Уроки KADEX 2012
На выставке в Астане было немало сюжетов, которые должны заставить задуматься российские ведомства, предприятия и организации

На KADEX 2012 МЧС Казахстана был передан спасательный вертолет Ка-32А11ВС.

Утром 3 мая в Астане состоялось заседание Совета министров обороны государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В числе обсуждавшихся тем были вопросы совместных мер по развитию и совершенствованию военного сотрудничества стран ОДКБ в условиях существующих и потенциальных глобальных и региональных угроз.

Юрий МАКАРОВ

Александр ФЕДОРОВ

Татьяна БУДЕЕВА

АСТАНА – МОСКВА

Затрагивались также сюжеты оснащения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современным вооружением и специальной техникой, их дальнейшего развития и совершенствования, а также военно-технического и военно-экономического сотрудничества вооруженных сил государств-членов ОДКБ. А во второй половине дня в Астане прошла церемония официального открытия Международной выставки вооружения и военного имущества KADEX 2012, старт которой дал председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ – президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Интервью казахстанскому телевидению дает генеральный директор ФГУП «ГНПП «Сплав» Николай Макаровец.

Напомним, что первая такая выставка, состоявшаяся два года назад, стала своего рода сенсацией в сфере международного военно-технического сотрудничества (см. журнал «Национальная оборона» №6/2010). Мало кто ожидал тогда, что этот вернисаж в сердце Центральной Азии привлечет ведущие мировые оружейные фирмы. Но это было именно так. Не готовы оказались к конкурсу современных арсеналов немногочисленные российские предприятия, представленные на выставке в Астане 2010 года. Исключение составили конструкторские бюро и заводы, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию, чья экспозиция, по большому счету, единственная среди российских вызывала интерес у участников и гостей выставки.

На сей раз, казалось, российская оборонка была в прямом смысле слова готова к конкурентной борьбе с зарубежными фирмами на площадке KADEX 2012. Нашу страну на объединенной экспозиции площадью 552 м2І и на открытых площадках представляли 62 предприятия и организации. В их числе «Рособоронэкспорт», Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), НПК «Уралвагонзавод», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), ОПК «Оборонпром», НИМИ, ГНПП «Сплав», ЦНИИ АГ, ГНПП «Прибор» и другие. И надо отметить, что в большинстве своем представители предприятий работали на выставке активно, в том числе используя новые методы ознакомления потенциальных заказчиков со своей продукцией. Так, члены делегации ОСК провели круглый стол на тему «Современные подходы по формированию эффективной морской составляющей ВМС и Береговой охраны». Обмен мнениями вызвал живой интерес у представителей ВМС и БОХР прикаспийских государств. Ряд российских предприятий устроил презентации своих изделий и разработок. Например, НПО «Марс» представило свою систему управления силами и средствами в акватории Каспийского моря.

На круглом столе на тему «Современные подходы по формированию эффективной морской составляющей ВМС и Береговой охраны» докладывает главный конструктор ЦМКБ «Алмаз» Борис Лейкис.

Впервые на выставке в Астане «КАМАЗ» показал прототип армейского бронированного автомобиля КАМАЗ-63968 «Тайфун». Надо сказать, что автогигант из Набережных Челнов имеет достаточно прочные позиции в Казахстане. С июня 2005 г. в Кокшетау действует его дочернее предприятие – «КАМАЗ-Инжиниринг». За семь лет существования на нем выпущено свыше 5000 грузовых автомобилей марки «КАМАЗ».

В свою очередь автомобильный завод «Урал» группы «ГАЗ» представил на KADEX 2012 перспективный седельный тягач «Урал-63704». Это – полноприводный автомобиль повышенной проходимости с бескапотной кабиной. Его колесная формула – 6х6, полная масса – 33,4 т. Он предназначен для буксировки полуприцепов по всем видам дорог при температуре воздуха от -45 до +40°С, что делает машину максимально приспособленной к эксплуатации в Казахстане. В 2011 г. завод поставил в республику более двухсот автомобилей, что на 30% больше, чем за аналогичный период 2010 г. В текущем году предполагается реализовать порядка 250 единиц различной автотехники. Дальнейший рост продаж на заводе «Урал» как раз связывают с поставками машин силовым структурам Республики Казахстан.

Сотрудница ИД «Национальная оборона» Татьяна Будеева рассказывает заместителю министра обороны Казахстана Талгату Жанжуменову о журнале.

Челябинский машиностроительный завод автомобильных полуприцепов представил на выставке доработанную версию полуприцепа ЧМЗАП 9326.000000.020-У. Благодаря уменьшенной до 2,5 м ширине платформы он может перевозить технику и грузы без ограничений по автодорогам. Его грузоподъемность – 25 т. Односкатная ошиновка обеспечивает отличную проходимость по бездорожью.

Как стало известно на KADEX 2012, сейчас приступает к модернизации Семипалатинский машиностроительный завод. В рамках Таможенного союза предприятие планирует реализовать ряд серьезных проектов с Российской Федерацией. В том числе при содействии российской «Военно-промышленной компании» планируется приступить к сборке бронированных автомобилей «Тигр» для силовых структур Республики Казахстан.

Пожалуй, наиболее представительная экспозиция среди российских предприятий оказалась у Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ). Это объясняется тем, что ее продукция выставлялась не только на стенде и открытой площадке, но и в составе техники Сухопутных войск Казахстана. На их вооружение, в частности, поступают боевые машины огневой поддержки «Терминатор» нижнетагильского Уралвагонзавода и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А производства омского Конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в корпорацию «УВЗ». Специалисты обратили внимание на то, что эти машины сделаны под требования заказчика и отличаются от тех, что демонстрировались прежде. Так казахстанский ТОС-1А «Солнцепек» выполнен на базе танка Т-90С, а не Т-72, оснащен более мощным 1000-сильным двигателем и встроенной динамической защитой. А это означает, что данная модификация огнемета более подвижна, а экипажу в боевых порядках обеспечивается большая безопасность. Еще заметнее отличия казахстанских «терминаторов». На них изменена конструкция боевого модуля, вместо гусениц с «косым» грунтозацепом появились стандартные гусеницы Т-90, панорамный прицел БО7К1 с низкоуровневым телевизионным каналом и лазерным дальномером заменен на панорамный прицел с тепловизионным каналом, аналогичный тому, что имеется на модернизированном танке Т-90МС. По сообщению казахстанских СМИ, Астана уже подала заявку на покупку у Уралвагонзавода второй партии «терминаторов».

Начальник бюро ВЭД Северного ПКБ Дмитрий Курочкин рассказывает главнокомандующему ВМС Казахстана контр-адмиралу Жандарбеку Жанзакову о новых разработках бюро.

К сожалению, Т-90МС не был показан на KADEX 2012. Но, может быть, это и закономерно. Казахстан не планирует, по крайней мере, в обозримой перспективе закупать новые танки. В составе Сухопутных войск имеется около 1300 Т-72. Взят курс на их глубокую модернизацию. И вот на этом «поле» завязалась целая танковая интрига. Уралвагонзавод предлагает свой вариант – Т-72М1, оснащенный динамической защитой «Реликт», новой СУО, спутниковой навигационной системой, автоматом сопровождения цели, маскировочным комплектом «Накидка». Мощность его двигателя доведена до 1000 л.с. В состав вооружения включен комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс». То есть его характеристики максимально приближены к танку Т-90С.

Специальный выпуск журнала «Национальная оборона», приуроченный к KADEX 2012, пользовался большой популярностью на выставке.

Но бок о бок с Т-72М1 разместился украинский танк Т-72 UA4 – вариант модернизации разработки Киевского танкоремонтного завода. На нем установлен новый дизельный двигатель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. Он улучшает скоростные и маневренные качества машины и способен работать при температуре окружающей среды до +55°С, что немаловажно для условий Казахстана в летнее время. Танк имеет усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира с зенитной пулеметной установкой закрытого типа и комплекс оптико-электронного противодействия «Штора»/«Варта».

В этой компании не последнее место занимал танк Т-72KZ, точнее его новая версия, созданная с помощью и при активном участии израильской фирмы Elbit на Семипалатинском танкоремонтном заводе. Его наиболее уязвимые места прикрыты блоками и контейнерами динамической защиты. Решетчатые экраны закрывают бортовые проекции от выстрелов противотанковых гранат. Машина комплектуется системой управления оружием TISAS с тепловизионными прицелами, тепловизионным прибором механика-водителя, навигационной системой Elbit Systems с GPS и радиостанцией Tadiran израильского производства. Предусмотрена установка кондиционера и вспомогательного энергоагрегата мощностью 7,5 кВт. И, конечно, главное преимущество Т-72KZ в том, что модернизация произведена не за рубежом, а на казахстанском предприятии.

Пока военное руководство Республики Казахстан ломает голову относительно выбора варианта модернизации Т-72, нижегородский ЦНИИ «Буревестник», входящий в состав УВЗ, продемонстрировал контрольно-проверочную машину 1И37Э «Буксир». С ее помощью можно осуществлять модернизацию, а точнее, восстанавливать до требуемых кондиций характеристики танковых пушек, а также орудий самоходной и буксируемой артиллерии, находящихся в эксплуатации.

«Терминатор» и «Солнцепек» из состава Вооруженных Сил Казахстана.

Наверное, самым эффектным мероприятием отечественных предприятий на KADEX 2012 стала церемония передачи холдингом «Вертолеты России» МЧС Казахстана первого из двух спасательных вертолетов Ка-32А11ВС. Винтокрылые машины предназначены для оказания экстренной медико-санитарной помощи, проведения спасательных и противопожарных операций. Для этого они оснащены медицинскими модулями и противопожарными «водяными пушками». Вертолеты могут также использоваться для осуществления аварийно-восстановительных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

– Первая поставка спасательных вертолетов Ка-32А11ВС силам по чрезвычайным ситуациям Казахстана знаменует новый важный этап в отношениях между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в области сотрудничества по специальной вертолетной технике, – заявил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров. – Развитие партнерских отношений с государственными ведомствами Казахстана давно стало одним из приоритетных направлений работы холдинга в Центрально-Азиатском регионе, и мы готовы увеличивать поставки вертолетной техники. Кроме Ка-32А11ВС холдинг предлагает МЧС Республики Казахстан новый легкий вертолет Ка-226Т с медицинским модулем, который с учетом климатических особенностей региона идеально подходит для осуществления спасательных и медико-эвакуационных операций любой сложности.

Демонстрировавшийся на выставке в Астане вертолет Ка-226Т вызвал заинтересованность со стороны представителей МЧС Казахстана. Стоит напомнить, что в 2009 г. «Вертолеты России» заключили с Авиаремонтным заводом №405 (Алматы) соглашение о сервисном обслуживании вертолетов Ми и Ка, а также их модернизации. А 5 мая этого года на KADEX 2012 российский холдинг и Национальная компания «Казахстан Инжиниринг», объединяющая ведущие казахстанские предприятия военно-промышленного профиля, подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий совершенствование организации взаимодействия сторон по сервисному обслуживанию и ремонту вертолетов российского производства. Как сообщил руководитель делегации «Рособоронэкспорта» на KADEX 2012 Эсен Топоев, погранслужба Казахстана намерена закупить у России четыре транспортных вертолета Ми-171 и скоростные патрульные катера типа «Соболь». «Мы планируем выйти на окончательное обсуждение контракта по вертолетам Ми-171 в количестве четырех единиц. Два должны быть поставлены в четвертом квартале этого года и два предусматривается передать в 2013 г., – сказал он. – Кроме того, Погранслужба Казахстана намерена приобрести у России патрульные катера типа «Соболь». Проект контракта по их приобретению предусматривает также создание соответствующей береговой инфраструктуры для эксплуатации катеров».

Модернизированный танк Т-72М1 Уралвагонзавода.

Модернизированный танк Т-72 UA4 Киевского танкоремонтного завода.

Танк Т-72KZ, модернизированный в Казахстане при участии израильской фирмы Elbit.

На этой мажорной ноте хотелось бы завершить наш отчет о KADEX 2012. Но на выставке в Астане, к сожалению, было немало сюжетов, которые должны заставить задуматься российские ведомства, предприятия и организации. Так ожидавшееся подписание протокола о намерениях между Россией и Казахстаном о закупке учебно-боевых самолетов Як-130 было отменено за час до начала церемонии. Почему? Представители Министерства обороны Казахстана объяснили это тем, что они хотят сначала посмотреть, как Як-130 будут эксплуатироваться в ВВС России. Кроме того, мол, всего полтора года назад ВВС Казахстана завершили капитальный ремонт учебно-боевых самолетов L-39 чешского производства, и поэтому, дескать, теперь требуется дождаться полной выработки их ресурса. Но об этом было известно не вчера и даже не год назад, а раньше. Так зачем же нужно было в течение нескольких месяцев готовить мероприятие? Для того, что бы его скоропалительно отменить? Создалось впечатление, что на позицию Астаны повлияли какие-то иные мотивы. Может быть, непонятная история с неприбытием на выставку знаменитых российских пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи»? Причем «Стрижи» уже добрались до Челябинска, но границу Казахстана не пересекли. Потом выяснилось, что командование ВВС РФ в связи с кадровыми переменами в этом ведомстве не удосужилось своевременно подготовить проект правительственного соглашения о перелете в Казахстан. В Астане явно затаили обиду из-за глупой бюрократической ошибки.

Не добавило авторитета России и отсутствие на KADEX 2012 российского военного оркестра. Дело в том, что в рамках выставки проводился международный фестиваль духовых оркестров вооруженных сил разных стран. Кроме местных коллективов в нем приняли участие музыканты из Германии, Индии, Таджикистана, Польши и объединенный оркестр государств НАТО. Россия это мероприятие проигнорировала.

Западные музыканты явно прибавили положительных эмоций на переговорах своих делегаций с представителями Казахстана. На KADEX 2012 правительство Казахстана заказало у западноевропейского концерна Eurocopter восемь вертолетов ЕС145. Эта сделка является частью ранее заключенного соглашения о покупке Астаной 45 многофункциональных винтокрылых машин этой модели. Казахстан уже получил шесть ЕС145, которые собраны на совместном предприятии «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг». Его новый корпус возводится на территории аэропорта Астаны, что в нескольких километрах от военно-воздушной базы, где проводится выставка KADEX. Вертолеты поступают на вооружение казахстанской армии и МЧС республики.

Вертолеты ЕС145 теперь собираются и в Казахстане.

Контрольно-проверочная машина 1И37Э «Буксир».

На KADEX 2012 правительство Казахстана заявило о намерении купить у Eurocopter 20 тактических транспортных вертолетов EC725 Super Cougar грузоподъемностью до 5,6 т для нужд Министерства обороны. Они предназначены для переброски войск и легкой военной техники. Вертолеты можно использовать для выполнения специальных и поисково-спасательных операций. Сумма сделки и сроки ее официального заключения не сообщаются, но известно, что каждый такой вертолет оценивается приблизительно в $25 млн., а передача машин заказчику должна быть осуществлена в течение шести лет.

На выставке в Астане председатель правления «Казахстан Инжиниринг» Болат Смагулов и генеральный директор государственного концерна «Укроборонпром» Дмитрий Перегудов подписали контракт о совместном производстве в Казахстане 100 бронетранспортеров БТР-4 «Буцефал» украинской разработки. Сумма сделки – $150 млн. «Это событие без преувеличения можно назвать прорывом, – заявил по этому поводу министр обороны Украины Дмитрий Саламатин. – Украина осваивает новый рынок вооружений и военной техники». Это, действительно, так. Договоренность по этим бронемашинам свидетельствует о намерении Киева расширять экспорт военной техники в государства Центральной Азии. Но, по правде говоря, выбор Казахстаном партнера для совместного производства бронетехники нельзя признать особенно удачным. Известно, что в 2009 г. Ирак заказал на Украине 420 БТР-4 на сумму $457,5 млн. Поставка первой партии «буцефалов» из 26 машин, намеченная на октябрь 2010 г., была сорвана из-за выявившегося брака 30-мм автоматических пушек 3ТМ-2. Сроки отправки несколько раз переносились. Только 31 марта 2011 г. первая партия была отгружена заказчику. И вот теперь иракские специалисты, проводившие приемочную экспертизу второй партии из 62 БТР-4, снова обнаружили на машинах несколько серьезных недочетов, в том числе касающихся работы пушек. Иракская сторона нещадно штрафует «Укроборонпром» за некондиционную технику. Но кому от этого легче! Факт остается фактом: «Буцефал», созданный по образу и подобию российских БТР-80 и БТР-82, во многом уступает прародителям и остается очень «сырой» машиной. Своим успехом на казахстанском рынке он во многом обязан, как заметил Дмитрий Саламатин, «тесному взаимодействию Министерства обороны Украины и посольства Украины в Республике Казахстан и непосредственному участию чрезвычайного и полномочного посла в этой стране Олега Демина». Другими словами, к подготовке сделки был привлечен широкий круг военных лиц и дипломатических персон, что свидетельствует о серьезном подходе Киева к освоению «целины» военно-технического сотрудничества с Астаной.

Сборка украинских бронетранспортеров БТР-4 «Буцефал» будет налажена на предприятиях

НК «Казахстан Инжиниринг».

В своем пресс-релизе турецкая фирма Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi A.S. сообщила, что на KADEX 2012 она и «Казахстан Инжиниринг» подписали предварительное соглашение об организации сборки в Казахстане легких бронированных машин Otokar Cobra. Для этого предполагается создать совместное предприятие. 36-я десантно-штурмовая бригада аэромобильных сил Казахстана уже эксплуатирует 10 бронемашин Cobra, которые поставлены из Турции в начале этого года. Судя по всему, они пришлись по душе офицерам и бойцам элитной части. И теперь решено выпускать броневики в Казахстане. Турецкие «кобры», действительно, легкие машины с широким использованием многих компонентов стандартного автомобиля американской армии HMMWV, более известного у нас как Hammer. Их боевая масса – 6,3 т, бронирование – противопульное. Они предназначены, главным образом, для оснащения полицейских подразделений, в лучшем случае – для борьбы с нерегулярными формированиями. Но как показал опыт грузино-осетинского конфликта, в котором Тбилиси задействовал эти турецкие броневики, «кобры» оказались никудышними бойцами в столкновении с хорошо вооруженными армейскими частями.

Вообще турецкие военно-промышленные предприятия были очень широко представлены и активны на KADEX 2012. Их успехи не ограничились контрактом о намерении собирать броневики Cobra. Планируется также совместными усилиями модернизировать бронетехнику советского производства. Компания «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг», концерн Eurocopter и турецкая фирма ASELSAN подписали соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым на вертолеты EC145 казахской сборки будут установлены электронные приборы и системы турецкого производства.

Турецкие бронемашины Cobra уже состоят на вооружении 36-й десантно-штурмовой бригады аэромобильных сил Казахстана.

Турецкие компании предлагают Астане свои услуги практически по всему спектру военно-технического сотрудничества. Так, например, известная турецкая судостроительная фирма Yonca-Onuk готова поставлять и совместно строить с Казахстаном ракетные катера типа MRTP44 водоизмещением 250 т, длиной 47 м и скоростью полного хода в 50 узлов. Они вооружаются двумя счетверенными пусковыми установками противокорабельных ракет Exocet или Harpoon, 57-мм автоматической артиллерийской установкой BAE Systems, двумя постами ПЗРК Simbad и двумя дистанционно управляемыми пулеметами.

Турецкий катер может составить серьезную конкуренцию российскому ракетно-артиллерийскому катеру проекта 20970 «Катран» (подробнее о нем см. журнал «Национальная оборона» №6/2011), специально созданному по требованиям ВМС Казахстана. Еще в феврале 2010 г. «Рособоронэкспорт» и уральский завод «Зенит», на котором предполагалось строительство этих катеров, подписали предварительный контракт. На KADEX 2010 президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, познакомившись на стенде ОСК с характеристиками «Катрана», сказал, обращаясь к окружавшим его министрам и другим официальным лицам: «Будем строить!» То есть оставалось получить официальное уведомление о вступлении сделки в силу, подкрепить ее соответствующими финансовыми ресурсами и приступить к реализации программы. Но этих действий не последовало.

В канун KADEX 2012 на заводе «Зенит» в Уральске спустили на воду ракетно-артиллерийский катер «Казахстан» – первый боевой корабль, построенный на территории республики. Он создан на базе пограничных сторожевых кораблей проекта 0300, который в свою очередь является вариантом проекта 22180 разработки Северного ПКБ. Водоизмещение «Казахстана» – около 250 т, длина – 46 м, ширина – 9 м. Он развивает 30-узловый ход. О его вооружении официальных данных нет, но ряд источников сообщает, что оно состоит из ракет «Атака», турельной установки «Гибка» с ПЗРК «Игла» и спаренной 25-мм артиллерийской установки. Катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортных средств противника как самостоятельно, так и в составе корабельных групп. В 2012-2013 гг. предусматривается ввести в состав ВМС республики еще два катера этого типа. А уже потом, судя по всему, будет решаться вопрос о выборе более мощных боевых единиц.

И здесь приоритет может получить южнокорейская фирма STX Offshore & Shipbuilding, которая на KADEX 2012 подписала с «Казахстан Инжиниринг» меморандум о взаимопонимании. Согласно этому документу, стороны намерены изучить возможность совместной реализации таких проектов, как строительство судостроительной и судоремонтной верфи в казахстанском секторе Каспийского моря, модернизация одного из судостроительных заводов Казахстана, а также возможность трансфера в республику передовых южнокорейских технологий в области судостроения. В рамках реализации меморандума создается совместная рабочая группа, которая выработает рекомендации для дальнейшего продвижения этих проектов.

Модель турецкого ракетного катера типа MRTP44.

Нельзя не напомнить, что на KADEX 2010 корпорация STX предложила Казахстану проект ракетно-артиллерийского катера, который по своей вооруженности и другим характеристикам уступал российскому «Катрану». Теперь, похоже, южнокорейский судостроительный гигант начал наступление с другого фланга. И оно может увенчаться успехом. Тем паче, что на KADEX 2012 главнокомандующий ВМС Республики Казахстан контр-адмирал Жандарбек Жанзаков подписал протокол о намерениях с представителями «Казахстан Инжиниринг» и европейского ракетостроительного концерна MBDA, а также испанской фирмы INDRA Sistemas о сотрудничестве «по формированию береговой обороны», основанной на противокорабельной ракетной системе MBDA Exocet MM40 Block 3. Дальность стрельбы этой ПКР составляет 180 км. Она может устанавливаться на кораблях, береговых стационарных и подвижных береговых установках. «Реализация этого проекта будет значительно способствовать повышению безопасности Республики Казахстан и, в особенности, в каспийском регионе», – подчеркнул на церемонии подписания протокола вице-президент НК «Казахстан Инжиниринг» Димаш Бижанов. В свою очередь, газета «Литер», принадлежащая правящей в Казахстане партии «Нур Отан», подчеркивает: «Нерешенные территориальные вопросы по разделу акватории Каспия потенциально способствуют росту напряженности между литеральными странами. Принимая во внимание рост геополитической борьбы за энергетические ресурсы, Казахстан вынужден заботиться о своих национальных интересах, которые имеют место на Каспии. Учитывая это, отечественное Министерство обороны пытается решить данный вопрос с помощью новой противокорабельной ракетной системы Exocet MM40 Block 3».

«Казахстан» – первый боевой корабль национальной постройки.

Если учесть то обстоятельство, что турецкая фирма Yonca-Onuk и южнокорейская корпорация STX имеют опыт работы по размещению на своих кораблях ракет производства концерна MBDA, а России вряд ли удастся добиться их поставки на катера отечественной разработки, то шансы на реализацию планов постройки «катранов» для ВМС Казахстана становятся призрачными. А ведь новейшая модификация противокорабельной ракеты комплекса «Уран», которая может быть установлена на «катранах» – Х-35УЭ, значительно превосходит Exocet MM40 Block 3. Ею можно поражать цели на дальности до 260 км. Малая заметность достигается за счет низкой высоты полета на конечном участке (всего 3-5 м) и небольших габаритов. У ПКР Х-35УЭ комбинированная система наведения. Она включает инерциальную систему, блок спутниковой навигации и радиолокационную активно-пассивную головку самонаведения, обеспечивающую высокую точность и помехозащищенность в условиях радиоэлектронного противодействия. Головка самонаведения Х-35УЭ «берет на мушку» корабли противника на дальности до 50 км. Но Казахстан почему-то не заинтересовался «супер-уранами». Или его не заинтересовали?

Пуск противокорабельной ракеты MBDA Exocet MM40 Block 3.

В чем причина прозападного и провосточного «тренда» ВТС Астаны, явно обозначившегося на KADEX 2012? Вот что ответил на этот вопрос наш казахстанский коллега:

– Причин, на мой взгляд, несколько. Во-первых, военно-техническое сотрудничество России со странами СНГ, в том числе и с теми, что входят в ОДКБ, осуществляется по периферийно-остаточному принципу: мол, куда они денутся. Во всяком случае, работе по продвижению военной техники и вооружения в этих государствах уделяется значительно меньше внимания, чем в других регионах мира. И это несмотря на заявления Москвы о приоритетности отношений с бывшими союзными республиками. Конечно, в денежном выражении эта сфера российского ВТС не может конкурировать с поставками вооружений, скажем, в Индию, Алжир или Венесуэлу. Но делу такой подход, безусловно, не способствует. Во-вторых, сейчас настало время переоснащения армий Центральной Азии новым оружием, но финансовых ресурсов для этого не хватает. И западные компании действуют здесь не только энергичнее российских, но и более гибко, предлагая широкий выбор вариантов реализации сделок, особенно делая упор на совместном производстве. А Казахстан, например, очень заинтересован в развитии у себя высокотехнологичных отраслей промышленности. В-третьих, высокопоставленные военные деятели в Москве неоднократно подвергали критике образцы техники, выпускаемые российской оборонкой. Поэтому вольно или невольно, но меняется отношение к русскому оружию, его мощи и надежности. В-четвертых, Россия сейчас сама закупает за рубежом разнообразную военную технику, начиная от бронеавтомобилей и кончая авианосцами. А мы чем хуже?

Журнал «Национальная оборона» был удостоен диплома за активное участие в выставке KADEX 2012.

В рамках KADEX 2012 состоялся международный фестиваль военных оркестров.

К этому стоит добавить, что государства, прежде входившие в состав СССР, за двадцать с лишним лет повзрослели и отнюдь не считают себя младшими членами некогда единой семьи. Они живут самостоятельно и принимают решения, исходя из собственных интересов. Поэтому, выстраивая отношения с ними, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества, требуется тщательный учет этих интересов. Уроки KADEX 2012 должны быть изучены, чтобы не случалось новых казусов и Москва не потеряла ближайших союзников.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS