В Москве состоялся II Международный форум «Морская индустрия России» (МИР-2011), посвященный вопросам развития и модернизации судостроения, инфраструктуры портов, совершенствованию судоходства, внедрению новых отечественных и зарубежных технологий в производство морской техники и строительство судов гражданского назначения. Это мероприятие было организовано компанией «Мега Экспо» при поддержке и участии комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, Морской коллегии при правительстве РФ, Министерства промышленности и торговли, Министерства транспорта, ГК «Ростехнологии», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ЦНИИ «Курс», отраслевых ассоциаций и объединений. |
В форуме приняли участие более 260 компаний и организаций из десяти государств, в том числе Украины, Германии, Нидерландов, Хорватии, Дании и Польши. Российскую судостроительную промышленность представляли Объединенная судостроительная корпорация, Ярославский судостроительный завод, Невский судостроительно-судоремонтный завод, Окская судоверфь, «Верфь братьев Нобель» и другие объединения и заводы.
Деловая программа форума включала круглые столы, конференции и презентации, на которых специалисты судостроительной отрасли, морского и речного флотов, а также портового хозяйства обменивались опытом, знакомили с новыми разработками и размышляли о перспективах морской индустрии России.
На церемонии открытия форума. |
На пленарном заседании форума внимание собравшихся привлекло выступление президента ОСК Романа Троценко. Он сообщил, что доля России в мировом судостроении составляет всего лишь 0,4%, в то время как на Китай приходится 35%. Производительность труда в российском судостроении также невысокая. Докладчик назвал ряд проблемных вопросов в гражданском и военном судостроении: отсутствие долгосрочных программ и программ закупки судов и морской техники; высокая налоговая нагрузка и пошлины; необходимость незамедлительного обновления модельного ряда; некачественное проведение конкурсов Министерством обороны РФ; тенденция к закупкам военно-морской техники для нужд ВМФ России за рубежом. Как отметил Роман Троценко, корпорация не собирается конкурировать с Китаем и Кореей в сегменте стандартных крупнотоннажных танкеров и навалочников. ОСК будет делать ставку на строительство специализированных, технически сложных судов – ледового класса, морской техники для освоения шельфа, судов-снабженцев, научно-исследовательских и рыбопромысловых судов.
Руководитель ОСК обратил внимание на то, что оборонное ведомство России больше не является главным клиентом Объединенной судостроительной корпорации. «Нам важна позиция Министерства обороны, но это уже не единственный наш клиент, – сказал он. – Мы больше не отрасль одного клиента». По его словам, «продолжается тенденция диверсификации российского судостроения в сторону гражданской продукции и уменьшение доли военных поставок». В настоящее время 42% высокотехнологической продукции предприятий ОСК идет на экспорт. «За рядом образцов нашей продукции стоит очередь из иностранных заказчиков, и мы могли бы продавать больше, если бы могли больше строить», – отметил Роман Троценко.
В этом контексте корпорация заинтересована в модернизации существующих мощностей и в создании новых, в том числе с участием зарубежных партнеров. Президент ОСК подробно остановился на строительстве на острове Котлин отвечающих самым современным требованиям производственных площадей «Адмиралтейских верфей». На это потребуется около 35 млрд. руб. Однако эти средства окупятся, поскольку ожидается, что ежегодная выручка предприятия составит порядка 38 млрд. рублей, а налоговые отчисления в бюджет будут на уровне 3,5 млрд. рублей. Проектирование новой верфи будет осуществляться совместно с южнокорейской компанией STX. Завершение строительства намечено на 2017 г. Предполагается, что общая численность работников «Адмиралтейских верфей» достигнет 6500 человек, а объем металлообработки – 120 тыс. т в год.
Заместитель генерального директора Издательского дома «Национальная оборона» Юрий Макаров знакомит с очередным номером нашего журнала президента ОСК Романа Троценко. |
Как известно, нередко звучат речи о том, что «ахиллесова пята» российского судостроения – это отсутствие современной электроники. За разъяснениями мы обратились к генеральному директору ЦНИИ «Курс» Льву Клячко. Вот что он сказал:
– В советские времена мы создавали разнообразные электронные средства преимущественно для нужд Военно-морского флота. Хотя, справедливости ради, нельзя не отметить, что и суда морского и рыболовного флота, строившиеся на советских верфях и в странах СЭВ, оснащались самыми современными по тому времени средствами навигации и судовождения. Однако в 90-е годы, несомненно, произошел спад, особенно в гражданском секторе. Теперь мы наверстываем упущенное. Сегодня мы уже готовы на 60-70% удовлетворить отечественными электронными средствами гражданское судостроение. Тут нужно учитывать также, что морская техника за последние два десятилетия шагнула далеко вперед. Появились гигантские автоматизированные нефте-и газодобывающие платформы, электронные средства управления которыми по сложности не уступают военным. Или взять рыболовецкие суда. Они теперь оснащаются высокочувствительными гидроакустическими станциями и электронными пультами управления постановки и выбора тралов. Все это не только ставит задачи, но и открывает новые горизонты развития морской электроники. Российские предприятия готовы к вызовам времени.
В Северном ПКБ проектируются крупнотоннажные танкеры-химовозы. |
На форуме были представлены и современные образцы зарубежной морской техники. Буквально напротив стенда Издательского дома «Национальная оборона» размещалась экспозиция фирмы «Геоматика», которая является дистрибьютором известной американской компании Teledyne Benthos. Она показала гидролокатор бокового обзора C3D-LPM и глубоководную геофизическую систему C3D Deep Tow. Гидролокатор представляет собой инновационную разработку, поскольку объединяет в себе ГАС и батиметрическую систему с широкой полосой обзора. C3D-LPM предназначен для картографирования дна с высоким качеством изображения. Его можно размещать на небольших судах для съемки дна на малых глубинах.
А система C3D Deep Tow напротив предназначена для глубоководных исследований. Ее необитаемый аппарат ныряет на глубины до 6000 метров.
Такие противопожарные суда типа «Атаман» строятся на Средне-Невском судостроительном заводе. |
Форум, безусловно, удался. Он стал не только площадкой для демонстрации достижений и перспективных разработок, но и трибуной для обмена опытом и дискуссий. Такой формат, несомненно, будет способствовать выходу из стремнины, в которой оказалась морская индустрия России в постсоветское время.