IDEX 2011: тысяча и одна ночь не только в формате 3D
События в Ливии уже привели к потере порядка $4 млрд. на поставки авиационной, морской и бронетанковой техники, а также средств ПВО этой стране

Крупнейшая в ближневосточном регионе международная выставка вооружений IDEX 2011, в десятый раз проводившаяся в Абу-Даби – столице Объединенных Арабских Эмиратов, состоялась на фоне бурных социальных катаклизмов, охвативших государства Северной Африки и Ближнего Востока. Даже такие благополучные страны, как Бахрейн и Оман, оказались охвачены волнениями. И проходя мимо стендов, где демонстрировалось самое новейшее оружие со всего света, иногда создавалось ощущение, что участники этого блистательного форума разбрасывают коробки со спичками в хранилище нефтепродуктов.

Юрий МАКАРОВ

Александр ФЕДОРОВ

АБУ-ДАБИ – МОСКВА

 

Впрочем, экспозиции были столь разнообразными и захватывающими, что быстро переключали внимание от проблем общечеловеческих к делам прикладным. Всего в этом форуме приняли участие 1060 производителей и поставщиков продукции военного назначения из 49 государств, а саму выставку посетили 150 официальных делегаций из 53 стран мира, более 50 тысяч специалистов и гостей.

Традиционный участник выставок IDEX – Российская Федерация. Под эгидой «Ростехнологий» и «Рособоронэкспорта» свою продукцию продемонстрировали 37 российских предприятий. «Живьем» можно было познакомиться со стрелковым оружием и некоторыми боеприпасами. Остальные изделия были представлены в виде макетов, моделей, рекламных буклетов и на видео. Практически всю выставочную площадь «Рособоронэкспорта» занимал огромный экран, на котором ездили и стреляли российские боевые машины в режиме 3D. Однако это не какая-то специальная выставочная задумка, а тоже экспонат – тренажерный комплекс компании «Транзас». На IDEX 2011 он работал в режиме визуальной информации. Очень эффектная получалась картинка. Боевая техника не только двигалась по полю боя, но и позволяла заглянуть внутрь боевой машины и отдельных ее механизмов. В этом формате гости и участники выставки могли познакомиться с более чем 20 образцами российской военной техники. В их числе танк Т-90С, самоходная гаубица «Мста-С», тяжелая огнеметная система ТОС-1А «Буратино», реактивные системы залпового огня «Смерч» и «Град», САУ «Вена».

Генеральный директор Ульяновского механического завода Вячеслав Лапин (слева) знакомит первого заместителя министра обороны РФ Владимира Поповкина и директора «Рособоронэкспорта» по особым поручениям Николая Димидюка с экспозицией предприятия.

Генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «КБСМ» Владимир Долбенков и генеральный директор ОАО «РАТЕП» Владимир Байбаков знакомятся с англоязычным выпуском журнала «Национальная оборона», подготовленным к IDEX 2010.

Однако следует признать, что устроители выставки проявили к такой форме демонстрации военной техники вежливый, но сдержанный интерес. И это понятно. Эмираты на яву живут, как в волшебных сказках о тысяче и одной ночи. И 3D в ОАЭ никого не удивишь. Тамошнюю публику больше привлекали экспонаты, пахнущие железом и гарью. Именно поэтому в номинации «Самый инновационный стенд» верх одержала не виртуально-продвинутая российская экспозиция, а павильоны госкомпании «Укрспецэкспорт». Прежде лауреатами дважды были США, Германия и ОАЭ, а вот седьмой стала Украина.

Гвоздь украинской экспозиции – основной боевой танк «Оплот» (подробнее о нем см. журнал «Национальная оборона» №1/2011). Как стало известно на IDEX 2011, первым зарубежным покупателем «Оплота», вероятно, станет Азербайджан. На смотровой площадке «Укрспецэкспорта» можно было также познакомиться с модернизированным танком Т-72Б, оснащенным двигателем 5ТДФМ, бронетранспортером БТР-4 «Буцефал» с двигателем 3ТД и боевым модулем «Парус», боевой машиной пехоты БМП-1М с боевым модулем «Шквал» и грузовым автомобилем КрАЗ-5233ВЕ. А вот в украинском павильоне участников и гостей выставки ждали плазменные экраны, на которых демонстрировалась съемка техники в действии, и макеты противотанковых ракетных комплексов «Скиф», «Корсар», «Барьер-В», высокоточных управляемых выстрелов «Комбат» и «Стугна», модель беспилотного летательного аппарата контейнерного старта, приборы радиационного контроля «Экотест», пистолеты и винтовки производства фирмы «Форт».

Концерн «Ижмаш» – одно из немногих российских предприятий, демонстрировавших на IDEX 2010 свою продукцию «живьем».

В минувшем году «Укрспецэкспорт» поставил за рубеж продукцию и услуги на $957 млн., что на 20% больше, чем в 2009 г. Объемы заключенных украинской госкомпанией контрактов с 2002 г. увеличились почти втрое. Столь резкий рост приводит нередко к сбоям. Так, в декабре 2009 г. Украина подписала соглашение с Ираком на поставку 420 единиц бронетехники на $457,5 млн. (350 бронетранспортеров БТР-4Е и БТР-4КЕ, 30 командно-штабных БТР-4КШЕ, 30 санитарных БСЭМ-4Е и 10 ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-4Е). Первая партия из 11 бронетранспортеров должна была быть отгружена заказчику не позднее 31 октября 2010 г. Но этого не случилось. Выяснилось, что оказались не готовы двигатели 3ТД-3 для этих машин, а 30-миллиметровые автоматические пушки 3ТМ-2 для боевого модуля «Парус», производимые «Заводом точной механики» из Каменец-Подольского, дают значительное количество осечек и задержек, то есть требуют доработки. Срок передачи БТР Ираку был перенесен сначала на ноябрь, затем на декабрь прошлого года. Но недостатки ликвидировать не удалось. Благодаря усилиям специалистов «Укрспецэкспорта», теперь первая партия бронетранспортеров должна уйти в Ирак до 31 марта текущего года.

Украинский танк «Оплот».

Бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» с боевым модулем «Парус».

Как показала выставка IDEX 2011, сбои в реализации экспортной программы не смущают «Укрспецэкспорт». Предприятие ведет энергичную маркетинговую политику по продвижению продукции украинской оборонной промышленности. От украинских коллег не отстают в «Белтехэкспорте». Белорусские оружейники в своей экспозиции тоже сделали ставку на комбинированную демонстрацию натурных образцов военной техники, макетов и визуальных средств. Большое внимание привлекал стенд унитарного предприятия «Тетраэдр», на котором «живьем» демонстрировались две новинки: зенитный ракетный комплекс Т38 «Стилет» и многоцелевой ракетно-пушечный комплекс А3. ЗРК Т38 «Стилет» с 8 ЗУР и аппаратурой управления размещается на колесном шасси МЗКТ-69222Т. Комплекс достает воздушного противника на расстоянии до 20 км, а по высоте – до 10 км. Вероятность поражения цели – 0,9. Сейчас ведутся переговоры о поставках «стилетов» Вооруженным Силам Азербайджана, для которых «Тетраэдр» уже модернизировал две батареи ЗРК С-125 по версии «Печора-2Т».

Боевая машина пехоты БМП-1М с боевым модулем «Шквал».

ЗРК Т38 «Стилет».

Интерес вызвал и ракетно-пушечный комплекс А3. Он предназначен для противовоздушной обороны, борьбы с живой силой противника и наземными бронированными и подвижными морскими целями. То есть круг выполняемых им задач весьма широкий. Но если комплекс А3 только продвигается на международный рынок, то белорусско-украинский ПТРК «Скиф» уже поставляется вооруженным силам Белоруссии, Украины и Азербайджана. А к осени текущего года ожидается подписание контракта с заказчиком из дальнего зарубежья. Между тем, белорусские оружейники представили на выставке в Абу-Даби еще одну противотанковую новинку – экспериментальный самоходный ПТРК «Каракал». И они, безусловно, правы. Ведь если хочешь продать какой-нибудь образец вооружений завтра, надо начинать продвигать его на рынок сегодня.

Из новинок же российского оружия на IDEX 2011 «живьем» можно было увидеть только пушечный зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Панцирь-С1» производства тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП). Но представляла его не Россия, а Объединенные Арабские Эмираты, на вооружение армии которой данный ПЗРК недавно поступил. Этот комплекс помимо ОАЭ экспортируется также в Алжир и Сирию. Смонтированные на базе немецкого автомобиля MAN с колесной формулой 8х8 два «панциря» прошли перед трибунами только один раз и растаяли словно миражи в пустыне. Далеко не все участники и гости выставки смогли их увидеть.

Многоцелевой ракетно-пушечный комплекс А3.

ПЗРК «Панцирь-С1» состоит на вооружении армии ОАЭ.

Интересную историю поведал журналистам на IDEX 2011 директор «Рособоронэкспорта» по особым поручениям Николай Димидюк. «Два года назад в Саудовской Аравии прошли испытания основных боевых танков ряда государств в реально тяжелых климатических условиях, – рассказал он. – Россию представлял танк Т-90С. Хозяева испытаний спросили, почему мы привезли только одну машину: по их логике она должна была обязательно сломаться в ходе испытаний. Не сломалась». «Два дня мы учили их механика-водителя, – продолжил Димидюк. – Это был великолепный специалист. 10 дней он гонял танк по пескам, в летучей пыли, ночью по горам. После 1300-километрового пробега сняли двигатель. В поддоне не было ни одной протечки масла. Арабский механик-водитель после этого подошел к Т-90 и поцеловал его». Затем состоялись стрельбы всеми видами боеприпасов. Устроители испытаний попросили применить оружие на дальность, превышающую предельную, то есть более чем 3 км. И в этих условиях были поражены 60% целей. По словам директора по особым поручениям, участвовавшие в испытаниях французский «Леклерк», немецкий «Леопард» и американский «Абрамс» не смогли соперничать с Т-90С. Однако вопрос о приобретении российских танков Саудовской Аравией пока не решен.

Представители Саудовской Аравии были на IDEX 2011. Демонстрируя на выставке «живой» Т-90С, можно было еще раз напомнить им о блистательных возможностях российского танка. Тем паче, что интерес к нему проявляют и другие государства региона. А заодно показать новейшую боевую машину поддержки танков, которую окрестили «Терминатором» и которая привлекает внимание зарубежных военных специалистов. Ведь на минувшей выставке в Абу-Даби сделать это было проще, чем на всех предыдущих. Дело в том, что в рамках IDEX 2011, или, если угодно, параллельно с ней, впервые проводилась выставка военно-морской техники NAVDEX. Ее экспонаты размещались не только на стендах, но и у ближайшей причальной стенки. Поэтому вполне реально было доставить, скажем, на большом десантном корабле проекта 775 танк Т-90С и БМПТ, ЗРК «Бук-М2» и «Тор-М2», ПЗРК «Панцирь-С1», САУ «Вена» и «Спрут-СД», БМД-4 и БМП-3Ф, а также бронированные инженерные машины. Выгода была бы и участникам российской экспозиции, и Военно-морскому флоту РФ, чей корабль совершил бы дальний поход, и тем самым дал возможность экипажу БДК совершенствовать морскую выучку.

Директор «Рособоронэкспорта» по особым поручениям Николай Димидюк рассказывает журналистам об уникальных испытаниях танка Т-90С в Саудовской Аравии.

Предвидим возражения. Мол, большие десантные корабли проекта 775 – не самые молодые корабли отечественного флота и на международной выставке демонстрировать их не гоже. Но и Францию на NAVDEX представлял тральщик Croix de Sud, вступивший в строй в 1986 г., то есть он приблизительно одного года воинского призыва с нашими БДК 775 проекта.

Кроме Croix de Sud на NAVDEX 2011 флотилию относительно крупных кораблей составили британский тральщик-искатель мин Pembroke и два корвета ВМС ОАЭ Das и Al Hesen. Первый был построен известной германской фирмой Lurssen в 1989 г., а второй только сошел со стапеля эмиратской верфи ADSB.

Al Hesen – первый боевой корабль, построенный в Объединенных Арабских Эмиратах. Он – второй в серии из шести единиц. Головной – Al Baynunah – спроектирован и собран на заводе французской фирмы CMN в Шербурге. После подписания контракта в 2004 г. CMN приступила к соответствующему переоснащению верфи ADSB, которая прежде занималась судоремонтом. ОАЭ были переданы новейшие кораблестроительные технологии, эмиратские судостроители прошли курсы повышения квалификации. В результате в кратчайшие сроки была создана собственная база военного кораблестроения. Сейчас подобная практика находит развитие в сотрудничестве ОАЭ с итальянской фирмой Fincantieri. Она строит для ВМС ОАЭ два корвета типа Falaj 2, еще два корабля будут собраны на эмиратской верфи ESB.

Корвет Al Hesen, который у нас классифицировался бы как малый ракетный корабль, стал украшением выставки NAVDEX 2011. Его полное водоизмещение – 844 т, длина – 70 м. Архитектура – «стелсовская», обеспечивающая малую заметность. Корпус – стальной. Обводы позаимствованы у моторной яхты Destriero фирмы Fincantieri, которая установила мировой рекорд скорости при переходе через Атлантику. Кстати, такие же обводы у новейшего американского литорального корабля Freedom. Четыре дизеля MTU мощностью 4190 кВт каждый и три водометных движителя Kamewa разгоняют корабль до 32 узлов. На 15 узлах дальность плавания составляет 2400 миль. Корвет имеет мощное вооружение. Две счетверенные пусковые установки ПКР MM40 Exocet и универсальная 76-мм артиллерийская установка OTO Melara составляют ударную компоненту корабля. Четыре вертикальные восьмиконтейнерные ПУ ЗРК ESSM и одна пусковая установка ЗРК RAM с 21 ракетой обороны ближнего рубежа образуют арсенал ПВО-ПРО. Две 27-мм пушки предназначены для отражения атак террористов. Имеется ангар для размещения вертолета AS 565 Panther, способного выполнять задачи разведки, целеуказания, борьбы с подводными лодками, а также спасательные миссии. Корвет может ставить мины и бороться с ними. Имеется ГАС для их обнаружения. Вообще электронное вооружение корабля самое разнообразное начиная от трехкоординатной РЛС Sea Giraffe и кончая лазерными системами наблюдения и наведения. Широкое применение средств автоматизации позволяют иметь экипаж всего из 36 человек, для которых созданы комфортные условия для несения службы и отдыха.

Заместитель генерального директора Издательского дома «Национальная оборона» Юрий Макаров, по образованию штурман и в прошлом командир корабля, за штурвалом британского тральщика Pembroke.

В ближайшие годы ВМС ОАЭ пополнятся и другими новыми кораблями. Такое энергичное наращивание сил флота объясняется требованиями сдерживания экспансионистских устремлений Ирана, от которого Объединенные Арабские Эмираты отделяет узкий Персидский залив. И ставка на качественное превосходство – объективная необходимость.

Западные страны поставляют дружественным ближневосточным режимам самое современное вооружение. И свою продукцию демонстрируют не только в 3D-формате, но и живьем. Очень энергичны на рынке китайцы. Их выставочные площади на IDEX год от года расширяются и сейчас, как представляется, занимают доминирующие позиции.

Создается впечатление, что Россия постепенно уступает конкурентам на ближневосточном оружейном рынке. Но если обратиться к цифрам, то выясняется, что впечатление это обманчивое. Как сообщил на IDEX 2011 заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин, с государствами Северной Африки и Ближнего Востока заключены контракты на $12 млрд. Однако мир быстро меняется и заставляет постоянно вносить поправки. Драматические события в Ливии уже фактически привели к потере порядка $4 млрд. на поставки авиационной, морской и бронетанковой техники, а также средств ПВО этой стране. К счастью, к выполнению большей части заказов российские предприятия еще не приступили. Но потерянная выгода налицо. После введения санкций ООН пришлось повернуть к родным берегам судно с запчастями для ливийских ВВС. А это уже прямые потери. Правда, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров потребовал от Триполи оплаты уже выполненных контрактов. Но надежда эта иллюзорная. Пока в этой стране не закончится гражданская война и ситуация не успокоиться, никто ничего платить не будет.

Корвет Al Hesen ВМС ОАЭ стал украшением выставки NAVDEX 2011.

Конечно, убытки несут не только Россия, но и другие государства-поставщики военной техники. И не только Ливии. Даже такие крупные ее потребители, как Саудовская Аравия и ОАЭ снизили объемы закупок или оттягивают сроки подписания окончательных контрактов. Если на IDEX 2009 Объединенные Арабские Эмираты заключили сделки почти на $5 млрд., то в этом году объемы закупок оказались значительно скромнее – $1,8 млрд. И касались они, главным образом, приобретения комплектующих, запчастей и боеприпасов. ОАЭ подписали контракт с «Рособоронэкспортом» на модернизацию 135 БМП-3 на сумму $73,8 млн. А буквально на следующий день объявили тендер на поставки своей армии 600 бронетранспортеров, которые в будущем заменят боевые машины пехоты российского производства. По условиям конкурса, иностранные компании-претенденты должны будут создать совместные предприятия с эмиратскими фирмами и реинвестировать часть средств, полученных от сделки, в экономику этой страны. К участию в тендере приглашены европейское подразделение американской корпорации General Dynamics, французская компания Nexter, немецкая Rheinmetall и финская Patria. Российских предприятий, как мы видим, в этом списке, к сожалению, нет.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS