В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что «угрозами военной безопасности Российской Федерации является политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах». В Федеральном законе Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. №1-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» установлено, что «Российская Федерация осуществляет предусмотренное Статьей XIV нового Договора о СНВ право выхода из него при возникновении исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу ее высшие интересы». К таким обстоятельствам, в частности, могут относиться «наращивание США, другим государством или группой государств стратегических наступательных вооружений, либо принятие ими решений в области военного строительства, а также иные обстоятельства, которые могут создать угрозу национальной безопасности Российской Федерации». |
Безусловно, данные требования являются основополагающими в органах государственного и военного управления России при оценке состояния и перспектив развития СНС США и других ядерных держав, планировании строительства СЯС ВС РФ и реализации российской стороной своих договорных обязательств. Это обеспечит создание условий для поддержания реального баланса и равных возможностей России и США в области СНВ, выработку ассиметричных и адекватных мер с целью парирования различных угроз.
Вместе с тем, вступивший в силу Договор о СНВ в ущерб безопасности России создает благоприятные возможности для продолжения сотрудничества США с Великобританией в области СНВ и не исключает такого сотрудничества с Францией, которая завершила вступление в военную организацию блока НАТО, в том числе – как ядерная держава. При этом, военно-политическое руководство Великобритании и Франции модернизирует существующие и готовится принять на вооружение новые виды стратегических вооружений, при этом не собираясь подключаться к договорному процессу по их ограничению и сокращению.
Поэтому американская сторона имеет возможность сокращать свои СНВ до уровня 1550 боезарядов и ниже, поскольку наряд ядерных средств для поражения объектов вероятного противника ежегодно уточняется за счет привлечения ядерных сил Великобритании и Франции. У России нет ядерных союзников и она, естественно, таких возможностей не имеет.
США – ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Обратимся к содержанию Статьи ХIII: «Стороны не передают третьим сторонам стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора. Настоящее положение не распространяется на какую бы то ни было существующую на момент подписания настоящего Договора практику сотрудничества, включая обязательства, в области СНВ между одной из сторон и третьим государством».
Контрольно-боевой пуск БРПЛ Trident II. |
Следует отметить, что при ратификации Договора о СНВ оказалась незамеченной ущербность пункта 7 Раздела II Протокола к Договору: «Уведомление, предоставляемое не позднее чем через пять дней после завершения передачи БРПЛ третьему государству или получения БРПЛ от третьего государства в соответствии с существующей практикой сотрудничества». Являлось бы абсурдным, что Россия будет передавать свои морские стратегические ракеты какому-то третьему государству. Безусловно, речь идет о сотрудничестве США и Великобритании по передаче-приему БРПЛ Trident II в интересах поддержания и развития британских МСЯС, причем в ущерб безопасности РФ. При этом состав, содержание и границы сотрудничества США и Великобритании в области СНВ в Договоре не определены. Почему, например, эти уведомления должны предоставляться после завершения передачи ракет, а не до того? Согласно положениям предыдущего Договора о СНВ данное сотрудничество должно было заключаться только в приеме-передаче ракет, что подтверждалось специальным согласованным Заявлением сторон, которое американцами постоянно нарушалось. В ответном Заявлении советской стороны декларировалась даже возможность выхода из этого Договора, чего не произошло. При этом, в органах государственного и военного управления России прекрасно осведомлены, что сотрудничество этих государств не ограничивалось только приемом-передачей БРПЛ Trident II, что обеспечило высокий уровень боевой готовности британских СЯС (подробнее см. журнал «Национальная оборона», №4, 2010).
В настоящее время военно-политическое руководство Великобритании, с участием США, реализует программные положения Белой книги («Оценка состояния и перспектив развития стратегических ядерных сил Великобритании на долгосрочный период»). В документе отмечается, что «СЯС Великобритании предназначены для сдерживания агрессора от нанесения ущерба британским интересам и усиления эффективности воздействия союзных ядерных сил, что укрепит безопасность страны и ее союзников по НАТО». Как известно, СЯС Великобритании представлены 1-й эскадрой подводных лодок, в составе которой имеется четыре ПЛАРБ типа Vanguard, оснащенных БРПЛ Trident II. Каждая ПЛАРБ имеет 16 пусковых установок БРПЛ с РГЧ ИН, способных нести до 8 боеголовок мощностью 0,1-0,15 Мт, имеющих дальность стрельбы 9000 км. Всего в боевом составе МСЯС Великобритании находится 464 ядерных боезаряда.
В мирное время три из четырех ПЛАРБ находятся в составе боеготовой группировки. Одна из них осуществляет боевое патрулирование, а две несут боевое дежурство в пункте базирования. Четвертая ПЛАРБ находится на капитальном ремонте или модернизации. На лодки, ведущие боевое патрулирование, реально загружают 12 ракет, боеголовок на них ставят не более 4 единиц. Уместно напомнить, что БРПЛ Trident II американского производства отличаются высокими тактико-техническими характеристиками. К тому же эта ракета прошла летно-конструкторские испытания с 12 боевыми блоками. Для повышения точности поражения объектов вероятного противника на БРПЛ Trident II предусматривается применять спутниковую навигационную систему США GPS.
Таким образом, просматривается и значительный возвратный потенциал по ракетам и боеголовкам, необходимый для наращивания боевых возможностей британских МСЯС. Что касается перспектив их строительства, то в Белой книге подчеркивается: «Правительство решило участвовать в американской программе продления срока эксплуатации ракет Trident II, что позволит сохранить эти ракеты на вооружении британских ядерных сил до начала 2040-х гг. Будет продолжено сотрудничество с США по обслуживанию этих БРПЛ на американской ВМБ Кингс-Бей. США гарантируют, что любые ракетные системы, разрабатываемые на замену Trident II, будут совместимы с системой боевого управления пуском новых британских ПЛАРБ или могут быть дооборудованы. Решение по замене или модернизации боеголовок должен принять британский парламент».
США – ФРАНЦИЯ
Результаты анализа зарубежных и российских информационных материалов показывают, что на момент подписания настоящего Договора какая-либо практика сотрудничества, включая обязательства, в области СНВ между США и Францией отсутствует. При этом Договор о СНВ взаимного обмена подобной информацией между Россией и США и не предусматривает, что является его серьезным недостатком. Поэтому упоминавшийся выше фрагмент Статьи ХIII имеет стратегическое значение в интересах обеспечения безопасности РФ, и российская сторона обязана это зафиксировать в различных военно-дипломатических документах и умело применять при контроле за выполнением Договора о СНВ.
Между тем возможность осуществления такого сотрудничества уже обозначилась. Так, президент Франции в ходе Международной конференции по безопасности в Мюнхене в 2009 г. заявил: «XXI век станет веком сотрудничества и солидарности. Именно поэтому я привержен дружбе с США – дружбе независимых и уважающих друг друга союзников. Франция сохранит ядерные силы устрашения наряду с англичанами, с которыми мы хотим работать рука об руку. Как можно представить себе, чтобы две единственные ядерные державы Европы не разговаривали и не работали вместе? Это поставит вопрос о взаимодополняемости двух ядерных держав. Поэтому Франция останется ядерной державой».
Необходимо отметить, что зарубежные информационные документы свидетельствуют, что США оказывали помощь Франции по вопросам проектирования баллистических ракет и обеспечения технической безопасности ядерных материалов. Франция, в свою очередь, предоставляла США разнообразную информацию по результатам ядерных испытаний. Между государствами действует «Меморандум о достижении соглашения» по сотрудничеству в области обеспечения ядерной безопасности и защиты от несанкционированного доступа». В документе имеется раздел «Контроль за состоянием ядерного арсенала», который регламентирует сотрудничество в области теоретических, численных и экспериментальных методов моделирования. А раздел «Ядерная техническая безопасность и защита от несанкционированного доступа» определяет порядок обмена информацией по конструкции ядерных вооружений, исследованиям, разработке, испытаниям, изготовлению, транспортировке и демонтажу компонентов из ядерных и взрывчатых материалов. В рамках Меморандума действует также соглашение «Долгосрочное участие технического персонала в совместных проектах и взаимное посещение объектов».
Казалось бы, нет ограничений и для развертывания трехстороннего сотрудничества США со своими ядерными союзниками. Из зарубежных источников известно, что, в обход Договора о СНВ, одно из государств является посредником в передаче информации между двумя другими. При этом отмечаются тенденции по увеличению объема информационного обмена по ядерной проблематики. Подчеркивается, что после подписания этого Договора ядерное сотрудничество США, Великобритании и Франции сосредоточилось на анализе и оценке состояния ядерных арсеналов и выработке мер по продлению сроков эксплуатации ядерных боеприпасов без проведения натурных ядерных испытаний. Приводятся также сведения, что Франция значительно продвинулась в области компьютерного моделирования процессов испытания ЯБП на предмет подтверждения их надежности и безопасности, опередив другие ядерные державы. По оценкам специалистов этих стран, сведения из области ядерных оружейных программ трех держав могут быть сведены в единую базу данных.
В настоящее время СЯС Франции включают морскую и воздушную компоненты. При этом, МСЯС предназначены для решения задач устрашения и поражения стратегических объектов вероятных противников. Франция имеет четыре ПЛАРБ типа Triomphant с БРПЛ М45 (по 6 боеголовок мощностью до 150 кт). Всего 48 носителей (до 16 БРПЛ на каждой ПЛАРБ) и до 288 ядерных боезаряда. Дальность стрельбы ракет составляет около 6000 км, точность доставки боеголовки к цели – около 500 м.
Воздушная компонента предназначена для решения оперативно-стратегических и стратегических задач. Она включает 60 самолетов Mirage 2000N ВВС и 12 самолетов Super Еtendard ВМС, которые оснащены управляемыми ракетами средней дальности АSМР «воздух-земля» с ядерными боезарядами мощностью 300 кт каждая. Всего – 72 носителя и 72 ядерных боезаряда. Планами модернизации предусматривается иметь четыре ПЛАРБ: три лодки с БРПЛ М45 и одну ПЛАРБ Terrible, вооруженную новыми ракетами
М51 с разделяющимися головными частями. В целом, к 2015 г. СЯС Франции будут насчитывать 120 носителей и 360 ядерных боезарядов. В боевой состав ВМС будут введены новый самолет Rafale, новая ракета ASMP-А и новый авианосец.Таким образом, сотрудничество США и Великобритании, а в перспективе – США и Франции в области ядерного вооружения Договором о СНВ четко не регламентировано и нуждается в срочном детальном анализе и принятии соответствующих дополнительных соглашений в рамках Двусторонней консультативной комиссии (ДКК).
Кроме того, Великобритания и Франция в ноябре 2010 г. заключили историческое соглашение о сотрудничестве в военной области. Оно, в частности, предусматривает взаимодействие по поддержанию ядерных арсеналов и создание до 2015 г. двух исследовательских центров. В одном из них будут проводиться исследования, во втором – моделироваться ядерные испытания, что особенно актуально в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Также Франция и Великобритания планируют совместную разработку технологий для атомных подводных лодок, которая пока не будет касаться силовых установок и ядерных вооружений, однако охватит все остальные компоненты и виды снаряжения. Отмечается также, что оба государства будут самостоятельно контролировать свои ядерные силы, хотя не исключается сотрудничество в области разработки конкретных видов стратегических наступательных вооружений.
Как заявил генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Семенович Соломонов, «последнее решение, которое принято правительствами Англии и Франции, говорит о сближении в области стратегического оружия и создании совместных производств» («Национальная оборона», №11, 2010).
Французская ПЛАРБ Terrible выходит на боевое патрулирование. |
ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ЯДЕРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Совместное ядерное планирование США и их союзников приобретает все большую актуальность в связи с необходимостью реализации американской стороной своих договорных обязательств по сокращению носителей и боезарядов.
Ядерное планирование США и их союзников включает:
— согласование руководящих документов по ядерному планированию;
— выбор объектов поражения;
— разработку данных для прицеливания;
— распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их тактико-технических характеристик и сокращения боевого состава СНС США в связи с выполнением договорных обязательств;
— выбор и согласование баллистической трассы полета носителей через территорию других государств;
— формирование и учет предложений командующих на ТВД по поражению объектов тактическим ядерным оружием;
— передача и ввод данных боевого применения в системы управления носителей ядерного оружия;
— определение вариантов применения ядерных сил;
— оценка выбранных вариантов на реализуемость, организация взаимодействия, обеспечения и управления;
— оформление, согласование и утверждение планирующих документов.
В США основным оперативным планом является документ ОPLAN 8044, разработку которого осуществляет Объединенное стратегическое командование (ОСК) ВС США. Этот же орган военного управления руководит разработкой и согласованием оперативных документов союзников. Боевое применение британских СЯС предусмотрено во взаимодействии с СНС США: они включены в американскую систему ядерного оперативного планирования OPLAN 8044. Решение на применение ядерного оружия принимает премьер-министр Великобритании, при необходимости оно согласовывается с президентом США. Вместе с тем, в Белой книге отмечается, что боевое применение британских СЯС предполагается и независимо от США.
Согласно положениям ядерной доктрины Франции боевое применение ядерных сил осуществляется самостоятельно. При необходимости оно будет согласовываться с боевым применением СНС США и СЯС Великобритании.
Таким образом, совместное ядерное планирование обеспечивает американской стороне военно-стратегическое превосходство, поскольку по мере сокращения носителей и боезарядов запланированные для поражения объекты вероятных противников будут переназначаться ядерным средствам союзников. Вполне реальным является создание единой системы управления войсками и ракетно-ядерным оружием и унифицированных документов боевого управления.
ЧТО ЖЕ МОЖЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ РОССИЯ?
Результаты анализа показывают, что Договор о СНВ создает благоприятные условия для сотрудничества США и их ядерных союзников. В боевом составе СЯС Великобритании и Франции планируется содержать 464 и 288 ядерных боезарядов соответственно. Согласно Договору о СНВ, уровень боезарядов, на который должны выйти РФ и США через семь лет после вступления его в силу, составит 1550 единиц. Легко определить, что суммарный ядерный потенциал США и их союзников составляет 2302 ядерных боезаряда, т.е. прогнозируемое превосходство в стратегических ядерных силах будет значительным. При этом не учтено еще и нестратегическое ядерное оружие США, размещенное на территории ряда государств НАТО, вывод которого из Европы не предусматривается.
Правомерно спросить: будет ли после вступления Договора о СНВ в силу обеспечено выполнение вышеизложенного требования Стратегии национальной безопасности России и Закона о ратификации Договора о СНВ? Каковы результаты моделирования вариантов ядерного сдерживания сторон при различных соотношениях количества носителей и ядерных боезарядов у США с учетом их союзников и России? Некоторые руководители, чиновники и эксперты сейчас считают, что не следует стремиться к паритету ракет и боеголовок между РФ и США. Но почему же тогда не учитываются Великобритания, Франция и Китай?
В связи с этим, российским экспертам в составе ДКК необходимо инициировать включение в текст Договора о СНВ или Протокола к нему проект заявления, регламентирующего только прием-передачу БРПЛ Trident II для оснащения СЯС Великобритании и их возврата по истечению сроков эксплуатации (как это было в «старом» Договоре о СНВ). В Приложении об уведомлениях предусмотреть предоставление американцами российской стороне информации о местах раздельного хранения британских и американских БРПЛ, о специальных опознавательных знаках, сроках подачи и возврата ракет, местонахождении каждой из ракет, о сроках и способах ликвидации британских ракет и другой согласованной информации. Предложить американцам уведомлять о пусках британских БРПЛ с Восточного ракетного полигона США, а также предоставлять телеметрическую информацию по их результатам. Кроме того, в Приложении об инспекционной деятельности целесообразно определить порядок контроля российскими инспекторами британских БРПЛ при их хранении на ВМБ США. Важнейшей задачей органов государственного и военного управления России является получение от США официального Заявления, что на момент подписания нового Договора о СНВ американская сторона не осуществляла какого-либо сотрудничества с Францией в области СНВ, а также трехстороннего сотрудничества с участием Великобритании и Франции, поскольку Договор о СНВ функционирование такого «треугольника» не предусматривает. В дальнейшем работу по выявлению, изучению и анализу возможных нарушений Статьи ХIII по линии США – Франция и прогнозируемых последствий для национальной безопасности нашего государства выделить в ключевое направление деятельности Минобороны, Генерального штаба ВС РФ, МИДа и соответствующих структур ОПК.
В заключение уместно напомнить о необходимости ядерного сдерживания КНР. Пекин интенсивно развивает свои ядерные силы, уделяя особое внимание мобильным ракетным комплексам стратегического назначения, и большинство критически важных и стратегических объектов на востоке России находятся в пределах досягаемости китайских ракет. При этом система регионального ядерного сдерживания нуждается в уточнении, поскольку советские (российские) ракеты средней дальности уничтожены согласно «нулевого» варианта Договора о РСМД.
Сергей Васильевич ЧВАРКОВ – генерал-майор, доктор военных наук, профессор Военной академии Генерального штаба ВС РФ
Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – генерал-майор, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук, Заслуженный военный специалист Российской Федерации