Курс на Крайний Север
АО «БАЗ» активно расширяет рамки своего присутствия в транспортной сфере России. Свежий пример – создание перспективной гражданской специальной автомобильной техники для Крайнего Севера и Арктики

Новейший арктический вездеход БАЗ-69092 уверенно передвигается по снежной целине, по руслам рек и ручьев, пробивает торосы.

Арктика в настоящее время приковывает к себе все больше внимания. Регион имеет стратегическое значения для России – это богатые залежи природных ископаемых и Северный морской путь; 20% российской территории расположено за полярным кругом. В 2017 г. была принята новая редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», продленная до 2025 г. Главными задачами программы стали развитие экономической и социальной сфер жизни в данном регионе, а также расширение научно-технической базы за счет создания и внедрения передовых технологий, работ по импортозамещению, обеспечению безопасности и жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и Арктики. В этой связи и появилась потребность в качественном и надежном автомобиле, который смог бы работать в суровых арктических условиях при минусовых температурах от -50°С и ниже.

Владислав ЛИСТОВСКИЙ

Акционерное общество «Брянский автомобильный завод» (АО «БАЗ», Брянский автомобильный завод, БАЗ) как производитель специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) высокой проходимости и грузоподъемности является одним из ведущих в своей отрасли предприятием, способным обеспечить полный жизненный цикл выпускаемой техники (разработка, испытания, производство, техническое обслуживание и ремонт). В настоящее время БАЗ производит 100% СКШТ высокой проходимости в общероссийском объеме продукции данного класса. В рамках программы диверсификации производство на заводе организовано по технологии двойного назначения: унифицированные узлы и агрегаты применяются в технике как для обеспечения обороноспособности государства, так и экономического комплекса страны – в нефтегазовом секторе, в строительстве, для сложных транспортных операций, для пожарной, спасательной, аэродромной техники и другого.

После вхождения Брянского автомобильного завода в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей» (Концерн) в значительной мере активизировались НИОКР по созданию новых СКШТ для отраслей народного хозяйства России. Одним из направлений этих работ стало изготовление и проведение натурных испытаний в рамках ОКР семейства «Вощина-1» опытного арктического образца на шасси БАЗ69092 для эксплуатации в экстремальных условиях Крайнего Севера и Арктики. К слову, БАЗ уже имеет опыт «северных» испытаний шасси – в 80-90-х годах прошлого столетия в Арктике был испытан комплекс «ОКА» – базовое плавающее шасси БАЗ-6944. Заняться разработкой арктического автомобиля в XXI веке брянских автостроителей подвигла поставленная президентом России задача диверсификации военного производства. Так, к 2025 г. отечественные промышленные предприятия должны обеспечить 30% замещения оборонной продукции на гражданскую, а к 2030 г. этот показатель должен вырасти до 50%. 

НОВИЧОК СЕМЕЙСТВА – АРКТИЧЕСКИЙ ВЕЗДЕХОД БАЗ-69092

Арктический вездеход производства Брянского автомобильного завода – это перспективная модернизированная, удобная в управлении, простая в обслуживании и безопасная машина, созданная БАЗом для нужд отечественного МЧС, строительной, нефтегазодобывающей отраслей на территории арктических зон России, областей Западной Сибири и Дальнего Востока. Также арктический вездеход предназначен для транспортировки людей и гуманитарных грузов по различным видам дорог и бездорожью, зимникам с наличием заснеженных участков, шуги и наледей. 

Новейший арктический вездеход БАЗ-69092 уверенно передвигается по снежной целине, по руслам рек и ручьев, пробивает торосы.

С точки зрения своей конструкции – это абсолютно новая разработка, ничего подобного ранее БАЗ не создавал. Арктический вездеход специально спроектирован для работы МЧС России в аварийно-спасательных, эвакуационных и гуманитарных операциях в чрезвычайно суровых климатических условиях. Для более эффективной эксплуатации в ходе разработки машины было решено модернизировать ее систему жизнеобеспечения и частично изменить конструкцию приводов РК, системы подогрева и выхлопа двигателя, увеличить запас хода по топливу, установить дополнительную светотехнику, двигатель с возможностью использования различных видов топлива и волнорез для преодоления водно-ледовых преград. Арктический вездеход, как и другая техника, выпускаемая под маркой АО «БАЗ», на 95% состоит из комплектующих отечественного производства.

Созданный на базе семейства «Вощина-1» БАЗ-69092 в «северном» исполнении обладает уникальным набором характеристик для применения в арктических широтах. Это и возможность эксплуатации при экстремальных температурных режимах – от -60 до +50°С, и высокая проходимость за счет разрезных мостов, независимой торсионной подвески, а также колесных редукторов несоосного типа, обеспечивающих большой дорожный просвет, а также низкая стоимость эксплуатационных расходов по сравнению с импортными аналогами. Также отметим – клиренс 580 мм, статическую устойчивость к опрокидыванию – 40° (крен), минимальный радиус поворота от 13 м и большую монтажную длину рамы, которая позволяет обеспечить размещение на машине различных видов оборудования. Шасси рассчитано на эксплуатацию при безгаражном хранении. Арктический вариант БАЗ69092 может быть укомплектован различными кабинами, в том числе кабинами увеличенного объема для установки в них дополнительного оборудования или размещения экипажа.

Основные технические характеристики опытного образца шасси БАЗ-69092 в арктическом исполнении приведены в Таблице.

Необходимо акцентировать внимание, что в условиях Арктики сложно, а в ряде случаев невозможно эксплуатировать и ремонтировать технику с существующим экологическим стандартом Евро-5. Автопроизводители вынуждены отказывать заказчикам в поставках техники с более низкими нормами, так как это не допускается в соответствии с действующими Европейскими нормативными документами, принятыми и в России, без учета специфики районов Крайнего Севера. СКШТ БАЗ ставятся на учет не как автомобильная техника, а как тракторная техника, что позволяет избежать ряда проблем, имеющих место в случае постановки на учет и эксплуатации автомобильной техники в северных регионах. 

В то время когда другие отечественные производители подобной техники только готовят свои разработки к испытаниям, арктический вездеход БАЗ-69092 уже успел подтвердить свои главные качества – высокую проходимость и большую грузоподъемность – в ходе натурных ходовых испытаний 20182019 гг. в Республике Саха (Якутия). Помимо прочего, приняв участие в двух гуманитарных операциях.

Арктический вездеход специально спроектирован для работы МЧС России в аварийно-спасательных, эвакуационных и гуманитарных операциях в чрезвычайно суровых климатических условиях.

ПРОВЕРЕНО АРКТИКОЙ

Важной частью НИОКР, проводимых Брянским автомобильным заводом при разработке специальной автомобильной техники, является проведение климатических натурных испытаний образцов в длительных целевых экспедициях для подтверждения заложенных конструктивных и эксплуатационных характеристик выпускаемой продукции. В таких экспедициях принимают участие инженерно-технические специалисты предприятия для проверки и отражения результатов испытаний в условиях экстремально низких температур Крайнего Севера и снежной целины.

Напомним, что СКШТ семейства «Вощина-1» хорошо зарекомендовали себя в Вооруженных Силах РФ – эти машины более 16 лет выпускаются серийно и поставляются по государственному оборонному заказу. Серийные СКШТ надежно работают при температурах от -50 до +50°C. Однако климат Заполярья очень суровый: например, в Якутии нередко температура воздуха опускается до -60°C и ниже. Разработка техники для таких условий – задача крайне сложная. Так как активное освоение Арктики уже начато, выдвигаются новые, более высокие требования к технике, эксплуатация которой планируется в этих условиях. 

Основной целью испытаний 2018-2019 гг. была проверка арктического шасси БАЗ на дорогах Якутии и получение опыта эксплуатации, замечаний для улучшения конструкции, присвоения литеры «О1» опытному образцу БАЗ-69092 в «северном» исполнении. Из-за суровых климатических условий обеспечение Северного завоза осуществляется преимущественно по временным зимним сезонным дорогам – так называемым «зимникам». Летом все зимники, проложенные вне русел рек, превращаются в труднопроходимое бездорожье. Республика Саха (Якутия) является самым большим регионом России по площади, пробеги техники за рейс в один конец составляют до 3000 км – при таком километраже использование гусеничной техники из-за ее малого ресурса крайне нецелесообразно. Создание же колесной транспортной техники для таких условий эксплуатации является крайне сложной задачей, но ее решение необходимо найти – требуется осуществлять доставку больших объемов грузов в населенные пункты Якутии, которые летом полностью отрезаны от наземного снабжения. Дело в том, что в летний период все зимники, проложенные вне русел рек, превращаются в труднопроходимое бездорожье. В таких условиях арктический вездеход БАЗ-69092 по своим ТТХ способен обеспечить круглогодичную доставку грузов. 

Первые месяцы испытаний 2018 г. дали положительные результаты. Были осуществлены пробеги по сложному автозимнику от Якутска до населенного пункта Себян-Кюель и обратно. Протяженность маршрута составила более одной тысячи километров, а средняя скорость – 41 км/ч. При этом отмечено, что арктический БАЗ-69092 не «портит» колею зимников – КАМАЗы, «Уралы», а также находящиеся в эксплуатации населения ЗИЛ-131 могут передвигаться позади испытываемого образца без каких-либо затруднений. 

Первые пробеги по бездорожью также не выявили каких-либо существенных проблем: шасси БАЗ-69092 уверенно передвигается по снежной целине, по руслам рек и ручьев, пробивает торосы. Установленные на образце экраны эффективно защищают элементы трансмиссии, пневмо- и гидравлические трубопроводы и электрическую систему шасси. В связи с тем, что в 2018 г. испытания были начаты в период, когда в регион пришла весна, температура в ходе первых пробегов не опускалась ниже -35°C.

Летом 2018 г. испытания образца в Якутии были продолжены, основным их этапом стало участие машины в доставке гуманитарных грузов для улусов, пострадавших от наводнений (весеннего половодья). Арктический БАЗ-69092 доставил в наиболее пострадавшие от стихии районы более 17 тонн гуманитарной помощи, преодолев при этом более 560 км бездорожья. Отмечено, что средняя скорость арктической машины была значительно выше скоростей движения других транспортных средств аналогичной грузоподъемности по данному маршруту.

Брянский автомобильный завод в инициативном порядке уже ведет комплексную работу по созданию нового семейства шасси и тягачей, в том числе с учетом результатов испытаний в Якутии.

В то же время летом 2018 г. были проведены пробеговые испытания по доставке тяжелого груза. Так, в июле успешно осуществлена доставка гуманитарного груза массой более 14 т пострадавшим от весеннего паводка населенным пунктам.  Протяженность маршрута составила порядка 220 километров смешанной дороги общего пользования, в том числе 207 километров грунтовой дороги. Особенностью этого этапа испытаний стала проверка грузоподъемности арктической машины, близкой к максимальной, заявленной в ТТХ. Необходимость проведения подобных испытаний была связана с тем, что транспортные средства, эксплуатируемые ГКУ РС (Я) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)», зачастую не позволяют осуществить единовременно доставку груза такой массы из-за сложных дорожных условий в этот период времени.

Начало 2019 г. стало временем для проведения испытаний арктического вездехода в условиях сверхнизких температур. Арктический БАЗ-69092 принял участие в гуманитарной операции – совместно с региональным отделением «Российского союза спасателей» («РОССОЮЗСПАС») в отдаленные и труднодоступные районы республики были доставлены продукты питания и строительные материалы. Машиной пройден маршрут общей протяженностью более 11 тысяч километров, масса перевезенных грузов составила порядка 85 тонн. Так, в село Оленек Оленекского Эвенкийского Национального района и поселок Себян-Кюель Кобяйского улуса, место компактного проживания коренного малочисленного народа Севера – эвенов, были доставлены цемент, бруски, утеплители и продукты питания. Кроме того, в поселок Глухариный, в котором идет освоение золотоносного прииска, доставлен противовес массой 18 т для экскаватора. При этом арктический вездеход БАЗ-69092 сумел преодолеть трудный затяжной перевал без использования традиционных для Якутии цепей и помощи дежурившего на зимнике трактора.

Средняя скорость арктической машины была значительно выше скоростей движения других транспортных средств аналогичной грузоподъемности по данному маршруту в Якутии.

В ходе гуманитарной операции, когда минимальная температура достигала отметки -46 градусов, была проверена работа узлов и агрегатом вездехода, расход топлива, а также испытаны новые шины – аналог ИД-370.

Члены экипажа арктического БАЗ-69092, участвующие в гуманитарной операции, получили благодарности от руководства «РОССОЮЗСПАС», также им были вручены именные наручные часы от Службы спасения Республики Саха (Якутия). В адрес руководства Брянского автомобильного завода отправлена благодарность от глав Оленекского района и Кобяйского улуса за помощь в доставке жизненно необходимых для жителей этих районов грузов.

«По моему многолетнему опыту, по нашим дорогам не смогут ездить иностранные машины, тем более с учетом климатических изменений, которые очень сильно проявляются на Севере, – отметил председатель якутского регионального отделения «РОССОЮЗСПАС» Николай Находкин. – Нам необходим специальный транспорт для Севера – не адаптированный, а произведенный по техническому заданию, который требуется Северу. Оборонно-промышленный комплекс мог бы направить свою интеллектуальную и производственную мощь для частичного перехода на гражданскую продукцию, необходимую для нашей страны. Северная техника должна быть устойчива к морозам, уметь преодолевать бездорожье, водные преграды, иметь длительный запас автономного хода, устойчивую связь и т.д. Северная техника должна быть недорогой и надежной, как автомат Калашникова».

Брянский автомобильный завод в инициативном порядке уже ведет комплексную работу по созданию нового семейства шасси и тягачей, в том числе с учетом результатов испытаний в Якутии. Разработки арктической техники для нужд МЧС, строительной, нефтегазодобывающей отраслей на территории арктических зон России находятся под особым контролем руководства АО «БАЗ», а также Концерна ВКО «Алмаз – Антей».

Уникальное предприятие, выпускающее уникальную технику

В 1950-е гг. в СССР особое внимание уделяли развитию ракетного вооружения. Активно шли разработки наземных мобильных ракетных комплексов на специальных колесных шасси, для серийного производства которых 4 июня 1958 г. был основан Брянский автомобильный завод. Уже в 1962 г. было собрано первое серийное шасси для новейшего по тем временам ракетного комплекса, аналогов которого не было у вероятного противника.

Сегодня Акционерное общество «Брянский автомобильный завод» – предприятие, выпускающее уникальную технику. В составе парка военной автомобильной техники имеется особый вид – специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ). Именно на СКШТ сегодня смонтированы вооружение и военная техника (ВВТ), способные решить исход любой военной операции.

В 1993 г. БАЗ приступил к решению самой ответственной и серьезной задачи за всю свою историю – созданию семейства многоцелевых СКШТ высокой проходимости «Вощина-1». У всех было понимание, что такая техника найдет применение и для нужд обороны, и в различных отраслях народного хозяйства. От успеха решения этой задачи зависела дальнейшая судьба завода. Сложная экономическая ситуация, в которой находилась в то время промышленность России, отрицательно влияла на ход работ. Несмотря на это, коллектив завода с честью справился с решением поставленной задачи: семь образцов семейства в 2003-2007 гг. приняты на снабжение ВС РФ.

СКШТ семейства «Вощина-1» производятся серийно; эта техника соответствует не только современным, но и перспективным требованиям Минобороны России. «Визитной карточкой» семейства является использование шасси и тягачей «Вощина-1» в составе лучшей в мире ЗРС С-400. 

СКШТ БАЗ также нашли применение в составе других комплексов и систем ВВТ, в том числе в радиолокационных комплексах «Гамма-С1», «Небо-М», для станций радиоэлектронной борьбы «Красуха-2» и др. Ведутся работы по расширению семейства «Вощина-1».

В конце 2015 г. БАЗ вошел в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей». Уже в следующем году производство на БАЗе существенно возросло. На заводе началась модернизация технологического оборудования, начал реализовываться план по строительству собственного полигона для испытаний техники.

Сегодня Брянскому автомобильному заводу по силам решать самые сложные задачи в области разработки и производства СКШТ.

Современная техника БАЗ для народного хозяйства

БАЗ предлагает заказчикам широкий спектр серийных моделей и модификаций СКШТ высокой проходимости с количеством осей от 3 до 6 для эксплуатации в нефтегазовом секторе, в строительстве, для сложных транспортных операций, для пожарной, аэродромной техники и многих других применений. «Гражданские» версии СКШТ БАЗ максимально унифицированы с моделями, поставляемыми МО РФ.

 Серийно выпускаемые шасси имеют грузоподъемность до 45 т; на шасси, находящихся в разработке, имеется возможность ее существенного увеличения. Седельные тягачи (с допустимой нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 20 т) могут быть использованы для буксирования полуприцепов, в том числе зарубежного производства; полная масса автопоезда может достигать 90 т. Специальные крановые шасси предназначены под монтаж крановых установок, в том числе грузоподъемностью 50 т и более; эти шасси выгодно отличаются повышенной надежностью и прочностью опорно-ходовой рамы, особенно в аварийных ситуациях.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS