|
На KADEX 2012 МЧС Казахстана был передан спасательный вертолет Ка-32А11ВС. |
Утром 3 мая в Астане состоялось заседание Совета министров обороны государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В числе обсуждавшихся тем были вопросы совместных мер по развитию и совершенствованию военного сотрудничества стран ОДКБ в условиях существующих и потенциальных глобальных и региональных угроз. |
Затрагивались также сюжеты оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современным вооружением и специальной техникой, их дальнейшего развития и совершенствования, а также военно-технического и военно-экономического сотрудничества вооруженных сил государств-членов ОДКБ. А во второй половине дня в Астане прошла церемония официального открытия Международной выставки вооружения и военного имущества KADEX 2012, старт которой дал председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ – президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
Интервью казахстанскому телевидению дает генеральный директор ФГУП «ГНПП «Сплав» Николай Макаровец. |
Напомним, что первая такая выставка, состоявшаяся два года назад, стала своего рода сенсацией в сфере международного военно-технического сотрудничества (см. журнал «Национальная оборона» №6/2010). Мало кто ожидал тогда, что этот вернисаж в сердце Центральной Азии привлечет ведущие мировые оружейные фирмы. Но это было именно так. Не готовы оказались к конкурсу современных арсеналов немногочисленные российские предприятия, представленные на выставке в Астане 2010 года. Исключение составили конструкторские бюро и заводы, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию, чья экспозиция, по большому счету, единственная среди российских вызывала интерес у участников и гостей выставки.
На сей раз, казалось, российская оборонка была в прямом смысле слова готова к конкурентной борьбе с зарубежными фирмами на площадке KADEX 2012. Нашу страну на объединенной экспозиции площадью 552 м2І и на открытых площадках представляли 62 предприятия и организации. В их числе «Рособоронэкспорт», Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), НПК «Уралвагонзавод», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), ОПК «Оборонпром», НИМИ, ГНПП «Сплав», ЦНИИ АГ, ГНПП «Прибор» и другие. И надо отметить, что в большинстве своем представители предприятий работали на выставке активно, в том числе используя новые методы ознакомления потенциальных заказчиков со своей продукцией. Так, члены делегации ОСК провели круглый стол на тему «Современные подходы по формированию эффективной морской составляющей ВМС и Береговой охраны». Обмен мнениями вызвал живой интерес у представителей ВМС и БОХР прикаспийских государств. Ряд российских предприятий устроил презентации своих изделий и разработок. Например, НПО «Марс» представило свою систему управления силами и средствами в акватории Каспийского моря.
На круглом столе на тему «Современные подходы по формированию эффективной морской составляющей ВМС и Береговой охраны» докладывает главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» Борис Лейкис. |
Впервые на выставке в Астане «КАМАЗ» показал прототип армейского бронированного автомобиля КАМАЗ-63968 «Тайфун». Надо сказать, что автогигант из Набережных Челнов имеет достаточно прочные позиции в Казахстане. С июня 2005 г. в Кокшетау действует его дочернее предприятие – «КАМАЗ-Инжиниринг». За семь лет существования на нем выпущено свыше 5000 грузовых автомобилей марки «КАМАЗ».
В свою очередь автомобильный завод «Урал» группы «ГАЗ» представил на KADEX 2012 перспективный седельный тягач «Урал-63704». Это – полноприводный автомобиль повышенной проходимости с бескапотной кабиной. Его колесная формула – 6х6, полная масса – 33,4 т. Он предназначен для буксировки полуприцепов по всем видам дорог при температуре воздуха от -45 до +40°С, что делает машину максимально приспособленной к эксплуатации в Казахстане. В 2011 г. завод поставил в республику более двухсот автомобилей, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2010 г. В текущем году предполагается реализовать порядка 250 единиц различной автотехники. Дальнейший рост продаж на заводе «Урал» как раз связывают с поставками машин силовым структурам Республики Казахстан.
Сотрудница ИД «Национальная оборона» Татьяна Будеева рассказывает заместителю министра обороны Казахстана Талгату Жанжуменову о журнале. |
Челябинский машиностроительный завод автомобильных полуприцепов представил на выставке доработанную версию полуприцепа ЧМЗАП 9326.000000.020-У. Благодаря уменьшенной до 2,5 м ширине платформы он может перевозить технику и грузы без ограничений по автодорогам. Его грузоподъемность – 25 т. Односкатная ошиновка обеспечивает отличную проходимость по бездорожью.
Как стало известно на KADEX 2012, сейчас приступает к модернизации Семипалатинский машиностроительный завод. В рамках Таможенного союза предприятие планирует реализовать ряд серьезных проектов с Российской Федерацией. В том числе при содействии российской «Военно-промышленной компании» планируется приступить к сборке бронированных автомобилей «Тигр» для силовых структур Республики Казахстан.
Пожалуй, наиболее представительная экспозиция среди российских предприятий оказалась у Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ). Это объясняется тем, что ее продукция выставлялась не только на стенде и открытой площадке, но и в составе техники Сухопутных войск Казахстана. На их вооружение, в частности, поступают боевые машины огневой поддержки «Терминатор» нижнетагильского Уралвагонзавода и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А производства омского Конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в корпорацию «УВЗ». Специалисты обратили внимание на то, что эти машины сделаны под требования заказчика и отличаются от тех, что демонстрировались прежде. Так казахстанский ТОС-1А «Солнцепек» выполнен на базе танка Т-90С, а не Т-72, оснащен более мощным 1000-сильным двигателем и встроенной динамической защитой. А это означает, что данная модификация огнемета более подвижна, а экипажу в боевых порядках обеспечивается большая безопасность. Еще заметнее отличия казахстанских «терминаторов». На них изменена конструкция боевого модуля, вместо гусениц с «косым» грунтозацепом появились стандартные гусеницы Т-90, панорамный прицел БО7К1 с низкоуровневым телевизионным каналом и лазерным дальномером заменен на панорамный прицел с тепловизионным каналом, аналогичный тому, что имеется на модернизированном танке Т-90МС. По сообщению казахстанских СМИ, Астана уже подала заявку на покупку у Уралвагонзавода второй партии «терминаторов».
Начальник бюро ВЭД Северного ПКБ Дмитрий Курочкин рассказывает главнокомандующему ВМС Казахстана контр-адмиралу Жандарбеку Жанзакову о новых разработках бюро. |
К сожалению, Т-90МС не был показан на KADEX 2012. Но, может быть, это и закономерно. Казахстан не планирует, по крайней мере, в обозримой перспективе закупать новые танки. В составе Сухопутных войск имеется около 1300 Т-72. Взят курс на их глубокую модернизацию. И вот на этом «поле» завязалась целая танковая интрига. Уралвагонзавод предлагает свой вариант – Т-72М1, оснащенный динамической защитой «Реликт», новой СУО, спутниковой навигационной системой, автоматом сопровождения цели, маскировочным комплектом «Накидка». Мощность его двигателя доведена до 1000 л.с. В состав вооружения включен комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс». То есть его характеристики максимально приближены к танку Т-90С.
Специальный выпуск журнала «Национальная оборона», приуроченный к KADEX 2012, пользовался большой популярностью на выставке. |
Но бок о бок с Т-72М1 разместился украинский танк Т-72 UA4 – вариант модернизации разработки Киевского танкоремонтного завода. На нем установлен новый дизельный двигатель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. Он улучшает скоростные и маневренные качества машины и способен работать при температуре окружающей среды до +55°С, что немаловажно для условий Казахстана в летнее время. Танк имеет усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира с зенитной пулеметной установкой закрытого типа и комплекс оптико-электронного противодействия «Штора»/«Варта».
В этой компании не последнее место занимал танк Т-72KZ, точнее его новая версия, созданная с помощью и при активном участии израильской фирмы Elbit на Семипалатинском танкоремонтном заводе. Его наиболее уязвимые места прикрыты блоками и контейнерами динамической защиты. Решетчатые экраны закрывают бортовые проекции от выстрелов противотанковых гранат. Машина комплектуется системой управления оружием TISAS с тепловизионными прицелами, тепловизионным прибором механика-водителя, навигационной системой Elbit Systems с GPS и радиостанцией Tadiran израильского производства. Предусмотрена установка кондиционера и вспомогательного энергоагрегата мощностью 7,5 кВт. И, конечно, главное преимущество Т-72KZ в том, что модернизация произведена не за рубежом, а на казахстанском предприятии.
Пока военное руководство Республики Казахстан ломает голову относительно выбора варианта модернизации Т-72, нижегородский ЦНИИ «Буревестник», входящий в состав УВЗ, продемонстрировал контрольно-проверочную машину 1И37Э «Буксир». С ее помощью можно осуществлять модернизацию, а точнее, восстанавливать до требуемых кондиций характеристики танковых пушек, а также орудий самоходной и буксируемой артиллерии, находящихся в эксплуатации.
«Терминатор» и «Солнцепек» из состава Вооруженных Сил Казахстана. |
Наверное, самым эффектным мероприятием отечественных предприятий на KADEX 2012 стала церемония передачи холдингом «Вертолеты России» МЧС Казахстана первого из двух спасательных вертолетов Ка-32А11ВС. Винтокрылые машины предназначены для оказания экстренной медико-санитарной помощи, проведения спасательных и противопожарных операций. Для этого они оснащены медицинскими модулями и противопожарными «водяными пушками». Вертолеты могут также использоваться для осуществления аварийно-восстановительных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
– Первая поставка спасательных вертолетов Ка-32А11ВС силам по чрезвычайным ситуациям Казахстана знаменует новый важный этап в отношениях между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в области сотрудничества по специальной вертолетной технике, – заявил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров. – Развитие партнерских отношений с государственными ведомствами Казахстана давно стало одним из приоритетных направлений работы холдинга в Центрально-Азиатском регионе, и мы готовы увеличивать поставки вертолетной техники. Кроме Ка-32А11ВС холдинг предлагает МЧС Республики Казахстан новый легкий вертолет Ка-226Т с медицинским модулем, который с учетом климатических особенностей региона идеально подходит для осуществления спасательных и медико-эвакуационных операций любой сложности.
Демонстрировавшийся на выставке в Астане вертолет Ка-226Т вызвал заинтересованность со стороны представителей МЧС Казахстана. Стоит напомнить, что в 2009 г. «Вертолеты России» заключили с Авиаремонтным заводом №405 (Алматы) соглашение о сервисном обслуживании вертолетов Ми и Ка, а также их модернизации. А 5 мая этого года на KADEX 2012 российский холдинг и Национальная компания «Казахстан Инжиниринг», объединяющая ведущие казахстанские предприятия военно-промышленного профиля, подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий совершенствование организации взаимодействия сторон по сервисному обслуживанию и ремонту вертолетов российского производства. Как сообщил руководитель делегации «Рособоронэкспорта» на KADEX 2012 Эсен Топоев, погранслужба Казахстана намерена закупить у России четыре транспортных вертолета Ми-171 и скоростные патрульные катера типа «Соболь». «Мы планируем выйти на окончательное обсуждение контракта по вертолетам Ми-171 в количестве четырех единиц. Два должны быть поставлены в четвертом квартале этого года и два предусматривается передать в 2013 г., – сказал он. – Кроме того, Погранслужба Казахстана намерена приобрести у России патрульные катера типа «Соболь». Проект контракта по их приобретению предусматривает также создание соответствующей береговой инфраструктуры для эксплуатации катеров».
Модернизированный танк Т-72М1 Уралвагонзавода. |
Модернизированный танк Т-72 UA4 Киевского танкоремонтного завода. |
Танк Т-72KZ, модернизированный в Казахстане при участии израильской фирмы Elbit. |
На этой мажорной ноте хотелось бы завершить наш отчет о KADEX 2012. Но на выставке в Астане, к сожалению, было немало сюжетов, которые должны заставить задуматься российские ведомства, предприятия и организации. Так ожидавшееся подписание протокола о намерениях между Россией и Казахстаном о закупке учебно-боевых самолетов Як-130 было отменено за час до начала церемонии. Почему? Представители Министерства обороны Казахстана объяснили это тем, что они хотят сначала посмотреть, как Як-130 будут эксплуатироваться в ВВС России. Кроме того, мол, всего полтора года назад ВВС Казахстана завершили капитальный ремонт учебно-боевых самолетов L-39 чешского производства, и поэтому, дескать, теперь требуется дождаться полной выработки их ресурса. Но об этом было известно не вчера и даже не год назад, а раньше. Так зачем же нужно было в течение нескольких месяцев готовить мероприятие? Для того, что бы его скоропалительно отменить? Создалось впечатление, что на позицию Астаны повлияли какие-то иные мотивы. Может быть, непонятная история с неприбытием на выставку знаменитых российских пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи»? Причем «Стрижи» уже добрались до Челябинска, но границу Казахстана не пересекли. Потом выяснилось, что командование ВВС РФ в связи с кадровыми переменами в этом ведомстве не удосужилось своевременно подготовить проект правительственного соглашения о перелете в Казахстан. В Астане явно затаили обиду из-за глупой бюрократической ошибки.
Не добавило авторитета России и отсутствие на KADEX 2012 российского военного оркестра. Дело в том, что в рамках выставки проводился международный фестиваль духовых оркестров вооруженных сил разных стран. Кроме местных коллективов в нем приняли участие музыканты из Германии, Индии, Таджикистана, Польши и объединенный оркестр государств НАТО. Россия это мероприятие проигнорировала.
Западные музыканты явно прибавили положительных эмоций на переговорах своих делегаций с представителями Казахстана. На KADEX 2012 правительство Казахстана заказало у западноевропейского концерна Eurocopter восемь вертолетов ЕС145. Эта сделка является частью ранее заключенного соглашения о покупке Астаной 45 многофункциональных винтокрылых машин этой модели. Казахстан уже получил шесть ЕС145, которые собраны на совместном предприятии «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг». Его новый корпус возводится на территории аэропорта Астаны, что в нескольких километрах от военно-воздушной базы, где проводится выставка KADEX. Вертолеты поступают на вооружение казахстанской армии и МЧС республики.
Вертолеты ЕС145 теперь собираются и в Казахстане. |
Контрольно-проверочная машина 1И37Э «Буксир». |
На KADEX 2012 правительство Казахстана заявило о намерении купить у Eurocopter 20 тактических транспортных вертолетов EC725 Super Cougar грузоподъемностью до 5,6 т для нужд Министерства обороны. Они предназначены для переброски войск и легкой военной техники. Вертолеты можно использовать для выполнения специальных и поисково-спасательных операций. Сумма сделки и сроки ее официального заключения не сообщаются, но известно, что каждый такой вертолет оценивается приблизительно в $25 млн., а передача машин заказчику должна быть осуществлена в течение шести лет.
На выставке в Астане председатель правления «Казахстан Инжиниринг» Болат Смагулов и генеральный директор государственного концерна «Укроборонпром» Дмитрий Перегудов подписали контракт о совместном производстве в Казахстане 100 бронетранспортеров БТР-4 «Буцефал» украинской разработки. Сумма сделки – $150 млн. «Это событие без преувеличения можно назвать прорывом, – заявил по этому поводу министр обороны Украины Дмитрий Саламатин. – Украина осваивает новый рынок вооружений и военной техники». Это, действительно, так. Договоренность по этим бронемашинам свидетельствует о намерении Киева расширять экспорт военной техники в государства Центральной Азии. Но, по правде говоря, выбор Казахстаном партнера для совместного производства бронетехники нельзя признать особенно удачным. Известно, что в 2009 г. Ирак заказал на Украине 420 БТР-4 на сумму $457,5 млн. Поставка первой партии «буцефалов» из 26 машин, намеченная на октябрь 2010 г., была сорвана из-за выявившегося брака 30-мм автоматических пушек 3ТМ-2. Сроки отправки несколько раз переносились. Только 31 марта 2011 г. первая партия была отгружена заказчику. И вот теперь иракские специалисты, проводившие приемочную экспертизу второй партии из 62 БТР-4, снова обнаружили на машинах несколько серьезных недочетов, в том числе касающихся работы пушек. Иракская сторона нещадно штрафует «Укроборонпром» за некондиционную технику. Но кому от этого легче! Факт остается фактом: «Буцефал», созданный по образу и подобию российских БТР-80 и БТР-82, во многом уступает прародителям и остается очень «сырой» машиной. Своим успехом на казахстанском рынке он во многом обязан, как заметил Дмитрий Саламатин, «тесному взаимодействию Министерства обороны Украины и посольства Украины в Республике Казахстан и непосредственному участию чрезвычайного и полномочного посла в этой стране Олега Демина». Другими словами, к подготовке сделки был привлечен широкий круг военных лиц и дипломатических персон, что свидетельствует о серьезном подходе Киева к освоению «целины» военно-технического сотрудничества с Астаной.
Сборка украинских бронетранспортеров БТР-4 «Буцефал» будет налажена на предприятиях НК «Казахстан Инжиниринг». |
В своем пресс-релизе турецкая фирма Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi A.S. сообщила, что на KADEX 2012 она и «Казахстан Инжиниринг» подписали предварительное соглашение об организации сборки в Казахстане легких бронированных машин Otokar Cobra. Для этого предполагается создать совместное предприятие. 36-я десантно-штурмовая бригада аэромобильных сил Казахстана уже эксплуатирует 10 бронемашин Cobra, которые поставлены из Турции в начале этого года. Судя по всему, они пришлись по душе офицерам и бойцам элитной части. И теперь решено выпускать броневики в Казахстане. Турецкие «кобры», действительно, легкие машины с широким использованием многих компонентов стандартного автомобиля американской армии HMMWV, более известного у нас как Hammer. Их боевая масса – 6,3 т, бронирование – противопульное. Они предназначены, главным образом, для оснащения полицейских подразделений, в лучшем случае – для борьбы с нерегулярными формированиями. Но как показал опыт грузино-осетинского конфликта, в котором Тбилиси задействовал эти турецкие броневики, «кобры» оказались никудышними бойцами в столкновении с хорошо вооруженными армейскими частями.
Вообще турецкие военно-промышленные предприятия были очень широко представлены и активны на KADEX 2012. Их успехи не ограничились контрактом о намерении собирать броневики Cobra. Планируется также совместными усилиями модернизировать бронетехнику советского производства. Компания «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг», концерн Eurocopter и турецкая фирма ASELSAN подписали соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым на вертолеты EC145 казахской сборки будут установлены электронные приборы и системы турецкого производства.
Турецкие бронемашины Cobra уже состоят на вооружении 36-й десантно-штурмовой бригады аэромобильных сил Казахстана. |
Турецкие компании предлагают Астане свои услуги практически по всему спектру военно-технического сотрудничества. Так, например, известная турецкая судостроительная фирма Yonca-Onuk готова поставлять и совместно строить с Казахстаном ракетные катера типа MRTP44 водоизмещением 250 т, длиной 47 м и скоростью полного хода в 50 узлов. Они вооружаются двумя счетверенными пусковыми установками противокорабельных ракет Exocet или Harpoon, 57-мм автоматической артиллерийской установкой BAE Systems, двумя постами ПЗРК Simbad и двумя дистанционно управляемыми пулеметами.
Турецкий катер может составить серьезную конкуренцию российскому ракетно-артиллерийскому катеру проекта 20970 «Катран» (подробнее о нем см. журнал «Национальная оборона» №6/2011), специально созданному по требованиям ВМС Казахстана. Еще в феврале 2010 г. «Рособоронэкспорт» и уральский завод «Зенит», на котором предполагалось строительство этих катеров, подписали предварительный контракт. На KADEX 2010 президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, познакомившись на стенде ОСК с характеристиками «Катрана», сказал, обращаясь к окружавшим его министрам и другим официальным лицам: «Будем строить!» То есть оставалось получить официальное уведомление о вступлении сделки в силу, подкрепить ее соответствующими финансовыми ресурсами и приступить к реализации программы. Но этих действий не последовало.
В канун KADEX 2012 на заводе «Зенит» в Уральске спустили на воду ракетно-артиллерийский катер «Казахстан» – первый боевой корабль, построенный на территории республики. Он создан на базе пограничных сторожевых кораблей проекта 0300, который в свою очередь является вариантом проекта 22180 разработки Северного ПКБ. Водоизмещение «Казахстана» – около 250 т, длина – 46 м, ширина – 9 м. Он развивает 30-узловый ход. О его вооружении официальных данных нет, но ряд источников сообщает, что оно состоит из ракет «Атака», турельной установки «Гибка» с ПЗРК «Игла» и спаренной 25-мм артиллерийской установки. Катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортных средств противника как самостоятельно, так и в составе корабельных групп. В 2012-2013 гг. предусматривается ввести в состав ВМС республики еще два катера этого типа. А уже потом, судя по всему, будет решаться вопрос о выборе более мощных боевых единиц.
И здесь приоритет может получить южнокорейская фирма STX Offshore & Shipbuilding, которая на KADEX 2012 подписала с «Казахстан Инжиниринг» меморандум о взаимопонимании. Согласно этому документу, стороны намерены изучить возможность совместной реализации таких проектов, как строительство судостроительной и судоремонтной верфи в казахстанском секторе Каспийского моря, модернизация одного из судостроительных заводов Казахстана, а также возможность трансфера в республику передовых южнокорейских технологий в области судостроения. В рамках реализации меморандума создается совместная рабочая группа, которая выработает рекомендации для дальнейшего продвижения этих проектов.
Модель турецкого ракетного катера типа MRTP44. |
Нельзя не напомнить, что на KADEX 2010 корпорация STX предложила Казахстану проект ракетно-артиллерийского катера, который по своей вооруженности и другим характеристикам уступал российскому «Катрану». Теперь, похоже, южнокорейский судостроительный гигант начал наступление с другого фланга. И оно может увенчаться успехом. Тем паче, что на KADEX 2012 главнокомандующий ВМС Республики Казахстан контр-адмирал Жандарбек Жанзаков подписал протокол о намерениях с представителями «Казахстан Инжиниринг» и европейского ракетостроительного концерна MBDA, а также испанской фирмы INDRA Sistemas о сотрудничестве «по формированию береговой обороны», основанной на противокорабельной ракетной системе MBDA Exocet MM40 Block 3. Дальность стрельбы этой ПКР составляет 180 км. Она может устанавливаться на кораблях, береговых стационарных и подвижных береговых установках. «Реализация этого проекта будет значительно способствовать повышению безопасности Республики Казахстан и, в особенности, в каспийском регионе», – подчеркнул на церемонии подписания протокола вице-президент НК «Казахстан Инжиниринг» Димаш Бижанов. В свою очередь, газета «Литер», принадлежащая правящей в Казахстане партии «Нур Отан», подчеркивает: «Нерешенные территориальные вопросы по разделу акватории Каспия потенциально способствуют росту напряженности между литеральными странами. Принимая во внимание рост геополитической борьбы за энергетические ресурсы, Казахстан вынужден заботиться о своих национальных интересах, которые имеют место на Каспии. Учитывая это, отечественное Министерство обороны пытается решить данный вопрос с помощью новой противокорабельной ракетной системы Exocet MM40 Block 3».
«Казахстан» – первый боевой корабль национальной постройки. |
Если учесть то обстоятельство, что турецкая фирма Yonca-Onuk и южнокорейская корпорация STX имеют опыт работы по размещению на своих кораблях ракет производства концерна MBDA, а России вряд ли удастся добиться их поставки на катера отечественной разработки, то шансы на реализацию планов постройки «катранов» для ВМС Казахстана становятся призрачными. А ведь новейшая модификация противокорабельной ракеты комплекса «Уран», которая может быть установлена на «катранах» – Х-35УЭ, значительно превосходит Exocet MM40 Block 3. Ею можно поражать цели на дальности до 260 км. Малая заметность достигается за счет низкой высоты полета на конечном участке (всего 3-5 м) и небольших габаритов. У ПКР Х-35УЭ комбинированная система наведения. Она включает инерциальную систему, блок спутниковой навигации и радиолокационную активно-пассивную головку самонаведения, обеспечивающую высокую точность и помехозащищенность в условиях радиоэлектронного противодействия. Головка самонаведения Х-35УЭ «берет на мушку» корабли противника на дальности до 50 км. Но Казахстан почему-то не заинтересовался «супер-уранами». Или его не заинтересовали?
Пуск противокорабельной ракеты MBDA Exocet MM40 Block 3. |
В чем причина прозападного и провосточного «тренда» ВТС Астаны, явно обозначившегося на KADEX 2012? Вот что ответил на этот вопрос наш казахстанский коллега:
– Причин, на мой взгляд, несколько. Во-первых, военно-техническое сотрудничество России со странами СНГ, в том числе и с теми, что входят в ОДКБ, осуществляется по периферийно-остаточному принципу: мол, куда они денутся. Во всяком случае, работе по продвижению военной техники и вооружения в этих государствах уделяется значительно меньше внимания, чем в других регионах мира. И это несмотря на заявления Москвы о приоритетности отношений с бывшими союзными республиками. Конечно, в денежном выражении эта сфера российского ВТС не может конкурировать с поставками вооружений, скажем, в Индию, Алжир или Венесуэлу. Но делу такой подход, безусловно, не способствует. Во-вторых, сейчас настало время переоснащения армий Центральной Азии новым оружием, но финансовых ресурсов для этого не хватает. И западные компании действуют здесь не только энергичнее российских, но и более гибко, предлагая широкий выбор вариантов реализации сделок, особенно делая упор на совместном производстве. А Казахстан, например, очень заинтересован в развитии у себя высокотехнологичных отраслей промышленности. В-третьих, высокопоставленные военные деятели в Москве неоднократно подвергали критике образцы техники, выпускаемые российской оборонкой. Поэтому вольно или невольно, но меняется отношение к русскому оружию, его мощи и надежности. В-четвертых, Россия сейчас сама закупает за рубежом разнообразную военную технику, начиная от бронеавтомобилей и кончая авианосцами. А мы чем хуже?
Журнал «Национальная оборона» был удостоен диплома за активное участие в выставке KADEX 2012. |
В рамках KADEX 2012 состоялся международный фестиваль военных оркестров. |
К этому стоит добавить, что государства, прежде входившие в состав СССР, за двадцать с лишним лет повзрослели и отнюдь не считают себя младшими членами некогда единой семьи. Они живут самостоятельно и принимают решения, исходя из собственных интересов. Поэтому, выстраивая отношения с ними, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества, требуется тщательный учет этих интересов. Уроки KADEX 2012 должны быть изучены, чтобы не случалось новых казусов и Москва не потеряла ближайших союзников.