В скором времени Россия завершит масштабное перевооружение армии и флота. Выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной гражданской продукции должен максимально загрузить высвобождающиеся мощности предприятий ОПК и обеспечить их финансовую устойчивость. |
Одной из насущных задач, стоящих перед отечественным оборонно-промышленным комплексом, по-прежнему является диверсификация производства. От ее успешного решения зависит дальнейшее функционирование не только отрасли, но и всей страны в долгосрочной перспективе. В конце 2016 г. президент России Владимир Путин поставил задачу перед оборонно-промышленным комплексом к 2020 г. увеличить долю высокотехнологичной гражданской продукции до 17%, к 2025 г. – до 30% от общего объема производства российского ОПК, к 2030 г. – до 50%. Это позволит предприятиям сохранить научно-технический и кадровый потенциал, уверенно смотреть в будущее. Глава государства также отметил, что необходимо создать систему, позволяющую управлять процессом диверсификации. Речь идет о том, чтобы четко минимум на три года с разбивкой по годам представлять, сколько и какой гражданской продукции будет производить каждое предприятие ОПК и на какие рынки планирует ее поставлять.
Однако в настоящий момент потенциал предприятий российского оборонно-промышленного комплекса по ряду направлений диверсификации пока реализуется недостаточно. Процесс осложняется тем, что предприятия ОПК долгое время жили только за счет гособоронзаказа. Вопрос сбыта для них всегда был решен, ощущение рынка и востребованности продукции отсутствовало. «Если предприятия не будут ставить перед собой вопросы эффективности и поиска новых рынков, задачи диверсификации, а будут работать только в рамках исполнения гособоронзаказа, даже привлекая кредитные средства, то в условиях сокращения гособоронзаказа они окажутся в достаточно тупиковой ситуации», – отметил председатель опорного банка для оборонно-промышленного комплекса ПСБ Петр Фрадков в ходе панельной сессии конгресса «Диверсификация ОПК в интересах нацпроектов. Трансформация производственной базы».
ПСБ создал специализированный департамент по работе с проектами диверсификации, импортозамещения и инноваций. Конечно, банк в первую очередь должен оказывать финансовую поддержку в вопросах диверсификации. Но задачами нового подразделения станут не только вопросы финансирования, но и развития эффективных проектов диверсификации. Банк обладает необходимой экспертизой, навыками и компетенциями для разработки и вывода на рынок инновационных гражданских продуктов. Вообще, опыт ПСБ как механизма повышения эффективности отрасли в целом особенно важен для ОПК.
Сегодня ПСБ активно обсуждает со всеми заинтересованными сторонами вопросы государственной программы диверсификации и уже является платформой для организации взаимодействия компаний ОПК как с государственными органами и институтами развития, так и с участниками рынка гражданской продукции. Так, результатом масштабного исследования уровня диверсификации организаций ОПК, проведенного совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика», является разработка предложений по преодолению барьеров, сдерживающих рост выпуска гражданской продукции. «Мы провели анкетирование более чем 350 предприятий ОПК и можем понять, насколько они вовлечены в процессы диверсификации. 70% тех предприятий, которые занимаются выпуском гражданской продукции, вкладывают в развитие только собственные средства», – пояснил председатель ПСБ Петр Фрадков.
Что немаловажно, так это наличие на оборонных предприятиях структурного подразделения, ответственного за вопросы диверсификации. Это неоднократно отмечал и председатель ПСБ Петр Фрадков: «Многие компании ОПК не имеют курирующего вопросы диверсификации должностного лица. А если нет долгосрочной стратегии, то отсутствуют и рабочие: коммерческая, маркетинга и сбыта. Банк начинает комплексную работу с предприятиями, понимая, что она будет более сложной, чем непосредственно финансирование оборонно-промышленного комплекса и сопровождение гособоронзаказа. Но одно без другого не работает».
Здесь показателен пример Концерна ВКО «Алмаз – Антей», в котором создан департамент развития гражданской продукции, основной целью которого является увеличение объемов продукции гражданского и двойного назначения за счет организации производства на предприятиях Концерна, ее продвижения и реализации. В это структурное подразделение пришли грамотные специалисты, признанные профессионалы в своей сфере деятельности, имеющие большой практический опыт деятельности в современных условиях и готовые работать в единой команде.
В целом же нужно отметить, что на предприятиях, предназначенных для создания сложнейших образцов военной техники, подход к диверсификации должен быть особым и отличаться гибкостью в принятии управленческих решений, ведь не всякую гражданскую продукцию можно производить на оборудовании, предназначенном для создания военной техники. Иногда пересечения между основной и диверсифицированной деятельностью оказываются заметны не сразу.