В Севилье на предприятии Airbus Military 7 июня 2011 г. состоялась выкатка нового самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛОиУ), построенного на базе военно-транспортного C295. А чуть позже эта машина была продемонстрирована на статической экспозиции концерна EADS на авиасалоне Le Bourget 2011. |
Летные испытания C295 AWACS уже начались и проходят успешно. Машина имеет классическую для самолетов такого типа компоновку с расположенным в задней части фюзеляжа круговым обтекателем антенны РЛС диаметром 6 метров. Сам радар с активной фазированной решеткой разрабатывает израильская компания ELTA Systems – дочернее предприятие концерна IAI. Антенна РЛС будет вращающейся, что обеспечит обзор окружающего пространства на 360 градусов. Такое решение с технической и аэродинамической точек зрения сложнее, чем получившие распространение в последнее время относительно компактные самолеты ДРЛОиУ с жестко закрепленными продольными антеннами, однако лишено недостатка последних – зоны затемнения в носовой и хвостовой частях самолета.
По мнению разработчиков, за счет наиболее просторного в своем классе фюзеляжа, C295 является весьма удобной платформой для создания самолета ДРЛОиУ. Предполагается, что внутри фюзеляжа будут размещены рабочие места 4-6 операторов РЛС, а также зона отдыха экипажа.
Летные испытания самолета продлятся до начала осени. В них будут задействованы два С295. Информации о том, когда завершится создание радиоэлектронного комплекса нет, однако вряд ли оно займет много времени. У фирмы ELTA имеется готовый комплекс EL/W-2085. Он установлен на самолете ДРЛОиУ ВВС Израиля Eitam. Eitam с EL/W-2085 имеет конформное расположение антенн РЛС вдоль бортов самолета. При этом производитель заявляет о том, что эти антенны обеспечивают круговой обзор окружающего пространства. Самолеты с системой EL/W-2085 помимо Израиля эксплуатируются в ВВС Сингапура.
Израильский самолет ДРЛОиУ Eitam. |
Помимо РЛС с активной фазированной решеткой в комплекс EL/W-2085 интегрирована подсистема свой-чужой, средства электронной разведки и система связи, обеспечивающая коммуникацию с авиационными, морскими и наземными силами.
Более ранняя версия этого комплекса – EL/M-2075 Phalcon – установлена на самолетах А-50ЭИ, производящихся Россией и Израилем совместно для ВВС Индии. А-50ЭИ, напомним, имеют дискообразную антенну РЛС.
Платформа для нового самолета ДРЛОиУ – С295 представляет собой средний многоцелевой транспортный самолет, разработанный испанской компанией CASA (в настоящее время входит в Airbus Military). Самолет имеет длину 24,45 м, максимальная полезная нагрузка составляет 9250 кг, что позволило перевозить 71 военнослужащего или 49 десантников, пять стандартных поддонов или три авиационных двигателя. В санитарном варианте С295 может транспортировать до 24 лежачих раненых и до семи медработников. На самолете установлены два турбовинтовых двигателя Pratt&Whitney Canada PW127G мощностью по 2645 л. с. Кабина оснащена электронной системой полетной информации Sextant Topdeck. В настоящее время более 80 С295 эксплуатируются в ВВС 12 стран мира.
Помимо основной – транспортной, имеется версия С295 для базовой патрульной авиации.
Твердых заказов на С295 в версии ДРЛОиУ пока нет, однако представители Airbus Military говорят о наличии большого интереса к такой машине со стороны нескольких государств и выражают уверенность в хороших коммерческих перспективах этой машины – насколько они возможны в столь специфическом сегменте авиастроения. Судя по информации в зарубежных СМИ, первыми заказчиками новой машины могут стать Чили и Колумбия.