Вернуться в Китай
Российский ОПК надеется на возобновление военно-технического сотрудничества с восточным соседом

«Мы бы хотели вернуться на китайский рынок, это основная цель нашего участия в этой выставке», – говорили представители многих компаний российского ОПК на авиакосмическом салоне Airshow China 2012, проходившем в Чжухае 13-18 ноября.

Илья КЕДРОВ

ЧЖУХАЙ – МОСКВА

ПРЕМЬЕРА – ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА

Впервые салон Airshow China состоялся в 1996 г. и к настоящему времени стал крупнейшей региональной площадкой современной авиационной техники. Компания «Рособоронэкспорт» является постоянным участником этой выставки с 1998 г. В этом году в состав российской делегации вошло 35 предприятий и организаций.

Наиболее плодотворно военно-техническое сотрудничество между Россией и КНР развивалось, как известно, с 1992 по 2004 гг. Затем последовал спад. Во второй половине 2000-х гг. в Китае, пережившем научно-техническую революцию, вызванную бурным освоением западных и российских технологий, решили, что теперь в состоянии самостоятельно справиться с оснащением НОАК современным вооружением и техникой. Однако ставка на копирование и отсутствие полноценных школ по целому ряду важнейших направлений науки и техники все-таки не позволяют пока КНР полностью отказаться от импорта вооружений.

Этот факт подтвердил и руководитель делегации компании «Рособоронэкспорт» на Airshow China 2012, начальник департамента ВВС Сергей Корнев: «После нескольких лет, когда в ВТС с Китаем наблюдалась стагнация, сейчас идет положительная динамика по всем направлениям, в том числе и по линии ВВС. Несмотря на то что промышленность Китая вышла на новый уровень, взаимоотношения продолжаются». По его словам, КНР сейчас интересуется технологиями и самой новой техникой – той, которая только поступает на вооружение.

Михаил Погосян пообещал, что в 2014 г. в Чжухае Россия покажет новый Су-35.

Особый интерес для китайского авиапрома представляют российские авиадвигатели. Неудивительно поэтому, что стенды Объединенной двигателестроительной корпорации и ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» в российском сегменте Airshow China 2012 оказались одними из самых больших и посещаемых.

ОДК представила в Чжухае двигатели SaM146, РД-33МК, предназначенный для истребителей семейства МиГ-29, вертолетные ТВ7-117СМ и новый ВК-800 мощностью до 800 л.с., предназначенный для легких многофункциональных вертолетов, таких как Ми-54 и «Ансат». Также здесь демонстрировался двигатель 117С, которым комплектуются истребители Су-35.

На стенде «Салюта» были представлены двигатели АЛ-31ФН-М1 с реактивным соплом с управляемым вектором тяги, АИ-222-25 для УТС Як-130, малогабаритный двигатель МД-120.

Как отметил Сергей Корнев, в 2011-2012 гг. между Россией и КНР был заключен целый ряд контрактов на поставку авиадвигателей. Это касается таких моторов, как АЛ-31Ф третьей серии, АЛ-31ФН, Д-30КП-2. Он напомнил также, что имеется рамочный контракт на поставку КНР около 500 двигателей РД-93. Китайская сторона уже приобрела 100 из них, и в настоящее время ведутся переговоры по следующей партии этих моторов.

Демонстрируя в Китае наиболее современные варианты модернизации двигателя АЛ-31, российские производители, очевидно, рассчитывают, что их продукция заинтересует ВВС НОАК с точки зрения модернизации самолетов семейства Су-27, включая лицензионные J-11, а также J-11B и J-15. Ведь, несмотря на то что в КНР упорно пытаются наладить производство собственной версии АЛ-31Ф под обозначением WS-10, закупки российских моторов продолжаются, а значит полностью опереться на собственные силы в авиадвигателестроении КНР сможет еще не скоро.

Двигатель к нему – изделие 117С – Китаю продемонстрировали уже в 2012 г.

В ходе своей пресс-конференции на Airshow China 2012 президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян заявил, что в 2014 г. на салоне в Чжухае компания «Сухой» покажет натурный образец нового боевого самолета, который примет участие в летной программе выставки. Он уточнил, то речь идет о «новом Су-35», правда не сообщив больше никаких подробностей об этом проекте.

Переговоры о поставке КНР этой машины с разной степенью интенсивности ведутся уже не менее шести лет. Су-35 стал предлагаться Россией к поставкам зарубежным заказчикам в 2006 г., то есть как раз в тот период, когда в Китае решили, что местный авиапром в дальнейшем сам неплохо справится с созданием самолетов продвинутого четвертого и пятого поколений для ВВС НОАК.

Известно, что президент ОАК не склонен к тому, чтобы демонстрировать натурные образцы самолетов (что весьма недешево) на тех площадках, где такая демонстрация не сулит реальной отдачи в виде последующих контрактов. Так что вопрос о том, попадет ли когда-нибудь Су-35 в состав ВВС НОАК, по всей видимости, рано или поздно будет решен с положительным результатом.

А в этом году на Airshow China в живую можно было увидеть другую машину, на которую делают ставку в ОАК – Sukhoi SuperJet 100 (авиакомпании «Якутия»). Это дебют нового российского регионального лайнера в КНР.

«Витязям» нужны новые самолеты

Российскую делегацию в небе Чжухая поддерживала пилотажная группа «Русские Витязи».

«Витязи» прилетели в Китай пятеркой, однако одна из машин не была окрашена в фирменные цвета группы. Прекрасно отлетав в первый день работы выставки под восторженные вздохи китайской публики, на следующий день они поднялись в воздух четверкой – одна из машин оказалась неисправной. К завершению Airshow China 2012 ее вернули в строй, однако такое положение дел в одной из самых знаменитых пилотажных групп в мире, демонстрирующей престиж страны на российских и зарубежных воздушных праздниках, явно ненормально.

Пилотажные группы российских ВВС оказались заложниками оптимизации расходов в российском Минобороны. Пилотажникам в целом и «Русским Витязям» в частности нужна собственная база, нужны новые самолеты. А пока этого нет, очевидно страдает престиж страны.

Китай является основным драйвером роста рынка гражданских авиаперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Его среднегодовой прирост в ближайшие 20 лет прогнозируется на уровне 7% – это первое место в мире. К 2031 г. Китай догонит по объему рынка авиаперевозок сегодняшнего лидера – США. Азиатско-Тихоокеанский регион в целом, согласно прогнозам, будет самым емким в мире по потребности в новых самолетах до 2030 г. По оценкам ОАК, потребность в новых самолетах сегмента 60-120 кресел в Китае до 2031 г. составит около 700 воздушных судов. Перспективные самолеты российской разработки в данном сегменте могут занять до 8% рынка.

Главнокомандующий ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев ознакомился с экспозицией Airshow China 2012.

Наибольший спрос в Китае будет приходиться на узкофюзеляжные самолеты вместимостью 140-220 кресел. Потребность в таких лайнерах здесь одна из самых больших в мире – порядка 2100 штук до 2031 г. В данном сегменте Россия может предложить перспективное семейство МС-21.

По словам начальник департамента ВВС компании «Рособоронэкспорт» Сергея Корнева, после завершения испытаний Китаю будет предложен и военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, который начал летать осенью этого года. «У этой машины хорошие экспортные перспективы, в том числе на рынке Китая», – отметил представитель «Рособоронэкспорта». Пока же компания выполняет контракт на поставку КНР 10 самолетов Ил-76 из наличия российского Минобороны. Сергей Корнев заявил, что уже отобрано 7 машин. Они должны пройти капремонт и модернизацию, после чего будут поставлены заказчику – это должно произойти в 2013-2014 гг.

Ряд интересных изделий на Airshow China 2012 представили предприятия, входящие в ГК «Ростехнологии». Среди них, например, НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко – ведущий разработчик систем и средств госопознавания в России. На сегодняшний день только две страны в мире имеют национальные системы госопознавани – Россия и США. В России действуют две системы госопознавания: «Пароль» и ее модернизированный вариант «Страж». По своим характеристикам они ни чем не уступают американским, а в чем-то даже превосходят их.

Журнал National Defense пользовался большим спросом у посетителей Airshow China 2012.

Компания рассчитывает предложить свои услуги КНР по созданию национальной системы госопознавания, средствами которой можно оснащать технику всех видов базирования – от авиационной, до наземной. Надо сказать, что как и во многих других направлениях развития ВВТ, точная информация о сегодняшнем уровне развития китайских систем госопознавания отсутствует. Известно, что ранее КНР закупала советскую боевую технику, оснащенную самыми первыми отечественными образцами средств опознавания «Кремний». Но сегодня эта система полностью устарела.

О том, что сегодня недостаточное внимание к аппаратуре госопознавания чревато серьезными проблемами, говорит тот факт, что во время первой войны в Персидском заливе 90% всех потерь западная коалиция понесла из-за дружеского огня – вследствие несовершенства системы «свой-чужой». Эти же проблемы были и у России в ходе операции по принуждению Грузии к миру.

Китайский Reaper

На выставке Airshow China 2010 многоцелевой БЛА Wing Loong I демонстрировался в виде модели (тогда, правда, он именовался «Птеродактиль I»), в этот же раз компания AVIC продемонстрировала натурный образец этого беспилотника, причем в полном составе – с кабиной управления и вооружением.

Как и любой современный БЛА этого типа, Wing Loong I предназначен для ведения разведки, целеуказания и нанесения ударов по выявленным целям имеющимся на борту вооружением. 

Беспилотник имеет длину 9 м, размах крыльев – 14 м. Максимальный взлетный вес аппарата – 1200 кг, максимальная нагрузка – 200 кг на двух подкрыльевых пилонах. Потолок – 7000 м, продолжительность полета – до 20 часов при максимальной дальности 3000 км.

На борту демонстрировавшего в Чжухае БЛА Wing Loong I красовалось 20 звездочек, соответствующих числу успешных испытательных полетов, и 15 ракет – по количеству применений бортового вооружения.

Работы по созданию этого БЛА велись на протяжении 5-6 лет. По имеющейся информации, в 2011 г. был подписан первый экспортный контракт на поставку Wing Loong I. Стоимость комплекса – около $1 млн.

НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко может производить средства опознавания как по российскому, так и по натовскому стандартам. Для любой страны система госопознавания это не просто определенный набор технических средств, это и элемент политики. Особенно актуально это и для Китая, имеющего развитую оборонную промышленность, очень большую армию и серьезные внешнеполитические амбиции.

Среди новичков Airshow China – компания АВЭКС, занимающаяся изготовлением систем электропитания для космических аппаратов и авиации. Как отметил генеральный директор – главный конструктор предприятия Александр Викторов, «цель участия компании АВЭКС в салоне Airshow China 2012 вполне конкретная – найти возможных партнеров как в Китае, так и в других странах, с которыми мы могли бы сотрудничать при изготовлении нашей продукции».

Sukhoi SuperJet 100 авиакомпании «Якутия» впервые демонстрировался на территории КНР.

В настоящее время ОАО «АВЭКС» накопило большой опыт в создании систем электропитания и управления ракетными электрическими двигателями ориентации для космических аппаратов двойного назначения, разрабатываемых РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПО «Машиностроение». Подтверждением этому служат комплексы, которые в настоящее время эксплуатируются на космических аппаратах «Ямал-100», «Ямал-200», «Монитор-Э», «КаzSat», на Международной космической станции.

На Airshow China 2012 были продемонстрированы сразу три проекта скоростных вертолетов.

Надо отметить, что в перспективе ВТС между Россией и КНР уже больше никогда не будет улицей с односторонним движением. Для отечественных производителей сегодня важно не только экспортировать свою продукцию и технологии, но и получать в ответ то лучшее, что КНР сегодня может предложить своим зарубежным партнерам. Вот как об этом сказал сотрудник одного из российских предприятий, участвовавших в Airshow China 2012: «Китай является достаточно продвинутой в техническом и технологическом плане страной. Очень многие передовые западные технологии не без помощи китайских диаспор оседают здесь. Это в первую очередь касается области радиоэлектроники. У них есть достаточно серьезные фирмы, производящие различные компоненты и оборудование. И нас это очень интересует – если можно использовать их наработки, почему бы не делать этого. То есть, мы могли бы вести встречный обмен разработками, и это было бы полезно обеим сторонам».

J-31 – китайский истребитель пятого поколения, рассчитанный в первую очередь для поставок на экспорт.

КИТАЙ – НЕ ГРЕЦИЯ, НО ЗДЕСЬ ТОЖЕ ВСЕ ЕСТЬ

Даже беглый обзор китайской, то есть основной, части выставки Airshow China говорит о том, что сегодня национальная промышленность Поднебесной готова предложить заинтересованному заказчику почти любую продукцию аэрокосмического сектора.

Истребитель пятого поколения? Пожалуйста. Компания Shenyang Aircraft Corporation совсем недавно впервые подняла в небо свой J-31, а на стенде корпорации AVIC его крупномасштабная модель уже представлена на обозрение потенциальным покупателям.

На Airshow China 2012 Китай продемонстрировал множество авиационных средств поражения собственной разработки.

Скоростной вертолет? Пожалуйста, представлены три проекта. Ударный вертолет? Не проблема. В летной программе Airshow China 2012 принимали участие более крупный и дорогой Z-10 и более компактный ударно-разведывательный Z-19.

Ударные БЛА? И такие есть, СН-4 и Wing Loong I – почти как MQ-9 Reaper, но значительно дешевле.

Управляемые авиабомбы? У КНР их много, любых калибров, с разными системами управления.

Средства ПВО? В ассортименте большой, средней, малой дальности, ПЗРК, МЗА.

Непосредственно в ходе салона входящие в AVIC компания Hongdu Aviation Industry Corporation (HAIGC) и Китайская национальная авиационная импортно-экспортная корпорация (CATIC) заключили первый экспортный контракт на поставку 12 учебно-тренировочных самолетов L-15. Кому планируется поставить эти УТС пока неизвестно. По заявлению президента CATIC Ма Сипинга, официально о первой продаже L-15 будет объявлено в следующем году.

Представитель HAIGC подтвердил, что компания приступила к мелкосерийному производству L-15, а поставка первых 12 самолетов будет завершена к концу 2013 г. Компания также заявила, что разрабатывает новую силовую установку для L-15, которая получит обозначение «Миншан». В настоящее время L-15 оборудован двигателями АИ-222-25Ф украинского ОАО «Мотор Сич». Согласно данным AVIC, «Миншан» будет представлять собой двухвальный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой. На текущий момент испытания основных компонентов силовой установки завершены с удовлетворительным результатом, что позволяет рассчитывать на то, что разработка будет завершена в течение нескольких лет. Однако по неофициальной информации, по своим характеристикам «Миншан» (во всяком случае пока) значительно уступает украинскому аналогу.

О том, кто стал первым заказчиком L-15 пока остается только гадать. По информации китайских СМИ, за последние годы получено несколько заявок из стран Латинской Америки и Африки на поставку этого УТС. Потенциальными заказчиками L-15 рассматриваются, прежде всего, те страны, которые являются эксплуатантами УТС K-8 «Каракорум». На сегодняшний день, помимо КНР, это Боливия, Венесуэла, Пакистан, Египет, Мьянма, Шри-Ланка, Гана, Замбия, Зимбабве, Намибия, Судан, Танзания. Предварительные переговоры по поставке L-15 проведены с ВВС нескольких африканских стран, включая Намибию и Демократическую республику Конго. Правительство Венесуэлы также проводит оценку возможности приобретения L-15. Но судя по всему, первым заказчиком этой машины станет все-таки одна из стран Черного континента.

«КИТАЙСКИЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОДВИГАЮТСЯ В РУСЛЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ»

На Airshow China 2012 на стендах китайских предприятий было представлено очень много различных образцов авиационных средств поражения (АСП): ракет «воздух-воздух», «воздух-поверхность», управляемых авиабомб, а также ряд новых средств ПВО. Отечественный ассортимент АСП в Чжухае был показан на стенде Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». О том, какие образцы авиационного вооружения Россия предлагает на экспорт сегодня, рассказал генеральный директор корпорации Борис Обносов.

– Борис Викторович, расскажите о том, что сегодня происходит в Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»? Готовите ли какие-нибудь новинки?

– Мы планомерно работаем над всеми темами. По ряду изделий в 2012 году завершились государственные испытания – это Х-31ПД, РВВ-МД и РВВ-СД. Испытания по ракетам РВВ-БД и Х-31АД вышли на заключительный этап. Рассчитываем до конца года их завершить. Продолжаются летные испытания Х-38. К сожалению, по ряду причин сроки выполнения некоторых тем смещаются вправо. В чем-то мы и сами не дорабатываем. Это в первую очередь касается «Вымпела». Конечно, предприятие решает сложные задачи. Вместе с тем, организация работ оставляет желать лучшего. В целом же, за год корпорацией проделана большая работа.

Делегация Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» во главе с генеральным директором Борисом Обносовым провела целый ряд переговоров с китайскими компаниями.

Из организационных мероприятий самое важное – указ президента о расширении корпорации. Как известно, в состав «Тактического ракетного вооружения» в качестве субхолдинга включено ОАО «ВПК «НПО машиностроения». Это очень важный и ответственный момент для наших компаний, который потребует определенных организационных усилий с обеих сторон. К нам присоединяется предприятие очень большое и уважаемое, с глубокой историей и славными традициями в области ракетной и космической техники. Вместе мы будем, безусловно, намного сильнее. Я ожидаю синергетического эффекта от объединения конструкторских школ, производственных возможностей и лабораторно-стендовой базы. Объединение не только усилит корпорацию, но и позволит сэкономить государству деньги, поскольку мы сможем полнее использовать имеющиеся производственные мощности и не будем следовать той тенденции, которая наметилась среди некоторых предприятий ОПК, когда каждый холдинг начинает строить свои заводы. Я считаю, что сначала нужно загрузить те мощности, которые имеются, а уж потом заниматься строительством новых предприятий.

– На какую продукцию корпорации сделан акцент на этой выставке? Что из АСП сегодня интересует Китай?

– На салоне мы представили такие изделия, как Х-59МЭ, Х-59М2Э, Х-59МК2, РВВ-БД, Х-31АД, Х-31БД, Х-35. В основном, они готовы к экспорту. На них оформлены соответствующие паспорта, некоторые получат паспорта экспортного облика в следующем году. Это целая линейка изделий, которую мы предлагаем не только Китаю, но и другим странам. И она уже вызывает достаточно большой интерес. Стенд пользуется популярностью. Мы провели целый ряд переговоров с китайскими компаниями, среди них фирма, через которую мы осуществляем поставку запчастей и послепродажное обслуживание. Считаю, что мы имеем хорошие перспективы по расширению нашей ниши на международном рынке.

– А что КНР интересует сегодня? Прямые закупки или совместная разработка?

– Прямые закупки, как таковые, сейчас невозможны. Китай в достаточно больших количествах закупал наши изделия всего 3-4 года назад. Для того чтобы они возобновились, должен случиться либо масштабный расход АСП, например, в ходе больших учений, либо закупка новых самолетов. Переговоры ведутся, а это дело небыстрое.

– Есть ли у корпорации сейчас совместные работы с Китаем?

– Мы имеем ряд совместных работ. В частности, МКБ «Искра» ведет разработку перспективного твердотопливного двигателя вместе с одной из китайских компаний.

– Как вы оцениваете уровень разработок Китая в сегменте АСП?

– Китайская сторона мощно организовала эту выставку, чувствуется твердая управляющая рука государства. Китай показывает свой товар лицом. Но по тем ТТХ, которые заявлены в проспектах и табличках, сопровождающих представленные модели и натурные образцы, сложно судить об истинном уровне разработок. По внешним аэродинамическим формам видно, что китайские разработчики продвигаются в русле мировых тенденций, и они претендуют на то, чтобы занять ведущие позиции на рынке вооружений. Я прошелся по выставке – здесь достаточно много изделий по тематике ПВО, много ракет «воздух-поверхность», однако по одному внешнему виду трудно определить их реальные характеристики: какова мощность боевой части, масса ракеты, какая у нее система управления, точность, за счет чего это достигается, какой уровень помехозащищенности, характеристики двигательной установки. Имеющаяся информация крайне отрывочна. По-видимому, многое лишь в стадии разработки.

ПВО с российскими корнями

Среди новых образцов китайских комплексов и систем ПВО стоит отметить макет ЗРПК FK-1000 разработки COSIC, по концепции очень сильно напоминающий российский «Панцирь-С1».

Комплекс предназначен как для войсковой, так и для объектовой ПВО. Он размещен на автомобильном шасси с колесной формулой 8х8. Вооружение состоит из двух пакетов ЗУР по шесть ТПК в каждом и двух 25-мм пушек. Наведение и управление огнем осуществляется, по всей видимости, с помощью РЛС. Ракета для комплекса FK-1000 весьма напоминает российские ЗУР 9М311 и 57Э6, которыми вооружены ЗРПК «Тунгуска» и «Панцирь-С1». Это, конечно же, не случайно, поскольку, как сообщил представитель компании COSIC, ракеты 9М311 в 2005 г. были поставлены в Китай.

Комплекс FK-1000 предназначен для поражения самолетов тактической авиации, вертолетов, БЛА, а также крылатых и оперативно-тактических ракет.

Также на Airshow China 2012 компания CASC продемонстрировала ЗРК средней дальности LY-80, который в 2011 г. был принят на вооружение НОАК под обозначением HQ-16А.

Считается, что HQ-16A является сухопутной версией морского ЗРК HHQ-16, который в свою очередь представляет собой дальнейшее развитие советского флотского комплекса «Штиль» – морского варианта ЗРК «Бук».

Ракета комплекса HQ-16A/LY-80 стартует вертикально из транспортно-пускового контейнера. Комплекс способен поражать воздушные цели на больших высотах и перехватывать низколетящие объекты на дальностях до 40 км, заполняя промежуток между ЗРК HQ-7 ближнего действия и HQ-9 большой дальности.

В состав дивизиона LY-80 входят пункт боевого управления (C2), РЛС обнаружения и три огневые батареи. Каждая батарея состоит из РЛС подсветки и наведения и четырех пусковых установок. Пусковая установка LY-80 размещается на автомобильном шасси с колесной формулой 6х6 и оснащается шестью ЗУР.

По имеющейся информации, ЗРК способен поражать цели типа «самолет» на дальностях 3,5-40 км, «крылатая ракета» – 3,5-12 км. Минимальная высота поражения цели – 15 м, максимальная – 15000 м. Вероятность поражения цели типа «самолет» одной ракетой составляет более 0,85, «крылатой ракеты» – более 0,6. Согласно китайским источникам, РЛС подсвечивают цели периодически, имеют высокую помехозащищенность и могут наводить ракеты на четыре цели одновременно. ЗУР использует инерциальное наведение на начальном участке полета и полуактивную радиолокационную ГСН на конечном участке траектории.

– Есть ли у корпорации продвижение по тематике гиперзвука?

– Продвижение уже в одном – в том, что мы подняли эту тему, и теперь о ней знает и помнит руководство страны. Эта проблема не новая. Мы в теме гиперзвука были, не побоюсь этого слова, впереди планеты всей начиная с 1960-х годов и до начала 1990-х. Потом получился – не буду говорить провал, но остановка и отсутствие интеграции сил. Это направление очень затратное и требует очень четкой координации работ, а также эффективного использования тех средств, которые выделяются. Тема гиперзвука должна вестись по маршрутной карте, которая расписана если не до месяцев, то, по крайней мере, до кварталов и годов. И надо понимать, что дело это не быстрое, поскольку гиперзвуковое направление несет за собой принципиально новые научно-технические разработки во всех областях ракетостроения начиная с аэродинамики и кончая двигателестроением. Требуется разработка и новых материалов, и новых систем управления. И конечно результаты работы по этой теме будут важны не только для военной техники, но и для гражданского применения – авиации и машиностроения в целом. Проблематикой гиперзвука сейчас занимаются во всех ведущих странах мира: и в США, и в Западной Европе, и в Индии, и в Китае. И я очень рад, что Дмитрий Рогозин уделяет этой теме очень большое внимание. Здесь уж воистину «кто не успел, тот опоздал».

– На ваш взгляд, перемены в Министерстве обороны России как-то затронут взаимоотношения Вооруженных Сил и ОПК?

– Касаясь изменений, произошедших в Министерстве обороны, надеюсь, что они не повлекут за собой изменений в Госпрограмме вооружения. Чтобы не было так: сегодня это изделие нужно, а завтра вдруг выясняется, что закупки откладываются. Ведь мы расходуем огромные средства на то, чтобы подготовить серийное производство. И не одного, а целого ряда изделий. Да и защита их до включения в ГПВ прошла не одно согласование. Подготовка серийного производства изделия требует огромных затрат и продолжительного времени. И если у нас на какой-то образец не было заказов 10 лет, а от нас требуют, к примеру, завтра выдавать по 100 штук, то тут можно сказать только одно – чудес не бывает, и для начала производства требуется серьезная подготовка. Поэтому хорошо, что действуют ГПВ и Федеральная целевая программа развития ОПК. Только их надо более четко координировать так, чтобы средства выделялись на тот период, когда они действительно нужны, а не так, когда работа по какой-то теме проводится сейчас, а средства на развитие производства выделяются после 2015 года. Мы понимаем, что кошелек страны не безграничен. Но нужно искать какие-то приемлемые методы, в их числе – опережающее кредитование.

Предприятиям надо создать понятные условия работы. Выполнение госзаказа характеризуется очень низким процентом рентабельности. И если он опускается ниже 6-7%, то предприятие фактически скатывается на грань стагнации – не на что развиваться. А нам нужно создавать новые разработки, увеличивать зарплаты, чтобы хотя бы перекрывать инфляцию.

Крайняя проблема – кадры. О ней все знают, но пока целенаправленная государственная программа, которая была бы понятна и прозрачна, в этом направлении отсутствует. Я считаю, что необходимо вернуться к системе распределения студентов, к обязательной отработке – если студент учится за государственные деньги. Важно вернуться к отсрочке от армии, к прохождению альтернативной службы на производстве. Почему в больнице человек, проходящий альтернативную службу, работать может, а в горячем цехе, в литейном, в гальваническом – нет?


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS