Вопросы обеспечения безопасности и обороноспособности страны являются одним из приоритетных направлений деятельности государства в период сложной и нестабильной политической обстановки в мире, в связи с чем в последнее время значительное внимание со стороны президента России и различных органов государственной власти уделяется состоянию дел в оборонно-промышленном комплексе. Не остается данная сфера правоотношений и без пристального внимания со стороны органов прокуратуры. |
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специальное самостоятельное подразделение – управление по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая 15 февраля 2018 г. на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ, посвященной итогам работы за 2017 г., в числе приоритетных задач отметил необходимость усиления борьбы с хищениями бюджетных средств в сфере оборонно-промышленного комплекса и принятия правоохранительными органами эффективных мер, направленных на пресечение преступлений в данной сфере, обратив особое внимание на координирующую роль органов прокуратуры в вопросах борьбы с преступлениями такого рода.
Генеральной прокуратурой налажено тесное межведомственное взаимодействие с ФСБ, МВД, ФАС, ФНС, Росфинмониторингом и Следственным комитетом Российской Федерации по вопросам выявления и пресечения правонарушений и преступлений в ОПК.
Представители Генеральной прокуратуры принимают активное участие в заседаниях коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по обсуждению проблемных вопросов в сфере ОПК, а также в межведомственных совещаниях с представителями профильных министерств и ведомств, государственных корпораций, контролирующих и правоохранительных органов, на которых вырабатываются конкретные предложения и принимаются меры для повышения эффективности деятельности в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и ведомственными приказами Генеральной прокуратуры РФ функции и полномочия позволяют органам прокуратуры на постоянной основе проводить проверки деятельности поднадзорных организаций, включенных в сводный реестр организаций ОПК и их зависимых обществ, филиалов, контрагентов, в том числе участвующих в системе кооперации по государственным контрактам и проверять все вопросы исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса. Это, в частности, касается целевого расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию Государственной программы вооружения; вопросов ценообразования, импортозамещения, надлежащего исполнения государственных контрактов и договоров в сфере гособоронзаказа, исполнения федеральных целевых программ в области ОПК и ГОЗ, вопросов регистрации за Российской Федерацией и внедрения в серийное производство созданных результатов интеллектуальной деятельности, вопросов исполнения законодательства о контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, вопросы преднамеренного банкротства, распоряжения и использования имущественного комплекса предприятий и организаций ОПК и др.
Отдельно хочется отметить наличие тесного взаимодействия между прокуратурами различных субъектов Российской Федерации по вопросам исполнения законодательства в сфере ОПК, что позволяет быстро и оперативно реагировать на поступающие от заказчиков и производителей продукции военного назначения сведения о возможных срывах сроков исполнения государственных контрактов и договоров в сфере гособоронзаказа, о некачественной поставке продукции, об отсутствии надлежащего финансирования со стороны недобросовестных контрагентов, задействованных в системе кооперации по всей России – от Калининграда до Владивостока, и принимать меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений, привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
Пример работы органов прокуратуры в сфере ОПК – деятельность по пресечению нарушений при строительстве космодрома «Восточный». |
В результате принятых органами прокуратуры комплексных мер в оборонно-промышленном комплексе наметились позитивные тенденции: укрепилась исполнительская дисциплина среди заказчиков, разработчиков, производителей и поставщиков продукции в сфере исполнения государственного оборонного заказа, повышены требования к качеству выпускаемой продукции военного назначения; предотвращены срывы сроков исполнения государственных контрактов в сфере гособоронзаказа, пресечены факты нецелевого использования бюджетных средств, их хищений и растраты, факты искусственного завышения цен на продукцию, использования теневых схем и фирм-однодневок.
Примером активной работы органов прокуратуры в данном направлении является деятельность по выявлению и пресечению нарушений законодательства, допущенных при строительстве объектов космодрома «Восточный». В Генеральной прокуратуре был создан межведомственный штаб и активизирована работа правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению противоправных деяний, связанных с хищениями денежных средств, выделяемых на строительство объектов космодрома, с невыплатой заработной платы строителям и др. Результатом работы штаба явилось возбуждение следственными органами ряда уголовных дел, привлечение должностных лиц к дисциплинарной и административной ответственности. В настоящее время по части уголовных дел судами вынесены обвинительные приговоры в отношении 48 лиц, совершивших преступления при строительстве объектов космодрома «Восточный». Сумма установленного ущерба от действий виновных составила более 10 млрд. рублей.
Так, в настоящее время приговором Симоновского суда Москвы признаны виновными в хищении 1,3 млрд. рублей при строительстве космодрома «Восточный» и легализации доходов, полученных преступным путем, бывший генеральный директор Волго-Вятской строительной компании Дегтярева, ее отец, бывшие менеджеры этой фирмы Базанков и Матуев.
Расследование оставшихся уголовных дел и устранение выявляемых нарушений закона находится на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Дмитрий Викторович ДЕМЕШИН – начальник управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса