|
Изготовление композитных крупногабаритных конструкций методом вакуумной инфузии. |
Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) – центр компетенции в области применения и развития отечественных композитных технологий – является лидером на отечественном рынке по изготовлению композитных конструкций (обрабатывается до 1000 т композитов в год) и предлагает свои заказчикам широкий спектр продукции и услуг, начиная от традиционных для завода противоминных кораблей и гражданских судов, заканчивая перспективными образцами вооружения для Министерства обороны РФ и совместными проектами со многими крупными российскими компаниями. |
До последнего времени в течение прошедшего столетия традиционным материалом для изготовления конструкций различного назначения являлись металлы – медь, сталь, алюминий, дюралюминий, и СНСЗ – единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из данных видов материалов.
В последние десятилетия в промышленности отмечался всплеск использования альтернативных материалов. Наибольшей популярностью в этой связи до последнего времени пользовался алюминий из-за его легкости и прочности. Другим же альтернативным материалом, который в последнее время стремительно набирает популярность, являются композиты, такие как, например, стеклопластики. Данные материалы, изготавливаемые из стекловолокна и полимерных смол, не имеют аналогов по целому ряду свойств, что делает их незаменимыми при изготовлении не только различных образцов вооружения, но и изделий гражданского назначения.
Высокая удельная прочность, коррозионная стойкость, низкая теплопроводность, немагнитность и высокая ударостойкость – вот далеко не полный перечень свойств, которые делают применение стеклопластиков наиболее оптимальным решением при создании различных конструкций.
Тяжелый механизированный мост. |
В настоящее время на заводе запущено сразу несколько параллельных процессов: обсуждаются технические регламенты, есть интересные точки взаимодействия с «Уралвагонзаводом», «Росатомом», прорабатываются проекты по изготовлению лопастей для ветроэнергетики, ведутся работы с заказчиками реального сектора экономики, например ГУП «Водоканал»: разработка емкостей, трубопроводов для систем хранения агрессивных сред. Композиты – единственное эффективное решение проблем химической коррозии.
В рамках государственного оборонного заказа СНСЗ выполняет опытно-конструкторскую работу по созданию нового тяжелого механизированного моста взамен стоящих на вооружении в инженерных войсках комплектов тяжелых механизированных мостов типа ТММ-3.
Основываясь на большом опыте строительства конструкций из композитных материалов, заводом прорабатывается вариант мостового пролета на шасси автомобиля КАМАЗ в соответствии с тактико-техническим заданием, полученным от заказчика. Пролеты моста практически полностью изготавливаются из композитных материалов. Исключение составляют лишь опоры и шарнирные соединения, выполненные из металла.
Длина одного пролетного строения механизированного моста, выполненного из композитных материалов, будет составлять 15 м при ширине проезжей части в 4 м. Расчетная масса пролета с промежуточной опорой – не более 6 тонн.
В целом сфера применения композитных материалов многогранна, и компетенции Средне-Невского судостроительного завода в этом направлении из года в год только растут и развиваются. Сегодня завод открыт для новых заказчиков и готов к реализации новых проектов.