На подходе к HeliRussia 2016: состояние и тенденции вертолетной отрасли
В мае пройдет очередная, уже девятая, крупнейшая в Евразии Международная выставка вертолетной индустрии – HeliRussia

Выставка уже давно стала близкой десяткам тысяч людей, потому что каждый находит на этой площадке что-то интересное и полезное. А атмосфера домашнего гостеприимства мероприятия притягивает вновь и вновь.

Жанна КИКТЕНКО

Традиционно HeliRussia собирает все лучшее и актуальное в отрасли, подводит итоги за прошедший год. Экспозиция выставки и направления ее деловой программы отражают перспективные тенденции развития вертолетной индустрии.

Количественные и качественные показатели развития отрасли, как всегда, будут представлены на международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», организованной Ассоциацией Вертолетной Индустрии и отраслевым агентством «АвиаПорт» в день открытия выставки. В преддверии этого мероприятия подведем некоторые итоги прошедшего года.

Продолжается тенденция роста парка вертолетов в России. Хотя рост замедлился. И если в прошлогоднем сравнении дельта прироста составляла 129 единиц вертолетной техники (2014 г. к 2013 г.), то сейчас это 36 машин (начало 2016 г. к 2015 г.). Рост, как и в предыдущие несколько лет, произошел за счет вертолетов зарубежного производства. Что касается российских машин, то, не считая AW139, произведенных на заводе HeliVert в Подмосковье, в реестре наблюдается не увеличение, а снижение их численности. Хотя его темпы заметно замедлились. Сравнение данных за два последних года (2015 г. к 2014 г.) показывает выбытие пяти единиц, в то время как за сопоставимый период прошлого периода (2014 г. к 2013 г.) данный показатель достигал 28 вертолетов.

Согласно опросу российских операторов, существует потребность как в отечественной, так и в зарубежной технике. И если по зарубежной технике есть возможность удовлетворить свои потребности, приобретя новую машину, то вертолеты российского производства реализуются внутри страны в настоящий момент только на вторичном рынке.

В российском парке гражданских вертолетов продолжает снижаться доля тяжелых машин. По структуре рынка мы сегодня являемся страной с развитым авиационным парком.  Увеличение доли машин среднего и легкого класса все еще происходит за счет вертолетов зарубежного производства. Однако ожидается, что с полноценным выводом на рынок российского вертолета «Ансат» доля отечественной техники серьезно возрастет.

Тенденция сокращения поставок зарубежных вертолетов и вертолетного оборудования в Россию наметилась еще в 2014 г. В прошедшем году они сократились еще больше. Если в 2014 г. в страну был ввезен 121 вертолет, что составило порядка 20% снижения относительно предыдущего периода, то в 2015 г. поставки сократились в три раза.

Если рассматривать размеры поставок зарубежной техники по производителям вертолетов, то снижение произошло у всех, кроме Bell Helicopter. Американская компания демонстрирует стабильный рост: в 2015 г. в Россию было ввезено 11 вертолетов Bell, на три машины больше, чем годом ранее.

Самое сильное снижение поставок – у Robinson Helicopter. Если в 2013 и 2014 гг. было завезено по 86 образцов всех моделей этого производителя, то 2015 г. – лишь 11 машин Robinson пополнили российский парк. Здесь следует отметить, что, по данным Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия), ровно столько же вертолетов Robinson (четыре R-66 и семь R-44) были списаны в связи с авиационными происшествиями.

Падение наблюдается и у Airbus Helicopters – в 2015 г. ввезли 11 машин против 22 в 2014 г. Один вертолет AS-350B3 был потерян в авиационном происшествии.

Finmeccanica Helicopters (ранее – AgustaWestand) добавила в наш парк четыре машины зарубежного производства (в 2014 г. – восемь). Еще два AW139 были произведены на заводе HeliVert, являющимся совместным предприятием компании с холдингом «Вертолеты России».

Кризис нефтегазовой отрасли, связанный со значительным падением цен на нефть, привел к снижению поставок вертолетов для нужд нефтяных компаний. Именно поставки для нефтегазового сектора всегда составляли значительную часть доходов производителей вертолетной техники, а многие новые модели средних двухдвигательных вертолетов создавались в первую очередь для офшорных работ.

Американская вертолетная выставка Heli-Expo 2016, которая традиционно первой подводит итоги прошедшего года, продемонстрировала, что в ответ на такой вызов компании-производители начинают искать другие источники прибыли: активнее расширяют линейки средних и тяжелых вертолетов, предлагая новые медико-эвакуационные, поисково-спасательные, а также VIP-версии, параллельно выходят на новые рынки.

Отражая положение дел в вертолетной индустрии, когда в условиях общего снижения поставок и доходов разработчики и производители вертолетной техники вынуждены экономить и осмотрительнее подходить к дорогостоящей работе над новыми моделями, Heli-Expo 2016 не продемонстрировала принципиально новых вертолетов. Были представлены или уже хорошо знакомые разработки, либо модификации серийных моделей.

Вместе с тем большую активность в этих условиях демонстрируют поставщики дополнительного оборудования, компонентов, систем, а также сервисные предприятия, способные выполнять полный цикл работ. Заказчики вертолетной техники, также испытывая определенные финансовые сложности, зачастую вместо заказа новой техники предпочитают проводить модернизацию имеющегося парка или приобретают модернизированные ресурсные модели.

HeliRussia 2016 сохраняет все мировые тенденции. Наш рынок вертолетных услуг, хоть и находится сейчас в сложных условиях, не перестает быть интересным для иностранных производителей вертолетной техники и оборудования. На выставке будут присутствовать все основные мировые игроки вертолетной индустрии: Airbus Helicopters, Bell Helicopter, Finmeccanica Helicopters, Robinson Helicopter, Airbus DS OPTRONICS, LOM PRAHA, Pall Corporation, Trace Worldwide Corporation, Turbomeca Safran Group и другие. Заявки на участие в HeliRussia 2016 поданы компаниями из 17 стран.

Среди зарубежных стран особое место будет уделено Франции – Французская ассоциация авиационно-космической промышленности (GIFAS) организует экспонирование национальных компаний на едином французском стенде.

Среди новинок, которые будут представлены зарубежными производителями вертолетов на выставке в Москве, стоит отметить AW169, который привезет Генеральный спонсор HeliRussia 2016 – компания Finmeccanica Helicopters. Airbus Helicopters покажет новую модификацию вертолета H135.

Обширной будет и экспозиция дополнительного вертолетного оборудования: DART Aerospace покажет разработку 2016 г. – быстросъемные подвесные корзины для вертолетов R44 и R66; Aviation Battery Systems впервые привезет в Россию мобильное пусковое устройство StartStick; компания Lightspeed проведет российскую премьеру беспроводных гарнитур Tango с активным шумоподавлением и подключением мобильного телефона (впервые эти гарнитуры были показаны на Heli-Expo 2016 в США); ADAC HEMS Academy привезет демонстратор тренажера для вертолета H145 (Avionic Trainer H145) с прототипом приборной панели Helionix. Ожидаются и другие интересные зарубежные разработки.

Представительной будет и российская часть выставочной экспозиции. Традиционно на HeliRussia будет представлена объединенная экспозиция ГК «Ростехнологии» и входящих в ее состав 23 предприятий: холдинга «Вертолеты России» – титульного спонсора выставки, «Рособоронэкспорта», КРЭТ, Раменского приборостроительного конструкторского бюро, «АЭРОПРИБОР-ВОСХОД», НПП «Измеритель», «Техприбор», «РТ-Химкомпозит», «Технодинамика», НПП «Полет», НПО «Прибор», Корпорации «Аэрокосмическое оборудование», КБПА, Раменского приборостроительного завода, УКБП и др.

Холдинг «Вертолеты России» представит на HeliRussia 2016 патрульный вариант вертолета «Ансат» с наземным пунктом управления и многоцелевой вертолет Ми-38.

«Ансат» в VIP комплектации будет демонстрироваться на стенде компании «Русские вертолетные системы».

Холдинг «РТ-Химкомпозит» покажет на выставке «птицестойкое» остекление для вертолета Ка-62, разработанное в сотрудничестве со специалистами Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов. Новый триплекс весит в 2,5 раза меньше силикатного аналога и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к оптическим изделиям для авиационной отрасли.

«Технодинамика» представит на HeliRussia 2016 авариестойкую топливную систему для вертолетов, в производстве которой используются только российские материалы. При аварии баки сохраняют свою целостность, а разрывы соединений происходят в специальных элементах, которые предотвращают вытекание топлива.

Компанией также будет представлен стартер-генератор для Ка-62, который впервые создан по схеме двух электрических машин – магнитоэлектрического генератора (основного) и индукторного генератора (генератор управления), и соединяет в себе лучшие свойства машин этих типов.

В этом году на выставке откроется специализированная экспозиция по тематике беспилотных летательных аппаратов, в рамках которой состоится российская премьера нового китайского БЛА вертолетного типа Sunic-H2M. Будут представлены и другие модели как гражданского, так и военного применения, в числе которых БПЛА «Орлан», гражданские беспилотники компании DJI и т.д. Запланирована летная демонстрация ряда моделей.

По традиции выставочная площадка HeliRussia станет местом для обсуждения актуальных отраслевых и межотраслевых проблем. Отметим наиболее интересные, на наш взгляд, мероприятия.

Визитной карточкой HeliRussia уже много лет является конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», на которой всегда выступают специалисты американской компании Honeywell с анализом и прогнозом мирового рынка вертолетов, а также приводятся показатели по развитию рынка вертолетов в России.

Еще одним традиционным мероприятием HeliRussia стала Международная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация», которая проводится в рамках выставки с 2012 г. За это время конференция стала крупнейшей площадкой в России по обсуждению комплекса вопросов по развитию санитарной авиации, медицинской эвакуации и совершенствованию авиационно-спасательных технологий. Формат открытой дискуссии и междисциплинарный подход привлекают на мероприятие профессионалов самых разных специальностей.

В этом году в рамках деловой программы также продолжится начатое на прошлогодней выставке обсуждение актуальных вопросов по теме «Дизайн летательных аппаратов».

Концерн «Радиоэлектронные технологии» в содружестве с АО «Вертолеты России» проведет традиционную конференцию «Авиационное бортовое оборудование».

В целях развития темы беспилотных летательных аппаратов в рамках деловой программы состоится конференция «Индустрия беспилотных авиационных систем».  Ее организаторами выступают рабочая группа направления «АэроНет» Национальной технологической инициативы и Ассоциация ЭРБАС, объединяющая различные компании индустрии беспилотных авиационных систем (БАС). Цель конференции – определить вектор развития индустрии БАС, уделяя особое внимание формированию целевых рынков и условиям функционирования отрасли. Мероприятие ориентировано на представителей федеральных и региональных органов власти, разработчиков, производителей, экспертов, поставщиков БЛА всех уровней, а также компании, занимающиеся эксплуатацией БАС. Проведение данной конференции именно в рамках Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia позволяет использовать авторитетную площадку пилотируемой авиации мирового уровня для обсуждения общих вопросов пилотируемой и беспилотной техники.

Ассоциация Вертолетной Индустрии (АВИ) организует на HeliRussia 2016 обсуждение ряда актуальных направлений развития вертолетной отрасли: по безопасности полетов, по поставщикам авиационной продукции и контрафакту.

На выставке запланированы и торжественные мероприятия. Главным событием года для членов вертолетного сообщества, несомненно, является церемония награждения ежегодной премией АВИ, которая пройдет на Гала-вечере АВИ 20 мая.

Пройдет и традиционная торжественная церемония награждения победителей и лауреатов фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», организованного Ассоциацией Вертолетной Индустрии. Экспозиция из 40 лучших фоторабот будет работать все дни выставки.

Конечно, это еще не все – новые компании присоединяются к участию в выставке практически каждый день, с расширением экспозиции растет и деловая программа. Уже сейчас можно смело сказать, что выставка HeliRussia 2016 обещает быть интересной, насыщенной и разнообразной!

Жанна КИКТЕНКО – директор выставки HeliRussia 2016


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS