Натурная презентация нового образца бронетанковой техники на зарубежной выставке вооружений – такого в истории российской системы ВТС не было уже давно. Поэтому салон Defexpo India 2012, проходивший в Дели с 29 марта по 1 апреля, запомнился многим заинтересованным посетителям, в первую очередь, демонстрацией модернизированного танка Т-90С, показанного за пределами России впервые. |
Для демонстрации машины ОАО «НПК «Уралвагонзавод» организовало отдельный стенд. Его зрелищная презентация для иностранных делегаций с использованием последних мультимедийных технологий была разработана при участии специалистов ОАО «Рособоронэкспорт».
БУДУЩЕЕ – ЗА СОВМЕСТНЫМИ РАЗРАБОТКАМИ
Как известно, характеристики модернизированного Т-90С значительно выше характеристик серийного танка Т-90С. Машина отличается высокой огневой мощью, обеспечивает всесуточность применения оружия, система управления огнем переведена на цифровые технологии, то есть реализована концепция цифрового борта. Кроме того, машина получила новый уровень защищенности – она имеет новую модульную защиту третьего поколения. Доведена до современных требований подвижность – на танке установлен двигатель В-92С2Ф, мощностью 1130 л.с. Причем теплофизические характеристики моторно-трансмиссионного отделения не ухудшились, то есть танк с более мощным двигателем также может эксплуатироваться при очень высоких температурах. При этом, как заявил генеральный директор – генеральный конструктор входящего в структуру ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) Андрей Терликов, резервы повышения мощности двигателя не исчерпаны: появляются новые технологии, новые материалы, что позволяет изыскивать новые пути повышения мощности при сохранении необходимого ресурса. В целом, по словам Андрея Терликова, модернизированный Т-90С сохранил высокий уровень надежности и способность вести боевые действия в самых жестких условиях.
Главой делегации «Рособоронэкспорта» на выставке Defexpo India 2012 был Виктор Комардин. |
Индию и Россию связывает давнее сотрудничество во всех областях ВТС, в том числе в части бронетанковой техники. В частности, индийские Вооруженные Силы успешно используют танки советского и российского производства – Т-72 и Т-90С. Они эксплуатируются в самых жестких условиях, в том числе в пустыне, где дневная температура достигает 40-50 °С при очень сильной запыленности.
Т-90С зарекомендовал себя с самой лучшей стороны (и это хорошо известно), показав, что в таких условиях эффективно воевать может только эта боевая машина. На сегодняшний день машины Т-90С составляют основу ударной силы Сухопутных войск ВС Индии. В то же время, национальная программа создания основного боевого танка пока очевидно буксует – без иностранной помощи достичь современного уровня в танкостроении индийской промышленности вряд ли удастся. Учитывая давние связи в танкостроении, российская сторона намеревается принять в этом процессе активное участие.
Как дипломатично отметил Андрей Терликов, «опыт, полученный индийской стороной при освоении лицензионного производства танков Т-72 в 1980-х гг. и Т-90С в 2000-х гг., позволил нашим индийским коллегам поднять технический уровень бронетанковых разработок до современных стандартов. Об этом говорит результат программы создания танка Arjun». При этом, однако, он выразил надежду, что «УВЗ также примет участие и займет достойное место в этом проекте. У нас есть, что предложить нашим индийским коллегам в части повышения подвижности, защищенности и огневой мощи этой машины. И мы уверены, что в ближайшее время такие контакты будут и такие проекты состоятся».
Если российско-индийский проект нового авианосца не состоится, наше место займут другие, например – французы из DCNS. |
Наиболее перспективное направление сотрудничества в танкостроении (как, впрочем, и в других отраслях) – это создание новой техники. По словам Андрея Терликова, «мы с такими предложениями к нашим индийским коллегам обращались. У них есть желание совместно разрабатывать новую технику. Такое сотрудничество будет выгодно обеим сторонам».
Перед началом Defexpo India 2012 руководитель УКБТМ сказал: «Мы надеемся, что машина привлечет большое внимание как индийских военных, так и других посетителей выставки». И эта надежда, похоже, вполне оправдалась. По информации представителей корпорации «УВЗ», в ходе проведенных презентаций и переговоров на Defexpo India 2012 достигнуты договоренности по реализации ряда программ, направленных на приобретение продукции военного назначения производства Уралвагонзавода и, прежде всего, модернизированного танка Т-90С.
В соответствии с имеющимися планами, к 2020 г. в Сухопутных войсках ВС Индии должно быть 1657 танков Т-90С, которые постепенно вытеснят из армии Т-72. В настоящее время в СВ числится около 2500 Т-72 и пока эти машины продолжают службу. 968 из них прошли модернизацию, еще около тысячи должны быть обновлены в ближайшей перспективе, и для индийских военных это – крайне актуальная программа.
Стенд Концерна ПВО «Алмаз – Антей» на Defexpo India 2012 был одним из самых масштабных . |
Как сообщил журналу «Национальная оборона» глава делегации «Рособоронэкспорта» на выставке Defexpo India 2012 Виктор Комардин, программа модернизации индийских Т-72 включает 4 отдельных направления, касающихся различных элементов конструкции танка. Конкурентами России выступают израильская компания Elbit Systems и индийская фирма с американским участием Larsen & Toubro. Предложения иностранных компаний касаются в основном электронных систем и системы управления огнем, однако комплексную программу модернизации, включающую обновление силовой установки, ходовой части, установку более современного орудия и СУО, усиление бронезащиты, предлагает только Россия, подчеркнул Виктор Комардин.
В целом, по его словам, Россия в настоящее время участвует в более 10 тендерах Минобороны Индии по сухопутной тематике и исполняет в общей сложности 10 контрактов, связанных с лицензионным производством и поставкой военной техники. Помимо модернизации Т-72 речь, в частности, идет о тендерах на поставку ПЗРК, противотанковых средств и боеприпасов для РСЗО «Смерч».
По информации заместителя директора ФСВТС России Вячеслава Дзиркална, в 2010 г. с Индией были подписаны контракты на сумму $6,5 млрд., в 2011 г. – на $1,8 млрд., а общий портфель заказов в сфере ВТС с Индией составляет $10,8 млрд.
По оценке ЦАМТО, в 2012 г. Россия поставит Индии вооружения и военной техники на сумму около $7,34 млрд., что составит около 80% индийского импорта. Начиная с 2013 г., крупнейшим экспортером оружия в Индию станут США. Лидерство США на рынке вооружений Индии будет временным, что связанно с реализацией крупных контрактов на поставку самолетов базовой патрульной авиации P-8I, военно-транспортных самолетов C-17A и вертолетов AH-64D, фактическая передача которых придется на период 2013-2015 гг.
Ижевский бестселлер
Заместитель генерального директора ГК «Ростехнологии» Николай Волобуев в ходе общей пресс-конференции российской делегации на Defexpo India 2012 заявил, что Россия предложила Индии купить лицензию на производство автоматов Калашникова «сотой» серии. Концерн «Ижмаш» представил на выставке автоматы Калашникова АК-101, АК-102, АК-103, АК-104, автомат Никонова АН-94; снайперские винтовки СВ-98, СВД, и СВДС; пистолет-пулемет «Бизон» и пистолет-пулемет «Витязь» (впервые на выставке в Индии); карабины и ружья «Сайга», выполненные на базе автомата Калашникова, в том числе востребованные среди сил правопорядка модификации «Сайги» 12-го калибра. Среди новинок, которые впервые демонстрируются в Индии – карабин «Би-7-2КО» и «Сайга-МК» в тюнинге 2011 г. Карабин «Би-7-2КО» – это гражданский аналог снайперской винтовки СВ-99 под малокалиберные патроны типа .22LR и .22WMR, предназначенный для сил правопорядка и спецподразделений. Карабин обеспечивает высокоточную стрельбы на расстоянии до 100 метров. «Сайга-МК» представляет собой нарезнойсамозарядный карабин под патрон 5,56х45 мм (.223Rem) с укороченным стволом (336 или 415 мм). Он предназначен, в первую очередь, для рынка США, где, как известно, разрешена продажа в частные руки нарезного автоматического оружия в самозарядном исполнении. Что касается небезызвестного контракта на поставку ружей «Сайга-12» в полицейские подразделения США, подписанный на проходившей в январе в Лас-Вегасе выставке Shot Show, то, по словам представителей концерна, речь идет о неких федеральных структурах. К правоохранительным ведомствам федерального подчинения в США, напомним, относятся такие структуры, как ФБР, Управление по борьбе с наркотиками, различные структуры Министерства юстиции, Федеральное бюро тюрем, федеральные маршалы и другие.
|
АДМИРАЛЬСКИЙ «БУКЕТ»
Чтобы Россия смогла сохранить статус крупнейшего партнера Индии по ВТС, необходимо очень хорошо поработать. В Индии принято принципиальное решение об отказе от прямых закупок вооружений зарубежного производства и предпринимаются значительные усилия по развитию национальной промышленности. Так что теперь основным видом военно-технического сотрудничества с Индией должна стать совместная разработка образцов и передача лицензий для локального изготовления военной техники. Общая практика лицензионного производства предполагает, что начальные партии ВВТ поставляются в страну-экспортер готовыми. Но теперь индийская сторона требует, чтобы даже в этом случае до 30% оборудования на образце были индийского производства.
Политика развития национальной промышленности касается и судостроения: в эту отрасль вкладываются колоссальные средства. В последние годы фактически заново построено три больших частных верфи и две государственных, которые обеспечивают очень хорошее качество продукции по привлекательной цене.
Как заявил в ходе выставки президент «Объединенной судостроительной корпорации» Роман Троценко, для ОСК совместное проектирование с Индией является чрезвычайно важным, поскольку позволяет сохранить компетенцию разработки новых проектов кораблей и передать ее следующему поколению конструкторов в условиях, когда российский флот почти не размещает новых заказов.
«Поэтому с Индией надо переходить к созданию совместного продукта, разрабатывать такие проекты, как корвет охраны водного района, авианосец», – отметил Роман Троценко. И если такие проекты не реализует Россия, это сделают другие. Совсем не случайно крупнейшая компания военного кораблестроения в Европе – французская DCNS представила на выставке макет авианосца собственной разработки РА2. Во Франции этот проект вряд ли будет воплощен в металле, но поскольку в него вложено уже около 200 млн. евро, в DCNS, по всей видимости, были бы не против реализовать его в кооперации с Индией.
Тренажер для «Бережка» Тульское Конструкторское бюро приборостроения на Defexpo India 2012 впервые продемонстрировало тренажер наводчика и командира модернизированного боевого отделения «Бережок», обеспечивающий приближение тренировочных условий к боевым. «Бережок», напомним, предназначен для модернизации легкобронированной техники, в частности – БМП-2. Тренажер позволяет полностью отрабатывать алгоритмы работы наводчика и командира боевой машины с комплексом «Бережок», ПНК которого включает оптический, телевизионный и тепловизионный каналы.
|
По словам президента ОСК, Россия предложила Индии совместную разработку общей платформы для авианесущего корабля. Но поскольку в декабре 2011 г. строительство авианесущего комплекса исчезло из Государственной программы вооружения, теперь вести переговоры с Индией о совместной разработке такого корабля оказалось затруднительно. В Дели явно не желают вкладывать деньги в такую программу в одностороннем порядке, справедливо полагая, что результатами разработки в последствие воспользуется ВМФ РФ, как это было в случае с фрегатами проекта 11356, который был создан по заказу Индии, а теперь его несколько модифицированный вариант пригодился и российскому флоту.
Роман Троценко отметил, что совместная платформа авианесущего комплекса предполагает создание «электрического» корабля с винторулевыми колонками, приводящимися в движение от дизель-генераторной силовой установки, но при этом опциональным вариантом является ядерная СУ.
Пока же ОСК продолжает сотрудничество с Индией по уже хорошо известным проектам. По словам руководителя ОСК, в настоящее время с индийской стороной осуществляется более десяти программ ВТС в области военно-морской техники. Говоря о предстоящей в 2012 г. передаче ВМС Индии четвертого и пятого фрегатов проекта 11356 (F45 Teg и F46 Tarkash), Роман Троценко отметил, что возможно продолжение сотрудничества с Дели по этому проекту. Однако если соответствующие договоренности будут достигнуты, оно уже будет иметь статус совместной программы. То есть строительство новых кораблей будет вестись на индийских верфях.
Дешево и сердито
Когда руководитель УКБТМ Андрей Терликов говорил о том, что технический уровень в разработках бронетанковой техники в Индии достиг современных стандартов, вряд ли он имел в виду весьма странный БТР (или все-таки БМП?) под названием Chakra Rath BMP, натурный образец которого был выставлен рядом с модернизированным Т-90С. Машина, изготовленная на предприятии Indian Ordnance Factories (OFB, предприятие также осуществляет сборку Т-90С и изготавливает ОБТ Arjun), представляет собой корпус БМП-2, лицензионная сборка которых осуществлялась в Индии, поставленный на мосты от грузового автомобиля. Подвеска – самая простая, на полуэллиптических рессорах. Колесная формула бронемашины – 6х4, при этом ведущими являются передний и средний мосты, а задний же – подкатной. К передней части корпуса БМП приварена угловатая бронекоробка, по бокам которой расположены рабочие места водителя и командира машины, а по середине – решетка радиатора. Сохранена штатная башня БМП-2 с 30-мм пушкой, да и все остальные элементы корпуса остались неизменными. Машину Chakra Rath BMP предполагается использовать в городских условиях и в миротворческих операциях. По имеющейся довольно скудной информации, она предназначается для Федеральных резервных полицейских сил Индии (Central Reserve Police Force, CRPF). CRPF можно назвать аналогом российских внутренних войск, при этом они являются одним из самых многочисленных в мире военизированных формирований: сейчас CRPF имеют численность более 250 тысяч человек, в ближайшей перспективе ее предполагается увеличить еще на 30 тысяч человек. Понятно, что CRPF для противодействия городским беспорядкам и террористам не нужны ни гусеничные БМП-2, ни колесные машины с высокой проходимостью (о хорошей проходимости Chakra Rath BMP, учитывая конструкцию ее ходовой части, говорить не приходится). Учитывая большую численность CRPF, новой техники этой структуре надо много. Поэтому перед разработчиками машины, судя по всему, стояла задача создать максимально дешевый образец из готовых, освоенных национальной промышленностью элементов. В результате и получилась такая вот «Чакра». Пример этой машины еще раз наглядно показывает, что в конструировании боевой техники далеко не последнюю роль играет наличие конструкторской школы и опыта.
|
Сегодня в руководящий состав Вооруженных Сил Индии приходит новое поколение офицеров. В отличие от своих предшественников (которые учились в СССР, эксплуатировали боевую технику совместного производства, часто – владели русским языком, имели представление о нашем менталитете и образе мыслей), их ничего не связывает с Россией и на российскую продукцию военного назначения они смотрят как на один из возможным вариантов, представленных на рынке. Причем часто – это не самый лучший вариант.
И, тем не менее, еще раз подчеркнем, что ВТС между нашими странами имеет значительные перспективы. Не случайно ведь стенд ОСК на Defexpo India 2012 посетили ключевые фигуры индийского флота: начальник штаба ВМС адмирал Нирмал Кумар Верма, начальник главного управления производства и закупок кораблей вице-адмирал Наделла Ниранжан Кумар, начальник управления материально-технического обеспечения вице-адмирал Ганеш Махадеван. Другие участники выставки не могли похвастаться таким адмиральским «букетом».
Нанотанк Автомобильное подразделение одной из крупнейших в Индии компаний Tata Group среди прочего известно созданием самого маленького и дешевого автомобиля – Tata Nano. Судя по всему, опыт, полученный при его разработке, в Индии решили перенести в область продукции военного назначения. На Defexpo India 2012 было представлено транспортное средство MBPV (Micro Bullet-Proof Vehicle – пуленепробиваемая микромашина), созданное Tata Group при участии Организация оборонных исследований и разработок (DRDO). Машина предназначена для использования силами правопорядка при проведении контртеррористических операций внутри зданий.
MBPV приводится в движение электродвигателем, позволяющим машине развивать максимальную скорость 20 км/ч. Автономность – шесть часов. Масса MBPV – 1100 кг, полезная нагрузка – 200 кг. Она вмещает экипаж из двух человек в полной экипировке. Для ведения огня предназначаются порты на всех четырех стенках кузова. Поворот MBPV осуществляется по-танковому – путем торможения колес с одного из бортов, что, по замыслу разработчиков, должно обеспечить ей хорошую маневренность в условиях ограниченного пространства. Заявлена возможность преодоления MBPV двадцатиградусных уклонов, включая лестницы. Какой класс защиты обеспечивает бронирование MBPV – не ясно, в рекламных материалах указано лишь, что экипаж защищен от огня из стрелкового оружия и от осколков ручных гранат. Но учитывая, что в ограниченном пространстве огонь по машине может вестись почти в упор – бронирование должно быть достаточно серьезным. Перед тем, как приступить к серийному производству MBPV, в Tata Group собираются провести испытания машины силами лучших армейских и полицейских спецподразделений Индии: парашютных батальонов, морских коммандос, NSG («Черные коты» – полицейский спецназ). |