В Сирии 7 мая 2012 г. прошли выборы в Народный совет (парламент страны). Впервые за многие годы они состоялись на многопартийной основе. Явка избирателей составила 51% от общего числа граждан, имеющих право голоса. |
Подавляющее большинство голосов получил проправительственный блок «Национальное единство». И не случайно: сирийцы голосовали не столько за правящую власть, сколько против начала гражданской войны, вероятность которой могла существенно увеличиться в случае победы на выборах оппозиции. Помимо этого, успешные действия армии против боевиков в Хомсе, Хаме, пригородах Дамаска, провинции Идлиб и ряде других районов страны привели в последние месяцы к росту популярности Партии арабского социалистического возрождения.
Следует отметить, что парламентские выборы прошли в спокойной обстановке при отсутствии давления со стороны правящей власти. Контроль за их проведением возложили на судебную систему (ранее эти функции выполняло Министерство внутренних дел). Конечно, по европейским меркам сирийское избирательное законодательство несовершенно, что позволило, например, вести агитацию перед избирательными участками. Крайне трудна обработка бюллетеней, в которые собственноручно вписывались фамилии кандидатов или названия политических партий. Но это серьезно затруднило фальсификацию итогов выборов. По-видимому, руководству страны следовало активно поддержать тех кандидатов из оппозиции, которые проявили готовность к диалогу. В первую очередь это касается «Коалиции сил за мирные перемены». По мнению лидера этой коалиции Кадри Джамиля, в ряде мест верх одержали «выборные технологии». Он настаивает на реформе избирательной системы и повторном голосовании. Тем не менее, сделан уверенный шаг в сторону новой демократической Сирии. В связи с этим непонятна позиция Запада, который демонстративно отказался от наблюдения за ходом парламентских выборов.
Президент Сирии Башар Асад. |
В настоящее время оппозиция внутри Сирийской Арабской Республики (САР) расколота и не имеет явного лидера. Часть ее поддержала проведение парламентских выборов и приняла в них участие. Другая, как например Патриотический координационный комитет или сирийская исламистская организация «Братья-мусульмане», выборы бойкотировала. При этом они не смогли воспрепятствовать проведению выборов хотя бы в силу своей относительной малочисленности.
По сравнению с февралем нынешнего года ситуация в Сирии существенно улучшилась. Вооруженное сопротивление внутри страны в целом было сломлено. Радикальной оппозиции не удалось удержать под своим контролем значительной территории, что могло быть поводом для вооруженного вторжения НАТО или отдельных членов этой организации. Такая угроза еще имеет место, в первую очередь со стороны Турции, которая заявляет о необходимости функционирования на территории САР так называемого коридора «гуманитарной» помощи». В случае его продления, например, до Алеппо возможно создание для вооруженной оппозиции сирийского «Бенгази».
Но вероятность вооруженного вторжения со стороны Анкары не столь велика по следующим причинам. Во-первых, в Турции проживает большое количество дружественных Сирии алавитов (по некоторым оценкам, их численность составляет от 10 до 15 млн. чел.) и суннитов-курдов, чьи соплеменники в Сирии недавно получили значительную самостоятельность, включая право на открытие собственных общеобразовательных школ. Они способны организовать, как минимум, массовые акции протеста.
Во-вторых, против вторжения в Сирию выступают основные турецкие оппозиционные партии: Народно-республиканская партия и Партия националистического движения, которые считают происходящее в САР внутренним делом этой страны. В случае неудачи военной операции оппозиция может попытаться отстранить от власти премьер-министра Реджепа Эрдогана.
В-третьих, многочисленные чистки офицерского состава, обусловленные отстранением военных от реальных рычагов власти в Турции, серьезно ослабили национальные Вооруженные Силы. Сирийская армия же в своей массе сохраняет верность действующей власти.
В-четвертых, в случае вооруженного конфликта НАТО окажет Турции только политическую и информационную поддержку, в том числе по причине невозможности развертывания вблизи САР группировки войск, достаточной для ведения боевых действий против сирийской армии и других силовых структур, которые в совокупности составляют 700 тыс. чел. В силу множества причин ни одно близлежащее государство, за исключением Турции, не предоставит для этого своей территории, что крайне затруднит проведение наземной операции.
Есть и еще одна причина, которая удерживает НАТО от вооруженного вмешательства – это наличие на сирийской территории значительных запасов химического оружия в виде зарина (газ нервно-паралитического действия) и иприта (отравляющее вещество кожно-нарывного действия), которое может быть доставлено к целям с помощью баллистических ракет малой дальности. Его уничтожение путем ракетно-бомбовых ударов неизбежно приведет к заражению окружающей местности. Потребуется не только захват этих хорошо охраняемых объектов силами спецназа, но и вывоз сирийского химического оружия за пределы страны. При этом никто не может исключить, как минимум, пропажи некоторой части химических боеприпасов.
Конечно, при определенных обстоятельствах Запад может решиться нанести по наиболее важным сирийским объектам ракетно-бомбовые удары. Однако Сирия располагает довольно современной системой ПВО, включающей недавно поставленные Россией комплексы «Тор-М1Э», «Бук-М2Э», «Панцирь-С1». В совокупности они обеспечивают надежную защиту таких объектов, что может привести к неприемлемым потерям для авиационного парка нападающей стороны. Помимо этого, в САР поставлены российские береговые ракетные комплексы «Бастион» со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Яхонт», которые имеют дальность полета по комбинированной траектории до 300 км. Два дивизиона таких комплексов обеспечивают защиту всего сирийского побережья от десантных операций противника. Их наличие не может предотвратить удар Военно-морских сил НАТО, но создает высокие риски вооруженной конфронтации, которые в Брюсселе и Вашингтоне не могут не учитывать.
Пока не очень успешными остаются попытки стран Персидского залива и Турции установить бесперебойное снабжение сирийских боевиков оружием и боеприпасами. Первоначально поставки осуществлялись с территории Ирака, где скопилось значительное количество американского оружия, из Турции и Ливана. При этом в Ливан оружие доставлялось, в основном, из Ливии. Власти Иордании, до 40% населения которой составляют палестинские беженцы, сразу воспрепятствовали такой деятельности ввиду опасности внутренней дестабилизации. Под давлением со стороны Ирана и учитывая, что в САР ранее нашли убежище до 1 млн. иракцев, шиитская власть в Багдаде предприняла энергичные меры по закрытию сирийской границы, чтобы воспрепятствовать контрабанде оружия и проникновению боевиков. Позднее аналогичные действия предпринял и Бейрут. Об этом, в частности, свидетельствует факт задержания в конце апреля 2012 г. ВМС Ливана в своих национальных территориальных водах грузового корабля «Лутфулла-2» с грузом стрелкового оружия, гранатометов французского производства и большим количеством взрывчатки. Учитывая сирийское происхождение владельца компании Khafaji Maritime Co, которая перевозила этот груз, можно предположить, что он предназначался для незаконных вооруженных формирований в Сирии. Тем не менее, поставки оружия и попытки проникновения боевиков со стороны Ливана в САР продолжаются. Этому способствуют антисирийские настроения некоторой части ливанской элиты, которую активно поддерживает Катар.
Отдельного рассмотрения заслуживает Турция. На ее территории размещаются не только лагеря для беженцев, но и тренировочные лагеря Сирийской свободной армии, вместимостью до 300 человек каждый (на батальон). Общая численность такой армии составляет 3 тыс. чел., что явно недостаточно для вооруженного свержения власти президента Башара Асада. Однако она может серьезно ухудшать внутреннюю ситуацию в приграничных районах САР. Именно поэтому, а также с целью удержания Анкары от вооруженной агрессии, Дамаск развернул на турецкой границе дивизию в составе 7 тыс. военнослужащих. Ранее эту границу охраняли только пограничники.
Значительная часть граждан Сирии благодарна России за поддержку на международной арене. |
Было бы наивно полагать, что Сирийская свободная армия сформирована исключительно из дезертиров. По некоторым оценкам, она включает до 500 ливийских боевиков, которые прибыли в Турцию «на лечение». Ее финансирование, которое осуществляется из различных источников, по-видимому, контролируется турецкими спецслужбами.
Сирийская свободная армия формально входит в Сирийский национальный совет (СНС). Однако реальной координации действий достигнуть не удается ввиду разной ориентации указанных организаций. Если первая полностью зависит от Турции, которая обеспечивает, в том числе, физическую защиту ее лидеров, то СНС ориентируется на Саудовскую Аравию. Очевидно, что данные государства имеют на Ближнем Востоке различные интересы.
Вооруженные формирования сирийской организации «Братья-мусульмане» также насчитывают не более трех тысяч боевиков. Они действуют вблизи Хомса и в провинции Идлиб. В ходе последних операций Дамаска их военные возможности в значительной степени были подорваны, что вынудило боевиков перейти к тактике террористической деятельности и индивидуального террора против сотрудников силовых структур. Это позволяет получать деньги от государств Персидского залива, но существенно сокращает поддержку организации «Братья-мусульмане» со стороны местного населения.
По некоторым данным, основное количество сирийских боевиков (около 10 тыс. вместе с теми, кто оказывает им логистическую или иную помощь) относит себя к так называемому «суннитскому сопротивлению». Их отряды, которые находятся под сильным влиянием со стороны Народно-демократической партии, формируются по территориальному принципу. По договоренности со специальным представителем ООН и Лиги арабских государств по Сирии Кофи Аннаном, они приостановили свое вооруженное сопротивление с целью установления диалога между сирийским правительством и оппозицией. Без этого провести парламентские выборы в САР было невозможно.
Свою роль в нормализации ситуации внутри страны оказывает Миссия ООН по наблюдению в Сирии, которую возглавляет норвежский генерал Роберт Муд. Ее численность доведена до 243 военных и гражданских экспертов. Они уже начали на постоянной основе нести дежурство в провинции Дейр-эз-Зор. Постепенно планируется расширить сферу их деятельности. Для этого Европейский союз направит в САР 25 бронемашин, оборудование для получения спутниковых изображений и беспилотные летательные аппараты.
2 мая 2012 г. президент Башар Асад подписал указ, освобождающий от преследования дезертиров, если они в трехмесячный срок сдадутся властям. Только за несколько дней этой возможностью воспользовались 213 членов бандформирований, которые сложили оружие в Хаме, Хомсе и Тартусе. Накануне парламентских выборов была объявлена очередная амнистия для тех участников беспорядков, «чьи руки не запятнаны кровью мирных граждан». На свободу вышли 265 активистов оппозиции. В целом за истекший год в САР были освобождены из-под ареста более 4 тыс. человек.
Таким образом, ситуация в Сирии не выглядит безнадежной. Большинство населения и армия в целом поддерживают действующую власть, а внутренняя оппозиция разрознена и относительно слаба (влияние внешней оппозиции в САР довольно ограничено). При отсутствии военного вторжения со стороны Турции и других членов НАТО она не может свергнуть президента Башара Асада. В этих условиях радикальная оппозиция выбрала тактику террора, что затрудняет поддержку со стороны Запада и существенно сокращает ее социальную базу внутри страны. Умеренная оппозиция в основном пошла на сотрудничество с правящей властью, что внушает некоторый оптимизм в отношении перспектив дальнейшего развития событий. Очевидно, что вооруженный конфликт малой интенсивности в Сирии будет длительным. Его исход в значительной степени зависит от способности Дамаска выстоять в условиях финансово-экономических и политических санкций со стороны Запада и государств Персидского залива. Несомненно, что при поддержке со стороны России, Ирана и Китая это вполне возможно.
Владимир Валерьевич ЕВСЕЕВ – кандидат технических наук, директор Центра общественно-политических исследований