Автономные атомные энергоисточники для энергообеспечения объектов Министерства обороны РФ
АО «НИКИЭТ» предлагает в качестве атомных энергоисточников линейку современных энергоблоков

Рисунок 1 – транспортабельная АСММ с реакторной установкой «Витязь».

Объекты Минобороны России (пункты управления, пусковые установки, объекты связи, информационные центры и другие важные объекты войск, имеющие приоритетное оборонное значение) – это стратегические объекты, обеспечивающие национальную безопасность страны. Надежное и качественное энергоснабжение данных объектов – одна из важнейших задач по обеспечению их устойчивого функционирования. Особенно это актуально для объектов, расположенных вдали от централизованных электросетей в труднодоступных районах Арктической зоны, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

А.О. Пименов, Д.Г. Куликов, Е.Н. Гольцов, Г.И. Гречко, А.А. Дунайцев (АО «НИКИЭТ», Москва)

Логистическая инфраструктура и сложные климатические условия указанных регионов накладывают серьезные ограничения на массогабаритные характеристики основного оборудования станций и требуют минимизации срока строительно-монтажных работ на площадке и длительную автономность эксплуатации.

Надежными, устойчиво работающими, экологически безопасными и экономически эффективными по сравнению с энергоисточниками на основе углеводородного топлива при условии использования в зонах локального энергообеспечения являются атомные станции малой мощности (АСММ).

АО «НИКИЭТ» предлагает в качестве атомных энергоисточников линейку современных и отвечающих всем указанным требованиям энергоблоков в диапазоне электрических мощностей от 0,2 кВт до 100 МВт. В статье рассмотрены три АСММ: наземные транспортабельные с водоохлаждаемой реакторной установкой «Витязь» и газоохлаждаемой «АТГОР», АСММ в подземном исполнении с водоохлаждаемой реакторной установкой «Унитерм».

Концепцией АСММ предусмотрена поставка всего оборудования в виде единых функционально проверенных блоков (контейнеров) с высоким качеством изготовления на специализированных машиностроительных предприятиях. Контейнеры могут быть доставлены на площадку эксплуатации АСММ любым транспортом, в том числе с использованием автомобильных платформ. На месте эксплуатации контейнеры размещаются в соответствии с генеральным планом станции и соединяются между собой коммуникациями. Возможна передислокация контейнеров с оборудованием станции на другое место эксплуатации, а также вывоз контейнера с реактором для перегрузки топлива, замены исчерпавшего ресурс оборудования и при утилизации по окончании срока службы. Контейнеры перевозятся с загруженной в реактор активной зоной.

Рисунок 2 –транспортабельная АСММ с реакторной установкой «АТГОР».

Транспортабельная АСММ с водоохлаждаемой реакторной установкой «Витязь» разработана на основе референтных решений (рис. 1). В составе АСММ применен реактор интегрального типа. Это обеспечивает компактность оборудования и повышает надежность установки за счет сокращения коммуникаций, находящихся под давлением теплоносителя I контура.

Реакторная установка «Витязь» предназначена для работы в составе наземной транспортабельной АСММ, в которую помимо реакторной входят турбогенераторная установка, оборудование системы автоматизированного управления, контроля и защиты технических средств, включая аппаратуру регулирования, управления и контроля выдаваемой электроэнергии и другое оборудование. Для снижения радиационного фона на площадке станции и защиты реакторной установки от внешних воздействий вокруг контейнера с реактором устанавливаются блоки внешней биологической защиты.

Применение газоохлаждаемой реакторной установки «АТГОР» (рис. 2) позволяет эксплуатировать наземную транспортабельную АСММ во всех климатических районах. На основе гибридной электростанции с реакторной установкой «АТГОР» и газотурбинными установками можно организовать по требованию заказчика станции разного типа:

– стационарную станцию мощностью 0,4-1,2 МВт (эл.);

– транспортабельную станцию мощностью 0,4-1,2 МВт (эл.);

– пиковую станцию мощностью 2,1 МВт (эл.);

– транспортабельную станцию с мобильными заряжаемыми контейнерами мощностью 8,4 МВт (эл.);

– подвижную станцию мощностью 0,2-0,4 МВт (эл.).

Рисунок 3 – АСММ с реакторной установкой «Унитерм» (подземное исполнение).

Приведение станции из транспортного положения в готовность сводится к подключению к местной сети или потребителю, соединению электрических разъемов кабелей и воздуховодов между контейнерами, что не превышает двух часов. Включение в работу занимает не более одной минуты. При этом вначале включаются камеры сгорания, обеспечивая работу газовых турбин. Ток направляется потребителю, а часть подается на собственные нужды для пуска реактора. После включения реактора камеры сгорания отключатся и остаются в резерве.

Технические решения, принятые для передвижных гибридных станций, основаны на опыте «НИКИЭТ» в области проектирования и изготовления оборудования для объектов использования атомной энергии и с учетом опыта реализации проекта газоохлаждаемой реакторной установки для транспортно-энергетического модуля.

АСММ с реакторной установкой «Унитерм» (рис. 3) электрической мощностью 3 МВт обладает уникальными свойствами самозащищенности и безопасности, соответствует требованиям МАГАТЭ к перспективным атомным станциям IV поколения. Расчетное обоснование принятых технических решений позволяет говорить о возможности длительной автономной эксплуатации энергетического блока как в конденсационном режиме, так и в режиме когенерации с одновременным отпуском тепловой и электрической энергии. Срок эксплуатации станции без перегрузки 20 лет, максимальная масса транспортного модуля 75 т.

Период автономной работы установки примерно один год, в течение этого срока посещения помещений реактора для технического обслуживания не требуется.

При подземном исполнении все оборудование АСММ «Унитерм» располагают в шахте с глухим днищем и открывающейся стальной крышкой, через люки которой проходят кабели, воздуховоды и др.

Для повышения радиационной безопасности тепло от активной зоны потребителю (в турбогенераторную установку) передается по трехконтурной схеме: I контур – промежуточный контур – контур потребителя. Промежуточный контур используют как дополнительный барьер между активной зоной и потребителем, позволяющий даже при появлении течи из I контура защитить потребителя от ионизирующего излучения.

В конструкции реакторной установки «Унитерм» применена постоянно действующая автономная система отвода мощности, предназначенная для отвода остаточных тепловыделений от активной зоны как при плановых остановках, так и в аварийных ситуациях. Совместное функционирование системы трех контуров обеспечивает длительную работу реактора на уровне мощности около 5% номинальной (режим «горячего резерва») при отсутствии подачи питательной воды от потребителя в парогенератор. Надежность работы установки обеспечивает естественная циркуляция теплоносителей в контурах этих систем.

Указанные проекты обладают уникальными потребительскими характеристиками и на сегодняшний день не имеют аналогов в России и за рубежом.

Почтовый адрес:

Россия, 101000, Москва, а/я 788

Юридический адрес:

Россия, 107140, Москва,

ул. М. Красносельская д. 2/8

Тел: +7 (499)263-74-87

Факс: +7 (499) 788-20-52

nikiet@nikiet.ru

nikiet.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS