Обуховский завод в годы Великой Отечественной войны
Все для фронта, все для победы!

75 лет прошло со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Все это время страна помнила страшные четыре года, чтила память героев, отстоявших независимость государства от немецко-фашистских захватчиков.

Тяжелейшие годы 1941-1945 остались в памяти нескольких поколений работников Обуховского завода, который, несмотря ни на что, оставался в строю, снабжая страну вооружением.

В первый день войны на заводе «Большевик» (название Обуховского завода в 1922-1992 гг. – прим. ред.), как и на других предприятиях Ленинграда, состоялись митинги. В резолюции, принятой коллективом предприятия и опубликованной 23 июня в заводской газете, говорилось: «В грозные дни, которые переживает наша Родина, мы, рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода «Большевик», отвечаем на вероломное нападение врага массовым вступлением в народное ополчение. Тыл и фронт у нас неотделимы. Армия и народ одно целое. Будем работать с напряжением, как требует чрезвычайная обстановка. Мобилизуем все и всех для полного уничтожения врага…». Около шести тысяч работников предприятия ушли на фронт. Из числа добровольцев были сформированы: рабочий батальон, 5 партизанских отрядов, истребительный батальон, полк народного ополчения.

В первые месяцы войны сильно изменился состав работников завода. Ушедших на фронт мужчин на всех участках производства заменили женщины (к декабрю 1941 г. доля женского труда составляла от 30 до 50% в разных цехах) и подростки от 13 до 15 лет. Вернулись к станкам и мартеновским печам ветераны.

Работа на заводе не прекращалась ни днем, ни ночью. Несмотря на значительное сокращение численности личного состава, завод не снижал темпов производства: за июль-август 1941 г. сталевары выплавили металла столько же, сколько за 1-е предвоенное полугодие.

В июле 1941 г. часть рабочих, инженерно-технических работников с оборудованием были отправлены в Сталинград, затем на Урал (Пермь, Свердловск, Барнаул).

В сентябре 1941 г. Ленинград оказался отре­занным от страны кольцом блокады. Но город продолжал жить и работать. Дымили и трубы Обуховского завода.

«В 1942 г. доводилось работать мне больше слесарем. Поступали уже на ремонт орудия в 3-й цех, поэтому меня снимали на работу часто туда. Холод был адский, никаких рукавиц нет, а у тебя только напильник, что принес с собой, и измерительный инструмент. Надо было сначала бежать в кузницу, погреть деталюшку, к которой аж пальцы прилипали от мороза, потом снова бежать к тискам и делать припиловку зубьев. В своем цехе №43 делал лекальную работу. Руководители цеха находились на казарменном положении. Ночевали внизу в бомбоубежище под инструментальной кладовой», – рассказывал заслуженный ветеран Николай Александрович Осокин, работавший на заводе в годы войны.

Катастрофически падали нормы снабжения продуктами. К 20 ноября 1941 г. норма выдачи хлеба составляла: рабочим – 250 грамм, всем остальным – 125 грамм. Кроме того, завод подвергался интенсивным обстрелам и бомбежкам. С 4 сентября 1941 по 1944 г. на завод было сброшено более 3500 артиллерийских снарядов, более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб. Завод работал для фронта и одновременно сам был частью фронта.

Самое трудное время – зима 1941-1942 гг. Оста­но­вились прокатка, кузница, стале­фасон­ный и мар­теновский цеха. Закон­сервировав оборудование остановившихся цехов, люди уходили на другие участки производства.

Несмотря на отсутствие топлива и почти полное отключение электроэнергии, обстрелы и бомбежки, большую смертность людей от истощения, завод не прекращал работы. При свечах и коптилках, вручную сборщики ремонтировали прибывающие с фронта искалеченные орудия. На заводе ремонтировали артиллерийские установки: Б-1-П, Б-4, Б-13, Б-34, Б-38 и другие, изготавливали железнодорожные батареи: Б-57, Б-58, Б-61; станки для пулеметов: Б-103 и Б-108. В 1941 г. заводчане участвовали в ремонте легендарного линейного корабля «МАРАТ» («Петропавловск»), который оборонял город Ленинград всю войну.

«Случалось, что были остановки из-за отсутствия топлива, но мы продолжали трудиться в других цехах, а как только поступало топливо, возвращались в прокатку. Трудно было нести трудовую вахту также из-за голода. В пищу шли крапива, лебеда и даже клевер. И вот в таких нечеловеческих условиях цех ежедневно выдавал боевую продукцию. Мы в то время катали корпуса для тяжелых снарядов. Сознание того, что наш труд помогает сдерживать озверевшего врага, придавало нам силы», – из воспоминаний П. Родионова в заводской газете.

Несмотря на тяжелые условия блокадного Ленинграда, на заводе зародилось движение «За ремонт и изготовление орудий в свободное от работы время». Во внеурочное время было изготовлено 9000 кинжалов, более 3000 тысяч саперных лопаток, отремонтировано более 20 крупных орудий.

С ноября 1941 г. по апрель 1942 г. большая группа сотрудников завода работала на постройке и обслуживании Дороги жизни, на переоборудовании 5-й ГЭС с угля на торф и на подаче топлива.

В ходе Всесоюзного соревнования на заводе развернулось движение рационализаторов. За два месяца 1942 г. было реализовано 68 предложений, давших экономию 100 тысяч рублей. Энтузиазм, хорошая организация позволили рабочим повысить производительность труда до 180-250%. Весной 1942 г. на завод пришла большая группа молодежи. По решению парткома и комитета комсомола молодежь стали организовывать в бригады, которые возглавляли передовые рабочие. В Ленинграде хорошо знали имя комсомольца-бригадира Владимира Князева, ежемесячно выполнявшего нормы на 400%, а члены его бригады – на 150-200%. Одними из лучших были бригады Г. П. Гаврилова, Г. И. Красильникова и других.

Стремление приблизить победу и помочь фронту умножало силы людей. В военные годы завод бесперебойно снабжал армию орудиями, минами, снарядами: было изготовлено более 20 тысяч бронетанковых и фугасных снарядов калибра 130, 160, 305, 356 и 406 мм; выпущено более 90 тысяч деталей для реактивных мин М-13 («Катюша»), 11 тысяч разных деталей для пулемета «Максим», 125 тысяч мин калибра 82 мм; создано 30 новых артиллерийских батарей на железнодорожных платформах, оснащенных двумя или четырьмя главными орудиями до 152 мм включительно; во 2-м квартале 1944 г. налажено серийное производство противотанковой пушки калибра 100 мм. Кроме этого, по заданию штаба Ленинградского фронта завод изготавливал десантные сани, саперный и строительный инструмент.

В годы Великой Оте­чественной войны погибло от бомбежек и умерло от голода более 4000 ра­бот­ников завода, па­ли в боях на фрон­тах более 5000 заводчан.

Ущерб, который нанесла заводу война и блокада, был огромным. В течение нескольких послевоенных лет шел капитальный ремонт цехов, восстанавливались их производственные мощности.

Восстано­ви­тельные работы начали проводить еще во второй половине 1943 г. Металлурги с по­мощью всего завода восстанавливали, ремонтировали мартеновскую печь. В августе этого же года, когда на территории завода еще рвались снаряды, мартен дал первую плавку стали. Очень трудоемким оказался ремонт и печи №9. Через полтора года, в апреле 1945 г., эта печь, одна из самых крупных мартеновских печей в Ленинграде, заработала.

Семь работников завода, воевавших на фронте, были удостоены звания Герой Советского Союза. За период Великой Отечественной войны были награждены медалями тысячи работников завода. Указом Президиума Верховного Совета от 16 сентября 1945 г. завод «Большевик» был награжден орденом Красного Знамени «За успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны по выпуску артиллерии для Красной Армии и Военно-морского флота в условиях блокады города Ленинграда».

В память о заводчанах, трудившихся для Победы и воевавших на фронтах, погибших, умерших от голода и ныне живущих, на территории завода установлен мемориал с Вечным огнем и памятной плитой, надпись на которой гласит: «Жизнь отстоявшим в памяти нашей вечно живым 1941-1945».

В связи со сложившейся в стране и мире обстановкой в мае 2020 г. на территории завода были отменены традиционные торжественные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Тем не менее ветеранов ВОВ не оставили без праздника, руководством предприятия было принято решение организовать поздравление заводчан на дому. Накануне Дня победы волонтеры из числа молодежного совета Обуховского завода посетили более двухсот бывших сотрудников завода, ветеранов ВОВ и привезли им памятные открытки с поздравлениями и денежные подарки.

«День Победы для представителей ОПК – это прежде всего дань памяти и благодарности за Победу в самой страшной войне ХХ века, а также современный символ преемственности поколений народа-победителя, торжество силы духа, самоотверженности и преданности своей Родине, на благо которой каждый из нас трудится день за днем, – считает Михаил Львович Подвязников, гене­ральный директор Обуховского завода. – Так совпало, что каждый май – это особенный месяц для Обуховского завода еще и потому, что 16 мая предприятие отмечает очередной день рождения. В 2020 г. Обуховскому заводу исполняется 157 лет, а одному из его основателей Павлу Матвеевичу Обухову 200 лет со дня рождения исполнится 11 ноября.  До настоящего времени Обуховский завод остается одним из флагманов российского военно-промышленного комплекса. Я надеюсь, что традиции подлинного патриотизма и служения Отечеству, заложенные нашими великими соотечественниками и бережно сохраняемые нашими современниками, позволят нам преодолеть любые трудности и с гордостью нести знамя Победы все последующие поколения».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS