«МиГ» диверсифицирует продуктовую линейку и работает над боевым самолетом шестого поколения
В настоящее время самолеты семейства МиГ-29 эксплуатируются помимо России более чем в 20 странах мира

Поставки российским авиакомпаниям регионального пассажирского турбовинтового самолета Ил-114-300, начало которых запланировано на 2022 г., позволят сэкономить «порядка $5 млрд., которые были бы потрачены для покупки аналогичной техники у наших зарубежных конкурентов», – заявил недавно на совещании по развитию гражданской авиации президент ОАК Юрий Слюсарь.

Илья КЕДРОВ

«Ил-114 – это пассажирский самолет полностью российского производства. Наши производственные мощности позволяют выйти с 2022 года на плановый объем производства – 12 самолетов в год», – добавил генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.

Казалось бы, какое отношение прославленная истребительная фирма имеет к гражданской авиации? Дело в том, что в соответствии с решением правительства России, принятом в начале 2017 г., именно «МиГ» назначен головным производителем Ил-114-300. Финальная сборка машины будет осуществляться Производственным комплексом №1 корпорации в Луховицах, часть агрегатов должен изготавливать Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (в 2016 г. он был включен в состав РСК «МиГ» в качестве филиала). В кооперацию по этой машине включено также Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), которое займется изготовлением крыла.

Решение задействовать в проекте нового регионального самолета мощности РСК «МиГ» было принято из экономической целесообразности – для сокращения издержек, а также ввиду наличия подходящих производственных площадей. Изначально введенный в строй в 2005 г. цех окончательной сборки Производственного комплекса №1 в Луховицах создавался под проект Ту-334, который так и не был реализован. Здесь же разворачивается серийное изготовление истребителя МиГ-35, однако масштабы цеха позволяют двум сборочным линиям мирно уживаться под одной крышей.

Несмотря на диверсификацию продукотовой линейки РСК «МиГ» за счет гражданского самолета Ил-114-300, корпорация по-прежнему остается одним из немногих в мире предприятий, разрабатывающих и производящих современные боевые самолеты.

Производственный комплекс №1 РСК «МиГ».

Главным (по крайней мере, с точки зрения публичной информации) проектом для компании остается МиГ-35. Создание этого самого совершенного на сегодняшний день среднего многофункционального истребителя «продвинутого» четвертого поколения почти завершено.

В ходе авиационно-космического салона «МАКС-2017» заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов еще раз официально подтвердил намерение военного ведомства принять эту машину на вооружение ВКС РФ. Отметив, что в ближайшее время будет окончена работа по созданию самолета, он сказал: «Начиная с 2018 года мы планируем осуществлять закупку этого легкого истребителя. Уверен, что, как только начнутся поставки МиГ-35 в интересах Вооруженных Сил России, вырастет и его экспортный потенциал». Таким образом, из этого заявление Юрия Борисова следует, что МиГ-35 включен в Госпрограмму вооружения на 2018-2025 гг. О количестве машин, которые планируется закупить для ВКС, официально пока не сообщалось, но, по данным СМИ, речь идет о предстоящем контракте на 24 самолета.

На выставке «МАКС-2017» главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев заявил про МиГ-35: «Это легкий истребитель, очень экономичный, он пойдет для обучения курсантов на выпускном курсе, для обучения пилотов в строевых частях и освоения всех видов техники пилотирования, маневров, всего вооружения». Машина, по словам главкома, может применять практически всю номенклатуру авиационных средств поражения из арсенала ВКС РФ. «За этим самолетом, я думаю, будущее, и естественно, он дешевле, чем тяжелые истребители, поэтому мы будем его брать», – добавил Виктор Бондарев.

Масштабы Производственного комплекса №1 позволяют одновременно собирать здесь и МиГ-35, и Ил-114-300.

Говоря об экспортном потенциале МиГ-35, следует вспомнить презентацию этого самолета, которую РСК «МиГ» провела 27 января 2017 г. Тогда на «премьеру» самолета приехали делегации 30 зарубежных стран, в частности, из Индии, Китая, Вьетнама, Перу и других стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы и СНГ. Это свидетельствует о большом интересе к машине со стороны военных зарубежных стран.

Одним из первых заказчиков МиГ-35 может стать ближайший сосед и союзник России – Республика Казахстан. Эта страна уже начала обновление авиапарка своих Сил воздушной обороны, закупив партию истребителей Су-30СМ. А в ходе авиасалона «МАКС-2017» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко и исполняющий обязанности председателя правления компании «Казахстан инжиниринг» Вадим Шакшакбаев подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области продвижения МиГ-35 на казахстанском рынке. В рамках соглашения достигнута договоренность о создании полноценного сервисного центра по обслуживанию авиационной техники производства Корпорации «МиГ», локализации производства отдельных узлов и агрегатов на территории Республики Казахстан, а также подготовке инженерное-технического состава. «Подписание данного соглашения является важным шагом в развитии кооперации. Мы уверены, что данное сотрудничество будет способствовать максимально эффективному продвижению наших самолетов», – отметил Илья Тарасенко.

В целом, по оценке ЦАМТО, в 2017-2020 гг. инозаказчикам могут быть поставлены 64 новых самолета марки «МиГ» на сумму $3 млрд., что составит 7,19% от общего объема мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в этот четырехлетний период.

Наиболее крупный из известных на данный момент новых контрактов на поставку зарубежным заказчикам истребителей марки «МиГ» – соглашение с Египтом на более чем 50 истребителей МиГ-29М/М2, передача которых Каиру должна завершиться до 2020 г.

ВКС РФ намерены использовать экономичный МиГ-35 в том числе и для освоения строевыми пилотами всех видов техники пилотирования, и применения вооружения.

В настоящее время самолеты семейства МиГ-29 эксплуатируются помимо России более чем в 20 странах мира. Услуги по их сервисному обслуживанию и модернизации – одно из важных направлений деятельности РСК «МиГ». В ходе салона «МАКС-2017» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко и представитель ВВС Малайзии подполковник Фадзар Мохт Бин Сухада подписали соглашение о продлении контракта на послепродажное обслуживание самолетов МиГ-29N до апреля 2020 г. «Техническое обеспечение и своевременное обновление МиГ-29 позволяют обеспечить высокую боевую готовность и длительный срок службы техники», – отметил по этому поводу Илья Тарасенко. Планируется и модернизация истребителей МиГ-29N – соответствующий меморандум в ходе московского аэрокосмического салона подписан между совместным российско-малазийским предприятием ATSC и компанией «Рособоронэкспорт».

Семейство истребителей МиГ-29 и перспективный проект регионального пассажирского турбовинтового самолета Ил-114-300 – не все направления деятельности РСК «МиГ». Корпорация известна также как разработчик истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия.

В настоящее время на вооружении ВКС РФ стоит перехватчик МиГ-31. Строевые самолеты МиГ-31Б и МиГ-31БС модернизируются до уровня МиГ-31БМ/БСМ на нижегородском авиационном заводе «Сокол». Как заявил в ноябре 2016 г. в ходе посещения НАЗ «Сокол» заместитель министра обороны России Юрий Борисов, МО РФ имеет с предприятием длительный контракт на ремонт и модернизацию 113 перехватчиков МиГ-31. Исполнение контракта должно завершиться в 2019 г.

Конструкторский коллектив РСК «МиГ» в инициативном порядке реализует программу создания перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41, который должен заменить МиГ-31. Как заявил в период проведения выставки «Армия-2017» Илья Тарасенко, ПАК ДП сможет выполнять задачи даже в космосе. По его словам, хотя ПАК ДП станет «естественным развитием самолета МиГ-31», но технологически это будет абсолютно новый самолет. «Новые технологии, незаметность, работа в космосе, новые скорости, новый радиус», – кратко охарактеризовал возможности МиГ-41 Илья Тарасенко. Он добавил также, что совершенно новые технологии, закладывающиеся в конструкцию МиГ-41, позволят ему выполнять боевые задачи в арктической сфере.

Для МО РФ РСК «МиГ» должна провести ремонт и модернизацию 113 перехватчиков МиГ-31.

Надо отметить, что Арктика с ее богатыми природными ресурсами и столь важной транспортной артерией, как Северный морской путь, который вследствие изменений климата в недалекой перспективе может стать гораздо более доступным для судоходства, является одной из важных для России зон Мирового океана. Контроль воздушного пространства здесь – серьезная задача на перспективу для ВКС РФ.

Упоминание Сергеем Тарасенко того, что новый перехватчик сможет выполнять задачи в космосе, по всей видимости, может свидетельствовать о том, что ПАК ДП видится создателям как платформа для запуска противоспутниковых ракет.

Пожалуй, на сегодняшний день сведения, сообщенные руководителем РСК «МиГ» о ПАК ДП, – наиболее существенная публично доступная информация о работах российских конструкторов над проектами боевых самолетов шестого поколения, которые, безусловно, ведутся.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS