Французский вектор
Промышленное сотрудничество Москвы и Парижа набирает обороты

В рамках авиасалона МАКС-2011 российские компании «Рособоронэкспорт», «Инерциальные технологии «Технокомплекса» и французская SAGEM (входит в группу SAFRAN) объявили о создании совместного предприятия в области инерциальных навигационных систем для военной авиации «РС Альянс» (RS Alliance).

Илья КЕДРОВ

 

На сегодняшний день СП «РС Альянс» – одно из ключевых в сфере военных технологий предприятий, созданных в России совместно с западноевропейскими партнерами. Оно будет размещаться на территории Российской Федерации и руководствоваться в своей деятельности российским законодательством.Основная задача СП – производство разработанной специалистами SAGEM и ЗАО «Инерциальные технологии «Технокомплекса» автономной инерциальной навигационной системы ЛИНС-100РС пятого поколения, которая будет устанавливаться на боевые самолеты и вертолеты российского производства, в том числе – на ПАК ФА.

В ходе церемонии, в которой приняли участие председатель правительства РФ Владимир Путин и гендиректор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов, президент и генеральный директор холдинговой группы SAFRAN Жан-Поль Эртеман отметил, что с созданием этого СП SAGEM станет активным участником долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества, налаженного между Россией и Францией как на правительственном, так и промышленном уровнях.

Пока сотрудничество французской (в лице группы SAFRAN) и российской промышленности наиболее зримо можно представить на примере нового регионального самолета Sukhoi Superjet 100, двигатели которого являются плодом совместной работы инженеров и рабочих двух стран. «РС Альянс» также будет работать в сфере авиационной техники. Между тем, SAFRAN готов предложить России активное сотрудничество и при создании ВВТ для сухопутных войск, причем по номенклатуре изделий уровень такого взаимодействия может заметно превзойти авиационную составляющую.

Даже при беглом анализе производственной линейки компании SAGEM можно насчитать не менее 6 направлений взаимовыгодного сотрудничества. Российская техника, имеющая в своем составе комплексы и системы французской разработки, будет востребована как конечным ее пользователем – Министерством обороны, так и нашими зарубежными партнерами по военно-техническому сотрудничеству.

БЛА Sperwer.

Пожалуй, один из наиболее привлекательных как для оборонки, так и для МО РФ образцов продукции фирмы SAGEM – это инерциальная навигационная система Sigma-30 для САУ и РСЗО, конструктивно близкая к ЛИНС-100РС.

Конструкция обеих ИНС базируется на кольцевых лазерных гироскопах. Применительно к артиллерии особенно важно, что гироскопы этого типа обладают высокой стойкостью к повышенным ударным нагрузкам – ведь в момент выстрела 152-мм гаубицы или 120-мм миномета сила отдачи достигает более 120 g в течение нескольких микросекунд. Оптико-волоконные гироскопы таких нагрузок не выдерживают, а кольцевые лазерные сохраняют целостность. Помимо компании SAGEM в мире есть только одна фирма, изготавливающая аналогичные инерциальные навигационные системы для артиллерии. Она расположена в США и работает только по заказам Пентагона. 

ИНС Sigma-30 предназначена для высокоточной топопривязки с использованием, когда это возможно, систем спутниковой навигации и гирокурсокреноуказания самоходных артиллерийских установок и РСЗО. Даже при активном перемещении САУ на местности в течение суток Sigma-30 дает минимальное отклонение в позиционировании установки по крену и по курсу. Такой результат дает использование в системе Sigma-30 метода фильтрации Калмана – этой технологией SAGEM владеет, пожалуй, лучше всех в мире.

Помимо интеграции системы Sigma-30 в комплексы ствольной и реактивной артиллерии, находящиеся в производстве, SAGEM предлагает также комплекты для модернизации, состоящие из ИНС, баллистического компьютера, системы отображения и пульта управления.

Известно, что российское Минобороны проявляет значительный интерес к боевой экипировке Сухопутных войск ВС Франции FELIN, интегрированной в автоматизированную систему управления тактического звена формата С4I (Command, Control, Communications, Computers and Intelligence – управление, наблюдение, связь, вычислительные средства, разведка). Эта система, разработанная фирмой SAGEM, уже находится в производстве и прошла проверку в ходе боевых действий в Афганистане. Кроме того, система успешно выдержала испытания в зимних условиях – в Альпах, в пустыне – в Джибути и в условиях тропического климата – во Французской Гвиане. Испытания проходили под контролем представителей МО Франции. Оборудование соответствует весьма строгим требованиям военных по устойчивости, массе, простоте применения и эффективности. Подразделение, имеющее экипировку FELIN, может действовать быстро, с минимальными потерями, одинаково эффективно днем и ночью как в условиях интенсивного боя, так и в ходе разведки, когда необходима минимальная нагрузка бойца.

Архитектура системы FELIN позволяет пехотинцу передавать информацию как по горизонтали, так и по вертикали – то есть другим военнослужащим отделения и командиру взвода. За счет комплексных решений, интегрированных в бинокли и снайперские прицелы, может производиться маркировка наблюдаемых объектов и автоматическое нанесение их на электронную карту в планшетном компьютере.

FELIN на сегодняшний день – самая крупная программа боевой экипировки нового поколения в мире, по объему она превосходит аналогичные программы США и Израиля. Первоначально Сухопутные войска ВС Франции разместили заказ на 22500 комплектов. На сегодняшний день изготовлено около 4 тысяч комплектов экипировки, которыми полностью оснащены 4 батальона, до конца 2011 г. будет поставлено еще 2 тысячи комплектов.

Для комплектов FELIN компания SAGEM поставляет сетецентрическую составляющую, инфракрасные многофункциональные бинокли, инфракрасные снайперские прицелы и компактные прицелы для штурмовых винтовок (автоматов) такие, как Sword, OB50, NiteSpot50. К этим прицелам проявляют большой интерес в спецподразделениях как МО, так и других силовых ведомств РФ.

Весьма любопытной разработкой являются многофункциональные бинокли семейства JIM. В прибор этого типа помимо тепловизора внедрен дневной цифровой канал, цифровой магнитный компас, лазерный дальномер и приемник системы спутниковой навигации. Бинокль позволяет определять расстояние до объекта, его азимут, угол места и высоту, а также осуществлять топопривязку наблюдаемого объекта. Наблюдение в такой бинокль, интегрированный в АСУ, позволяет в любое время суток в режиме реального времени позиционировать тот или иной объект на электронной карте в планшетном компьютере, с которого необходимая информация передается на АСУНО средств огневого поражения. То есть информация об объекте противника фактически одновременно появляется у наблюдателя, командиров пехотного и огневого подразделений, а время от обнаружения цели до ее поражения исчисляется теми секундами, которые необходимы для принятия решения и наводки САУ или минометов.

Вес бинокля JIM в модификации LR (Long-Range – большой дальности) – около 2,5 кг, дальность идентификации живой силы – 950 метров, бронетехники – 1700 метров, а дальность обнаружения составляет соответственно 5350 и 8650 метров. Продолжительность работы на одной литиевой батарее питания – более 4 часов, в комплекте бинокля имеется от 4 до 6 запасных батарей, можно подключать этот прибор и к более емкому переносному элементу питания. Конструкция бинокля JIM позволяет устанавливать его на треноге и управлять им дистанционно.

Сегодня у фирмы SAGEM имеется заказ на 4 тысячи приборов JIM. Первый контракт на 2 тысячи биноклей был размещен в 2008 г. в рамках заказа на комплекты FELIN. Затем последовал отдельный заказ еще на 2 тысячи биноклей. Сейчас во французской армии взамен аналогичных устройств второго поколения командиры взводов, а в некоторых случаях – командиры отделений и напарники снайперов, получают бинокли JIM.

ОБТ Leclerc.

Еще одно важнейшее «сухопутное» направление работы фирмы SAGEM – создание систем управления огнем (СУО) для бронетехники. В ВС Франции прицелы и оптико-электронные системы наблюдения производства SAGEM устанавливаются на танки Leclerc и колесные БМП VBCI.

Хотя Leclerc получился весьма дорогим, и его экспортное продвижение оказалось совсем не таким успешным, как планировалось, отдельные элементы его конструкции пользуются большим спросом. В первую очередь это именно СУО – SAVAN-15, имеющая в своем составе дневной и ночной каналы, лазерный дальномер, стабилизатор. Система SAVAN-15 используется на индийском танке Arjun, на польском варианте модернизации Т-72 – РТ-91М1, который поставляется Малайзии, и на английском Challenger 2. В Алжире несколько лет назад были проведены совместные испытания танков Т-72. Танк с SAVAN-15 поразил цель на дальности 3800 метров. Этот прицел позволяет вести огонь на ходу с большой вероятностью поражения цели.

SAGEM поставляет системы управления огнем для ведущих производителей бронетехники: General Dynamics, Lockheed Martin, Nexter, Vickers Defense and Systems. СУО компании устанавливаются на танки и БМП, самостоятельно разработанные фирмами Samsung и Hyunday Rotem в Южной Корее. В ходе модернизации БМП-1 и БМП-2 в интересах инозаказчиков на них устанавливается новая башня «Бережок» разработки тульского КБП с тепловизорами MATIS. Уже сейчас объемы поставок новых боевых модулей исчисляются сотнями и есть серьезные перспективы на будущее.

В рамках программ создания ОБТ Leclerc и ударного вертолета EC665 Tigre был создан тепловизор второго поколения IRIS, работающий в диапазоне 8-12 микрон. Тепловизоры разработки SAGEM используются также в системах наведения комплексов войсковой ПВО. Для установки на вертолеты и БЛА французская компания предлагает не только тепловизоры как элементы бортовых систем, но и решения на базе гиростабилизированных платформ, предназначенных для обнаружения, сопровождения целей и целеуказания. Это линейка обзорных систем EUROFLIR (EUROFLIR 350HD и EUROFLIR 410SP), а также СУО вертолетного базирования Strix и Osiris. Компания SAGEM поставляет тепловизоры предприятиям российского ОПК уже около 10 лет, и это сотрудничество продолжается. По всей видимости, его объем будет нарастать как за счет отдельных элементов, так и готовых платформ, предназначенных для установки на вертолеты и БЛА.

Надо отметить, что специалисты SAGEM в ходе 30-летней работы накопили весьма богатый опыт создания беспилотных комплексов. В частности, в Афганистане с успехом применяется БЛА Sperwer. В арсенале компании есть готовые и проверенные на практике, в том числе – в условиях боевых действий, решения по пилотированию БЛА и управлению установленным на нем оборудованием, передаче информации на наземный пункт управления, где проводится ее дешифровка и анализ. И что самое важно – SAGEM (в отличие от некоторых других наших партнеров по беспилотным программам) готова делиться с Россией этими технологиями. Во Франции считают, что расширение промышленного сотрудничества с Россией не только экономически выгодно для наших государств, но и имеет весьма серьезную геополитическую перспективу.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS