Корабли и суда ВМФ как объекты Минобороны России должны оснащаться комплексами технических средств охраны (КТСО). |
Они являются составной частью систем охраны, предназначаемых для предотвращения противоправных действий внешних и внутренних нарушителей (рис.1).
Эти действия могут быть направлены на совершение повреждений (диверсий) конструкции кораблей (судов), а также их оборудованию и вооружению, хищение конфиденциальной документации и информации, вывод из строя членов команды и пр. В зависимости от степени военно-стратегической значимости корабля/судна, типа находящихся на его борту опасных веществ (изделий на их основе), вида и масштабов последствий действий нарушителей, может быть нанесен соответствующий военно-политический, оборонный, материальный, экологический и другой ущерб. Его масштабы могут быть соизмеримы и даже превосходить масштабы ущерба, наносимого объекту в боестолкновении с противником при существенно меньших затратах на проведение акций.
Рисунок 1. Охрана перевозимого груза на морском транспорте вооружения. |
Традиционно оснащение объектов КТСО осуществляется на основе требований руководящих документов (РД), которые определяют состав и размещение видов оборудования на объекте и являются стандартными для большинства их типов. Корабли и суда ВМФ имеют широкую классификацию в зависимости от водоизмещения, предназначения, вооружения и др. Эти факторы, а также ряд других (особенности режимов функционирования, мест дислокации и районов боевой службы, конструкции и инфраструктуры, наличия на борту ядерного оружия и ядерных энергетических установок, состава команды, типовых ожидаемых угроз) имеют принципиальное значение при построении эффективных КТСО. Действующие же руководящие документы, содержащие требования по оснащению КТСО объектов ВС РФ и распространяющиеся в равной степени на все классы (типы) кораблей и судов, не учитывают их принципиальной специфики. Это не обеспечивает адекватность КТСО типовым (проектным) для каждого класса кораблей угрозам и решение задач охраны с требуемым уровнем эффективности. В результате системы охраны, основанные только на требованиях РД, могут быть либо избыточны, либо, что чаще всего, функционально недостаточны. Кроме того, вложение затрат на оснащение кораблей и судов КТСО может быть не вполне рациональным. Поэтому для создания функционально достаточных, адекватных ожидаемым угрозам и экономически обоснованных КТСО кораблей и судов ВМФ различных классов требуется разработка типовых концепций их построения, в которых устанавливается взаимосвязь между проектными угрозами и функциональными свойствами систем охраны, нейтрализующими их с заданным уровнем эффективности.
К числу особенностей кораблей и судов, принципиально отличающих их от стационарных объектов в части построения систем охраны, существенно ограничивающих реализацию стандартных требований по оснащению КТСО и предъявляющих дополнительные (специфические) требования, относятся территориальные, конструктивно-технологические, инфраструктурные особенности, а также особенности режимов функционирования.
Конкретизация этих особенностей применительно к конкретным классам (типам) кораблей должна проводиться в рамках типовых концепций, определяющих идеологию построения КТСО для каждого класса кораблей.
Наличие таких концепций будет способствовать взаимному согласованию взглядов на облик, роль и место КТСО в составе оборудования кораблей и судов между заказывающими, контролирующими и исполняющими работы органами, организациями и должностными лицами. Кроме того, наличие в концепциях требований, предъявляемых к конструкциям кораблей/судов, обеспечивающих наиболее эффективное применение КТСО, будет способствовать взаимной гармонизации процессов проектирования КТСО и объектов.
Рисунок 2. Роль и место типовой концепции построения КТСО на этапах жизненного цикла. |
Типовая концепция построения КТСО должна содержать:
• описательную характеристику объекта;
• требования к уровню защищенности объекта и его предметов охраны, определенные путем категорирования;
• базовую проектную угрозу объекта, включающую предметы охраны, виды и способы совершения против них НСД и их потенциальных исполнителей (модель нарушителя);
• основополагающие принципы построения систем охраны, определяющие конфигурацию и функциональные свойства КТСО и их реализацию в виде базового варианта КТСО без указания типажа оборудования;
• качественные и количественные подтверждения функциональной достаточности базового варианта КТСО;
• организационные меры охраны и компенсационные мероприятия по наращиванию уровня охраны объектов при повышенных степенях угроз.
В практике ВМФ уже имеется положительный опыт проектирования КТСО. СКБ «Энергия» были разработаны концепции построения КТСО применительно к кораблям проектов 20181, 20183, 18290. Такой подход позволил обеспечить их построение адекватно потенциальным угрозам и функционально достаточно для вышеуказанных проектов кораблей.
Типовые концепции построения КТСО кораблей и судов ВМФ являются отправными основополагающими документами, используемыми на всех этапах жизненного цикла КТСО, начиная от разработки ТЗ на проектирование и заканчивая процессом эксплуатации в составе объекта (рис.2). При этом типовые концепции могут подлежать дополнениям, уточнениям, корректировкам по мере изменения принятых для их разработки исходных данных.
Разработанные типовые концепции подлежат согласованию и утверждению с профильными органами и организациями ВМФ и МО РФ и введению в действие установленным порядком наряду с РД МО, уточняющими выбор типажа ТСО для кораблей и судов ВМФ в зависимости от класса (типа) и порядок его размещения на объекте.
Виктор Иосифович БУРСУК – начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ – заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению
Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»
Филиал «СКБ «Энергия»
АО «Завод «Энергия»
197375, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Маршала Новикова, 40
Тел./факс: +7 (812) 230-6718