В 1948 г. приказом министра авиационной промышленности СССР М.В. Хруничева было сформировано Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) №2, главным конструктором которого стал один из основателей российской школы вертолетостроения – Николай Ильич Камов. В 1973 г. ОКБ было присвоено его имя. 7 октября 2018 г. ОКБ им. Камова отпразднует свое 70-летие. |
К наиболее значимым моделям разработки опытно-конструкторского бюро «Камов» для Военно-морского флота относятся вертолеты типа Ка-27, на основе которых было создано большое количество модификаций. Ка-27 стал последним вертолетом, над которым непосредственно работал сам Николай Ильич Камов.
Сегодня традиции создания вертолетов соосной схемы продолжает и развивает АО «Камов», входящее в холдинг «Вертолеты России». Конструкторское бюро создало новое поколение современных вертолетов: Ка-52 «Аллигатор», Ка-226Т, Ка-32А11ВС и др. Ка-52 оснащен самой современной авионикой и мощным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи. Кроме того, он снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты, а также средствами активного противодействия. В ближайшие годы армейская авиация ВКС России пополнится 114 разведывательно-ударными вертолетами Ка-52, сообщил в начале 2018 г. Юрий Борисов, занимавший тогда должность замминистра обороны РФ.
Не менее важным в линейке «Камова» является вертолет Ка-226Т – сразу 200 таких машин в соответствии с подписанным в 2015 г. межправительственным соглашением будет поставляться в Индию. При этом проект предусматривает постепенную локализацию производства – первые 60 машин произведет Улан-Удэнский авиационный завод, а остальные 140 будут собраны на мощностях совместного российско-индийского предприятия, зарегистрированного неподалеку от Бангалора. Передача технологий индийской стороне будет значительно упрощена за счет того, что Ка-226Т – это первый российский вертолет с электронной конструкторской документацией, он спроектирован исключительно с использованием цифровых технологий. Улучшенные летно-технические характеристики Ка-226Т, экологичность, экономичность, современный комплекс авионики и дополнительные решения в области безопасности полета делают этот вертолет одним из лучших в своем классе.
Первый летный образец многоцелевого вертолета Ка-62 готовится к предварительным летным испытаниям. На машине доработаны и усилены конструкции корпуса рулевого винта и хвостового оперения, а также установлена трансмиссия типовой конструкции. Провести этап предварительных испытаний и начать сертификацию Ка-62 планируется до конца 2018 г. Главной особенностью вертолета Ка-62 является использование в конструкции большого объема полимерных композиционных материалов, а также применения первой в отечественном вертолетостроении системы управления общевертолетным оборудованием. Стоит отметить, что и Министерство обороны РФ уже проявило интерес к новой машине. «Мы ведем работу по военному облику данного вертолета, обсуждаем с Минобороны в первом приближении их потребности, те миссии вертолета, которые необходимы», – заявил в марте 2018 г. генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
В 2018 г. АО «Вертолеты России» продемонстрируют Минобороны РФ концепцию сверхскоростного вертолета. Заказчику будут представлены один или два проекта по скоростному боевому вертолету. «Я как наследник фирмы «Камов», как конструктор, который 50 лет продолжает работу Николая Ильича Камова, считаю, что это будет соосный вертолет», – заявил генеральный конструктор АО «Камов» Сергей Викторович Михеев.
За свою многолетнюю историю ОКБ им. Камова создало уникальную исследовательскую школу, сформировав научно-технический потенциал по созданию вертолетов различных аэродинамических схем. Компания до сих пор является единственным в мире разработчиком серийных вертолетов соосной схемы, обеспечивающей высокую маневренность и хорошую управляемость при малых габаритах техники.