Сирийский эффект
«Рособоронэкспорт»: успешные удары нашего флота по террористам усилили интерес зарубежных стран к кораблям с ракетами Club

Ракетный корабль проекта 21632 «Торнадо».

Без сомнения, парижская выставка Euronaval – самая значительная в мире в сегменте военно-морской техники и вооружения. С тех пор как этот салон в 1996 г. получил статус международного, принимает в нем участие и Россия. Не стал исключением и 2016 г. Однако по сравнению с «докрымским» 2012 г., объем присутствия России на Euronaval 2016 сократился на порядок. Причины тому очевидны: почти полностью сошедшее на нет военно-техническое сотрудничество между Россией и ЕС, ряд известных негативных факторов, определяющих нынешний формат российско-французских отношений. Конечно, не добавила позитива двусторонним связям и  отмена визита в Париж президента России Владимира Путина как раз накануне открытия Euronaval 2016, причиной чему послужили недружественные действия его французского коллеги Франсуа Олланда.

Илья КЕДРОВ

ПАРИЖ – МОСКВА

В общем, основной задачей компании «Рособоронэкспорт», под эгидой которой находилась вся наша экспозиция на Euronaval 2016, стала не демонстрация каких-то новинок, а обычная маркетинговая работа с уже состоявшимися и потенциальными заказчиками военно-морской техники российского производства. В ходе салона делегация компании провела встречи с представителями государств Ближнего Востока, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

На стенде «Рособоронэкспорта» на Euronaval 2016 демонстрировались модели патрульных катеров проектов 14310 «Мираж», 12200 «Соболь», 12150 «Мангуст» и противоминного корабля базовой зоны проекта 12701 «Александрит» с пластиковым корпусом.

Среди наиболее перспективных образцов надводных кораблей российского производства, которые сегодня предлагаются к поставкам на экспорт, выделяются корвет проекта 20382 «Тигр» с интегрированным ракетным комплексом Club-N и вертикальными пусковыми установками, фрегаты проектов 22356 и 11356 (в настоящее время поставляются в Индию), патрульный корабль проекта 22460Э (класс OPV), ракетные корабли проекта 21632 «Торнадо» и их модификации, вооруженные ракетными комплексами. Что касается подводных лодок, то это ДЭПЛ проектов «Амур-1650» и 636, оснащенные ракетными комплексами Club-S. Кстати, интегрированные ракетные системы семейства Club предлагаются и отдельно – для размещения на надводных кораблях и подводных лодках иностранных или более старых отечественных проектов. Также потенциальным заказчикам предлагаются береговые ракетные комплексы «Бастион».

По ряду объективных причин, одна из которых – недружественные действия администрации Франсуа Олланда, «Рособоронэкспорт» понизил уровень своего участия в выставке Euronaval 2016.

БЕЛЬХАРРА С «СОБАКОЙ»

Что касается зарубежных компаний, и прежде всего – французских, то нельзя сказать, что на Euronaval 2016 они продемонстрировали много существенных новинок. Стоит выделить, пожалуй, лишь DCNS, которая представила свой проект анаэробной энергетической установки второго поколения FC2G для неатомных подводных лодок, а также проект фрегата нового поколения под обозначением «BELH@RRA».

Разработку ВНЭУ второго поколения DCNS ведет с 2003 г. В настоящее время, по информации компании, завершен этап наземной отработки FC2G, предстоит внедрение ее на борт подводной лодки для дальнейших испытаний, одновременно ведется подготовка для серийного производства ВНЭУ. Принцип ее работы уже известен, аналогичная ВНЭУ разрабатывается и в России. Электроэнергия, питающая силовую установку, поступает из топливных элементов, где образуется в результате электрохимической реакции водорода и кислорода. При этом, если запас кислорода все-таки придется возить с собой, то водород получается из дизельного топлива в специальном реформере. Плюсы такой установки в ее бесшумности, отсутствии каких-либо побочных продуктов работы – за исключением дистиллированной воды. Автономность субмарины с ВНЭУ FC2G составит более двух недель (но, видимо, меньше трех, о которых DCNS заявляла на Euronaval 2014).

При разработке среднего фрегата BELH@RRA в DCNS основной упор сделали на его технологичность. Фрегат назван «цифровым», что особо должно подчеркнуть наличие электронной «собаки» – знака @ в обозначении корабля (само по себе слово «бельхарра» обозначает крупную и опасную волну, иногда появляющуюся в Бискайском заливе в районе города Сен-Жан-де-Люз). Программа создания среднего фрегата (FTI) для ВМС Франции стоимостью 3,8 млрд. евро реализуется с 2015 г. для замены фрегатов типа La Fayette.

Макет нового «цифрового» французского фрегата BELH@RRA.

«Цифровой» фрегат BELH@RRA позиционируется как многоцелевой корабль для любых задач. Корабль будет иметь водоизмещение около 4000 тонн, длину – 121 м, максимальную скорость хода – 27-29 узлов, максимальную дальность плавания – 5 тыс. миль 15-узловым экономическим ходом.

Корпус, в соответствии с лучшими современными тенденциями, имеет «волнопрорезающую» носовую оконечность, по внешнему виду напоминающую таранный форштевень броненосцев постройки конца XIX – начала XX века.

Комбинированная энергетическая установка схемы Combined Diesel and Diesel (CODAD) должна включать четыре дизельных двигателя и четыре дизель-генератора суммарной мощностью 32-40 мВт. Экипаж – 110 человек. Авиационная составляющая – вертолет 10-тонного класса и среднеразмерный вертолетный БЛА.

Проекту «цифрового» корабля соответствовала и интерактивная презентация.

Вооружение будут составлять две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет Exocet MM40 block 3 компании MBDA, 16 вертикальных пусковых установок для зенитных ракет Aster 30, 76-мм артиллерийская установка Super Rapid компании Oto Melara (или 127-мм АУ), две 20-мм дистанционно управляемые АУ Narhwal компании Nexter, торпедные аппараты для противолодочных торпед MU-90. Корабль получит РЛС SeaFire разработки Thales с четырьмя неподвижными антеннами с АФАР, БИУС SETIS, разработанный DCNS. Своеобразный центральный пост фрегата будет включать две «цифровые комнаты», защищенные не только от динамического поражения, но и от кибератак.

Удастся ли фрегатам BELH@RRA повторить коммерческий успех более старых La Fayette – покажет время. Сейчас можно сказать лишь то, что пример очень передового, перенасыщенного электроникой и очень дорогого корабля – американского эсминца Zumwalt, пока не является удачным образцом для подражания.

Новая французская анаэробная энергетическая установка FC2G получилась достаточно компактной.

ЗАКАЗЧИКОВ ИНТЕРЕСУЮТ «ВАРШАВЯНКИ» И «ТОРНАДО»

Глава делегации компании «Рособоронэкспорт» на выставке Euronaval 2016 Евгений Одинцов рассказал журналу «Национальная оборона» об итогах работы на салоне и об основных направлениях работы по маркетингу военно-морской техники и вооружения российского производства.  

— Евгений Владимирович, могли бы вы кратко подвести итог работы «Рособоронэкспорта» на салоне Euronaval 2016?

— Основные усилия на выставке мы приложили для наработки потенциала для заключения новых контрактов на поставку российских вооружения и военной техники. При этом одной из важных задач стала «сверка часов» с партнерами, которые желают, но по известным причинам сегодня не могут вести деловые отношения с Россией.

— Какую долю заняла военно-морская техника в структуре поставок «Рособоронэкспорта» в 2015 году в относительных и реальных финансовых показателях? Охарактеризуйте, пожалуйста, динамику изменения этой доли в период 2011-2015 годов. Каким, на ваш взгляд, этот показатель будет в 2016 году?

— На протяжении многих лет поставки техники ВМФ иностранным заказчикам в структуре общего объ-ема поставок «Рособоронэкспорта» стабильно составляют около 12 процентов. Мы ожидаем, что серьезных отклонений не будет и в 2016 году.

— Какие проекты кораблей и подводных лодок «Рособоронэкспорт» считает наиболее перспективными с точки зрения поставок зарубежным заказчикам?

Глава делегации «Рособоронэкспорта» на выставке Euronaval 2016 Евгений Одинцов (справа) с французскими коллегами.

— Наиболее перспективными с точки зрения поставок зарубежным заказчикам являются неатомные подводные лодки, созданные на базе проекта «Амур-1650». В ближайшей перспективе прогнозируется сохранение интереса у ряда стран Юго-Восточной Азии и Северной Африки к подводным лодкам проекта 636. Из надводных кораблей хорошую перспективу продвижения на внешний рынок имеют фрегаты проектов 22356 и 11356, корвет проекта 20382, противоминный корабль базовой зоны проекта 12701, патрульные корабли проектов 22160 и 22460Э, спасательное судно проекта 21301 типа «Игорь Белоусов», транспортно-десантный катер проекта 02510 и патрульный катер проекта 03160Э. Сохраняется интерес к фрегатам проектов «Гепард-3.9», ракетным катерам проекта 12418, патрульным катерам проектов 12150, 12200 и тральщикам.

— По результатам применения крылатых ракет «Калибр» (экспортное обозначение – «Club») с кораблей проекта 21631 (шифр «Буян-М») в ходе сирийского конфликта, что бы вы могли сказать о перспективах экспорта кораблей этого типа, а также кораблей проектов 22800 («Каракут») и 22160? Какими комплексами ударного ракетного оружия будут оснащаться экспортные варианты кораблей этих проектов?

— Надводные корабли небольшого водоизмещения, вооруженные ракетами типа Club, представляют интерес для стран, реализующих достаточно объемные программы развития национальных ВМС и имеющих национальные интересы в закрытых морях, заливах и островных морских зонах. К таковым можно отнести ряд государств Персидского залива, Средиземноморья, Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

На экспорт предлагаются комплексы интегрированных ракетных систем Club-S и Club-N для подводных лодок и надводных кораблей соответственно. Оснащение в начале 2000-х годов комплексом Club-S российских подводных лодок класса «Варшавянка» придало им новое значимое качество и при этом подтвердило уникальные возможности этого проекта в контексте модернизации. Сегодня подводные лодки проектов 636, 877ЭКМ с комплексом Club входят в состав ВМС ряда иностранных государств.

Возможность установки комплекса Club-N на надводные корабли относительно небольшого водоизмещения, его эффективность, подтвержденная в реальных условиях, также привлечет внимание потенциальных иностранных заказчиков. При этом нисколько не умаляются достоинства других ударных ракетных комплексов российского производства. Все зависит от задач, стоящих перед ВМС конкретной страны.

Участие ВМФ России в сирийском конфликте усилило интерес зарубежных стран к кораблям, способным наносить эффективные высокоточные удары по наземным объектам, расположенным в глубине территории противника.

В частности, уже сегодня можно утверждать, что повысился интерес иностранных заказчиков к подводным лодкам проекта 636, которые нанесли удар из акватории Средиземного моря ракетами семейства Club-S. ВС РФ впервые в боевых условиях применяли подобные ракеты по береговым целям. Кроме того, заказчики интересуются ракетным кораблем проекта 21632 «Торнадо». Модернизированные корабли этого проекта наносили удары ракетами типа Club-N из акватории Каспийского моря.

— Что можно сказать об экспортных перспективах катеров «Мангуст»?

— «Мангуст» – очень удачный проект, который сегодня серийно строится в различных комплектациях в интересах различных российских ведомств и организаций. Катер производится в патрульной, спасательной и разъездной версиях. Его неординарные характеристики – скорость, маневренность, надежность – подтверждены опытом многолетней эксплуатации.

Разумеется, такой удачный образец не мог остаться незамеченным на внешнем рынке, где наблюдается заинтересованность в нем. Совместно с заводом «Вымпел», где строятся эти катера, специалисты «Рособоронэкспорта» проводят активную маркетинговую работу по продвижению катера. Любой потенциальный заказчик может с ним ознакомиться снаружи, изнутри и понять его эксплуатационные качества на ходу. Уверен, что затраченные усилия принесут результаты.

«Рособоронэкспорт» ведет техническое сопровождение артиллерийских установок А190Э на кораблях проекта 11356 ВМС Индии.

— Одно из важных направлений ВТС – ремонт и модернизация ранее поставленной техники. Ведет ли в настоящее время «Рособоронэкспорт» переговоры по ремонту и модернизации ранее поставленных надводных и подводных кораблей? Имеются ли действующие контракты по этому направлению?

— «Рособоронэкспорт» придает большое значение вопросам послепродажного обслуживания поставленной на экспорт техники ВМС. В частности, мы оказываем иностранным заказчикам техническое содействие в проведении ее ремонта и модернизации.

Так, по действующим контрактам «Рособоронэкспорт» оказывает техническое содействие Индии в проведении на верфях этой страны ремонта и модернизации подводных лодок российской постройки, проводятся переговоры о модернизации российских систем вооружения, установленных на надводных кораблях.

В рамках гарантийных обязательств по действующему контракту до 2017 года «Рособоронэкспорт» ведет техническое сопровождение артиллерийских установок А190Э на трех кораблях проекта 11356 ВМС Индии. Ремонт и модернизацию этих установок российские специалисты проводили с 2013 по 2015 годы также в рамках контракта с Министерством обороны Индии.

Россия оказывает помощь Индии в создании авианосца «Викрант».

Кроме того, по линии «Рособоронэкспорта» для обеспечения технического обслуживания и ремонта техники ВМС российского производства в странах иностранных заказчиков созданы и создаются соответствующие производственные мощности.

— Какова ситуация с индийским тендером на постройку неатомных подводных лодок проекта 75I?

— В настоящее время индийская сторона временно отложила работу по теме «75I».

— Какова ситуация с совместным российско-итальянским проектом неатомной подводной лодки 81000?

— Сотрудничество по проекту приостановлено итальянской стороной на неопределенный период.

— Каковы перспективы сотрудничества с Индией в области авианесущих кораблей?

— На основании подписанного с «Рособоронэкспортом» в 2011 году контракта российские предприятия оборонной промышленности оказывают техническое содействие при строительстве авианесущего корабля проекта 71 в части поставки авиационно-технических средств корабля.

Что касается дальнейшего сотрудничества с Индией в области авианесущих кораблей, то в октябре 2015 года «Рособоронэкспортом» вручены технико-коммерческие предложения на совместное проектирование с индийской стороной перспективного авианосца для Военно-морских сил Индии. В настоящее время продолжаются технические консультации по согласованию облика такого перспективного авианосца.

На сегодня перспективными направлениями сотрудничества с Индией в сегменте авианесущих кораблей являются:

• продолжение сервисного обслуживания авианосца российской постройки «Викрамадитья»;

• оказание помощи в завершении строительства первого авианосца национальной постройки «Викрант» и в монтаже на нем российского оборудования;

• совместное проектирование перспективного авианосца национальной постройки «Вишал».

Стенд «Рособоронэкспорта». Рабочий момент.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS