Арктическая диверсификация
Концерном ВКО «Алмаз – Антей» выпускается техника и продукция для различных отраслей российской промышленности, предназначенные для эксплуатации в условиях Крайнего Севера

Арктика остается в числе важнейших российских государственных прио­ритетов – об этом свидетельствует недавно подписанный президентом РФ Владимиром Путиным указ от 5 марта 2020 г. №164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». В частности, как в нем сказано, одной из важнейших целей является ускорение экономического развития территорий российской Арктической зоны и увеличение их вклада в экономический рост страны.

Ольга ШИЛОВА

Свой вклад в программу развития Арктики вносит ведущий оборонный холдинг страны – Концерн ВКО «Алмаз – Антей». Концерном ведутся новейшие разработки для различных отраслей отечественной промышленности гражданского назначения, а также успешно реализуются проекты двойного назначения, предназначенные для эксплуатации в условиях низких температур в Арктическом регионе РФ. Вся продукция прошла необходимые испытания и соответствует международным стандартам.

«Продукция Концерна, предназначенная для Арктического региона, в первую очередь решает проблемы связи, экологии, мониторинга грунтов и транспортировки грузов,» – подчеркивает Ян Новиков, генеральный директор АО «Кон­церн ВКО «Алмаз – Антей». По его словам, интенсивность освоения российской Арктической зоны постоянно растет и в АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» разработки в данной сфере выделены в отдельное направление. Предприятия Концерна обладают рядом уникальных возможностей для проектировки и создания специализированной техники и оборудования, способных решать задачи развития Арктической зоны России в экстремальных природных условиях.

Новейший арктический вездеход БАЗ-69092.

Среди входящих в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей» предприятий прежде всего следует отметить продукцию Брянского автомобильного завода (АО «БАЗ»). БАЗ – производитель специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) высокой проходимости грузоподъемностью от 14 до свыше 40 т. Является одним из ведущих в своей отрасли предприятием, способным обеспечить полный жизненный цикл выпускаемых СКШТ (разработка, испытания, производство, техническое обслуживание и ремонт).

За 60-летнюю историю завода на конвейере сменилось несколько поколений СКШТ. Сегодня выпускается техника четвертого поколения – семейство «Вощина-1». Продукция под маркой «БАЗ» предназначена для использования в различных климатических зонах России и комплектуется с учетом индивидуальных требований заказчика.

В рамках программы диверсификации производство на заводе организовано по технологии двойного назначения: унифицированные узлы и агрегаты применяются в технике как для обеспечения обороноспособности государства, так и для экономического комплекса страны – в нефтегазовом секторе, в строительстве, для сложных транспортных операций и др.

В Республике Саха (Якутия) прошли натурные ходовые испытания новейшего вездехода БАЗ-69092. Он был создан для нужд МЧС РФ, для эксплуатации в условиях Крайнего Севера и Арктики, труднодоступных горных районах, отличающихся сложным рельефом.  В рамках испытаний арктический вездеход БАЗа принял участие в спасательной операции в пострадавших от паводка районах Якутии. Внедорожный тягач доставил в наиболее пострадавшие от стихии населенные пункты более 17 тонн гуманитарной помощи, преодолев при этом более 560 км бездорожья. Пострадавшим жителям районов были доставлены продукты, палатки, раскладушки, строительные материалы.

Шестиколесный вездеход с грузовой платформой в белом исполнении будет использоваться для нужд МЧС в аварийно-спасательных, эвакуационных и гуманитарных операциях.

Машина обладает ключевыми характеристиками для работы в Арктике – не боится морозов, с легкостью преодолевает бездорожье, водные преграды. Техника БАЗа имеет длительный запас автономного хода, почти на 100% состоит из отечественных комплектующих.

В испытательном центре ЗРТО возможно создать климатические условия для испытаний различной техники, сопоставимые с условиями в Арктической зоне РФ.

Шасси БАЗ в северном исполнении обладают уникальным набором характеристик для применения в арктических широтах. Это возможность эксплуатации при экстремальных температурных режимах – от -50 до +50°С, и высокая проходимость за счет разрезных мостов, независимой торсионной подвески и колесных редукторов несоосного типа, обеспечивающих большой дорожный просвет, а также низкая стоимость эксплуатационных расходов по сравнению с импортными аналогами.

Также отметим клиренс – 580 мм, статическую устойчивость к опрокидыванию – 40° (крен), минимальный радиус поворота от 13 м и большую монтажную длину рамы, которая позволяет обеспечить размещение на данной технике различных видов оборудования.

АО «Всероссийский научно-исследовательский институт радио­аппаратуры» выпускает всережимные цифровые станции наблюдения для управления воздушным движением (УВД)  МВРЛ «АВРОРА-2». Изделие предназначено для использования в качестве источника радиолокационной информации в составе аэродромных и трассовых радиолокационных комплексов аэродромных пунктов и районных центров управления воздушным движением.

МВРЛ «АВРОРА-2» обеспечивает:

• круговой обзор пространства;

• обнаружение и определение координат воздушных судов (ВС), оборудованных ответчиками, работающими в режимах «RBS», «УВД» «S» и в режиме АЗН-В 1090 ЕS;

• объединение информации ПРЛ и ВРЛ;

• получение и обработку дополнительной информации от ВС, оборудованных ответчиками, работающими в режимах «RBS», «УВД» «S»;

• выдачу в системы УВД вторичной радиолокационной информации о местоположении ВС и информации сквиттеров, передаваемых бортовой аппаратурой АЗН-В 1090 ES, а также информации о техническом состоянии аппаратуры МВРЛ «АВРОРА-2»;

• одновременную обработку информации от 400 ВС;

• максимальную дальность обнаружения до 465 км;

• вероятность обнаружения ВС – 0,99.

АО «Конструкторское бюро специального машиностроения» (КБСМ) разработало транспорт­но-упаковочный комплект ТУК-120 с металлобетонным контейнером, он спроектирован для транспортировки и хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомного ледокольного флота. Контейнеры типа ТУК-120 предназначены для хранения уран-циркониевого ОЯТ, которое не может быть переработано с использованием существующих технологий. Конструкция контейнеров предусматривает три герметизирующих барьера, обеспечивающих безопасное длительное хранение ОЯТ (до 50 лет).

ТРЛК «Сопка-2».

Еще одна разработка КБСМ – железнодорожный кран СМ-2000 грузоподъемностью 200 тонн с телескопической стрелой. Он предназначен для выполнения широкого круга аварийно-восстановительных, погрузо-разгрузочных и строительно-монтажных работ на путях железных дорог колеи 1520 мм.

Кран может использоваться в восстановительных поездах железных дорог в качестве аварийно-восстановительного грузоподъемного средства для ликвидации последствий аварийных ситуаций природного и техногенного характера.

Использование крана также возможно при замене пролетных строений мостов, стрелочных переводов, обустройстве контактной сети и на других погрузо-разгрузочных работах.

Кран способен выполнять работы в диапазоне температур от -50 до +50°С.

АО «Завод радиотехнического оборудования» (ЗРТО) выпускает цифровые радиорелейные станции Р-416ГМ, предназначенные для организации помехозащищенных сетей радиорелейной связи и радиорелейных линий прямой видимости с коммутацией пакетов.

Станция Р-416ГМ сантиметрового диапазона волн позволяет организовать передачу цифровых потоков на трех азимутальных направлениях с динамическим выбором вида модуляции и кодирования передаваемого сигнала.

Выпускается в двух вариантах исполнения:

• подвижный вариант на шасси КАМАЗ 5350;

• стационарный вариант.

Радиорелейная станция обеспечивает организацию дуплексных радиорелейных стволов в диапазонах от 5,6 до 6,2 ГГц и от 7,9 до 8,4 ГГц на интервалах до 40 км, в условиях среднепересеченной местности с перепадом высот до 50 м, при высоте подвеса антенн до 30 м.

Особо следует отметить испытательный корпус ЗРТО, где на современном оборудовании могут проводиться любые типы натурных испытаний для широкого спектра военной и специальной техники. В испытательном центре возможно создать климатические условия для испытаний различной техники, сопоставимые с условиями в Арктической зоне РФ.

В состав испытательного комплекса входят:

• участок для климатических испытаний крупногабаритных изделий, где в специальных экранированных помещениях располагаются две камеры 2000 и 1900 куб. м, которые воспроизводят температуры от -70 до +100°С;

• участок для климатических испытаний среднегабаритных изделий, включающий в себя две универсальные климатические камеры тепла, холода и влаги со специальным манипулятором;

• участок для механических и климатических испытаний изделий, включающих в себя испытания на воздействие линейных ускорений (центрифуга), испытания на ударную стойкость (копер свободного падения), испытания на вибро­устойчивость (гидравлический вибро­стенд и электродинамический), камеры повышенного и пониженного давления и др.

ПАО «Научно-производст­вен­ное объединение «Стрела» предлагает радиолокационный комплекс охраны объектов гражданского назначения «Барьер».

Он предназначен для автоматического обнаружения и распознавания движущихся объектов (человек, автомобиль, низколетящие БПЛА), выдачи сигнала предупреждения о несанкционированном вторжении в охраняемую зону, определения положения и траектории движения нарушителя. Применяется для создания радиолокационного заграждения охраняемого периметра.

При построении охранной системы с использованием нескольких радиолокационных устройств, сопряженных с оптико-электронными средствами, формируется купольное покрытие охраняемого объекта.

АО «Российский институт радионавигации и времени»  предлагает геодезическую спутниковую аппаратуру для высокоточного определения координат точек земной поверхности в режимах реального времени и постобработки с использованием корректирующей информации. Применяется при топогеодезических работах, геологоразведке, специальном строительстве, а также при решении задач геомониторинга различных объектов.

Блоки антенные (внешняя аппаратура) рассчитаны на работу в районах с суровыми климатическими условиями.

ПАО «Научно-производст­вен­ное объединение «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина» выпускает трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2» S-диапазона. Он предназначен для использования в качестве источника радиолокационной информации для систем управления воздушным движением и контроля воздушного пространства.

Одновременно в ТРЛК организован отдельный канал для получения информации об интенсивности и границах метеообразований аналогично данным, получаемым со специализированных метеолокаторов диапазона S.

ТРЛК «Сопка-2» обеспечивает обнаружение воздушных судов, измерение дальности, азимута и угла места (высоты) целей; получения через канал МОВРЛ/ОСЧ дополнительных данных, передаваемых бортовыми ответчиками, объединения РЛИ, получаемой от ПОРЛ, ВОРЛ и РЛС ОСЧ, а также выдачи обработанной информации пользователям с использованием согласованных протоколов на средства отображения.

Концерн ВКО «Алмаз – Антей»  является одним из ключевых предприятий – участников стратегических государственных программ в сфере развития Арктического региона России. Это одно из крупнейших интегрированных объединений российского оборонно-промышленного комплекса, на предприятиях которого трудятся около 130 тысяч человек.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS