|
Катер специального назначения пр. 21980 «Грачонок». |
Конструкторское бюро «Вымпел» – одна из крупнейших организаций, занимающихся разработкой проектной документации для постройки вспомогательных судов ВМФ и судов гражданского назначения. |
В настоящее время по проектам КБ строятся 8 головных и 8 серийных судов на десяти судостроительных заводах Российской Федерации. На верфях ведется сборка ледоколов, транспортов вооружения, буксирно-спасательных судов, танкеров катеров связи и специального назначения, торпедоловов, автомобильно-железнодорожно-пассажирских паромов, гидрографических судов.
Сегодня флоту все более необходимы универсальные суда, способные выполнять ряд специальных задач. Создание многофункциональных судов позволит снизить затраты на строительство и обеспечить флот современными судами. КБ «Вымпел» активно решает данную актуальную задачу.
Морской транспорт вооружения пр. 20360М. |
Так, на ССЗ «Вымпел» в Рыбинске строится транспорт вооружения проекта 20360М. Проект разработан на базе платформы, на которой уже построены транспорт аналогичного назначения и опытовое судно. Новое судно предназначено для транспортировки боеприпасов и выдачи их на корабли в пунктах базирования. К дополнительным задачам, выполняемым им, относятся локализация разливов и сбор нефтепродуктов с поверхности моря, перевозка контейнеров на открытой части палубы, а также других палубных и трюмных грузов. Судно оборудовано вертолетной площадкой. Его длина – около 77,67 м, ширина – 15,8 м, высота борта – 6,3 м. Судно развивает 14-узловый ход. Для погрузки-разгрузки используется электрогидравлический двухгаковый кран с монолитной стрелой грузоподъемностью 29 т (гак 1) и 10 т (гак 2). Для хранения грузов используется два грузовых трюма – один для хранения специзделий, второй – для взрывобезопасных (неразрядных) грузов, размещаемых в 10 контейнерах и поддонах. Общая грузоподъемность судна – 400 т.
Малое гидрографическое судно пр. 19910. |
Малые гидрографические суда проекта 19910 строятся на ССЗ «Вымпел» и ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции». Это – однопалубные двухвинтовые суда с ледовым форштевнем, дизель-электрической силовой установкой, работающей на винто-рулевые колонки, открытой рабочей палубой в корме и носовым подруливающим устройством. Их длина – 56,4 м, ширина – 11,18 м, высота борта – 5,4 м и минимальная осадка – 2,91 м. Суда оборудуются гидрографическим комплексом на базе многолучевого эхолота EM712 и однолучевого эхолота ЕА 440. Также имеются малый гидрографический катер проекта 21961, предназначенный для доставки топогеодезических партий на побережье, выполнения съемок рельефа дна на глубинах от 2 до 200 м, и самоходный плашкоут проекта 20931, к задачам которого относятся доставка с судна-носителя на побережье личного состава, спецоборудования, топлива, грузов. Судно проекта 19910 также выполняет функцию перевозки различных грузов для обеспечения работ береговых СНО и гидрографических подразделений на необорудованном побережье. Для перевозки сыпучих и жидких грузов оно укомплектовано шестью контейнерами и шестью емкостями по 1 м3, размещенными на рабочей палубе.
Тему многофункциональных вспомогательных судов продолжает проект 22870 – спасательно-буксирных судов, в настоящий момент строящихся на филиале АО «Центр судоремонта «Звездочка» (г. Астрахань). Это однопалубные двухвинтовые суда с наклонным форштевнем, с дизель-электрической силовой установкой, с рубкой на баке, с открытой рабочей палубой в корме, с носовым подруливающим устройством, состоящим из двух агрегатов. Суда предназначены для оказания помощи аварийным судам и спасения их личного состава. Они выполняют задачи буксировки и снятия с мели кораблей и судов (тяга на швартовах составляет 500 кН), подачи электроэнергии на аварийные корабли, выполнения водолазных работ на глубинах до 60 м, сбора нефтепродуктов с поверхности моря, обследования аварийных судов с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА). Высокая маневренность обеспечивается двумя винторулевыми колонками.
Дизель-электрический ледокол пр. 21180 «Илья Муромец». |
Многофункциональный ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 сейчас находится в стадии сдачи ВМФ РФ «Адмиралтейскими верфями». Несмотря на достаточно небольшие размеры (длина – около 85 м), судно решает широкий круг задач. Помимо буксировки, самостоятельной проводки судов и других плавучих сооружений в ледовых условиях, ледокол обеспечивает тушение пожаров на аварийных объектах, локализацию разливов и сбор нефтепродуктов с поверхности моря при помощи оборудования ЛАРН в контейнерном варианте, перевозку контейнеров, включая рефрижераторные. Предусматривается возможность перевозки дополнительного персонала в количестве 50 человек. На ледоколе есть площадка для приема вертолета. Судно оборудовано принципиально новыми двухвинтовыми винторулевыми колонками, которые позволяют получить большую тягу по сравнению с традиционными одновинтовыми при одинаковой подводимой мощности. Знак категории ледовых усилений судна – Icebreaker 6 по Правилам PC, мощность на винтах – 7 МВт, что позволяет ледоколу двигаться непрерывным ходом со скоростью около 2 узлов в ровном сплошном однолетнем льду толщиной до 1 м. Возможно выполнение ледокольных операций набегами при толщине льда до 1,5 м. Сейчас КБ «Вымпел» приступило и к разработке конструкторской документации на мелкосидящий ледокол проекта 21180М водоизмещением 4000 т, строительство которого планируется на СФ «Алмаз».
На трех заводах продолжается строительство противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок». Это – самые массовые боевые корабли, которыми пополняется сегодня ВМФ РФ. И не случайно проход кораблей на Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге открывали катера данного типа. Их водоизмещение – 139 т, длина – 31 м, ширина – 7,4 м, осадка – 1,85 м, максимальная скорость хода – 23 узла, дальность плавания – 200 миль, автономность – 5 суток, экипаж состоит из 8 человек. В арсенале «Грачонка» имеется необходимый комплекс противодиверсионного оборудования.
Катер торпедолов пр. 1388НЗТ. |
Еще одним специальным судном, проект которого разработан КБ «Вымпел», является катер-торпедолов проекта 1388НЗТ, строящийся на «Сокольской судоверфи». Катер предназначен для поиска и подъема учебных изделий в полигонах боевой подготовки или других заданных районах. Катер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения, двухвальной дизель-редукторной установкой, ВРШ диаметром около 2 м, средним расположением надстройки, длиной 48,9 м, шириной 9 м, высотой борта 4,7 м. Судно может эксплуатироваться круглогодично, в том числе и в мелкобитой ледяной шуге, в соответствии со знаком категории ледовых усилений Ice2 Правил РС.
Более чем 85-летний опыт работы в области проектирования судов и сдача более 6500 судов по собственным проектам позволили КБ накопить значительный опыт и с уверенностью смотреть в будущее.
Тел.: +7 (831) 433-4149