Вертолеты: рынок, тенденции на HeliRussia 2014
Вертолетная техника зарубежного производства продолжает завоевывать российский рынок

Вертолетный рынок как в мировом масштабе, так и в масштабе России продолжает активное развитие. Итоги года традиционно подводятся в мае на Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia, которая в этом году пройдет в седьмой раз.

Жанна КИКТЕНКО

Сейчас мы уже имеем возможность посмотреть динамику производства отечественных вертолетов, а также поставок зарубежной техники в Россию с 2009 по 2013 гг. Более подробная информация будет представлена на 6-й Международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», организованной Ассоциацией вертолетной индустрии и агентством «АвиаПорт». Она состоится на HeliRussia в день открытия выставки.

Производство российских вертолетов постоянно растет с 2005 г., а с 2009 г. отмечаются качественные изменения в структуре и модельном ряде производимых в стране вертолетов. Производство отечественных вертолетов с 2004 г. по настоящее время выросло в 3,5 раза. А с 2009 г. увеличилось на 66%. В России нет ни одной отрасли машиностроения с такими высокими показателями развития.

Жанна КИКТЕНКО – директор выставки HeliRussia 2014

«В 2013 году холдинг продолжил развитие как современная, высокоэффективная и динамичная российская компания, – заявил генеральный директор компании «Вертолеты России» Александр Михеев. – Мы полностью выполнили государственный оборонный заказ, поставляли военные вертолеты на экспорт и изготовили десятки партий надежных и безопасных коммерческих вертолетов для российских и иностранных заказчиков».

Определены важнейшие аспекты деятельности холдинга в следующем году. В частности, подтверждены направления работы по развитию основных проектов в легком, среднем и тяжелом классах вертолетов. Одним из важнейших приоритетов стало ускорение сроков реализации вертолетных программ, направленных на создание и вывод на глобальный рынок новых многоцелевых вертолетов Ка-62, Ми-38, Ми-171А2. С компанией AgustaWestland подписано соглашение, определяющее направления развития совместной программы создания нового легкого вертолета взлетной массой 2,5 тонны. «Вертолеты России» и Turbomeca подписали соглашение об открытии сервисного центра для поддержки ввода в эксплуатацию вертолетов Ка-226Т и Ка-62, оснащенных французскими двигателями.

На конец 2013 г. портфель твердых заказов компании составил 808 вертолетов, при этом его стоимость оценивается в 401,2 млрд. рублей. План поставок на 2014 г. обеспечен твердыми заказами на 100%.

В 2013 г. было произведено 303 вертолета. Поставки заказчикам составили 275 машин, уменьшившись на 5,2% по сравнению с 2012 г. Всего в 2013 г. компания поставила 9 типов вертолетов клиентам из 10 стран мира.

Комментируя результаты работы, Александр Михеев отметил, что «незначительное снижение объема поставок не связано с сокращением портфеля заказов или снижением темпов производства, а обусловлено изменением графика поставок заказчикам».

Вертолетная техника зарубежного производства продолжает завоевывать российский рынок в легком и среднем сегментах. 2013 г. стал рекордным по числу ввезенной иностранной техники: по сравнению с 2012 г. поставки увеличились почти на 50% и составили 145 вертолетов.

Общее количество вертолетов иностранного производства в России постоянно растет. По данным реестра в 2009 г. было зарегистрировано 246 вертолетов, на начало 2014 г. – 584 машины, соответственно, увеличение на 237%.

Абсолютным лидером остаются легкие вертолеты производства Robinson Helicopter Company – 86 машин пополнили российский вертолетный парк, что составляет 59% общих поставок вертолетов зарубежного производства.

Такой рост произошел из-за повышенного спроса на R66, производство которого началось в 2010 г.

В 2013 г. поставки R66 составили 48 единиц, что в относительных величинах составляет 56% от поставок всех моделей вертолетов Robinson в Россию.

Вместе с тем значительно ускорился рост парка вертолетов среднего класса основных мировых производителей, тенденция активного роста которого наметилась в 2011 г.

В этом сегменте по-прежнему лидирует компания Airbus Helicopters (до января 2014 г. – Eurocopter). По словам коммерческого директора «Еврокоптер Восток» Артема Фетисова, в 2013 г. в Россию компанией было поставлено 28 вертолетов, среди которых модели: AS350, EC145, EC120, EC130. Еще три машины этого производителя были поставлены в нашу страну другими компаниями. Таким образом, российский парк вертолетов Airbus Helicopters в 2013 г. вырос на 31 машину (против 22-х в 2012 г.). Сейчас в России эксплуатируется более 140 вертолетов Airbus Helicopters.

Американская компания Bell Helicopter также увеличила поставки в нашу страну. Александр Евдокимов, президент компании Jet Transfer (официальный представитель Bell Helicopter Textron Inc.), сообщил, что в 2013 г. в Россию было поставлено девять вертолетов: восемь Bell 429 и один Bell 407. Это на две машины больше, чем годом ранее.

Значительно увеличила поставки AgustaWestland. В 2013 г. российские заказчики получили 19 вертолетов, среди которых, по словам Альберто Понти, ответственного в AgustaWestland за продажи в России и странах Балтии, 13 AW139, четыре AW109SP и два AW119. Он также отметил, что в России сейчас летает 18 вертолетов AW139. Рост поставок относительно прошлого года составил 270%. AW139 теперь производят в России, и это дает о себе знать! Абсолютный прирост этого производителя за год – 12 вертолетов.

Таким образом, на российском вертолетном рынке отлично уживаются как российские, так и все присутствующие в стране зарубежные производители вертолетов: Eurocopter, Bell, AgustaWestland и, конечно же, Robinson.

По данным ГосНИИ ГА за прошедшие пять лет российский вертолетный парк увеличился на 355 машин, из которых 314 – машины легкого и среднего класса, 287 из них – зарубежного производства.

На сегодня российский парк гражданских вертолетов состоит преимущественно из машин отечественного производства, доля которых в общем количестве зарегистрированных вертолетов составляет 76%. Основу парка составляет по-прежнему семейство Ми-8 – их в России 1192.

За рассматриваемый пятилетний период увеличение парка вертолетов легкого и среднего классов составило 166,8%, тогда как увеличение парка тяжелых вертолетов – 3,2%. Несмотря на то что в структуре парка по-прежнему преобладают машины тяжелого класса, наблюдается явная тенденция к опережающему увеличению количества вертолетов среднего и легкого классов.

В России в структуре вертолетных работ по-прежнему преобладают задачи, выполняемые в интересах нефтегазового комплекса, где востребованы в основном тяжелые вертолеты. Тем не менее наметилось бурное развитие применения вертолетов в медицинских целях – медицинская эвакуация и оказание срочной медицинской помощи. Только по оценке Всероссийского центра медицины катастроф потребность в вертолетах составляет более 200 машин. И это далеко не единственная структура, выполняющая в России работы по оказанию медицинской помощи с применением вертолетов. В этой сфере наиболее эффективны также вертолеты легкого и среднего классов.

К тому же вертолеты легкого и среднего классов находят все более широкое применение не только у частных владельцев и небольших вертолетных операторов, но и в государственных структурах: в МЧС, МВД, а также в крупных авиакомпаниях, среди которых UTair и «Газпромавиа».

Увеличение парка вертолетов, следующее за развитием рынка вертолетных услуг, неизбежно влечет за собой развитие сети вертолетных площадок и инфраструктуры, обеспечивающей вертолетные операции.

Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia позволяет компаниям не только обозначить свое присутствие, но и оценить меняющееся качество российского вертолетного рынка. Все тенденции его развития найдут свое отражение в экспозиции и деловой программе 7-й Международной выставки вертолетной индустрии, где по традиции будут представлены актуальные в настоящее время образцы вертолетной техники, мировые достижения продукции и услуг вертолетной индустрии гражданского и военного назначения во всех ее аспектах: от проектирования и производства до эксплуатации.

Центральное место на выставке займет объединенная экспозиция ГК «Ростехнологии» и входящих в ее состав предприятий.

Холдинг «Вертолеты России» представит на HeliRussia 2014 медицинский вариант вертолета «Ансат». Перед входом в павильон будет демонстрироваться третий опытный образец Ми-38 с российскими двигателями ТВ3-117В и авионикой компании «Транзас Авиация».

Генеральный спонсор HeliRussia – компания Airbus Helicopters впервые представит в России новый 7-тонный вертолет ЕС175 с VIP-интерьером, разработанным студией Pegasus Design. Этот вертолет получил сертификат EASA в январе 2014 г. Российская сертификация и первые поставки этой модели стартовым заказчикам, среди которых российская авиакомпания UTair (контракт на 15 машин), а также NHV и HeliUnion, запланированы на вторую половину 2014 г.

Экспозиция Bell Helicopter в этом году будет насыщенной и интересной. На стенде можно будет увидеть вертолеты Bell 407JX и Bell 429.

Компании AgustaWestland и HeliVert на совместном стенде покажут произведенный в России AW139.

Как всегда на выставке будет присутствовать немалое количество вертолетов Robinson. Компания Авиамаркет представит на выставке 500-й вертолет R66, ключи от которого торжественно вручит владельцу сам Курт Робинсон.

В рамках деловой программы пройдет презентация первого в России кругосветного путешествия на вертолетах и будет представлен уникальный фильм по итогам перелета.

По традиции выставочная площадка HeliRussia станет не только местом для демонстрации достижений мировой вертолетной индустрии, но и обсуждения актуальных отраслевых и межотраслевых проблем.

22-23 мая пройдет 3-я Международная научно-практическая конференция «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация». На конференции нам удалось объединить медиков и летчиков, инженеров и менеджеров, гражданских и военнослужащих, разработчиков и эксплуатантов, производителей и покупателей.

Летом прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение правительству подготовить комплексную программу внедрения газомоторного топлива на всех видах транспорта, в том числе и на авиационном. В этой связи на HeliRussia 2014 пройдет круглый стол «Газомоторное топливо – реальная альтернатива традиционному авиатопливу», задачей которого является обсуждение путей реализации поручения президента по внедрению на вертолетах и воздушных судах газомоторного топлива, включая сжиженный природный газ.

ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» проведет представительную конференцию «Авиационное бортовое оборудование».

Ассоциация вертолетной индустрии организует на HeliRussia 2014 обсуждение ряда актуальных направлений развития вертолетной отрасли: конференции «Управление безопасностью полетов», «Поставки авиационно-технического имущества. Технологии. Проблемы» и «Модернизация как путь сохранения и развития российских вертолетов на рынке страны», семинар авиационных юристов.

На выставке также пройдут конференции, круглые столы и семинары: «Безопасность полетов вертолетов: опыт и практика» (ЗАО «Транзас»), «Как стать поставщиком на международном рынке: глобальные стандарты систем качества и сертификации» («Плексус – Евразия»), «Система Пула, или как сэкономить на запчастях?» (ЗАО «Авиасистемы»), «Компьютерное моделирование композиционных материалов в вертолетной и авиационной промышленности» (ESIGroup), «Городские вертолетные площадки», «Мотивация и стимулирование изобретательской и инновационной деятельности в ОАО «Вертолеты России».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS