«Мы бы хотели вернуться на китайский рынок, это основная цель нашего участия в этой выставке», – говорили представители многих компаний российского ОПК на авиакосмическом салоне Airshow China 2012, проходившем в Чжухае 13-18 ноября. |
ПРЕМЬЕРА – ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА
Впервые салон Airshow China состоялся в 1996 г. и к настоящему времени стал крупнейшей региональной площадкой современной авиационной техники. Компания «Рособоронэкспорт» является постоянным участником этой выставки с 1998 г. В этом году в состав российской делегации вошло 35 предприятий и организаций.
Наиболее плодотворно военно-техническое сотрудничество между Россией и КНР развивалось, как известно, с 1992 по 2004 гг. Затем последовал спад. Во второй половине 2000-х гг. в Китае, пережившем научно-техническую революцию, вызванную бурным освоением западных и российских технологий, решили, что теперь в состоянии самостоятельно справиться с оснащением НОАК современным вооружением и техникой. Однако ставка на копирование и отсутствие полноценных школ по целому ряду важнейших направлений науки и техники все-таки не позволяют пока КНР полностью отказаться от импорта вооружений.
Этот факт подтвердил и руководитель делегации компании «Рособоронэкспорт» на Airshow China 2012, начальник департамента ВВС Сергей Корнев: «После нескольких лет, когда в ВТС с Китаем наблюдалась стагнация, сейчас идет положительная динамика по всем направлениям, в том числе и по линии ВВС. Несмотря на то что промышленность Китая вышла на новый уровень, взаимоотношения продолжаются». По его словам, КНР сейчас интересуется технологиями и самой новой техникой – той, которая только поступает на вооружение.
Михаил Погосян пообещал, что в 2014 г. в Чжухае Россия покажет новый Су-35. |
Особый интерес для китайского авиапрома представляют российские авиадвигатели. Неудивительно поэтому, что стенды Объединенной двигателестроительной корпорации и ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» в российском сегменте Airshow China 2012 оказались одними из самых больших и посещаемых.
ОДК представила в Чжухае двигатели SaM146, РД-33МК, предназначенный для истребителей семейства МиГ-29, вертолетные ТВ7-117СМ и новый ВК-800 мощностью до 800 л.с., предназначенный для легких многофункциональных вертолетов, таких как Ми-54 и «Ансат». Также здесь демонстрировался двигатель 117С, которым комплектуются истребители Су-35.
На стенде «Салюта» были представлены двигатели АЛ-31ФН-М1 с реактивным соплом с управляемым вектором тяги, АИ-222-25 для УТС Як-130, малогабаритный двигатель МД-120.
Как отметил Сергей Корнев, в 2011-2012 гг. между Россией и КНР был заключен целый ряд контрактов на поставку авиадвигателей. Это касается таких моторов, как АЛ-31Ф третьей серии, АЛ-31ФН, Д-30КП-2. Он напомнил также, что имеется рамочный контракт на поставку КНР около 500 двигателей РД-93. Китайская сторона уже приобрела 100 из них, и в настоящее время ведутся переговоры по следующей партии этих моторов.
Демонстрируя в Китае наиболее современные варианты модернизации двигателя АЛ-31, российские производители, очевидно, рассчитывают, что их продукция заинтересует ВВС НОАК с точки зрения модернизации самолетов семейства Су-27, включая лицензионные J-11, а также J-11B и J-15. Ведь, несмотря на то что в КНР упорно пытаются наладить производство собственной версии АЛ-31Ф под обозначением WS-10, закупки российских моторов продолжаются, а значит полностью опереться на собственные силы в авиадвигателестроении КНР сможет еще не скоро.
Двигатель к нему – изделие 117С – Китаю продемонстрировали уже в 2012 г. |
В ходе своей пресс-конференции на Airshow China 2012 президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян заявил, что в 2014 г. на салоне в Чжухае компания «Сухой» покажет натурный образец нового боевого самолета, который примет участие в летной программе выставки. Он уточнил, то речь идет о «новом Су-35», правда не сообщив больше никаких подробностей об этом проекте.
Переговоры о поставке КНР этой машины с разной степенью интенсивности ведутся уже не менее шести лет. Су-35 стал предлагаться Россией к поставкам зарубежным заказчикам в 2006 г., то есть как раз в тот период, когда в Китае решили, что местный авиапром в дальнейшем сам неплохо справится с созданием самолетов продвинутого четвертого и пятого поколений для ВВС НОАК.
Известно, что президент ОАК не склонен к тому, чтобы демонстрировать натурные образцы самолетов (что весьма недешево) на тех площадках, где такая демонстрация не сулит реальной отдачи в виде последующих контрактов. Так что вопрос о том, попадет ли когда-нибудь Су-35 в состав ВВС НОАК, по всей видимости, рано или поздно будет решен с положительным результатом.
А в этом году на Airshow China в живую можно было увидеть другую машину, на которую делают ставку в ОАК – Sukhoi SuperJet 100 (авиакомпании «Якутия»). Это дебют нового российского регионального лайнера в КНР.
«Витязям» нужны новые самолеты Российскую делегацию в небе Чжухая поддерживала пилотажная группа «Русские Витязи». «Витязи» прилетели в Китай пятеркой, однако одна из машин не была окрашена в фирменные цвета группы. Прекрасно отлетав в первый день работы выставки под восторженные вздохи китайской публики, на следующий день они поднялись в воздух четверкой – одна из машин оказалась неисправной. К завершению Airshow China 2012 ее вернули в строй, однако такое положение дел в одной из самых знаменитых пилотажных групп в мире, демонстрирующей престиж страны на российских и зарубежных воздушных праздниках, явно ненормально. Пилотажные группы российских ВВС оказались заложниками оптимизации расходов в российском Минобороны. Пилотажникам в целом и «Русским Витязям» в частности нужна собственная база, нужны новые самолеты. А пока этого нет, очевидно страдает престиж страны. |
Китай является основным драйвером роста рынка гражданских авиаперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Его среднегодовой прирост в ближайшие 20 лет прогнозируется на уровне 7% – это первое место в мире. К 2031 г. Китай догонит по объему рынка авиаперевозок сегодняшнего лидера – США. Азиатско-Тихоокеанский регион в целом, согласно прогнозам, будет самым емким в мире по потребности в новых самолетах до 2030 г. По оценкам ОАК, потребность в новых самолетах сегмента 60-120 кресел в Китае до 2031 г. составит около 700 воздушных судов. Перспективные самолеты российской разработки в данном сегменте могут занять до 8% рынка.
Главнокомандующий ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев ознакомился с экспозицией Airshow China 2012. |
Наибольший спрос в Китае будет приходиться на узкофюзеляжные самолеты вместимостью 140-220 кресел. Потребность в таких лайнерах здесь одна из самых больших в мире – порядка 2100 штук до 2031 г. В данном сегменте Россия может предложить перспективное семейство МС-21.
По словам начальник департамента ВВС компании «Рособоронэкспорт» Сергея Корнева, после завершения испытаний Китаю будет предложен и военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, который начал летать осенью этого года. «У этой машины хорошие экспортные перспективы, в том числе на рынке Китая», – отметил представитель «Рособоронэкспорта». Пока же компания выполняет контракт на поставку КНР 10 самолетов Ил-76 из наличия российского Минобороны. Сергей Корнев заявил, что уже отобрано 7 машин. Они должны пройти капремонт и модернизацию, после чего будут поставлены заказчику – это должно произойти в 2013-2014 гг.
Ряд интересных изделий на Airshow China 2012 представили предприятия, входящие в ГК «Ростехнологии». Среди них, например, НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко – ведущий разработчик систем и средств госопознавания в России. На сегодняшний день только две страны в мире имеют национальные системы госопознавани – Россия и США. В России действуют две системы госопознавания: «Пароль» и ее модернизированный вариант «Страж». По своим характеристикам они ни чем не уступают американским, а в чем-то даже превосходят их.
Журнал National Defense пользовался большим спросом у посетителей Airshow China 2012. |
Компания рассчитывает предложить свои услуги КНР по созданию национальной системы госопознавания, средствами которой можно оснащать технику всех видов базирования – от авиационной, до наземной. Надо сказать, что как и во многих других направлениях развития ВВТ, точная информация о сегодняшнем уровне развития китайских систем госопознавания отсутствует. Известно, что ранее КНР закупала советскую боевую технику, оснащенную самыми первыми отечественными образцами средств опознавания «Кремний». Но сегодня эта система полностью устарела.
О том, что сегодня недостаточное внимание к аппаратуре госопознавания чревато серьезными проблемами, говорит тот факт, что во время первой войны в Персидском заливе 90% всех потерь западная коалиция понесла из-за дружеского огня – вследствие несовершенства системы «свой-чужой». Эти же проблемы были и у России в ходе операции по принуждению Грузии к миру.
Китайский Reaper На выставке Airshow China 2010 многоцелевой БЛА Wing Loong I демонстрировался в виде модели (тогда, правда, он именовался «Птеродактиль I»), в этот же раз компания AVIC продемонстрировала натурный образец этого беспилотника, причем в полном составе – с кабиной управления и вооружением. Как и любой современный БЛА этого типа, Wing Loong I предназначен для ведения разведки, целеуказания и нанесения ударов по выявленным целям имеющимся на борту вооружением. Беспилотник имеет длину 9 м, размах крыльев – 14 м. Максимальный взлетный вес аппарата – 1200 кг, максимальная нагрузка – 200 кг на двух подкрыльевых пилонах. Потолок – 7000 м, продолжительность полета – до 20 часов при максимальной дальности 3000 км. На борту демонстрировавшего в Чжухае БЛА Wing Loong I красовалось 20 звездочек, соответствующих числу успешных испытательных полетов, и 15 ракет – по количеству применений бортового вооружения. Работы по созданию этого БЛА велись на протяжении 5-6 лет. По имеющейся информации, в 2011 г. был подписан первый экспортный контракт на поставку Wing Loong I. Стоимость комплекса – около $1 млн. |
НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко может производить средства опознавания как по российскому, так и по натовскому стандартам. Для любой страны система госопознавания это не просто определенный набор технических средств, это и элемент политики. Особенно актуально это и для Китая, имеющего развитую оборонную промышленность, очень большую армию и серьезные внешнеполитические амбиции.
Среди новичков Airshow China – компания АВЭКС, занимающаяся изготовлением систем электропитания для космических аппаратов и авиации. Как отметил генеральный директор – главный конструктор предприятия Александр Викторов, «цель участия компании АВЭКС в салоне Airshow China 2012 вполне конкретная – найти возможных партнеров как в Китае, так и в других странах, с которыми мы могли бы сотрудничать при изготовлении нашей продукции».
Sukhoi SuperJet 100 авиакомпании «Якутия» впервые демонстрировался на территории КНР. |
В настоящее время ОАО «АВЭКС» накопило большой опыт в создании систем электропитания и управления ракетными электрическими двигателями ориентации для космических аппаратов двойного назначения, разрабатываемых РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПО «Машиностроение». Подтверждением этому служат комплексы, которые в настоящее время эксплуатируются на космических аппаратах «Ямал-100», «Ямал-200», «Монитор-Э», «КаzSat», на Международной космической станции.
На Airshow China 2012 были продемонстрированы сразу три проекта скоростных вертолетов. |
Надо отметить, что в перспективе ВТС между Россией и КНР уже больше никогда не будет улицей с односторонним движением. Для отечественных производителей сегодня важно не только экспортировать свою продукцию и технологии, но и получать в ответ то лучшее, что КНР сегодня может предложить своим зарубежным партнерам. Вот как об этом сказал сотрудник одного из российских предприятий, участвовавших в Airshow China 2012: «Китай является достаточно продвинутой в техническом и технологическом плане страной. Очень многие передовые западные технологии не без помощи китайских диаспор оседают здесь. Это в первую очередь касается области радиоэлектроники. У них есть достаточно серьезные фирмы, производящие различные компоненты и оборудование. И нас это очень интересует – если можно использовать их наработки, почему бы не делать этого. То есть, мы могли бы вести встречный обмен разработками, и это было бы полезно обеим сторонам».
J-31 – китайский истребитель пятого поколения, рассчитанный в первую очередь для поставок на экспорт. |
КИТАЙ – НЕ ГРЕЦИЯ, НО ЗДЕСЬ ТОЖЕ ВСЕ ЕСТЬ
Даже беглый обзор китайской, то есть основной, части выставки Airshow China говорит о том, что сегодня национальная промышленность Поднебесной готова предложить заинтересованному заказчику почти любую продукцию аэрокосмического сектора.
Истребитель пятого поколения? Пожалуйста. Компания Shenyang Aircraft Corporation совсем недавно впервые подняла в небо свой J-31, а на стенде корпорации AVIC его крупномасштабная модель уже представлена на обозрение потенциальным покупателям.
На Airshow China 2012 Китай продемонстрировал множество авиационных средств поражения собственной разработки. |
Скоростной вертолет? Пожалуйста, представлены три проекта. Ударный вертолет? Не проблема. В летной программе Airshow China 2012 принимали участие более крупный и дорогой Z-10 и более компактный ударно-разведывательный Z-19.
Ударные БЛА? И такие есть, СН-4 и Wing Loong I – почти как MQ-9 Reaper, но значительно дешевле.
Управляемые авиабомбы? У КНР их много, любых калибров, с разными системами управления.
Средства ПВО? В ассортименте большой, средней, малой дальности, ПЗРК, МЗА.
Непосредственно в ходе салона входящие в AVIC компания Hongdu Aviation Industry Corporation (HAIGC) и Китайская национальная авиационная импортно-экспортная корпорация (CATIC) заключили первый экспортный контракт на поставку 12 учебно-тренировочных самолетов L-15. Кому планируется поставить эти УТС пока неизвестно. По заявлению президента CATIC Ма Сипинга, официально о первой продаже L-15 будет объявлено в следующем году.
Представитель HAIGC подтвердил, что компания приступила к мелкосерийному производству L-15, а поставка первых 12 самолетов будет завершена к концу 2013 г. Компания также заявила, что разрабатывает новую силовую установку для L-15, которая получит обозначение «Миншан». В настоящее время L-15 оборудован двигателями АИ-222-25Ф украинского ОАО «Мотор Сич». Согласно данным AVIC, «Миншан» будет представлять собой двухвальный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой. На текущий момент испытания основных компонентов силовой установки завершены с удовлетворительным результатом, что позволяет рассчитывать на то, что разработка будет завершена в течение нескольких лет. Однако по неофициальной информации, по своим характеристикам «Миншан» (во всяком случае пока) значительно уступает украинскому аналогу.
|
О том, кто стал первым заказчиком L-15 пока остается только гадать. По информации китайских СМИ, за последние годы получено несколько заявок из стран Латинской Америки и Африки на поставку этого УТС. Потенциальными заказчиками L-15 рассматриваются, прежде всего, те страны, которые являются эксплуатантами УТС K-8 «Каракорум». На сегодняшний день, помимо КНР, это Боливия, Венесуэла, Пакистан, Египет, Мьянма, Шри-Ланка, Гана, Замбия, Зимбабве, Намибия, Судан, Танзания. Предварительные переговоры по поставке L-15 проведены с ВВС нескольких африканских стран, включая Намибию и Демократическую республику Конго. Правительство Венесуэлы также проводит оценку возможности приобретения L-15. Но судя по всему, первым заказчиком этой машины станет все-таки одна из стран Черного континента.
«КИТАЙСКИЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОДВИГАЮТСЯ В РУСЛЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ»
На Airshow China 2012 на стендах китайских предприятий было представлено очень много различных образцов авиационных средств поражения (АСП): ракет «воздух-воздух», «воздух-поверхность», управляемых авиабомб, а также ряд новых средств ПВО. Отечественный ассортимент АСП в Чжухае был показан на стенде Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». О том, какие образцы авиационного вооружения Россия предлагает на экспорт сегодня, рассказал генеральный директор корпорации Борис Обносов.
– Борис Викторович, расскажите о том, что сегодня происходит в Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»? Готовите ли какие-нибудь новинки?
– Мы планомерно работаем над всеми темами. По ряду изделий в 2012 году завершились государственные испытания – это Х-31ПД, РВВ-МД и РВВ-СД. Испытания по ракетам РВВ-БД и Х-31АД вышли на заключительный этап. Рассчитываем до конца года их завершить. Продолжаются летные испытания Х-38. К сожалению, по ряду причин сроки выполнения некоторых тем смещаются вправо. В чем-то мы и сами не дорабатываем. Это в первую очередь касается «Вымпела». Конечно, предприятие решает сложные задачи. Вместе с тем, организация работ оставляет желать лучшего. В целом же, за год корпорацией проделана большая работа.
Делегация Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» во главе с генеральным директором Борисом Обносовым провела целый ряд переговоров с китайскими компаниями. |
Из организационных мероприятий самое важное – указ президента о расширении корпорации. Как известно, в состав «Тактического ракетного вооружения» в качестве субхолдинга включено ОАО «ВПК «НПО машиностроения». Это очень важный и ответственный момент для наших компаний, который потребует определенных организационных усилий с обеих сторон. К нам присоединяется предприятие очень большое и уважаемое, с глубокой историей и славными традициями в области ракетной и космической техники. Вместе мы будем, безусловно, намного сильнее. Я ожидаю синергетического эффекта от объединения конструкторских школ, производственных возможностей и лабораторно-стендовой базы. Объединение не только усилит корпорацию, но и позволит сэкономить государству деньги, поскольку мы сможем полнее использовать имеющиеся производственные мощности и не будем следовать той тенденции, которая наметилась среди некоторых предприятий ОПК, когда каждый холдинг начинает строить свои заводы. Я считаю, что сначала нужно загрузить те мощности, которые имеются, а уж потом заниматься строительством новых предприятий.
– На какую продукцию корпорации сделан акцент на этой выставке? Что из АСП сегодня интересует Китай?
– На салоне мы представили такие изделия, как Х-59МЭ, Х-59М2Э, Х-59МК2, РВВ-БД, Х-31АД, Х-31БД, Х-35. В основном, они готовы к экспорту. На них оформлены соответствующие паспорта, некоторые получат паспорта экспортного облика в следующем году. Это целая линейка изделий, которую мы предлагаем не только Китаю, но и другим странам. И она уже вызывает достаточно большой интерес. Стенд пользуется популярностью. Мы провели целый ряд переговоров с китайскими компаниями, среди них фирма, через которую мы осуществляем поставку запчастей и послепродажное обслуживание. Считаю, что мы имеем хорошие перспективы по расширению нашей ниши на международном рынке.
|
– А что КНР интересует сегодня? Прямые закупки или совместная разработка?
– Прямые закупки, как таковые, сейчас невозможны. Китай в достаточно больших количествах закупал наши изделия всего 3-4 года назад. Для того чтобы они возобновились, должен случиться либо масштабный расход АСП, например, в ходе больших учений, либо закупка новых самолетов. Переговоры ведутся, а это дело небыстрое.
– Есть ли у корпорации сейчас совместные работы с Китаем?
– Мы имеем ряд совместных работ. В частности, МКБ «Искра» ведет разработку перспективного твердотопливного двигателя вместе с одной из китайских компаний.
– Как вы оцениваете уровень разработок Китая в сегменте АСП?
– Китайская сторона мощно организовала эту выставку, чувствуется твердая управляющая рука государства. Китай показывает свой товар лицом. Но по тем ТТХ, которые заявлены в проспектах и табличках, сопровождающих представленные модели и натурные образцы, сложно судить об истинном уровне разработок. По внешним аэродинамическим формам видно, что китайские разработчики продвигаются в русле мировых тенденций, и они претендуют на то, чтобы занять ведущие позиции на рынке вооружений. Я прошелся по выставке – здесь достаточно много изделий по тематике ПВО, много ракет «воздух-поверхность», однако по одному внешнему виду трудно определить их реальные характеристики: какова мощность боевой части, масса ракеты, какая у нее система управления, точность, за счет чего это достигается, какой уровень помехозащищенности, характеристики двигательной установки. Имеющаяся информация крайне отрывочна. По-видимому, многое лишь в стадии разработки.
ПВО с российскими корнями Среди новых образцов китайских комплексов и систем ПВО стоит отметить макет ЗРПК FK-1000 разработки COSIC, по концепции очень сильно напоминающий российский «Панцирь-С1». Комплекс предназначен как для войсковой, так и для объектовой ПВО. Он размещен на автомобильном шасси с колесной формулой 8х8. Вооружение состоит из двух пакетов ЗУР по шесть ТПК в каждом и двух 25-мм пушек. Наведение и управление огнем осуществляется, по всей видимости, с помощью РЛС. Ракета для комплекса FK-1000 весьма напоминает российские ЗУР 9М311 и 57Э6, которыми вооружены ЗРПК «Тунгуска» и «Панцирь-С1». Это, конечно же, не случайно, поскольку, как сообщил представитель компании COSIC, ракеты 9М311 в 2005 г. были поставлены в Китай. Комплекс FK-1000 предназначен для поражения самолетов тактической авиации, вертолетов, БЛА, а также крылатых и оперативно-тактических ракет. Также на Airshow China 2012 компания CASC продемонстрировала ЗРК средней дальности LY-80, который в 2011 г. был принят на вооружение НОАК под обозначением HQ-16А. Считается, что HQ-16A является сухопутной версией морского ЗРК HHQ-16, который в свою очередь представляет собой дальнейшее развитие советского флотского комплекса «Штиль» – морского варианта ЗРК «Бук». Ракета комплекса HQ-16A/LY-80 стартует вертикально из транспортно-пускового контейнера. Комплекс способен поражать воздушные цели на больших высотах и перехватывать низколетящие объекты на дальностях до 40 км, заполняя промежуток между ЗРК HQ-7 ближнего действия и HQ-9 большой дальности. В состав дивизиона LY-80 входят пункт боевого управления (C2), РЛС обнаружения и три огневые батареи. Каждая батарея состоит из РЛС подсветки и наведения и четырех пусковых установок. Пусковая установка LY-80 размещается на автомобильном шасси с колесной формулой 6х6 и оснащается шестью ЗУР. По имеющейся информации, ЗРК способен поражать цели типа «самолет» на дальностях 3,5-40 км, «крылатая ракета» – 3,5-12 км. Минимальная высота поражения цели – 15 м, максимальная – 15000 м. Вероятность поражения цели типа «самолет» одной ракетой составляет более 0,85, «крылатой ракеты» – более 0,6. Согласно китайским источникам, РЛС подсвечивают цели периодически, имеют высокую помехозащищенность и могут наводить ракеты на четыре цели одновременно. ЗУР использует инерциальное наведение на начальном участке полета и полуактивную радиолокационную ГСН на конечном участке траектории. |
– Есть ли у корпорации продвижение по тематике гиперзвука?
– Продвижение уже в одном – в том, что мы подняли эту тему, и теперь о ней знает и помнит руководство страны. Эта проблема не новая. Мы в теме гиперзвука были, не побоюсь этого слова, впереди планеты всей начиная с 1960-х годов и до начала 1990-х. Потом получился – не буду говорить провал, но остановка и отсутствие интеграции сил. Это направление очень затратное и требует очень четкой координации работ, а также эффективного использования тех средств, которые выделяются. Тема гиперзвука должна вестись по маршрутной карте, которая расписана если не до месяцев, то, по крайней мере, до кварталов и годов. И надо понимать, что дело это не быстрое, поскольку гиперзвуковое направление несет за собой принципиально новые научно-технические разработки во всех областях ракетостроения начиная с аэродинамики и кончая двигателестроением. Требуется разработка и новых материалов, и новых систем управления. И конечно результаты работы по этой теме будут важны не только для военной техники, но и для гражданского применения – авиации и машиностроения в целом. Проблематикой гиперзвука сейчас занимаются во всех ведущих странах мира: и в США, и в Западной Европе, и в Индии, и в Китае. И я очень рад, что Дмитрий Рогозин уделяет этой теме очень большое внимание. Здесь уж воистину «кто не успел, тот опоздал».
|
– На ваш взгляд, перемены в Министерстве обороны России как-то затронут взаимоотношения Вооруженных Сил и ОПК?
– Касаясь изменений, произошедших в Министерстве обороны, надеюсь, что они не повлекут за собой изменений в Госпрограмме вооружения. Чтобы не было так: сегодня это изделие нужно, а завтра вдруг выясняется, что закупки откладываются. Ведь мы расходуем огромные средства на то, чтобы подготовить серийное производство. И не одного, а целого ряда изделий. Да и защита их до включения в ГПВ прошла не одно согласование. Подготовка серийного производства изделия требует огромных затрат и продолжительного времени. И если у нас на какой-то образец не было заказов 10 лет, а от нас требуют, к примеру, завтра выдавать по 100 штук, то тут можно сказать только одно – чудес не бывает, и для начала производства требуется серьезная подготовка. Поэтому хорошо, что действуют ГПВ и Федеральная целевая программа развития ОПК. Только их надо более четко координировать так, чтобы средства выделялись на тот период, когда они действительно нужны, а не так, когда работа по какой-то теме проводится сейчас, а средства на развитие производства выделяются после 2015 года. Мы понимаем, что кошелек страны не безграничен. Но нужно искать какие-то приемлемые методы, в их числе – опережающее кредитование.
Предприятиям надо создать понятные условия работы. Выполнение госзаказа характеризуется очень низким процентом рентабельности. И если он опускается ниже 6-7%, то предприятие фактически скатывается на грань стагнации – не на что развиваться. А нам нужно создавать новые разработки, увеличивать зарплаты, чтобы хотя бы перекрывать инфляцию.
Крайняя проблема – кадры. О ней все знают, но пока целенаправленная государственная программа, которая была бы понятна и прозрачна, в этом направлении отсутствует. Я считаю, что необходимо вернуться к системе распределения студентов, к обязательной отработке – если студент учится за государственные деньги. Важно вернуться к отсрочке от армии, к прохождению альтернативной службы на производстве. Почему в больнице человек, проходящий альтернативную службу, работать может, а в горячем цехе, в литейном, в гальваническом – нет?