АО «Концерн «Гранит-Электрон»
Создание современных информационных комплексов обеспечения безопасности судоходства в Арктической зоне

АО «Концерн «Гранит-Электрон» разрабатывает проект комплекса оперативного контроля надводной и воздушной обстановки за счет создания интегрированной сети из радиолокационных станций (РЛС), связанных с информационным центром, в котором проводится анализ обстановки и решаются вопросы проводки судов в ледовых условиях, а при необходимости вырабатывается целеуказание ракетному оружию.

Георгий КОРЖАВИН

Юрий ПОДОПЛЕКИН

Освоение морского шельфа в Арктической зоне РФ и планируемое увеличение интенсивности судоходства по Северному морскому пути (СМП) предопределяют необходимость принятия эффективных мер по обеспечению безопасности судоходства в суровых ледовых условиях и защиты СМП от возможных нарушителей в 200-мильной пограничной зоне России.

Интенсификация международной деятельности и вовлечение в экономический оборот ранее недоступных ресурсов Мирового океана требуют одновременного наращивания и развития сил и средств ВМФ РФ в этом регионе.

При этом особую значимость приобретает решение задачи получения целостной картины информационной обстановки в отдельно взятом отдаленном районе, таком как арктический шельф, с использованием информации, поступающей от корабельных и береговых РЛС различных диапазонов, а также  космических аппаратов.

Комплексирование и интеллектуальная обработка данных от различных средств освещения обстановки позволят оперативно принимать стратегические или тактические решения для обеспечения безопасности мореплавания, защиты кораблей, морских и береговых объектов.

Стратегия развития Арктической зоны РФ и Стратегия обеспечения национальной безопасности страны предусматривают создание новых материковых и островных баз, новой транспортной и промышленной инфраструктуры. В климатических и географических условиях Арктики возникают проблемы создания автономных комплексов мониторинга обстановки, связанных с новыми объектами инфраструктуры.

Концерн «Гранит-Электрон» разрабатывает, поставляет и обслуживает береговые РЛС, которые являются универсальным средством мониторинга надводной обстановки и воздушной среды в прибрежной зоне. Они решают навигационные задачи, обеспечивают безопасность судовождения и осуществляют контроль обстановки на дальностях в пределах 200-мильной зоны, а также позволяют обнаруживать и сопровождать маловысотные объекты, включая крылатые ракеты, при любых погодных условиях (Рисунок 1).

Рисунок 1. Система освещения надводной обстановки с необслуживаемыми РЛС.

Береговые РЛС исполняются в стационарном и мобильном вариантах. Стационарный вариант предназначен для оснащения постов наблюдения, действующих на территориях с развитой инфраструктурой. Для труднодоступных районов побережья предусмотрен необслуживаемый вариант РЛС. Передвижные станции могут применяться как на постоянных оборудованных постах, так и на неподготовленных береговых позициях (Рисунок 2).

Рисунок 2. Береговая необслуживаемая РЛС.

Для получения дополнительной информации о надводной, воздушной обстановке и обеспечения скрытного наблюдения береговые РЛС могут быть оборудованы аппаратурой пассивного наблюдения и оптико-электронными средствами.

В настоящее время Концерн «Гранит-Электрон» активно работает в области реализации следующих проектов:

• формирование интегрированной сети в зоне арктического шельфа из обслуживаемых и необслуживаемых РЛС, диспетчерского центра оперативного наблюдения за надводной и воздушной обстановкой;

• создание комплекса на базе многодиапазонных РЛС с высоким разрешением и возможностью приема информации от космического аппарата для мониторинга воздушной и надводной обстановки;

• разработка на базе БПЛА комплекса, используемого в управляемом или автономном режимах, с возможностью посадки на движущиеся корабли для разведки воздушной и надводной обстановки, выработки целеуказания для крылатых ракет или торпед.

С целью подготовки к реализации программы по Арктике Концерн выполнил ряд предварительных исследований за счет собственного фонда научно-технического развития. В результате созданы:

• береговая РЛС «Обзор» с уникальными техническими и эксплуатационными параметрами на основе широкополосного зондирующего сигнала для обнаружения воздушных и надводных целей;

• программно-технологический комплекс для обработки параметров наблюдения и оценки безопасности в пограничной зоне.

Рисунок 3. Структура и расположение составных частей РЛС.

Кроме того, у нас имеется положительный опыт применения следующих береговых РЛС:

• навигационная радиолокационная станция «Терса»;

• береговая стационарная РЛС контроля надводной обстановки «Иртыш-3С»;

• навигационная радиолокационная станция для судов класса река-море «Иртыш-2РМ»;

• линейки РЛС типа «Океан».

Совместно с Санкт-Петербургским политехнический университетом Петра Великого выполнен комплекс оперативного многоцелевого планирования и управления безопасности в Арктической зоне России, который решает следующие задачи:

• формирование единого информационного пространства Арктической зоны России;

• контроль безопасности двухсотмильной Арктической зоны РФ;

• обеспечение безопасной навигации в акватории СМП;

• обеспечение безопасности объектов военной, энергетической и промышленной инфраструктуры.

Вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения Концерном сформирован Северо-Западный центр аэрокосмического мониторинга с применением станций дистанционного зондирования Земли и наблюдения за надводной обстановкой в Арктической зоне.

В качестве задела по программе освоения Арктики в Концерне проведена опытно-конструкторская работа «Угра», в результате которой создан образец многодиапазонной РЛС (диапазоны Ka, X, S) в Арктическом исполнении. Многочастотность РЛС обеспечивает возможность анализа структуры ледового покрова (сплошной, спаянный, торосистый) и выбор оптимального пути для надводных кораблей.

Нами проведено исследование по конструктивному размещению РЛС и совмещенного канала приема информации от космического аппарата в одном контейнере. Он может быть выполнен как обслуживаемый и необслуживаемый комплекс с системой связи с диспетчерскими пунктами обработки информации и управления.

Рисунок 4. БПЛА для разведки ледовой обстановки.

Кроме того, в Концерне разработана система из многофункциональных РЛС для побережья Арктики, которая работает автономно или передает информацию в центр управления о надводной, воздушной обстановке и движении судов по СМП (Рисунок 3). Также выполнены две опытно-конструкторские работы с применением беспилотных летательных аппаратов – «Дозор БПЛА» и «Переплут» – (Рисунок 4) по созданию макета с бортовым радиолокатором, тепловыми и видеодатчиками для анализа надводной и гидрометеорологической обстановки в бассейне Северных морей. В рамках этих ОКР разработаны проекты технических заданий на наземную (корабельную) аппаратуру взлета и посадки беспилотников, бортовая автоматическая система управления БПЛА, включая малогабаритный активный радиолокационный канал с дальностью до 50 км и систему связи БПЛА с носителем на дальности до 100 км. По системе связи и активному радиолокационному каналу созданы модели.

Современные информационные комплексы анализа надводной, воздушной, метеорологической и ледовой обстановки в интересах обеспечения безопасности судоходства по СМП пути, при необходимости, позволят обеспечить данными системы целеуказания оружию на кораблях и на побережье, предназначенному для уничтожения маловысотных объектов, включая крылатые ракеты.

Георгий Коржавин - Научный руководитель АО «Концерн «Гранит-Электрон», профессор

Юрий Подоплекин - Первый заместитель генерального директора по науке АО «Концерн «Гранит-Электрон», профессор


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS