Balt-Military-Expo: для флота новых правил
Не все гости и участники салона, вероятно, успели осмыслить новые правила игры на польском рынке военно-морских вооружений

Пусковая установка противокорабельного ракетного комплекса NSM производства норвежской фирмы Kongsberg. Этот комплекс поступил на вооружение частей береговой обороны ВМС Польши.

В двенадцатый раз в Гданьске проводилась выставка Balt-Military-Expo 2012. Как и на всех предыдущих, на ее стендах доминировали военно-морские вооружения. Демонстрировались также средства спецназа, охраны границы и противопожарного оснащения.

Василий АЛИШИН

Татьяна БУДЕЕВА

ГДАНЬСК – МОСКВА

В салоне приняли участие более 120 организаций и фирм, в числе которых были такие известные в мире компании, как Atlas Elektronik, Damen Shipyards, DCNS, Fr. Lurssen Werft, Kongsberg Defence & Aerospace, Northrop Grumman Sperry Marine, Saab, Thales, ThyssenKrupp Marine Systems и ряд других.

Экспозиции Balt-Military-Expo 2012 разместились в новом выставочном комплексе MTG SA, введенном в эксплуатацию всего несколько месяцев назад. Однако, как нам показалось, это обстоятельство не увеличило количество экспонентов и посетителей. Может быть, поляки просто еще не отошли от массовых мероприятий, связанных с проведением, в том числе и в Гданьске, чемпионата Европы по футболу? Но дело, думается, в другом. Еще не все гости и участники салона, вероятно, успели осмыслить новые правила игры на польском рынке военно-морских вооружений.

Импульс переменам дал в конце февраля этого года премьер-министр Дональд Туск. Он выступил с сенсационным жестким заявлением: правительство прекращает финансирование программы строительства для ВМС Польши корветов проекта 621 Gawron («Грач»), первый из которых был заложен на военно-морской верфи в Гдыне в 2001 г. и спущен на воду в 2009 г., но так и не вошел в строй.

Когда эта программа начиналась и ею предусматривалось строительство шести «грачей», чей проект был разработан на базе корветов MEKO А-100 германской судостроительной фирмы Blohm+Voss (в настоящее время входит в состав концерна ThyssenKrupp Marine Systems), стоимость каждой единицы оценивалась в 250 млн. злотых (60 млн. евро). Сейчас за каждый корвет пришлось бы платить 1,5 млрд. злотых (360 млн. евро). «Огромная сумма денег по-прежнему тратится на военные цели, которые просто не имеют ничего общего с обороной», – заявил в этой связи разгневанный Дональд Туск.

На нескольких выставках Balt-Military-Expo модели корветов проекта 621 Gawron были «гвоздем». Но их «потопило» решение Дональда Туска.

Польская версия MEKO А-100 должна была иметь полное водоизмещение 2050 т, длину – 90,1 м, максимальную скорость хода – 29,5 узла. Предполагалось вооружить корабль двумя счетверенными пусковыми установками противокорабельных ракет Saab RBS-15 Mk.3 с возможностью стрельбы ими и по береговым целям, ЗРК ESSM или Mica, ЗРК обороны ближнего рубежа RAM, одной 76-мм артиллерийской установкой OTO Melara, торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными торпедами MU90 Impact, вертолетом Kaman SH-2G Super Seasprite с размещением его в ангаре. То есть Gawron в полной мере отвечал современным требованиям, предъявляемым к кораблям класса «корвет». Он по своим характеристикам и возможностям даже превосходил бы новейший корвет типа К-130 ВМС ФРГ.

Следует обратить внимание на то, что стоимость строительства «грачей» изначально была занижена. За 60 млн. евро просто невозможно построить боевой корабль с такими характеристиками. Это и породило долгострой. Программу финансирования приходилось неоднократно корректировать, а сейм шел на это неохотно. Потом случился кризис 2007 г. и т.д. и т.п. Короче были затрачены существенные для польского бюджета средства, а флот остался без этих кораблей.

На выставке в Гданьске французская фирма DCNS продвигала свои подводные лодки типа Andrasta.

Но, судя по всему, дело упирается не только в деньги. Польша – прибалтийская страна. В Варшаве стали присматриваться к тому, как ведется военно-морское строительство у соседей. Особенно привлек внимание опыт Швеции и Финляндии. Еще в 80-х годах прошлого века эти государства отказались от пополнения своих флотов большими надводными кораблями (БНК) класса «корвет» и выше, поскольку Балтийское море относится к числу полузакрытых и мелководных, где БНК лишь являются удобными целями для противокорабельных ракет. Шведско-финская концепция развития ВМС предполагает создание небольших флотов, оснащенных ракетными катерами (легкими ракетными корветами или малыми ракетными кораблями – кому как больше нравится), а также относительно небольшими подводными лодками с воздухонезависимыми энергетическими установками, позволяющими долгое время находиться под водой. Третий компонент – тральщики с дистанционно управляемыми аппаратами для обнаружения и уничтожения мин. Корабли этих трех классов должны быть вооружены самыми современными средствами удара и зашиты, а архитектурно они выполняются с использованием передовых технологий малой заметности.

Польше эта концепция явно приглянулась. Естественно, с учетом условий театра южной Балтики в нее внесли изменения. Через месяц после заявления Дональда Туска об отказе от строительства корветов типа Gawron, то есть в конце марта, с изложением новой программы военно-морского строительства выступил министр национальной обороны Польши Томаш Семоняк. Он представил план развития ВМС на период до 2030 г. К этому сроку корабельный состав Польши будет полностью обновлен. Лишь в авиации флота останутся 10 патрульных самолетов М-28 Bryza из 12 ныне имеющихся и один из четырех поисково-спасательных вертолетов W-3RM. Среднегодовой объем закупок на нужды ВМС будет выдерживаться на нынешнем уровне в 900 млн. злотых. По словам главы оборонного ведомства, это позволит «обеспечить качественный скачок с ограниченными финансовыми ресурсами».

Патрульный корабль концерна Damen.

Обновление польского флота предполагается провести в три этапа, ограниченных соответственно 2022, 2026 и 2030 годами. К 2018 г. будут списаны большинство кораблей из нынешнего состава ВМС. Первыми пойдут под нож два фрегата типа Generalі Tadeusz Kosciuszko (бывшие американские типа Oliver H. Perry), которые уже находятся в строю 32 года. За ними последуют все четыре подводные лодки типа 207 (бывшие норвежские типа Kobben), оба ракетных катера типа Gornik проекта 1241РЭ «Молния» и пять тральщиков. К 2022 г. из старых кораблей в строю останутся лишь ДЭПЛ Orzel проекта 877Э «Варшавянка» и три ракетных катера Orkan проекта 151, построенных в ГДР и модернизированных по проекту 660 с участием компаний Saab и Thales. Пополнение же флота начнется с подводных лодок, которые отнесены к категории «стратегически важных», и тральщиков-искателей мин типа Kormoran II.

Но если с тремя тральщиками национальной постройки все более-менее ясно, то с тремя новыми субмаринами ситуация пока достаточно туманна. Польша не имеет опыта строительства подлодок, поэтому их придется заказывать за рубежом или строить на своих верфях по зарубежному проекту и с привлечением зарубежных партнеров, что приведет к удорожанию программы.

Кроме подводных лодок и тральщиков флот до 2030 г. получит три корабля «обороны побережья» – легких корветов водоизмещением по 1000 т каждый, три патрульных корабля с противоминными возможностями, два корабля радиоэлектронной разведки, два спасательных судна и семь судов обеспечения. Предусматривается также закупка шести новых противолодочных и шести поисково-спасательных вертолетов, шести беспилотных летательных аппаратов (трех корабельного и трех берегового базирования), 10 дистанционно-управляемых противоминных комплексов для оснащения тральщиков, а также двух комплексов ЗРК для обеспечения ПВО главной базы флота. К этому следует добавить, что недавно завершено формирование мобильного дивизиона берегового противокорабельного ракетного комплекса NSM производства норвежской фирмы Kongsberg Defence & Aerospace.

Спасательный вертолет AW149 польской авиастроительной фирмы PZL-Swidnik.

Теперь польские и зарубежные фирмы вынуждены ориентироваться на эту программу обновления польского флота. Но с марта месяца прошло слишком мало времени, чтобы сделать четкие предложения к выставке Balt-Military-Expo 2012. Поэтому, похоже, «вытаскивали из сундуков» все, что может подойти. Так французская фирма DCNS продвигала свою много раз демонстрировавшуюся на выставках подводную лодку типа Andrasta водоизмещением около 1000 т, специально сконструированную для действий в мелководных акваториях и предназначенную для военно-морских флотов со скромными бюджетами. Но мы полагаем, что гораздо больший успех ожидают предложения концерна ThyssenKrupp Marine Systems, чьи предприятия имеют гораздо больший опыт проектирования и строительства неатомных подводных лодок – от небольших типа 800 до весьма солидных субмарин, оснащенных по желанию заказчика одной из трех разновидностей анаэробных двигателей. Тем паче что лодки типа 207, сейчас состоящие на вооружении ВМС Польши, имеют германское происхождение и обслуживаются при участии немецких специалистов.

Гораздо более острой может быть конкуренция при выборе проекта кораблей «обороны побережья» и патрульных с возможностью использования в качестве минно-тральных. Ясно, что они будут строиться в Польше. А вот проекты наверняка окажутся зарубежного происхождения. И здесь жестоко схлестнутся немецкие, французские, голландские, шведские, финские, итальянские и британские фирмы. Наиболее близкие к требованиям польского флота на Balt-Military-Expo 2012 демонстрировали проекты голландский концерн Damen Shipyards и немецкая верфь Fr. Lurssen Werft. Шансы последней наиболее предпочтительны, поскольку это предприятие имеет огромный опыт создания боевых кораблей, в том числе и скоростных, водоизмещением от 50 до 1000 тонн. Есть в портфеле Lurssen и концептуальный проект KDZ-2012 – семейства кораблей разного водоизмещения от класса «фрегат» до безэкипажного катера с применением перспективных судостроительных технологий. Впрочем, Польша вряд ли ими заинтересуется по причине их высокой стоимости.

Дистанционно управляемые противоминные аппараты Double Eagle шведской фирмы Saab вполне могут претендовать на заказ польских ВМС.

В том же направлении, что и судостроительные компании, то есть по возможности с расчетом на подключение к польской программе развития флота до 2030 г., строили свою маркетинговую политику на Balt-Military-Expo 2012 компании, занимающиеся производством оружия, электроники и авиационных систем для ВМС. Шведская Saab демонстрировала несколько модификаций весьма удачных дистанционно управляемых противоминных аппаратов семейства Double Eagle. И Saab вполне может рассчитывать на заказы этих комплексов со стороны польского флота.

Очевидно, вне конкуренции на поставку спасательных вертолетов окажутся винтокрылые машины AW149 польской авиастроительной фирмы PZL-Swidnik, ныне являющейся филиалом компании AgustaWestland, в свою очередь являющейся подразделением итальянского концерна Finmeccanica. А вот в качестве противолодочных свои машины активно предлагала американская корпорация United Technologies. Причем речь шла не только о широко известных вертолетах Sikorsky S-70B Seahawk, но и о наиболее продвинутой их модификации MH-60S, которая только сейчас поставляется ВМС США.

Подводя итог, можно констатировать, что в большинстве своем образцы военно-морской техники, представленные на Balt-Military-Expo 2012, не в полной мере отвечают требованиям перспективной программы развития ВМС Польши. Но, вероятно, нужный «товар» можно будет увидеть уже на выставке 2014 года, в том же Гданьске.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS