Российские беспилотники: итоги МАКС-2019
Россия, до недавнего времени существенно отстававшая в развитии беспилотных систем, совершила значительный рывок в развитии этой техники

Ударный БЛА «Охотник» компании «Сухой» должен действовать в связке с истребителями пятого поколения Су-57.

Очередной российский авиакосмический салон МАКС-2019 стал знаковым не только по причине демонстрации новинок отечественной пилотируемой гражданской и военной техники, но и самым масштабным по сравнению с прошлыми авиасалонами, демонстрацией множества образцов беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и беспилотных авиационных систем (БАС) на их основе. Часть из этих образцов беспилотной техники была представлена широкой публике впервые, а уже освоенные в серии и находящиеся в эксплуатации демонстрировались с индексом «Э» в названии, то есть предлагались на экспорт. Необходимо отметить, что на авиа­салоне этого года в основном преобладал акцент на демонстрацию БЛА и БАС самолетного, вертолетного и мультироторного типов для решения мирных, гражданских задач: мониторинговых, транспортных, сельскохозяйственных и т.д.

Виктор ДРУШЛЯКОВ

В настоящее время, создание БЛА и БАС – это одно из наиболее динамично развивающихся направлений авиастроения. Номенклатура разработанных проектов и находящихся в эксплуатации измеряется двухзначными величинами. По зарубежным оценкам, мировой рынок БЛА продолжает активно расти, причем большая часть стоимости рынка приходится на БЛА военного применения. В ближайшие годы прогнозируется высокий среднегодовой темп роста закупок подобной техники – на уровне 10-15%. В настоящее время тенденции развития БАС характеризуются не только значительным количественным ростом применения, а следовательно и производства, но и расширением ниш применения – освоением областей, занимаемых пилотируемой авиацией и даже неавиационной техникой.

Такая область применения БАС, как транспортные услуги – перевозка грузов, пассажиров, в ближайшем будущем может стать вполне рутинным делом и обеспечить более высокие экономические показатели, чем пилотируемые системы. Ставка будет делаться на создание специальных транспортных БЛА. Появятся многокомпонентные системы из значительного количества взаимодействующих беспилотников, эффективность действий которых будет значительно превосходить работу одиночных дронов.

БЛА «Форпост» (вверху) и его обновленная модификация «Форпост-Р».

В области военного применения на БЛА и БАС различного класса в основном возлагаются функции информационного обеспечения: разведки, целеуказания, трансляции картины обстановки на поле боя в режиме реального времени, контроля поражения целей, ретрансляции сигналов связи и прочее.

Но в последние годы значительно возросла роль БЛА в непосредственном воздействии на противника как огневом, так и информационном. Задачи высокой вероятности поражения целей в условиях противодействия ПВО противника будут обеспечиваться групповым налетом БЛА, а это, в свою очередь, диктует необходимость значительного снижение стоимости, что, соответственно, потребует новых конструкторских решений, разработки новых материалов и технологий, программно-математического обеспечения и принципов серийного производства БАС. Кроме этого, одним из перспективных направлений применения БЛА в качестве авиационных средств поражения является технологии создания барражирующих боеприпасов, или «БЛА-камикадзе».

Военное применение транспортных БЛА в перспективе должно стать массовым, поскольку организация воздушного снабжения боеприпасами, материальными средствами, запасными частями, топливом, продовольствием и медикаментами сопровождается для экипажей транспортной авиации большей опасностью, чем для поддерживаемых подразделений. Широкие возможности открывает применение БЛА для спасательных операций.

Разведывательный БЛА «Корсар».

Весьма перспективно применение БЛА для задач информационного подавления противника. В отличие от пилотируемой авиации, БЛА способен донести средства РЭБ непосредственно к объекту подавления, при этом, соответственно, требования к энергетическим и массогабаритным параметрам средств РЭБ существенно снижаются. Применение групп малогабаритных барражирующих БЛА – постановщиков помех, позволит реализовать эффективное многоточечное воздействие на радиоэлектронные средства противника.

Россия, до недавнего времени существенно отстававшая в развитии беспилотных систем как в части разработки, так и в части оснащения ими Вооруженных Сил, совершила значительный рывок в развитии этой техники, и МАКС 2019 наглядно продемонстрировал достигнутые результаты.

Накануне МАКС-2019 Минобороны РФ сообщило, что российский тяжелый ударный БЛА большой продолжительности полета С-70 «Охотник» разработки ОКБ Сухого совершил свой первый полет.

На МАКСе, в павильоне ОАК, посетители салона могли увидеть модель «Охотника» в пиксельном камуфляже. Эти ударные БЛА планируется использовать как самостоятельно, так и, в перспективе, в связке с истребителями пятого поколения Су-57. В конце сентября 2019 г. Министерство обороны Российской Федерации сообщило, что БЛА «Охотник» совершил первый совместный полет с истребителем пятого поколения Су-57.

БЛА «Орион» демонстрировался на МАКС-2019 с гражданской полезной нагрузкой – противопожарной бомбой АСП-200.

Самый крупный из разведывательных БЛА, состоящий на вооружении Российской армии в настоящее время, – БЛА «Форпост», представляющий собой лицензионную версию израильского БЛА Searcher Mk II. Его серийное производство было освоено на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге. Данный аппарат был успешно освоен в войсках и широко применяется в Сирии. По результатам его использования на Ближнем Востоке был разработан проект модернизации, и 22 августа МО России обнародовало видео первого полета разведывательного БЛА «Форпост-Р». Он представляет собой полностью обновленную модификацию серийного комплекса «Форпост». Летательный аппарат создан из отечественных конструкционных материалов, на него установлено современное радиоэлектронное оборудование, средства связи, наземный комплекс управления и программное обеспечение российского производства. Масса аппарата около 500 кг, двигатель АПД-85 отечественного производства, продолжительность полета до 18 часов, высота полета до 6000 м. Радиус применения БЛА увеличился на 100 км. Серийные поставки аппаратов «Форпост-Р» запланировано начать в 2020 г.

По заказу МО РФ к 2015 г. в КБ «Луч» был создан разведывательный БЛА «Корсар». В следующем году опытные образцы прошли обкатку в небе Сирии, результаты его успешного применения и продемонстрированные функциональные качества позволили МО принять решение о необходимости поставить «Корсар» на вооружение. Этот БЛА построен по двухбалочной схеме, размах крыла – 6,5 м, взлетная масса – около 200 кг. Высота полета – до 5000 м, скорость – 120-150 км/ч, радиус действия – 120-180 км. Благодаря очень экономичному двигателю «Корсар» может непрерывно находиться в воздухе около 8 часов. Он способен нести оружие для применения по наземным целям.

Новинки компании «Кронштадт»: полномасштабный макет перспективного многоцелевого БЛА тяжелого класса «Сириус» (вверху) и аппарат внеаэродромного базирования «Фрегат» (внизу).

АО «Кронштадт», основной российский разработчик разведывательных БЛА большого радиуса действия, на МАКС-2019 представил натурный образец БЛА «Орион». Его разработка была начата еще в 2011 г., в 2017 г. начались испытания, весной 2019 г. данный БЛА был замечен в Сирии. На нем установлен двигатель с турбокомпрессором Rotax 914 мощностью 115 л.с. Шасси – трехопорное, убирающееся. БЛА оснащен электроимпульсной антиобледенительной системой для углепластиковых элементов, которые не могут нагреваться. Это дает возможность расширить географию применения данного БЛА за счет регионов с холодным климатом. В фюзеляже «Ориона» имеется два отсека для полезной нагрузки. Первый – небольшой отсек в носовой части, в котором расположена обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система (МОЭС). Она состоит из двух тепловизионных камер, широкоугольной телевизионной камеры и лазерного дальномера/целеуказателя. МОЭС обеспечивает обнаружение и сопровождение в автоматическом режиме цели для управляемого оружия. В центральном отсеке возможно размещение платформы с цифровыми камерами или обзорной РЛС.

БЛА вертолетного типа c соосной схемой AURA-100.

На МАКС-2019 вместе с БЛА «Орион» демонстрировалось авиационное средство пожаротушения – бомба АСП-200. Площадь распыления пламегасящей смеси весом 200 кг может составлять до 500 кв. м. Такая полезная нагрузка была призвана продемонстрировать возможность гражданского применения данного БЛА – для тушения и локализации пожаров в труднодоступных районах. Но очевидно, что БЛА «Орион» способен нести и боевую нагрузку – различные малогабаритные ракеты и корректируемые бомбы.

Сенсацией стала публичная демонстрация АО «Кронштадт» полномасштабного макета своей новой разработки – перспективного многоцелевого БЛА тяжелого класса «Сириус» взлетной массой 5 т. Основные области применения данного БЛА включают в себя мониторинг Арктической зоны и морской экономической зоны; воздушное патрулирование протяженных объектов и территорий; экстренная доставка грузов на большие расстояния. Аппарат создан по двухбалочной схеме, однодвигательный, его длина – 13 м, размах крыла – 30 м, полезная нагрузка – 1000 кг, крейсерская скорость – 295 км/ч, высота полета – 12 000 м, продолжительность полета – до 40 ч, потребная длина ВПП – 1800 м.

Большая грузоподъемность позволяет нести комбинированные целевые нагрузки, а наличие спутникового канала управления и передачи данных делает радиус применения аппарата ограниченным только запасом топлива. Дальность полета БЛА «Сириус» превышает 10 тыс. км. Наработки АО «Кронштадт» в области автономных средств навигации позволят этому БЛА осуществлять продолжительные, автономные полеты без использования средств спутниковой навигации. По заявлению представителя АО «Кронштадт» Сергея Богатикова, поднять в воздух первый летный образец «Сириуса» планируется через три года. Кроме того, открылась новая область применения БЛА – обкатка в воздухе моделей новых летательных аппаратов, такие работы уже проводятся с помощью БЛА «Орион».

Третьим беспилотником, представленным АО «Кронштадт» на статической стоянке, стала летная модель перспективного БЛА внеаэродромного базирования «Фрегат». Данный БЛА должен решать следующие задачи: перевозка грузов в районах с неразвитой транспортной инфраструктурой; доставка грузов на шельфовые платформы и палубы кораблей; поддержка поисково-спасательных операций.

Конструктивными особенностями БЛА «Фрегат» являются: планер из композитных материалов; высоконапорные поворотные винто-вентиляторы; автоматическое управление на всех режимах полета; унифицированные компоненты и системы, разработанные компанией «Кронштадт». В зависимости от мощности двигателя предлагаются три типоразмера БЛА данной схемы: 800, 1900 и 5000 кг. Модель, представленная на авиасалоне, успешно прошла испытания, результаты которых могут быть положены в основу разработки серийных образцов БЛА данной схемы.

Комплексы подавления сигналов управления БЛА REX-1 и REX-2.

В преддверии МАКС-2019 Минобороны России также распространило видеозапись полета самого большого двухмоторного российского БЛА – «Альтаир», создаваемого по заказу военного ведомства. На авиасалоне данный аппарат представлен не был, но заявлено, что работы по нему продолжаются. В скором времени должна состояться полноценная серия летных испытаний.

Разработка БЛА «Альтаир» велась с 2011 г. в казанском ОКБ им. Симонова, но у исполнителя работ возникли задержки и множественные недоработки по этому проекту, а также финансовые трудности, в том числе и по оплате работ контрагентов. Заводские испытания нового БЛА должны были быть завершены еще в 2017 г. В сложившейся ситуации Министерство обороны России приняло решение передать этот проект для завершения работы компании УЗГА, имеющей опыт освоения производства БЛА «Форпост». В результате организационного компромисса УЗГА открыл в Казани свое обособленное подразделение. Усилиями нового исполнителя работ беспилотник был доработан и 16 августа 2019 г. совершил первый полет.

Один из ведущих разработчиков и производителей беспилотных, мишенных и разведывательных комплексов АО «ЭНИКС» представило свою новую разработку – малогабаритную складную многофункциональную платформу мультироторного типа «ВЕЕР». В настоящее время данный аппарат проходит заводские испытания. Кроме того, «ЭНИКС» продолжает производство и совершенствование БЛА комплекса дистанционного наблюдения типа «Элерон». Новая разработка предприятия – разведывательный БЛА Т16Э. Особенностью этого БЛА является способность нести под крылом различную полезную нагрузку. Представленный в экспозиции МАКС-2019 аппарат был оснащен двумя малогабаритными боеприпасами с раскрывающимся крылом.

Макет реактивного двухдвигательного БЛА, созданного с помощью 3D-печати.

Компания ZALA Aero Group помимо линейки своих БЛА самолетного и вертолетного типов представила комплексы REX-1 и REX-2 для подавления сигналов управления БЛА с радиусом действия до 2 км.

ВР-Технологии и «Вертолеты России» привезли на авиасалон БЛА вертолетного типа ВРТ300 с соосным винтом для решения задач ледовой разведки в Арктической зоне.

Российская компания AURA продемонстрировала многофункциональный аппарат AURA-100. Это достаточно редкий не только для российского, но и для мирового рынка БЛА вертолетного типа. Он построен по соосной схеме с диаметром ротора 4,5 м. Взлетная масса AURA-100 составляет 275 кг, он может держаться в воздухе до трех часов на высотах до 1500 м. Максимальная скорость БЛА – 150 км/ч, радиус действия – до 100 км. При проектировании реализованы принципы открытой архитектуры, что предполагает возможность адаптации под решение различных задач.

АО ЦНТУ «Динамика», ведущий российский разработчик и поставщик авиационных тренажеров нового поколения, впервые представило комплекс на основе БЛА самолетного (ВМ-БЛА) и вертолетного (ВМ-В) типов. Комплекс позиционируется как мишенный, но при замене целевого оборудования сможет решать широкий спектр гражданских и военных задач. По заявлениям разработчиков, в июле 2019 г. завершены летно-конструкторские испытания, по результатам которых подтверждены, а по некоторым показателям и превышены на 5-15% характеристики, заданные тактико-техническим заданием.

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) в рамках авиа­салона МАКС-2019 показал макет экспериментального реактивного двухдвигательного БЛА, созданного с помощью 3D-печати. В изготовлении планера этого беспилотника использованы композиты и эпоксидные связующие, разработанные институтом. Но главной особенностью БЛА является его силовая установка – малоразмерный газотурбинный двигатель МГТД-20, также напечатанный на 3D-принтере. ВИАМ совместно с Фондом перспективных исследований занимается разработкой и изготовлением линейки малоразмерных ГТД на базе аддитивного производства. Крейсерская скорость реактивного БЛА составит 420 км/ч, дальность полета – до 200 км, полезная нагрузка – не менее 30 кг.

В специальном павильоне АОН/БПЛА на МАКС 2019 были сосредоточены новейшие разработки по тематике БЛА самолетного, вертолетного и мультироторного типа таких известных предприятий, как Концерн «Автоматика», АО «НПО «Орион», Группа компаний «Беспилотные системы» SUPERCAM, Robotics, Российские беспилотники, ООО «Фирма «МВЕН», FIXAR, aOrion, ТАИП НТТ, НПК GPS COM, Легион Аэро, АО «Группа компаний ИнЭнерджи», АО «Беспилотные вертолетные системы». Большинство разработок этих компаний отличается оригинальностью технических решений, использованием новых материалов и силовых установок, включая электрические и водородные (на основе топливных элементов).

Китайские «гости» МАКС-2019 – серийный ударный беспилотник Wing Loong I и макет более крупного аппарата Wing Loong II.

Официальным партнером МАКС-2019 стала Китайская Народная Республика. В отдельном павильоне китайские авиастроители продемонстрировали свои достижения и перспективные разработки в области военной и гражданской авиации, ракетостроения, космической техники, авиационного двигателестроения, а также создания БЛА различного назначения. Известно, что в КНР создано, эксплуатируется и продолжает совершенствоваться около четырех десятков БЛА различного типа, ряд из них активно продвигается и поставляется на экспорт. В этот раз в Жуковском рядом с павильоном КНР на открытой площадке были выставлены вместе с образцами различного вооружения серийный БЛА Wing Loong I и полномасштабный макет более тяжелого разведывательно-ударного БЛА Wing Loong II.

МАКС-2019 наглядно продемонстрировал отечественные и мировые достижения в создании беспилотных летательных аппаратов различного назначения. Прогресс отечественных разработчиков в этой области очевиден.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS