ИЭМЗ «Купол» готов решить задачу унификации сухопутных и морских ЗРК
Отечественная промышленность сегодня находится в одном шаге от того, чтобы дать флоту эффективный, компактный и сравнительно недорогой зенитный ракетный комплекс

Успешные стрельбы ЗРК «Тор-М2У» с береговой черты по целям, идущим над водной поверхностью, показали возможность использования ЗРК семейства «Тор» в интересах флота.

Унификация морского и сухопутного вооружения всегда осознавалась военным руководством России как одна из важнейших задач построения эффективных вооруженных сил. Еще в конце XIX века была предпринята довольно успешная попытка создания унифицированного для кораблей и сухопутных крепостей 10-дюймового дальнобойного орудия. Во второй половине XX века главным оружием и армии, и флота стали ракеты, но и их активно стремились унифицировать. Особенно это касалось тех областей, где оружие решало сходные задачи, как, например, в противовоздушной обороне.

Андрей СОЛДАТКИН

Собственно, первые образцы советского морского зенитного ракетного оружия создавались на базе сухопутных ЗРК. Такими были ЗРК М-2 «Волхов-М», созданный на базе ЗРК С-75 войск ПВО, и ЗРК М-1 «Волна» – морская версия С-125. Однако «оморячивание» сухопутных ЗРК не вполне удовлетворило руководство ВМФ. Следующие комплексы – ЗРК «Оса-М» – создавались под потребности флота уже начиная с этапа эскизного проектирования, но при этом требовалось обеспечить их унификацию с сухопутным ЗРК «Оса». Увы, на том уровне военно-технической мысли решить эту задачу не удалось.

Специфика использования средств ПВО на море предполагала обеспечение возможности вести огонь на ходу – эсминец или крейсер не могут и не должны останавливаться для отражения налета. Между тем это предполагало обеспечение стабилизации всех антенн РЛС в трех плоскостях и заметно большие мощности вычислительных систем, чем при стрельбе с остановки. Что означало значительное увеличение веса комплекса. Для кораблей большого и среднего водоизмещения большая масса систем ЗРК не являлась серьезной проблемой – в системах вооружения, общей массой в сотни и тысячи тонн, лишь добавлялось пара десятков тонн дополнительного веса. Для сухопутных комплексов такое увеличение веса оказалось критичным – на ЗРК «Оса» были стабилизированы лишь антенны РЛС поиска целей, наведение ракет пришлось вести с короткой остановки. В результате полной унификации удалось добиться только по зенитной управляемой ракете (ЗУР) 9М33. Подобная ситуация повторилась и при разработке следующих ЗРК малой дальности – сухопутного «Тора» и морского «Кинжала». Вновь комплексы, использующие одну и ту же ЗУР, существенно различались по своей компоновке и характеристикам. Их сравнение помогает увидеть разницу в требованиях, предъявлявшихся на тот момент к сухопутным и морским комплексам. Так, ЗРК «Тор» имел 1 канал по цели, в то время как ЗРК «Кинжал», принятый на вооружение в тот же год, располагал целыми 4-мя. Это было продиктовано как тем, что боевой корабль, представляя собой заметно более заманчивую цель, чем танк или РСЗО, должен иметь больше возможностей для отражения массированного налета, так и тем, что крейсера и эсминцы ВМФ могли нести более тяжелые системы, по сравнению с теми, которые устанавливались на сухопутных шасси: если общая масса «Тора» составляла 32 тонны, то лишь один пусковой модуль «Кинжала» отнимал у своего носителя 42 тонны водоизмещения. Правда, тяжеловесность «Кинжалов» привела к тому, что эффективные ЗРК в ВМФ СССР устанавливались лишь на корабли большого и среднего водоизмещения, а малым силам флота пришлось довольствоваться артиллерийскими зенитными установками или морскими версиями ПЗРК.

В сентябре 2016 г. ЗРК «Тор-М2КМ» провел успешные стрельбы с борта фрегата «Адмирал Григорович» по различным видам воздушных целей.

Однако за 45-30 лет со дня принятия на вооружение первых ЗРК «Оса» и «Тор» ситуация заметно изменилась. С одной стороны, в составе флота стало меньше боевых кораблей, но при этом возможности имеющихся единиц заметно увеличились. Невозможно даже сравнивать сторожевые корабли проекта 159А с их торпедно-артиллерийским вооружением и малые ракетные корабли проекта 21631, несущие «Калибры», – настолько различаются их ударные возможности, а ведь водоизмещение последних чуть ли не вдвое меньше. В силу этого значение каждой конкретной боевой единицы флота многократно возросло. И оставлять без полноценного противовоздушного прикрытия даже малые корабли флота было бы не по-хозяйски. С другой стороны, совершенствование ЗРК малой дальности достигло того уровня, когда промышленность вполне может дать флоту компактный зенитный ракетный комплекс, пригодный для установки не только на крейсерах и эсминцах, но и на кораблях малого водоизмещения.

Современные «Торы», начиная с «Тор-М2У», имеют по 4 целевых канала. Для новейших «Тор-М2» приняты ЗУР 9М338К, имеющие на 35% меньший диаметр, чем ЗУР 9М330-2, принятые для ЗРК «Кинжал», что позволяет вдвое увеличить боекомплект. И, наконец, развитие радиоэлектронной базы достигло того уровня, когда ЗРК малой дальности получили возможность вести огонь на ходу. Так, в 2015 г. ЗРК «Тор-М2У» поразил цели, двигаясь со скоростью 25 км/ч, в 2016 г. были проведены успешные стрельбы при движении боевой машины со скоростью уже 45 км/ч. Напомним, что возможность весть огонь с хода – необходимое условие боевой работы морского ЗРК.

Для выяснения возможности использования ЗРК семейства «Тор» в интересах флота, в 2015 г. прошли стрельбы ЗРК «Тор-М2У» с береговой черты по целям, идущим над водной поверхностью. «Торы» уверенно поразили мишени, имитирующие современные средства воздушного нападения. А в сентябре 2016 г. ЗРК «Тор-М2КМ» провел успешные стрельбы с борта фрегата «Адмирал Григорович», шедшего в открытом море со скоростью 8 узлов, по различным видам воздушных целей, в том числе по мишени, имитирующей противокорабельную ракету. Возможность использования комплексов семейства «Тор» в интересах ВМФ была подтверждена.

Как отмечает заместитель генерального директора АО «ИЭМЗ «Купол» (входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей») по техническому развитию Виктор Викторович Виснер, «унификация оружия для применения в различных условиях среды – задача важная. Ее решение позволяет заметно снизить расходы на производство и эксплуатацию изделий за счет повышения серийности производства, а также осуществлять более широкий маневр производственными мощностями. Сегодня мы вышли на тот уровень, на котором возможно осуществить широкую унификацию морских и наземных ЗРК малой дальности. Из-за различных условий эксплуатации и внешней среды отличия все-таки будут, но благодаря широким возможностям, заложенным в «Торе», унификацию можно осуществить практически по всей аппаратной части, то есть различия будут заключаться только в особенностях интеграции ЗРК с корабельной инфраструктурной и в алгоритмах работы бортовых вычислительных систем».

Таким образом, можно утверждать, что отечественная промышленность сегодня находится в одном шаге от того, чтобы дать флоту эффективный, компактный и сравнительно недорогой зенитный ракетный комплекс. Мечта советских адмиралов близка к исполнению.

АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»

121471, Москва, ул. Верейская, 41

Тел.: (495) 276-29-65

Факс: (495) 276-29-69

antey@almaz-antey.ru

www.almaz-antey.ru

 

АО «Ижевский электромеханический

Россия, Удмуртская Республика,

г. Ижевск, ул. Песочная, 3

Тел.: (3412) 72-5125

Факс: (3412) 72-68-19

iemz@kupol.ru

www.kupol.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS