили шведы, поставившие на К130 противокорабельные ракеты RBS-15 Mk 3 с дальностью стрельбы 250 км.

Учитывая упущения прошлого, командование «Дойче Марине» выдало судостроительным фирмам заказ на проектирование нового боевого корабля – многофункционального типа MKS-180, который также именуют фрегатом типа 126 (тип Saxony). Его водоизмещение первоначально предполагалось порядка 5000-5500 т, то есть заметно меньше, чем у фрегатов типа Baden-Wurttemberg. Однако теперь речь идет о 7000-8000 т. Он предназначен для действий и в дальних морях, и в европейских водах. Корабль должен совмещать боевые возможности фрегатов типа 124 и типа 125, то есть иметь развитое ударное, оборонительное и противолодочное вооружение, в том числе гидроакустическую станцию и ГАС миноискания. В то же время на нем предполагаются иметь помещения общей площадью 375 м2 для сменной нагрузки (это могут быть быстроходные катера, в том числе и безэкипажные, необитаемые подводные аппараты и т.д.) общей массой 80 т, то есть корабль готов будет выполнять и экспедиционные миссии. Всего немецкий флот рассчитывает получить 6-8 многофункциональных MKS-180, стоимостью около 400 млн. евро за единицу. Но это при водоизмещении 5000-5500 т, а при водоизмещении 7000-8000 т цена, которую придется за них заплатить, существенно вырастет.

Предполагаемый вид многоцелевого боевого корабля MKS-180 (тип 126).

Корвет Braunschweig типа К130. Корабли этого семейства получились не очень удачными.

Как сообщает немецкий англоязычный журнал Naval Forces, также изучается вопрос о строительстве большой серии корветов типа К132 для действий в европейских водах. В отличие от К130 они должны нести ударное, оборонительное и противолодочное вооружение. Оно должно включать ПКР RBS-15 Mk 3 или Mk 4, ЗРК обороны ближнего рубежа RAM Block II, 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку OTO Melara Strales, в боезапас которой входят активно-реактивные снаряды 76 Vulcano с дальностью стрельбы 40 км и управляемые боеприпасы DART для поражения маневрирующих летательных аппаратов, вертолет постоянного базирования. Гидроакустическая станция будет выдавать целеуказание тяжелым электрическим 533-мм торпедам SeaHake mod4 ER с дальностью хода 140-185 км и скоростью хода более 90 км/ч. На конечном участке торпеды управляются посредством пассивной гидроакустической системы наведения. Ими можно стрелять также по военно-морским базам и портам, поскольку они имеют мощный заряд, эквивалентный 460 кг тротила. На корветах К132 торпеды SeaHake будут выстреливаться в противном направлении движению корабля из четырех торпедных аппаратов, размещенных в кормовой части корпуса.

Baden-Wurttemberg (в центре) в сопровождении фрегатов Brandenburg и Schleswig-Holstein (оба типа 123) проходят пролив Скагеррак.

Когда начнется строительство корветов этого типа, не ясно. Но, очевидно, долго ждать не придется. Ведь Германия как лидер Европейского Союза должна прыгать, как пантера.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS